Методическая разработка: проект "Метеостанция".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая информация о проведении проекта "Метеостанция" в подготовительной группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_meteostantsiya.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №273 имени Л.Ю. ГЛАДЫШЕВОЙ
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Дошкольное отделение
Экологический проект «Метеостанция»
Разработала: воспитатель
ДО ГБОУ лицея №273 Санкт-Петербурга
Котенко Мария Станиславовна
Санкт-Петербург
2020 г.
Введение:
Детство – это время исследований и открытий. Познавая окружающий мир ребёнок учится наблюдать, общаться, думать, делать выводы, соблюдать правила экологической этики. Для педагогов очень важно развивать познавательную активность и любознательность детей и создавать для этого условия . Одной из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция .
Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными метеорологическими приборами, обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря помогут сделать увлекательными и интересными наблюдения за погодой.
Актуальность проекта:
У дошкольников не сформированы знания о погоде, нет навыков наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта:
Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
Познакомить детей с назначением метеорологической станции, познакомить с профессией метеоролога;;
Познакомить детей с приборами : термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
Воспитание потребности в общении с природой.
Вид проекта:
информационно – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект:
Подготовительная к школе группа.
Продолжительность проекта:
октябрь 2019г. - апрель 2020г.
Этапы проекта:
Подготовительный:
обозначение цели проекта;
постановка задачи данного проекта;
определение сроков проведения проекта;
составление плана работы над проектом.
Основной:
изготовление приборов – помощников;
работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
Заключительный:
подготовка отчета с презентацией.
Предполагаемые результаты:
развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Запланированные формы работы по проекту:
1. Беседы –
«Что такое погода?»
Цель: знакомство с погодными явлениями
«Народные приметы»
Цель: знакомство с приметами предсказателями
«Загадки планеты Земля»
Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца
«Что такое компас?»
Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом
«Откуда дует ветер?» «Откуда дует ветер?»
Цель: знакомство с флюгером
«Какие бывают термометры»
Цель: уточнять знания о термометре воздуха
«Чем измерить силу ветра?»
Цель: знакомство с анемометром, со способом определения силы ветра
«Для чего нужен барометр?»
Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним
«История зарождения метеорологии, как науки»
Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога.
2. Наблюдения в природе .
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение
которого предвещает перемену погоды.
Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.
Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.
Осадкомер – служит для измерения количества осадков.
Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по солнцу в любое время года.
Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определѐнной последовательности:
наблюдают за небом и облачностью
с помощью флюгера определяют стороны света и направление ветра
измеряют количество осадков с помощью дождемера или снегомера
определяют температуру воздуха с помощью термометра
с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды на следующий день
Работа с Дневником наблюдений (группа)
- дети заносят данные в Дневник наблюдений за погодой
- закрепление знаний о метеоприборах;
В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре.
3.Книга народных примет
Примеры рифмованных примет
Ласточки высоко летают - солнышко ожидают.
Низко ласточки летают – о дожде предупреждают.
Одуванчик раскрывается – солнышко ожидается.
Облака высоко плывут – хорошую погоду несут.
Гуси улетают – зимушку поджидают.
Кошка нос прикрывает – мороз ожидает.
Птицы на верхушках деревьев сидят – о морозе говорят
Дым столбом – мороз за окном
. Звезды сверкают – о морозе предупреждают.
Дым по земле – оттепель на дворе.
Иней пушистый висит – о морозной погоде говорит.
Синички к дому подлетают – зиму встречают.
«Много ягод на рябине — осень будет дождливой, мало — сухой»,
А чтобы дети не забыли примету, зарисовываем ее условными обозначениями в таблице.
4. Опыты-эксперименты
Опыт с воздухом – «Сколько весит воздух?»
- Опыт с водой – «Делаем дождь»
3. Сюжетно-ролевая игра
«Диктор прогноза погоды»
«Метеоролог»
5. Чтение художественной литературы
Н.Сладков «Капли солнца» , «Народный календарь»
6. Дидактические игры
«Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
«Где снежинки?»
Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Дидактическая игра «Волшебный круг»
Цель: Познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме.
«С какой ветки детки?»
Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
8. Слушанье музыки
П Чайковский «Времена года»,
шум дождя , ветра, скрип снега.
Обращаю внимание детей на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы.
Когда на улице дождь, какое у тебя настроение? Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал – грустную или весне.
9. Работа с родителями
Анкета для родителей
1.Что такое экология?
2.Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?
3.Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
4.Вы часто гуляете с ребенком? Где?
5.Как ваш ребенок относится к объектам природы?
6.Какую погоду вы любите, почему?
7.Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
8.Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
9.Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?
11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?
12.Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогают выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....