Непосредственная образовательная деятельность в средней группе по экологии (познавательное развитие) «Найдём дом ежа»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Долгушева Светлана Александровна

Цель: Расширить знания и представления детей о лесных жителях - ежах. 

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные: Обогащать знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Закрепить знание детей о диких животных; отличать характерные особенности диких животных; совершенствовать умение детей классифицировать объекты

Развивающие: Развивать память, мышление, воображение, внимание, Развивать слуховую, зрительную, двигательную память,  мелкую моторику рук

Воспитательные:  воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость; воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание им помогать.

Оборудование: игрушки резиновые – ёж, белка, лиса, заяц, шапочки животных, д/и «Найди дом» (картинки), картинки (чем питаются дикие животные), картинки (следы животных), деревья (ёлки), снег (из пуха), шишки, массажные дорожки, мячики – Су – Джоку, угощение ( яблоки)

Словарная работа: Развивать речь детей.

Активизация словаря: Дупло, берлога, нора, логово, колючий, фырчит.

Предварительная работа: Рассматривание диких животных, жилища, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок " Теремок", презентация про диких животных, ежа, "Заюшкина избушка", «Не послушный ёж», пальчиковые  игры  с ежами.

Ход: Ребята проходят в группу здороваются с гостями.

-Ребята, давайте поиграем ( проводится коммуникативная игра «Здравствуйте»)

-Здравствуйте, ладошки!» - Хлоп, хлоп, хлоп!

-Здравствуйте, ножки!- топ, топ, топ!

-Здравствуйте, щёчки!- плюх, плюх, плюх!

-Здравствуйте, губки!- Чмок, чмок, чмок!

-Здравствуйте, зубки! – Щёлк, щёлк, щёлк!

Здравствуй, мой носик! – Бип, бип, бип!

-Здравствуйте, гости, Привет!

Воспитатель: Ребята, мне для вас приготовила сюрприз – красивый  воздушный шарик, хотите на него посмотреть и поиграть с ним? Ой, только, где же он? Куда он подевался?

Воспитатель: Отгадайте, загадку: Словно ёлка весь в иголках. Самый он круглый ,но не мяч. Рта не видна, а кусач. Голой ручкой не возьмёшь. А зовётся это…( ответы детей). Воспитатель выносит игрушку – ёжика) Ёж сидит и тихонько фырчит? (Дети повторяют слово – фырчит)

Воспитатель: Он пришёл к нам в гости, давайте с ним поздороваемся, какой ёж? какие иголки? (хоровое и индивидуальное проговаривание). Для чего ему нужны иголки? (ответы детей) А что ещё бывает колючее?  (ответы детей). Какие лапки? А почему ему длинный нос? (ответы детей). А чем ежи питаются? (индивидуальные ответы)

Воспитатель: И кажется, я поняла, куда подевался наш воздушный шар. А вы догадались? У ёжика, ведь на спине что?  (ответы детей: иголки детей, острые; хоровое и индивидуальное проговаривание).

Воспитатель: Вот наш шарик лопнул, но ничего страшного, я вам ещё принесу. А с ёжиком мы можем поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

 На клубочек ты похож.

(сложить пальцы в замок)

На спине иголки очень  - очень колкие

(поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал

Нам колючки показал

А колючки тоже на ежа похожи

( поднимать и опускать пальцы вправо – влево)

На ежа мы поглядим молочка ему дадим

(сделать блюдце ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы

( грозить пальцем) - 2 раза.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш ёжик грустит. Ёжик почему ты грустишь?

Ёжик: Я ушёл далеко из дома и заблудился.

Воспитатель: Ребята, разве можно далеко уходить от взрослых, от дома? (ответы детей). Давайте, поможем ёжику вернутся домой? А где ёжики живут? ( ответы детей всех). Ёжик, это дикое  или  домашнее животное? ( ответы детей). Ёжики, ребята, живут в норах (словарная работа со всеми детьми) под ёлочками. Ежи на зиму впадают в спячку. Чтобы перезимовать им нужно найти хорошее и удобное убежище. Довольно часто таким убежищем является нора – либо вырытая самим ежом, либо чужая, но подходящая. Давайте с вами отправимся в лес и найдём норку ёжика. Вставайте за мной, (дети идут по массажным дорожкам за воспитателем).

Игра: Побежали по дорожке маленькие ножки,

А теперь шагаем, ноги поднимаем.

Воспитатель: Вот мы с вами пришли в лес. А кто же там прячется под ёлкой?

Лиса: Здравствуйте, а что вы тут ищете? (ответы детей)

Лиса: Я вам помогу, если вы со мной поиграете. Д/и «Кто где живет» (Детям надеваю шапочки на голову диких животных и они по картинкам находят, у кого, какой дом: логово, нора, дупло, берлога и называют; индивидуальное проговаривание)

Лиса: Спасибо, мне понравилось с вами играть. А теперь вы можете идти дальше  прямо по дорожке.

Воспитатель: Игра: Побежали по дорожке маленькие ножки,

А теперь шагаем, ноги поднимаем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто тут под ёлкой?

Заяц: Здравствуйте, а что вы тут ищите? Я знаю, где норка ёжика, я вам покажу, если вы со мной поиграете в игру «Где чей след?» (дети берут по одному следу и ставят рядом с животным)

Заяц: Спасибо, вы справились с заданием идите прямо.

Воспитатель: Игра: Побежали по дорожке маленькие ножки,

А теперь шагаем, ноги поднимаем.

Белка: Здравствуйте, а что вы тут ищите? Я знаю, где норка ёжика, я вам покажу, поиграйте со мной в игру «Собери картинку» (кто что ест)

Спасибо! Вам нужно пойти по короткой дорожке.

Игра: Побежали по дорожке маленькие ножки,

А теперь шагаем, ноги поднимаем.

Ёжик. Мы пришли к норке, спасибо. Вам ребята вы мне помогли найти, вы устали, давайте поиграем и отдохнём. У меня есть колючие мячики. Давайте сядем на коврик и поиграем с мячиками.

Игра «Ёж» ( самомассаж)

Как то мы в лесу гуляли и ежа мы повстречали

На полянке на лесной под пушистою сосной

Он сидел с ежатами с малыми ребятами

На спине его иголки как хвоиночки у ёлки

Ты не бойся ёжик нас, мы подружимся сейчас

Будем весело играть и друг друга догонять. – 2 раза.

Воспитатель: Ёжик, больше не гуляй далеко от своей норки ( кладу ёжика в норку).

Вы сегодня молодцы, ёжик  вас благодарит за помощь дарит вам угощение.(в корзине лежат яблоки, кладу ёжика в норку). До свиданья, ёжик. А нам пора возвращаться в группу (идут по дорожке).

Побежали по дорожке маленькие ножки,

А теперь шагаем, ноги поднимаем.

Итог: Молодцы, ребята! Вы сегодня справились со всеми заданиями. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось на занятие? (индивидуальные ответы). Какие задания выполняли? Занятие закончилось.

Прощаются с гостями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (средняя группа) на тему: "ЗИМУШКА - ЗИМА" (познавательно-речевое направление, образовательная область: коммуникация).

Данный материал представляет собой разработку НОД, направленной на развитиме речи и коммуникативных навыков, а также словесно-логического мышления детей среднего возраста.Своевременное и полноценное о...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...