РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Экологического кружка «Эколята»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Экологического кружка «Эколята»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_ekolyata.docx | 110.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Экологического кружка «Эколята»
(для детей старшей и подготовительной группы, 5-7 лет)
Срок реализации 2 года
Воспитатель: Великородная А.В.
2019 - 2020 учебный год
2020 – 2021 учебный год
1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка ....................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи....................................................................................................... 5
1.3 Принципы и подходы к формированию программы....................................... 6
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей .......................................8
1.5Планируемые результаты...................................................................................9
2.Содержательный раздел.......................................................................................10
2.1 Описание образовательной деятельности.......................................................11
2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ............................15
3.Организационный раздел
3.1 Организация деятельности ..............................................................................18
3.2 Формы и методы организации реализации программы кружка…………..18
3.3. Тематический план..........................................................................................19
3.4 Перспективное планирование.........................................................................23
3.5 Материально-техническое обеспечение программы....................................35
3.6 Методическое обеспечение ...........................................................................37
1.Целевой раздел
Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
1.1 Пояснительная записка.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель:
Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности
Задачи:
- Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через проектную деятельность, а также практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек- природа» и в самой природе;
- Развитие интереса к миру природы;
- Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы;
- Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
- Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего города;
- Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста;
- Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
- Проектные технологии - дает возможность ребенку работать над проблемой и самостоятельно получать ответы на свои вопросы в результате деятельности.
- Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. В процессе поисково-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Личностно-ориентированная технология- это педагогика сотрудничества, равенства во взаимопонимании, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». Цель - содействовать становлению ребенка как личности. Задача – помочь детям самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.
- Игровая технология
Цель: повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры.
В результате игровых технологий у детей формируется бережное отношение ко всему живому на Земле, навык экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Информационно-коммуникационные технологии - помогают в игровой форме изучить необходимый материал, способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей, мотивируют детей к действию, обеспечивают прочность усвоения знаний дошкольника.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.
- Здоровьесберегающая технология.– это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.
Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников - это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе.
- Индивидуальный подход - ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных
возможностей и условий для полноценного развития.
- Научность - обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
- Доступность - содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
- Наглядность - чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
- Конкретность - объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.
- Воспитательная - формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности. - Систематичность и последовательность - необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
- Согласованность - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
- Целостность - установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.
- Регионализм - необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).
- Гуманность - данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
- Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения
всестороннего развития личности ребёнка.
.
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей от 5 до 7 лет
Старшая группа (от 5 - 6 лет)
Возраст 5 - 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.
1.5 Планируемые результаты по итогам реализации программы дети смогут:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
- дети, возрастом 5-6лет
- Сформированность представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.
- Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
- Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
- дети, возрастом 6-7 лет
- Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.
- Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.
- Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни
Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.
Ожидаемые результаты к концу года
Дети |
|
Педагоги |
|
Родители |
|
2. Содержательный раздел
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания (живая природа – растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, движении – основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Программа представляет собой целостную систему экологических проектов, включает пять разделов.
I раздел проект «Где мы живем?»
Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение города (села, поселка), климат округа, наш город, район, округ на карте мира, почва, полезные ископаемые.
II раздел проект «Многообразие растительного и животного мира города Карасук Новосибирской области»
Дается характеристика основных групп животных и растений округа, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений леса, болота, водоема, луга.
III раздел проект «Сезонные изменения в природе города Карасук»
Обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины.
Детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных и других сезонных явлениях в природе.
IV раздел проект «Природа и человек в условиях нашего города»
Информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования. Дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заказниках, заповедниках округа, о целях их создания. Детям также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом и опасностях, связанных с деятельностью человека.
Раздел V проект «Человек и его здоровье»
Важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы.
2.1 Описание образовательной деятельности.
I. Где мы живём? Место положения города (села, посёлка). Климат города
Систематизировать у детей представления о нашем городе (селе, поселке). Показать наш город, нашу область на глобусе, карте.
Познакомить детей с тем, что на Земле существуют различные времена года, области с разным климатом. Все это зависит от погоды. Облака, ветер, дождь, снег, жара и холод - от них зависит погода, какой мы ее воспринимаем. Погодные явления зависят от трех факторов: солнца, дающего свет, тепло; воздуха, окутывающего как оболочка планету, мы живем в нем, как рыбы; воды, существующей в морях, реках, озерах, прудах, в облаках и самом воздухе.
Учить определять изменения в состоянии погоды по барометру, термометру, флюгеру, народным приметам. Обобщать представления о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, вес, движение). Определять характер осадков (дождь мелкий, моросящий, затяжной, холодный, ливень, теплый; снег сухой, мокрый, рыхлый, ноздреватый, зернистый).
Знакомить с опасными атмосферными явлениями нашего края (туманы, метели, грозы, шквалы, сильные морозы, жара).
Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края (нефть, газ, торф), их качественными характеристиками, применением.
II. Многообразие растительного и животного мира
Систематизировать представления детей об основных жизненных формах (человек, растения, животные, грибы, микробы).
Расширять и систематизировать представления детей о многообразии растений и животных, раскрывать их принадлежность к миру живого. Показать растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (видоизмененные стебли, листья, корни и корнеплоды), разное расположение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков, способов размножения (живородящие, размножающиеся черенками, листьями, луковицей, деление куста).
Познакомить с животными, представителями тайги и тундры (белый медведь, олень, сова, горностай и др.).
Обобщать представления о системе потребностей растений и животных как живых организмов в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище; об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.
Дать конкретные представления о проявлениях чувств животными: чувствуют изменение условий среды, воздействие человека и изменяют поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с человеческими (голод, боль, радость, привязанность и др.). Конкретные представления о проявлениях чувств у кошки, собаки, оленя, морской свинки.
Дать детям представление о микробах. Это мельчайшие организмы, различимые только под микроскопом. Они размножаются очень быстро в больших количествах при благоприятных условиях. Одни микробы встречаются в молочных продуктах, другие обитают в воздухе, воде, почве. Формировать конкретные представления у детей о человеке как живом существе. Он питается, дышит, двигается, чувствует, растет и изменяется, рождает детей (размножается). Познакомить с системой биологических потребностей (в пище, свете, тепле, влаге и т.д.), научить сравнивать их с потребностями других живых существ, видеть сходство и своеобразие, способы удовлетворения. Назвать потребности, отличающие человека от растений и животных: познание нового, общение с другими людьми, растениями и животными, потребность в деятельности, эстетические потребности и др.
Расширять представления детей о жизни живых существ в условиях экологических систем (болото, сосновый лес, кедровник).
Болото - это сильно увлажненный участок земли. Образуется в результате переувлажнения почвы или зарастания водоемов. На болотах растут кустарники (багульник, клюква, морошка, голубика, княженика), травы (тростник, мятлик, рогоз), хвощи, папоротники. Болото является домом земноводных (лягушка, жаба), пресмыкающихся (живородящая ящерица, гадюка), насекомых (комары, стрекозы, слепни, мошки), птиц (серая цапля, болотная сова, журавли), зверей (хорек, ласка).
В сосновом бору светло, сухо. Под ногами - густой мох. В борах много ягод (черника, брусника). Сосны растут и на болотах, только там они невысокие. И растет под ними клюква. В борах, на ягодниках встречаются тетерева и глухари.
В кедровниках растет кедр, который часто называют сибирской сосной. В них встречаются кустарнички (черника, брусника), травянистые растения, птицы (кедровка, пестрые дятлы, синицы, поползни), звери (белки, куницы, соболи, бурундуки).
Познакомить детей с природными зонами нашего города.
III. Сезонные изменения в природе
Обобщенное представление о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов нашего края изменяются по сезонам: изменение условий приводит к появлению соответствующих механизмов приспособления.
Формировать обобщенное представление о признаках сезона: состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.
Осень начинается в нашем крае примерно в середине августа: удлиняется ночь и становится короче день; часто выпадают заморозки на почве; резкий холодный ветер несет низкую пелену туч, начинаются холодные дожди.
Но бывают безоблачные дни и сухая погода. В прозрачном воздухе ярко проявляются краски золотой осени - золотые кроны берез, багряные осины и рябина. Еще темнее становятся ели, кедры, пихты. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг.
С началом октября быстро понижается температура воздуха. Все больше светлеет лес. Периодически выпадает и тает снег, идут моросящие дожди.
В начале октября устанавливается снежный покров, замерзают реки и озера.
Зима самое холодное время года. Для зимы характерны снег, морозы, замерзшие реки, глубокое промерзание почвы, хмурое небо, студеные ветры. Сильные морозы бывают уже в ноябре-декабре. Они сопровождаются сильными ветрами и метелями. Самые морозные месяцы - январь и февраль, а самый снежный - декабрь. В любой зимний месяц возможны оттепели и метели.
Холодная и суровая зима является суровым испытанием для всех обитателей нашего города. Запасает корма на зиму таежное зверье: бурундуки, белки - кедровые орехи; бобры - сено и ветви. Лоси кормятся корой и ветвями, олени добывают мох-ягель из-под снега.
Трудно приходится птицам: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают подкормиться). Они по-разному приспособились к зиме. Насекомоядные и водоплавающие улетели в теплые края, где нет снега и морозов; другие кормятся семенами растений, остатками пищи человека. Они приближаются к его жилью (сорока, ворона, синица, снегирь, дятел). Кедровки запасают кедровые орехи, глухари питаются сосновой и кедровой хвоей. Рябчики, тетерева и белые куропатки предпочитают почки и березовые сережки.
Человек делает основательные запасы овощей и фруктов, ягод, грибов, топлива.
Весна в нашем крае приходит примерно к 20 марта. Однако приметы можно обнаружить раньше: в середине февраля слышна весенняя дробь дятла, прилетают чечетки, поет весеннюю песню синичка-гаичка. Чаще случаются оттепели, после которых возвращаются морозы.
Весну у нас можно разделить на снежную, пеструю, голую и зеленую. Снежная весна (середина марта до начала апреля). Яркое солнце, оттаивает снег на пригорках и у стволов деревьев, звенит капель, но в тени холодно. Появляется крепкий наст (корочка на снегу).
Пестрая весна (середина — конец апреля). Заснеженные участки чередуются с проталинами. Прилетают скворцы, грачи, лебеди-кликуны. Бурундуки выходят из своих нор. Пробуждается бурый медведь.
Голая весна (конец апреля — начало мая). Снега уже практически нет. Но нет и настоящей зелени. Наступают безморозные ночи, пробуждаются растения. Вскрываются реки. Начинается сокодвижение у березы. Наблюдается массовый прилет птиц, появление комаров, мошек и шмелей.
Зеленая весна (середина - конец мая). Появляется нежная зелень. Зацветают черемуха и луговые травы. Во все периоды весны характерны возвраты холодов. Морозы прекращаются к концу мая, но заморозки на почве возможны до середины июня. В конце мая и даже в начале июня бывают снегопады.
Лето на севере короче на целый месяц, наступает оно примерно 22 мая - 10 июня. Июль - самый теплый летний месяц. Но в течение лета возможны заморозки.
Лето в нашем крае — сезон частой смены погоды. Северные ветры приносят холодный и сухой воздух. Они сопровождают заморозками и ясной погодой. Летом часты и пасмурные дождливые дни. В летний период выпадает много осадков.
Летние периоды бывают холодными, дождливыми, теплыми, сухими. В жаркую солнечную погоду можно получить красивый загар и даже обгореть. Но в холодное лето нельзя обойтись без теплой кофты.
Коротким таежным летом природа готовится к длинной зиме - животные выращивают потомство; созревают плоды и семена растений. Люди ухаживают на огороде за посадками овощей, собирают ягоды, грибы.
IV. Природа и человек
Организовать деятельность детей и взрослых в экологической зоне дошкольного учреждения (зимнем саду, теплице, экологической тропе).
Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных природных условиях (пожар, гроза, гололед, начало ледостава, пурга, наводнение, ледоход, жара, мороз).
Формировать представления детей о Красной книге, знакомить с животными и растениями, встречающимися на территории Новосибирской области занесенными в Красную книгу (азиатский бобр, краснозобая казарка, сапсан, тундровый лебедь, белый журавль, бабочка-аполлон, венерин башмачок, кувшинка и др.)
V. Человек и его здоровье
Углублять представления о детском организме, уходе за ним, знать свои индивидуальные особенности (почему мне нельзя есть апельсин, клубнику). Показать детям, зачем и как нужно закаляться, как делать самомассаж.
Показать роль питания в сохранении здоровья. Рассказать о болезнях человека, связанных с загрязнением природной среды. Связывать охрану окружающей среды со здоровьем человека и на конкретных примерах показывать это.
2.2 Особенности взаимодействия воспитателя с родителями по реализации программы
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного материала.
Главная задача родителей
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду, и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекции из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.
Взаимодействие с семьей:
- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- консультации на тему: «Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей", «Как научить ребенка беречь природу»;
- индивидуальные консультации по осуществлению акций;
- оформление наглядной информации в родительском уголке.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
№ | Месяц | Тема |
1 | Сентябрь | 1. Анкета «Экологическое воспитание детей в семье» |
2. Консультация: «Правильное отношение детей к природе начинается в семье». | ||
3. Семинар-практикум: «Что мы знаем об экологии?» | ||
2 | Октябрь | 1. Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей». |
2. Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе». | ||
3 | Ноябрь | 1. Выставка макетов «Лесная полянка – четыре времени года» - совместное творчество детей и родителей. |
2. Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Обитатели российских лесов», «Полезные растения Красной книги» | ||
4 | Декабрь | 1. Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья». |
2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка» | ||
3. Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу». | ||
5 | Январь | 1. «Мир фантазии» - выставка работ из бросового материала |
2. Консультация для родителей «Неизведанное рядом». | ||
3. Практикум для родителей: «Детское экспериментирование в природе. Занимательная физика и игры с пеной и воздухом». | ||
6 | Февраль | 1. Выставка фотографий «Моё любимое животное». |
2. Беседа: «Бродячие собаки». | ||
7 | Март | 1. Участие в оформление группового тематического альбома «Птицы нашей области». |
2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую поделку – «Птичий домик». | ||
3. Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона. | ||
8 | Апрель | 1. Совместное с родителями и детьми изготовление листовок – «Берегите птиц!» и развешивание их на территории детского сада и микрорайона |
2. Конкурс среди семей воспитанников на лучший скворечник – «Птичий дом!» | ||
3. Участие родителей в празднике «Здравствуйте птицы!» и в акции по развешиванию скворечников на территории ДОУ. | ||
9 | Май | 1. Консультация для родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе». |
2. Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей». | ||
3. Изготовление дидактической игры на экологическую тему. | ||
10 | Июнь | 1. Проведение высадки семян и рассады на участке д/с. |
2. Семинар «Экологическая культура дошкольников». | ||
3. Консультация для родителей: «Знай, люби и береги». |
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
№ | Месяц | Тема |
1 | Сентябрь | 1. Анкета «Мы и природа. Правила поведения в лесу» |
2. Консультация: «Воспитание любви к природе». | ||
3. Семинар-практикум: «Что такое экологическая культура?» | ||
2 | Октябрь | 1. Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей». |
2. Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе». | ||
3. Конкурс по теме: «Экологические знаки». | ||
3 | Ноябрь | 1. Творческий конкурс для детей и родителей, «Лекарственные растения Красной книги». |
2. Изготовление книжек – малышек по теме: «Лекарственные растения нашего края». | ||
4 | Декабрь | 1. Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья». |
2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка» | ||
3. Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу». | ||
5 | Январь | 1. Семинар Почемучек «Знаете ли вы?» |
2. Консультация для родителей по теме: «Разнообразный мир экспериментирования». | ||
3. Проведение опытов с водой. | ||
6 | Февраль | 1. Родительское собрание КВН «Тайны природы животного мира». |
2. Консультация для родителей: «Судьба природы - наша судьба». | ||
7 | Март | 1. Природоохранная акция «Столовая для пернатых» (изготовление кормушек, скворечников) |
2. «Экологический десант» - совместный субботник родителей и детей по уборке территории д/с. | ||
3. Домашнее задание: придумать речёвки, частушки по теме: «Встреча с птицами». | ||
8 | Апрель | 1. Выставка для родителей по дидактическим играм по экологии. |
2. Эколого – спортивная эстафета с участием детей и родителей «Мама, папа, я – экологическая семья!» | ||
9 | Май | 1. Консультация для родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе». |
2. Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей». | ||
3. Изготовление дидактической игры на экологическую тему. | ||
10 | Июнь | 1. Проведение высадки семян и рассады на участке д/с. |
2. Семинар «Экологическая культура дошкольников». | ||
3. Консультация для родителей: «Знай, люби и береги». |
3.Организационный отдел
3.1. Организация деятельности
Сроки реализации программы – 2 года
Объем программы: 72 часов
Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность ОД:
- Старшая группа 25 минут
- Подготовительная группа – 30 мин
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю.
3.2.Формы и методы организации реализации программы кружка
Формы проведения:
- экскурсии,
- игровые,
- сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности,
- с использованием мультимедийного сопровождения
- беседы –наблюдения
- чтение художественной и научной литературы природоведческой направленности,
- беседы,
- рассматривание картин, видео- и аудиозаписи,
- разнообразные сюжетно-ролевые игры,
- настольные игры,
- обсуждение и проигрывание экологических ситуаций
Методы:
- объяснительно-иллюстративный
(беседы и рассматривание, чтение и любование природой).
- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).
- исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
- словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
- Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).
- Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.
3.3. Тематический план
Тематическое планирование обучения старшая группа (возраст 5-6лет )(36 часов)
№ п\п | Тематика | Общее количество учебных часов | Теория | Практика |
1 | «Я и природа» | 1 | 1 | |
2 | «Наш – дом природа» | 1 | 1 | |
3 | «Хлеб – всему голова» | 1 | 1 | |
4 | «Зерновые культуры» | 1 | 1 | |
5 | «Почему зерно в землю сеют?» | 1 | 1 | |
6 | «Злаки родного края» | 1 | 1 | |
7 | «Что мы сажаем, сажая леса?» | 1 | 1 | |
8 | «Удивительный лес. Кора дерева» | 1 | 1 | |
9 | «Что было бы, если…» | 1 | 1 | |
10 | «Растения и животные леса» | 1 | 1 | |
11 | «Комнатные растения в уголке природы» | 1 | 1 | |
12 | «Изучаем строение цветка» | 1 | 1 | |
13 | «Что будет, если…» | 1 | 1 | |
14 | «Посадка комнатных растений» | 1 | 1 | |
15 | «Что такое снег?» | 2 | 1 | 1 |
16 | «Тайна воздушного пузырька» | 2 | 1 | 1 |
17 | «Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) | 1 | 1 | |
18 | «Красная книга нашего региона» | 1 | 1 | |
19 | «По заповедным местам природы Тамбовской области» | 1 | 1 | |
20 | «Город, в котором хотел бы я жить» | 1 | 1 | |
21 | «Твой город – твое здоровье» | 1 | 1 | |
22 | «Путешествие по глобусу» | 1 | 1 | |
23 | «Свойства воды» | 2 | 1 | 1 |
24 | «В гостях у жителей подводного царства» | 1 | 1 | |
25 | «Источники загрязнения воды. Меры охраны» | 2 | 1 | 1 |
26 | «Человек – верный сын природы» | 1 | 1 | |
27 | «Разработка экологических знаков» | 1 | 1 | |
28 | «Юные спасатели» | 1 | 1 | |
29 | «Сказа ложь, да в ней намек» | 1 | 1 | |
30 | «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» | 1 | 1 | |
31 | «Удивительное рядом» | 1 | 1 | |
32 | «Лесная аптека на страже человека» | 1 | 1 |
Тематическое планирование обучения подготовительная группа (возраст 6-7 лет) (72 часов)
№ п\п | Тематика | Общее количество учебных часов | Теория | Практика |
1 | «Наш дом -природа» | 1 | 1 | |
2 | Осенние явления в неживой природе | 1 | 1 | |
3 | «Почему бывают разные времена года» | 1 | 1 | |
4 | «Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/ | 1 | 1 | |
5 | Цветущие растения | 1 | 1 | |
6 | Сравнение диких и домашних животных | 1 | 1 | |
7 | «У воды, на воде» | 1 | 1 | |
8 | Беседа о перелетных птицах | 1 | 1 | |
9 | «Овощи и фрукты на нашем столе» | 1 | 1 | |
10 | «Планета Земля в опасности» | 1 | 1 | |
11 | «Беседы об осени» | 1 | 1 | |
12 | «Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» | 1 | 1 | |
13 | Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | 1 | 1 | |
14 | «Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | 1 | 1 | |
15 | «Что мы знаем о воздухе» | 1 | 1 | |
16 | «Зимние явления в неживой природе» | 1 | 1 | |
17 | Поход в лес «Зимнее царство» | 1 | 1 | |
18 | «Как растения приспособились зимовать» | 1 | 1 | |
19 | Комнатные растения – живой организм | 1 | 1 | |
20 | «Как животные проводят зиму в лесу?» | 1 | 1 | |
21 | «Беседа о зимующих птицах» | 1 | 1 | |
22 | «Зимовка диких и домашних животных» | 1 | 1 | |
23 | «Красная книга Новосибирской области» | 1 | 1 | |
24 | «Мой край родной, заповедные места» | 1 | 1 | |
25 | «Как солнце жизнь дает земле» | 1 | 1 | |
26 | «Весенние явления в неживой природе» | 1 | 1 | |
27 | «Камни, песок, глина» | 1 | 1 | |
28 | «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» | 1 | 1 | 1 |
29 | Размножение растений | 1 | 1 | |
30 | «Особенности жизни зверей весной» | 1 | 1 | |
31 | «Встречаем птиц» | 1 | 1 | |
32 | «Море бывает в беде» | 1 | 1 | |
33 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 1 | 1 | |
34 | «Этот удивительный мир насекомых» | 1 | 1 | |
35 | Беседа о Весне. | 1 | 1 |
3.4. Перспективное планирование кружка «Эколята».
Первый год обучения. Старшая группа (возраст 5-6 лет)
Тема | Цель | Форма работа | |
Сентябрь. «Неживая природа осенью | «Я и природа» | Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы ) . Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. | Беседа экспериментальной зоны (камни, песок, глина ) «Что такое природа» . «Природа - не природа», «Угадай ,что в мешочке». |
«Наш – дом природа» | Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе. | «Дом - жилище человека» и «Дом – природа». Игра «Мой дом» | |
Октябрь. «Земля – кормилица наша». | «Хлеб – всему голова» | Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?»,«Кто больше назовет». |
«Зерновые культуры» | Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. | Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона | |
«Почему зерно в землю сеют?» | Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. | Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. Работа с дневником наблюдения | |
«Злаки родного края» | Углубить знания детей о злаках родного края. Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. | Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». | |
Ноябрь. «Таинственное лесное царство». | «Что мы сажаем, сажая леса?» | Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. | Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе |
«Удивительный лес. Кора дерева» | Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. | Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». | |
«Что было бы, если…» | Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических | |
«Растения и животные леса» | Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. Воспитывать уважительное отношение к живой природе. | Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных | |
Декабрь. «В царстве комнатных растений». | «Комнатные растения в уголке природы» | Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». |
«Изучаем строение цветка» | Учить детей определять части цветка. Учить описывать растения, опираясь на модели. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Рассматривание растений в уголке природы. | |
«Что будет, если…» | Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. | Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». | |
«Посадка комнатных растений» | Учить правильной посадке комнатных растений. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения | Моделирование трудового процесса. | |
Январь «Загадочные явления в природе» | «Что такое снег?» | Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. | Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. |
«Тайна воздушного пузырька» | Расширить знания детей о воздухе, его свойствах. Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения. Формировать интерес к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. | Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» | |
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) | Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад». Воспитывать желание любоваться зимней природой | Наблюдения в природе. | |
Февраль. «Экология родного края» | «Красная книга нашего региона» | Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Тамбовской области. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Знакомство с Красной книгой Тамбовской области |
«По заповедным местам природы Тамбовской области» | Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение. Воспитывать бережное отношение к природе. . | Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. | |
«Город, в котором хотел бы я жить» | Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Развивать творческие способности, мышление. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. | Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры. | |
«Твой город – твое здоровье» | Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность. Воспитывать любовь к родному городу, ценностное отношение к своему здоровью. | Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. | |
Март. «Царица – водица» | «Путешествие по глобусу» | Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. | Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». |
«Свойства воды» | Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. | Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. | |
«В гостях у жителей подводного царства» | Углубить представления детей об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли. Воспитывать доброту, отзывчивость. | Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. | |
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» | Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. Воспитывать экологическую культуру. | Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | |
Апрель. «Защитим природу!» | «Человек – верный сын природы» | Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. |
«Разработка экологических знаков» | Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе. Развивать у детей творческое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». | |
«Юные спасатели» | Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. Воспитывать экологическую культуру. | Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. | |
«Сказа ложь, да в ней намек» | Познакомить детей с экологическими сказками. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. | Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | |
Май. «В царстве лекарственных растений» | «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» | Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. | Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). |
«Удивительное рядом» | Продолжать учить детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. | Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. | |
«Лесная аптека на страже человека» | Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой) Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа о лекарственных травах. |
Перспективное планирование кружка «Эколята».
Второй год обучения. Подготовительная группа (возраст 6-7 лет)
Тема занятия | Программные задачи. | Национально –региональный компонент. | Предварительная работа. | Наблюдения. опыты. | Сопутствующие формы работы. | ||||||||||||||||||||||||
Сентябрь | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. «Неживая природа осенью» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Наш дом -природа» | - Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; - Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. | Продемонстрировать радость общения с природой своей местности. | Чтение худ. Литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек», В.Орлов «Дом под крышей голубой» | Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа» Игра «Мой дом» | Аппликация из природного материала «Сокровища природы» | ||||||||||||||||||||||||
Осенние явления в неживой природе | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. | Особенности явлений природы Карасукского района. Календарь природы. | Чтение художест- венной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает». | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Игра «Следы осени» |
Развлечение «Путешествие в осеннее царство» | ||||||||||||||||||||||||
«Почему бывают разные времена года» | - Солнце – источник света и тепла. - Смена времен года. - Сезонные изменения в природе. - Роль Солнца в жизни человека. | Местоположение России и Забайкальского края на глобусе. | Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь». | Моделирование «Смена времен года». Игра «Солнечная система». Опыт «Передача солнечного зайчика» | Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких» | ||||||||||||||||||||||||
Тема 2. «Растительный мир осенью» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/ | - Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. - Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. | Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы. | Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» | Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу | Аппликация «Осенний пейзаж» /из засушенных листьев/ | ||||||||||||||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||||||||||||||||||
Цветущие растения | - Закрепить названия 4-5 цветущих растений - Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. - Уточнить части растений и их функции | Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных. | Пересаживание растений с клумб, уход за растениями | Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений | Сбор семян | ||||||||||||||||||||||||
Тема 3. «Животный мир осенью» | |||||||||||||||||||||||||||||
Сравнение диких и домашних животных | - Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде | Дать представление о кабане /внешний вид, среда обитания/ | Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Поиск мест зимовки животных, насекомых | Сбор корма для лесных животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным» | ||||||||||||||||||||||||
«У воды, на воде» | - Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах; -Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений. | Бережное отношение к природе родного края | Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема | Наблюдение за обитателями водоема, опыты с водой. | Игровое экологическое занятие «Берегите воду» | ||||||||||||||||||||||||
Беседа о перелетных птицах | - Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам | Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. | Изготовление кормушек, заготовка кормов, кормление птиц. | Наблюдение за поведением птиц | Акция «Помогите птицам выжить» Развлечение «День синицы» | ||||||||||||||||||||||||
Ноябрь | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. «Человек и природа» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Овощи и фрукты на нашем столе» | - Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне; - Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах. | Овощи и фрукты выращенные в Забайкальском крае. | Приготовление салатов из овощей. | Наблюдение за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ | Сбор урожая на огороде | ||||||||||||||||||||||||
«Планета Земля в опасности» | - Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. - Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. | Роль человека в природно –охранительной работе | Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы. Просмотр обучающего фильма «География для самых маленьких» | Осматривание территории детского сада, сбор мусора. Опыт «Вращение Земли», «Темный космос» | Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение» деревьев, кустов | ||||||||||||||||||||||||
«Беседы об осени» | - Обобщить и систематизировать знания детей об осени; - установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений . | Календарь природы | Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Осенний праздник. Заполнение календарей природы. | ||||||||||||||||||||||||
«Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» | - Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; - Уточнить: лес как пример сообщества. | Заповедные места Забайкальского края | Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», «Экологические цепочки» | Экскурсия в лес. | Составление схем «Цепочки питания» | ||||||||||||||||||||||||
Декабрь | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема «Экосистема – лес» | |||||||||||||||||||||||||||||
Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; - Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. | Бережное отношение к природе родного края | Сравнение искусственной и живой ели | Подсчет выброшенных елок. Опыты «Растения выделяют кислород», «Растения увлажняют воздух» | Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубания | ||||||||||||||||||||||||
Тема 6. «Неживая природа зимой» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | - Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; - Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) | Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты | Замораживание цветных льдинок | Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью. | Просмотр обучающих фильмов «О воде живой и мертвой». «Берегите воду» | ||||||||||||||||||||||||
«Что мы знаем о воздухе» | - Систематизировать знания о свойствах воздуха. - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. | Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками. | Опыты по выявлению свойств воздуха | ||||||||||||||||||||||||||
Поход в лес «Зимнее царство» | - Уточнить сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. - Воспитывать бережное отношение к окружающему мир | Красота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегу. | Дидактическая игра «Чей след?». Наблюдения за растениями зимой. | Опыты «Зимние веточки» | Рисование «Зимнее царство» | ||||||||||||||||||||||||
Январь Тема 7. «Растения зимой» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Как растения приспособились зимовать» | - Учить замечать деревья и кустарники без листьев; - Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки. | Затруднения в существовании живых существ Забайкальского края | Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек. | Наблюдения за растениями зимой. | Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» | ||||||||||||||||||||||||
Комнатные растения – живой организм | - Объяснить понятие «комнатные растения»; - Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. | Приспособления растений к климатическим условиям Забайкалья. | Уход за комнатными растениями | Цикл наблюдений за комнатными растениями | Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» | ||||||||||||||||||||||||
Тема 8. «Животный мир зимой» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Как животные проводят зиму в лесу?» | - Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. - Сезонные изменения в жизни животных. | Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период | Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Просмотр обучающего видеофильма «Природоведение для самых маленьких» | ||||||||||||||||||||||||
«Беседа о зимующих птицах» | - Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. | Птицы ближайшей округи | Дидактическая игра по классификации птиц | Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. Экскурсия в краеведческий музей «Чей клюв лучше?» | Аппликация «Птицы на кормушке» | ||||||||||||||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. «Природа и человек» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Зимовка диких и домашних животных» | - Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных; - Уточнить признаки домашних и диких животных. | Роль человека в жизни домашних животных | Домашнее задание: подобрать литер. о зимовке домашних и диких животных | Экскурсия на «Станцию юннатов» | Просмотр обучающего видеофильма | ||||||||||||||||||||||||
«Красная книга Новосибирской области» | - Бережное отношение к растениям и животным; - Правила поведения в природе. | Редкие растения и животные Забайкальского края | Изучение «Красной книги» Забайкальского края | Экскурсия в городской краеведческий музей | Просмотр обучающего видеофильма | ||||||||||||||||||||||||
«Мой край родной, заповедные места» | - Воспитывать бережное отношение к природе; - Охрана редких видов животных и растений. | Заповедники Забайкальского края | Изучение «Красной книги Забайкальского края» | Рисование (коллективная работа) «Природа родного края» | |||||||||||||||||||||||||
Тема 10. «Неживая природа весной» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Как солнце жизнь дает земле» | - Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. | В Забайкальском крае зима длинная, весна – стремительная. | Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы» | Цикл наблюдений за солнцем | Праздник «Масленица» | ||||||||||||||||||||||||
Март | |||||||||||||||||||||||||||||
«Весенние явления в неживой природе» | - Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; - Взаимосвязь с живой природой. | Весна в Забайкалье приходит позже, чем в южные и центральные регионы | Сравнение признаков зимы и весны (в модели) | Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» | Субботник с родителями «Весну встречаем чистотой» | ||||||||||||||||||||||||
«Камни, песок, глина» | - Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость… Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. | Забайкальский край богат природными ископаемыми | Рассматривание коллекции камней | Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней. | Лепка (изготовление различных изделий) из глины. | ||||||||||||||||||||||||
Тема 11. «Растения весной» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» | - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей среды. - Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить. | Болезни и вредители растений | «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы. | Опыты с семенами. | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. | ||||||||||||||||||||||||
Размножение растений | - Учить пересаживать комнатные растения. - Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями) | Размножение побегами (герань, бегония, фуксия), черенками (традесканция, бальзамин), листовыми черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум). | Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду. | Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. | ||||||||||||||||||||||||
Апрель | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 12. «Животный мир весной» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Особенности жизни зверей весной» | - Учить замечать особенности жизни зверей весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Забайкальского края | Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных) | Наблюдение за парой волнистых попугайчиков в период выведения птенцов | |||||||||||||||||||||||||
«Встречаем птиц» | - Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. | Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. | Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением | Акция «Домик для скворца». Установка скворечников на деревья. | ||||||||||||||||||||||||
«Море бывает в беде» | - Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - Отношение современного человека с природой; - Факты отрицательного воздействия человека на природу. | Соблюдать правила поведения на водоёмах | Чтение книги «Экология в картинках», «Отчего погибли киты», «Нефть в море», дидактическая игра «Кто в море живет?» | Просмотр обучающих видеофильмов «Птицы и нефть», «Нефтяная речка» | Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам. | ||||||||||||||||||||||||
Тема13. «Природа и человек» | |||||||||||||||||||||||||||||
«Мы в ответе за тех, кого приручили» | - Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. - Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. - Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. | Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными | Цикл наблюдений за животными. Экскурсия в зоопарк. | Уход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма. | |||||||||||||||||||||||||
Май | |||||||||||||||||||||||||||||
«Этот удивительный мир насекомых» | - Уточнить многообразие насекомых. - Сезонные изменения в жизни насекомых. | Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» | Цикл наблюдений за насекомыми | Консультация «Почему дети обижают насекомых?» | ||||||||||||||||||||||||
Беседа о Весне. | - Учить видеть сезонные изменения в природе. - Взаимосвязь живой и неживой природы. - Весенние работы на огороде, в саду, поле. | Ведение календаря природы на местном уровне. | Чтение художественной литературы о весне | Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных | Труд на детском огороде и участке |
3.5 Материально-техническое обеспечение программы
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
- Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
-Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
-Фигурки с домашними и дикими животными;
-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
-Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
-Гербарий растений;
-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
-Кормушка для птиц;
-Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)
3.6. Методическое обеспечение программы
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом: Экологическое воспитание дошкольников.– М.: Творческий Центр "Сфера",2008.–128 с.–(Приложение к журналу "Воспитатель ДОУ").
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.–Воронеж: Учитель,2002.–159 с.–(Педагогика нового времени).
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель,2002.–184 с.–(Педагогика нового времени).
- «Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. –СПб: «Детство-пресс», 2000.
- Рыжова Н.А. "Напиши письмо сове":Экологический проект для детских садов и начальной школы.–М.: ООО "Карапуз–дидактика", ТЦ "Сфера",2007.–272 с.: ил. .– В пер.
- Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) /Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.-СПб.: Акцидент, 1998.
- Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007
- Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности в экологии. - Мн.: ООО «Асар», 2002.
- И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез - 2015.
- Е.В. Гончарова Региональная программа экологического образования дошкольников: «Экология для малышей».: Тюмень:2000.
- Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей второй младшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
- Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей средней группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
- Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
- Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"
laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...
План работы кружка Эколята- дошколята
Примерный план работы кружка на год экологической направленности в средней группею...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А экологического кружка «Эколята» для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А экологического кружка «Эколята»для детей дошкольного возрастаот 6 до 7 лет...
Рабочая программа кружка «Эколята - дошколята» на 2023-2024 уч. год
Цель программы - формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе,ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как сле...
Рабочая программа кружка «Эколята» с детьми 5-6 лет, старшая группа
Кружок «Эколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия эко...
Рабочая программа кружка «Эколята»
Программа кружка направлена на экологическое воспитание дошкольников и их родителей...
Рабочая программа кружка «Эколята» с детьми 6-7 лет
Кружок несет экологическую направленность в дошкольном воспитании...