Рабочая программа кружка «Эколята» с детьми 6-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Алмаева Елена Николаевна

Кружок несет экологическую направленность в дошкольном воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ekolyata.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Маргаритка» городского округа Котельники Московской области

адрес:  140053 Московская область, город Котельники, Яничкин проезд, д.11.

электронный адрес: dsmargaritka@yandex.ru

Рабочая программа кружка

«Эколята»

с детьми 6-7 лет

Воспитатель: Алмаева Е.Н.

2019-2020 уч.гг

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума».

В. Сухомлинский.

Направления и актуальность:

Кружок «Эколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

При построении системы работы экологического кружка особое

внимание  уделено  следующим  направлениям.

1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с

компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на

эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,

ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции

природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка

цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной

деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Основной целью программы является:

- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и

любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,

положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и

безопасного

поведения в природе и в быту;

- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих

участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного

края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Задачи:

Программа реализует следующие задачи:

1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,

расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению

повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей  элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе ее взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,

умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование

мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и

последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к

самостоятельным повторам.

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения

сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,

воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего

мира и бережно относиться к ней.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет

5-6 лет (старшая группа)

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка 1 раз в неделю.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Время проведения: Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждую среду  16.30 до  17.00.

 

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего

мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

Результаты освоения программы:

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.

Итоговое мероприятие: Экологический вечер : «Земля наш общий  дом»

Содержание и методическое обеспечение программы

Тема

Программное содержание

Формы проведения

Оборудование

Октябрь

1

«Вода вокруг нас» (вода в

природе, водоемы, осадки)

Обобщить, уточнить знания

детей о воде: течёт, без цвета,

без запаха. Обратить внимание

детей на значение воды в

нашей жизни, показать, где, в

каком виде существует вода в

окружающей среде.

ОД

Глобус, иллюстрации с

изображением различных

водоёмов

2

Эта волшебница вода»

(разнообразное состояние

воды в природе: лед, пар)

Познакомить детей с

различными природными

явлениями (дождь, роса, снег,иней и т.д.) показать

разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Дидактическая игра

« Какой вода

бывает?»

Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек,

дождя.

Загадки о воде и

её состоянии.

3

«Ходит капелька по кругу»

(Круговорот воды в природе)

дать детям первые

элементарные знания о

круговороте воды в природе.

Экспериментальная деятельность в комнате природы

Мисочки для воды,

план – схема «Круговорот

воды в природе»

4

«Узнаем, какая вода»-  опыты и эксперименты

Выявить свойства воды:

прозрачная , без запаха , без вкуса

Опытно-

экспериментальная

деятельность

Наборы для

экспериментирования, лабораторная посуда

Ноябрь

1

 «Воздух вокруг нас,

свойства воздуха. Ветер –

движение воздуха.

Дать представление о воздухе

как материальной среде, и о

ветре как движении воздуха

Опытно-

экспериментальная

деятельность

Воздушные шарики,

стаканчики с мыльной водой и соломинки.

 

2

 «Прозрачный неведимка»-

опыты с воздухом.

Познакомить детей с

некоторыми свойствами

воздуха.

Опытно-

экспериментальная

деятельность.

Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля ,мыльные пузыри,

воздушные шарики.

3

Чистый и загрязнённый

воздух.

Дать детям элементарные

представления об источниках

загрязнения воздуха, о

значении чистого воздуха для

нашего здоровья, о некоторых

правилах экологической

безопасности.

Опытно-

экспериментальная

деятельность.

Пылесос, картинки с

изображение автомобилей,

заводов с трубами.

Презентация о загрязнении воздуха «Экологическая тревога»

4

Солнечная система.

Солнце – источник света и

тепла

Дать первоначальные

представления о строении

Солнечной системы.

Познакомить детей с

«небесным светилом» -

солнцем.

Наблюдать за изменением

длины дня, связывать их с

положением солнца на небе.

НОД:

«Солнце,

Земля и

другие

планеты

Карта солнечной системы,

глобус и лампа для

освещения шапочки с

изображением солнца, мел,

верёвка, бинокли

декабрь

1

Роль света в жизни

растений , животных,

человека.

Сезонные изменения в

природе.

Учить понимать причины

сезонных изменений в

природе, познакомить детей с ролью

солнечного света в жизни

растительного и животного

мира.

Беседа в живом

уголке комнаты

практические

занятия в уголке

экспериментирования.

Горшочки для посадки

растений

(для дальнейшего

наблюдения за ними в

тёмном месте).

2

«Космос. Вселенная.

Звёзды».

Уточнить и расширить

представления детей о

космосе, работе космонавтов,

подчеркнуть уникальность

планеты Земля.

Беседа

Иллюстрации с изображением Вселенной,

звёзд, фото космонавтов.

3

Почва – верхний слой земли

– «Живая земля»

Познакомить с

составом Земли – почвой,  с понятием  «Живая земля».

Практическое

занятие, чтение.

4

Обитатели почвы. Значение        почвы для жизни растений,

животных, человека.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы

для жизни растений,

животных, человека

Практическое

занятие

Образцы разных видов

почвы: торф, песок, глина,

земля, перегной.

Рассказ «Почва-

«живая земля»

И. Белавина,

январь

1

Песок и глина.

Закрепить знания о

минералах: песок, глина.

Практическое

занятие в уголке

экспериментирования.

Глина, песок, банка с водой,2-3

гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения

2

Камни.

Развивать интерес к камням,

умение обследовать их и

называть свойства. Дать

представление о том, что

камни бывают разные:

(морские, речные), ценные

(мрамор, гранит),

драгоценные.

Практическое

занятие в

лаборатории.

Наборы камней, лупы, кусок

дерева, гвозди, молоток.

Слайды изделий из гранита.

Загадки о камнях.

3

Разнообразие видов

растений.

Дать представление детям о  многообразии растительного мира Земли.

Познакомить детей с основными группами растений.

Развивать  умение выделять сходство и различие в растениях.

Беседа

Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим

Т.А. Шорыгина

« Кустарники.

Какие они?»

Т.А. Шорыгина

« Травы. Какие

они?»

4

Части растений.

Формировать представления

детей о том, что у растений

есть корень, стебель, листья,

цветы и какое значение они

имеют для растений.

Беседа

Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим

миром», гербарий растений

А.И.Иванова

«Мир растений»

февраль

1

Развитие растений. Влияние света, тепла и воды

на жизнь растений.

Формировать у детей

представления о том, что для

растениям необходимы сразу

несколько факторов: влага,

тепло, свет, почва.

Экспериментальная образовательная деятельность

Растения теневыносливые и

светолюбивые.

Баночки с водой для посадки

черенков растений в разных

световых условиях.

Черенки растений

(бальзамина).

2

Комнатные растения.

Обобщить представления

детей о комнатных растениях,

об уходе за ними, закрепить

знания об основных

потребностях комнатных

растений.

Беседа

Презентация  о комнатных

растениях , лейка с    водой , салфетки для ухода за комнатными  растениями

3

Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

Лекарственные и ядовитые

растения.

Познакомить детей с

разновидностями растений.

Учить различать их в

природе.

Игра –

путешествие в

страну «Полезных

и вредных

растений»

Презентация о лекарственных и ядовитых

растениях

4

Охрана растений.

Красная книга природы

Познакомить детей с Красной книгой,

охраняемыми растениями,

сформировать чувство

зелёного наряда планеты,

познакомить с различными

видами деятельности по охране растений, вызвать

желание к этой

деятельности.

Беседа

Изображения охраняемых

растений, Красная книга,

плакаты по охране природы,

репродукции художников -

пейзажистов И.И. Шишкина,

Ф.А.Васильева.

март

1

Дикие и домашние

животные.

Продолжать знакомить детей с

разнообразными видами животных. Уточнить признаки

диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга.

Рассматривание

иллюстраций, энциклопедий о

животных

разных широт,

беседа по содержанию

Демонстрационный

материал из серии

«Знакомство с окружающим

миром»,

«Животные»

2

Рыбы.

Расширять знания детей о

разновидностях рыб

(аквариумные; пресноводные

– прудовые, речные; морские;

океанические).

Рассматривание

иллюстраций о

рыбах, беседа по

содержанию,

рисование

рыб.

Иллюстрации с видами рыб

и мест их обитания,

аквариум с рыбами,

альбомы, цветные

карандаши

Демонстрационный материал из

Серии «Знакомство с

окружающим

миром»: «Рыбы

в картинках»,

«Обитатели

океана в

картинках»

3

Земноводные.

Углублять у детей знания о земноводных животных. Продолжать учить сравнивать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения.

Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.

ОД

Иллюстрации, видеопроектор.

Иллюстрации: тритон, саламандра, древолаз, жаба, квакши, озерная лягушка.

Картинки: изображения животных.

4

 Пресмыкающиеся

Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных; Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся;

пресмыкающееся – рептилия.

ОД

Презентация,

раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).

апрель

1

Насекомые.

Расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых,  о приспособлении к   условиям жизни;

-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;  прививать бережное отношение ко всему живому.

ОД, экскурсия по

территории детского

сада. Наблюдения за

насекомыми,

рассматривание

картин с изображением

насекомых

Предметные картинки насекомых  (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза).

Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая  игрушка –   гусеница, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

2

 Птицы

Уточнять и расширять представление детей о птицах - их внешнем виде, строении, образе жизни, среде обитания. Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи;

Закрепить умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих. Учить устанавливать причинно-следственные связи (клюв – еда; птицы не умеют делать себе запасы на зиму, поэтому улетают в тёплые страны и называются перелётными);

ОД, наблюдения на  прогулках

Конверты с загадками и заданиями к играм «Четвёртый лишний» и «Составь рассказ по схеме»; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; карточки с изображением строения птиц, их сходством и отличием; круги разного размера для классификации птиц.

3

Животные разных

 Стран. Красная книга

Природы.

уточнить представления детей о животных разных стран: внешний вид, характерные особенности. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, развивать интерес к представителям живой природы.

ОД

Глобус, карта, картинки с изображением животных, обитающих в теплых странах и на Севере.

4

Пищевые цепочки

  • Расширять и обобщать представление детей о пищевой зависимости животных;
  • Развивать умение выстраивать «пищевые цепочки»;
  • Закреплять у детей умение классифицировать зверей на «травоядные» и «хищные».
  • Воспитывать осознанное отношение к природным взаимосвязям;
  • Воспитывать гуманное отношение к природе;

ОД с театрализованной деятельностью

Бумажные цепочки, картины с изображением животных, растений; магнитная доска, оборудование для театрализованного представления, шапочки героев.

май

1

Лес - как пример

сообщества.

уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать экологическое сознание.

ОД

Презентация с постановкой задачи от Лесовичка, модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, знаки поведения в лесу, аудиозаписи звуки леса.

2

Лес и человек.

Охрана леса.

воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в природе и бережному отношению к ним.

Продолжать формировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.

ОД

зеленый листок дереваиллюстрации деревьевиспользование ИКТ, презентация о пользе леса в жизни людей и о правилах поведения в лесу.

3

Десять заповедей друзей

природы.

 

Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание через дидактические игры. помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в

природе,

•  помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,

•  дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.

Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, кар

помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в

природе,

•  помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,

•  дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.

Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, кар

Помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе,

помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,

дать представление о нравственной стороне отношения к природе

ОД с просмотром презентации

Презентация «Сберегающие знаки в природе», детские рисунки о правилах поведения в природе

4

Экологическое

развлечение

« Земля

наш

общий

дом»

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), развития эстетических чувств - умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её.

Развлечение

Список литературы

1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.

2.  Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

3. О.В. Дыбина,  Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.

4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.

5. Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей», Минск 2001.

6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.

7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.

8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.

9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.

10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.

11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.

12.  Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

13. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г

14.  Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолога с тревожными детьми. Тренинг с тревожными детьми.

Как правило,  в саду тревожные дети не так заметны, как гиперактивные или агрессивные дети. Но где тревожность, там и страхи, а страхи вызывают напряжение у детей, которое рано или поздно ищет вы...

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)

Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет(старшей группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА модуля по освоению детьми 6-8 лет жизни основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности

Рабочая программа – учебно-методическая документация, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной  программы – образовательной программы дошкольного образования,  разр...

Рабочая программа кружка «Эколята - дошколята» на 2023-2024 уч. год

Цель программы - формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе,ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как сле...

Рабочая программа кружка «Эколята» с детьми 5-6 лет, старшая группа

Кружок «Эколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия эко...

программа кружка "Эколята"

Кружок «Эколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия эко...

Рабочая программа кружка «Эколята»

Программа кружка направлена на экологическое воспитание  дошкольников и их родителей...