Квест «Путешествие во времени».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рожнова Оксана Григорьевна

Современные и старинные традиции празднования Нового года в России и других странах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novogodnie_traditsii.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Современные и старинные традиции празднования Нового года в России и других странах.

Квест «Путешествие во времени».

Цель: расширение представлений детей о традициях празднования Нового года в России и за ее пределами.  

 

Задачи.

  1. Образовательная. Уточнить и расширить знания детей о традициях празднования Нового года в России; формировать умения рассуждать о знакомых событиях, используя имеющиеся у детей знания. Познакомить с традициями празднования Нового года в других странах.
  2. Развивающая. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать художественно – творческие способности.
  3. Воспитательная.  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку выполнять задания сообща. Умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.

Оборудование: пазлы «Старинный город», «Современный город», «Дед Мороз», «Ёлочка», картины с изображением весны, осени, елки, портрет Петра 1, карточки с изображением новогодних игрушек, запись музыки «В лесу родилась елочка».

Воспитатель:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Потому что в этот час,

Путешествие у нас.

А что бы нам туда отправиться распределимся на команды. Команды формируются по цвету кружочка, вытянутого из мешочка. 4 команды синих, красных, зеленых и желтых занимают свои места. Путешествие начинается!

1.Каждой команде надо собрать пазл.

- Молодцы! Хорошо справились.

Посмотрите на картинки, которые у вас получились и ответьте на вопрос «Куда мы будем совершать путешествие? (После обсуждений, воспитатель делает обобщение).

Сегодня наше путешествие будет по старинным и современным традициям празднования Нового года.

2.Сейчас я предлагаю посмотреть картины и объяснить, как они могут быть между собой связаны. Рассматривание картин с изображением весны, осени, елки, портрета Петра 1. Рассуждения детей. Воспитатель подводит итог.

В древности восточные славяне отмечали Новый год в соответствии с

природным циклом – весной. Год начинался в марте – первом весеннем

месяце, время, когда природа просыпается, начинается новый период в

жизни животных и растений, новый сельскохозяйственный цикл.  Год рождается одновременно с весной, травой, цветами.  Наши предки, славяне, украшали вишнёвые деревья в честь наступающей весны – пусть боги дадут плодородие деревьям и травам, зверям и птицам, скоту и людям.

В 15 веке, а великий князь Иоанн 3 повелел праздновать Новый год осенью 1 сентября. Сентябрьский Новый год на Руси встречали чинно и торжественно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, в столице устраивались пышные торжества. Вечером перед новогодней ночью все члены одного семейства обязательно собирались в доме старшего в роду – главы

семейства. В полночь в крупных городах звучал выстрел вестовой пушки,

возвещавшей начало Нового года, в церквях и храмах били колокола.

В декабре 1698 года русский царь Пётр 1 повелел «По примеру всех христианских народов считать Новый год не 1 сентября, а 1 января 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Ночью жечь костры, палить из пушек, устраивать фейерверки, звонить в колокола».

Многие его обряды, весёлые карнавалы, проделки ряженых, катание на

санях, полночные гадания, хороводы вокруг ёлки – хорошо вписались в

ритуал встречи Нового года. С Новым годом соотносился зимний праздник древних славян – Коляда – праздник зимнего солнцеворота, который справляли с 25 декабря по 6 января. Коляду отмечали 12 дней. В этот зимний праздник древние славяне украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хвойные деревья

должны были колючими и острыми иглами отгонять злых духов. В дальнейшем отголоски этого праздника слились с Новым годом и Рождеством.

3.Ёлка – главный атрибут Нового года. Обычай украшать на Новый год ёлку

родился у жителей Германии. Считали, что ель – священное дерево, в ветвях

которого обитает добрый дух лесов. Зелёная круглый год, она олицетворяла

бессмертие, вечную молодость, верность, долголетие. Даже её шишки были

символом огня жизни и восстановления здоровья. Наши далёкие предки вешали на ёлку яблоки. Верхушку венчала «Вифлеемская звезда».  Позднее яблоки заменили шарами. На ёлку вешали пряники, игрушки, фонарики, корзинки. Игрушки были из бумаги, тиснёного картона, фарфора, прозрачного и матового стекла.  

 - А сейчас мы с вами будем украшать елочки. Слушайте внимательно! С одной стороны надо украсить елку современными игрушками, а с другой старинными.

Молодцы!

- Среди многих традиций, присущих современному новогоднему празднику, существует обязательное исполнение песни “ В лесу родилась ёлочка”. Нет человека, который не пел сам или хотя бы не слышал эту новогоднюю песенку. Слова этой песни написала Раиса Кудашева, а музыку – Леонид Карлович Бекман. В канун Рождества в 1903 году Р.Кудашева опубликовала стихотворение под названием “ Ёлка” в журнале “ Малютка”. Спустя три года кандидат естественных наук, Л.Бекман, положил шесть четверостиший этого стихотворения на музыку. Так появилась эта замечательная песня, без которой невозможно представить встречу Нового года.

Хоровод «В лесу родилась елочка». Разучивание и исполнение песни под музыку.

4.У современного Нового года два самых главных персонажа – ёлка и Дед

Мороз. Если ёлка пришла к нам из Европы, то Дед Мороз имеет самое что ни

на есть отечественное происхождение. Даже не русское, а древнеславянское. Был у древних славян зимний злой дух – Морок, Трескун, Морозко. Славяне представляли его дедушкой небольшого роста, с длинной белой бородой, который бегал по полям и вызывал стуком трескучие морозы, вьюги, метели; сковывал реки льдом.  С Морозом наши предки старались поддерживать хорошие отношения. Они всячески задабривали его – выставляли угощения на окно (блины, кутью, кисель), выносили во двор или выплёскивали в огород – пусть Мороз ест.  

Дед Мороз! Дед Мороз!

Приходи блины есть и кутью!

А летом не ходи, огурцы не съедай,

Росу не убивай, ребятишек не гоняй!

Рассказ воспитателя о Дедах Морозах из других стран.

Игра «Заморожу!» Дед Мороз выстраивает детей в круг, а сам остается внутри этого весёлого кружка. Дети в круге выставляют руки вперёд, а когда к приближается Дед Мороз - прячут их за спину или опускают вниз. Дед Мороз бегает по кругу в разных направлениях, стараясь задеть детские ручки и тем самым заморозить их. Детишки, ручки которых были заморожены, выбывают из игры, а остальные продолжают игру до тех пор, пока круг не сузится до нескольких человек, которых по праву можно назвать самыми ловкими и быстрыми.

5. При встрече современного Нового года близкие люди собираются за новогодним столом, обычно вечером 31 декабря уходящего года. Они желают друг другу, чтобы всё лучшее из старого года перешло в новый.

В России за несколько минут до наступления нового года (в 23:55 31 декабря) глава государства обращается к своему народу с речью, в которой обычно подводит некоторые из итогов прошедшего года, желает удачи гражданам в новом году. Обращение транслируется средствами массовой информации.

 А также обязательными на Новый год являются: Бой курантов на Спасской башне. Разучивать стихотворения о Новом годе и водить хоровод у новогодней ёлки – замечательные традиции. Тем не менее, это не единственное развлечение. Существует множество игр и забав, которые создадут на новогоднем празднике атмосферу веселья и радости.

Викторина загадок

В тулупе с красным кушаком

И с замечательным мешком.

(Дед мороз).

У неё все ветки

Праздничной расцветки.

(Ёлка).

Она в серебро с жемчугами одета –

Волшебная внучка волшебного деда.

(Снегурочка).

Полетают в небесах

И растают на носах.

(Снежинки).

С метёлкой, в шляпе из ведра –

Директор зимнего двора.

(Снеговик).

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры,

Помчались с горы.

(Санки).

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лёд).

      Игра “Доскажи словечко”

Есть ещё игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте!

На дворе снежок идёт,

Скоро праздник...

(Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идёт от...

(ёлки).

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие...

(блестят).

И качаются игрушки –

Флаги, звёздочки...

(хлопушки).

Белоус и краснонос

Под ветвями...

(Дед Мороз).

Ну и ёлка, просто диво!

Как нарядна, как ...

(красива).

Двери настежь, точно в сказке,

Хоровод несётся в...

(пляске).

Наше путешествие во времени подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к временам года

Знакомство с временами года, счет в пределах 10...

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Квест - игра математического содержания "Путешествие во времени"

Цель квест- игры: создание условий для формирования элементарных математических представлений, обобщение представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста....

Квест-игра математического содержания "Путешествие по времени"

Создание условий для формирования элементарно математических представлений с элементами Триз-технологий...

Конспект занятия игры - путешествия «Путешествие во времени» для детей подготовительной группы

данная методическая разработка создана с целью организации образовательной деятельности для закрепления у детей представлений о времени и практическом применении часов. Может быть использова...

Квест-игра "Путешествие по времени"

Квест на ориентировку по времени....

Конспект квест-игры по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Квест- игра, направлена на  обобщение  и систематизацию знаний об изменениях в природе, пониманию причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовате...