КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». для детей второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)

Полякова Татьяна Рафаиловна

КРАТКОСРОЧНЫЙ  ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

 

для детей второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimuyushchie_ptitsy.doc612 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха

"Средняя общеобразовательная школа №1" Дошкольное отделение 13

КРАТКОСРОЧНЫЙ  ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

для детей второй младшей группы

Подготовили и провели воспитатели :

Полякова Т.Р.

Шевченко И.Е.

Балашиха 2022г

ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

для детей второй младшей группы.

Подготовили и провели: Полякова Т.Р. и Шевченко И.Е.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта:  познавательный

Вид проекта: групповой.        

Возраст детей: вторая младшая группа.

Период выполнения: с 12.01.22 по 26.02.22 года.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.                                                                                                                                                     

Актуальность.  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.

   С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.

    У малышей недостаточно информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют, не сформированы навыки оказания помощи птицам.

    Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой. 

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.

Цель:  Сформировать у дошкольников  общие представления  о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни,  характерных признаках и  связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.

 Задачи:      Сформировать у детей представлений о том, кто такие зимующие птицы, о внешнем виде, повадках, пользе в природе.  Обучить умению узнавать пернатых по внешнему виду, по голосу и описанию.  Обогатить словарный запас детей. Расширять кругозор. Активизировать познавательную деятельность малышей. Способствовать развитию конструктивных, художественно-творческих умений и навыков; памяти, речи детей; мелкой моторики рук. Воспитывать бережное отношение к природным объектам, заботливому отношению к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. 

Материал: Иллюстрации с изображением зимующих птиц; маски для подвижных игр; художественная литература по теме проекта, аудиозапись «Голоса птиц» ИКТ.

Предварительная работа:                                                                                                                                                         1. Подбор методической литературы по теме.                                                                                                        2. Подбор художественной литературы для чтения детям.                                                                                          3. Подбор дидактического материала, подвижных игр, наглядного пособия (альбомы для рассматривания,  иллюстрации, мультфильмы, аудиозаписи голосов птиц)                                                                                                                                                                   4. Изготовление масок для проведения подвижных игр.

5. Составление перспективного плана.

Формы реализации проекта:                                                                                                                                                      • занятия (по краеведению, рисованию, лепке, аппликации, чтению  художественной литературы);                                                                                                                                              • беседы;  

• отгадывание загадок о птицах.

• наблюдения на прогулке;

• пальчиковая гимнастика;                                                                                                                                              • рассматривание иллюстраций;  

• раскрашивание картинок;

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• просмотр мультфильмов;    

• прослушивание аудиозаписи (голоса птиц);                                                                                                                                          

• работа с родителями;

• оформление коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – Создание  коллективной работы в технике рисования и аппликации   по теме «Покормите птиц зимой».

Предполагаемый результат:

   В ходе реализации проекта в группе созданы необходимые условия по формированию представлений о  зимующих птицах, у детей сформирована система знаний о зимующих птицах и их детёнышей, появится желание помогать пернатым в зимнее время. Установлены причинно-следственные связи между образом жизни птиц и средой обитания. Расширен кругозор, сформирована познавательная активность. Развиты любознательность и творческие способности малышей. Пополнится развивающая среда.

    У детей формируется  чувство ответственности и заботы за птиц.

 

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта:

Воспитатели:  Разработка методических материалов.

Подбор оборудования для занятий, бесед, игр.

Подготовка атрибутов для проведения игр, НОД.

Подготовка консультации для родителей.

Сотрудничество с родителями: привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности:

- к подбору фотографий, иллюстраций, стихов, загадок о зимующих птицах;

- фотоотчет «Мы кормим птиц зимой».

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми: 

• Беседы: «Кто такие зимующие птицы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?»,

«Какую пользу приносят птицы».

• Чтение художественной литературы (стихотворения В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой»,  рассказов: И.Тургенева «Воробей», С. Маршак «Где обедал воробей?», М.Горького «Воробьишко»).

• Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

• Отгадывание загадок о зимующих птицах.

• Занятие по краеведению «Зимующие птицы нашего города».

• Занятие по рисованию нетрадиционной техникой – ладошкой  «Птицы».

• Занятие по аппликации «Птичка - невеличка» (Воробышек).

• Занятие по лепке «Воробушки».

• Наблюдения во время  прогулки за прилетевшими птицами на участок детского сада. 

• Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

• Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц».

• Раскрашивание раскрасок  «Красногрудые птахи», «Птицы на участке».

• Просмотр мультфильма «Высокая горка».

• Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

• Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».   

Мероприятия по работе с родителями:

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.

Оформление папки - передвижки «15 января – день зимующих птиц», памятки для родителей «Покормите птиц зимой».

Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад).

Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц.

Работа родителей и детей – сбор корма для птиц.

3. Заключительный этап:

- Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и фотовыставки по окончанию акции.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

- Создание коллективной работы с детьми.

     В рамках акции «Покормите птиц зимой» проведена работа по экологическому  воспитанию, познавательно речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому развитию  воспитанников.

    У детей был выражен положительный эмоциональный настрой во время проведения  мероприятий. Проведена работа по сплочению отношений воспитанников, педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

• Развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим - птицам.

• Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

• Воспитано чувство  любви и бережного отношения к птицам.

Для педагогов:

• В групповом помещении пополнилась развивающая среда атрибутами для игр, дидактическими играми, создана картотека стихов, загадок по теме проекта.

• Внедрение инновационных технологий и новых форм работы с детьми.

• Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение методом  проекта в работе с детьми.

Для родителей:

• Просвещение родителей по теме проекта (передача им необходимой информации по тому или иному вопросу - индивидуальные и групповые консультации ...).                                            

• Родители и дети приняли активное участие в оказании помощи пернатым в трудное зимнее время.

• Совместная продуктивная деятельность родителей и детей (принятие участия в акции «Покормите птиц зимой» и в фотовыставке, наблюдение за птицами вне детского сада).

• Укрепление детско-родительских отношений, выявление и развитие творческих способностей детей и родителей.

                     

Вывод: 

  • В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы», у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности.
  • Созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, об их значении для природы в целом и для человека, о правилах подкормки.
  • Проявляется интерес к окружающему миру, что находит отражение в детских играх, поделках, рассказах.
  • Были созданы условия для развития у детей любознательности и творческих способностей.
  • Закрепляется навык работы с карандашами, красками, пластилином,  развивается мелкая моторика через разные виды деятельности с детьми.
  • Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Через исследовательско - творческую деятельность дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде коллективной работы.

Продукт проектной деятельности – В итоге работы над проектом у нас получилось 2 продукта: Создание  коллективной работы с детьми в технике рисования и аппликации   по теме «Покормите птиц зимой»; совместно с родителями создана фотовыставка «Мы кормим птиц зимой».

 

Приложение 1

Беседа: «Кто такие зимующие птицы?».

Задачи: Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение и расширение словаря по теме: птица, голова, крыло, хвост, клюв, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, голубь, летает, прыгает, клюёт. Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Развитие связной речи. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, голубь, ворона, сорока; снегирь, синица); мнемотаблица «Расскажи о птицах»; таблица «Строение птиц».

Ход беседы. Дети садятся полукругом.

- Ребята, каких птиц вы знаете?

- А кто такие зимующие птицы?

- Почему их так называют?

- Хотите узнать?

Наступают холода. Птицы улетают в тёплые края.  Те птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам с севера, называют – зимующими.

- Каких птиц зимой в нашем крае вы видели?– это голуби, воробьи, сороки, вороны …

Зимой в городе можно увидеть таких лесных обитателей, как снегири, свиристели, совы. В холодное время года им всё труднее и труднее добывать себе пропитание. Поэтому они перебираются ближе к человеку.

- Скажите, что общего у всех этих птиц? (у них есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, ноги, хвост).

Молодцы!

  • Давайте рассмотрим воробья. (Составляют план описания птиц - мнемотаблицу).

- Что вы можете про него сказать?

- Какого цвета оперенье?  ЦВЕТ.

- Что у него есть? (голова,…)  ЧАСТИ ТЕЛА.

- Где она обитает?  (под крышей)  ДУПЛО.

- Чем питается?  СЕМЕНА, ЯГОДЫ.

- Назови её птенца?  ПТЕНЕЦ.

- Как люди помогают птицам зимой?  ЧЕЛОВЕК, КОРМУШКА

Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают           Дети прыгают
Крошки птички собирают.       «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили                  изображают
Птички летают, поют                машут руками
Зёрнышки клюют                      наклоняются
Дальше полетели
И на место сели                         «улетают», садятся

Молодцы, отдохнули, а теперь приготовили ушки и внимательно слушаем.

         

Обобщение ответов детей: Тело воробья покрыто перьями, серого и коричневого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов.  Воробей может летать, прыгать, чирикать, сидеть. Питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Он друг человека, потому что поедает вредных насекомых. Значит, приносит пользу.

  • Обратите внимание на эту иллюстрацию (Рассматривают иллюстрацию с изображением голубя).

- Вы узнали кто это?

Предлагаю рассмотреть голубя и рассказать о нём (работают по плану составленному выше).

Голубь больше воробья. Тело покрыто перьями, серо-голубого цвета. У него есть голова, шея, клюв, туловище, хвостик, ножки и крылышки. Живёт под крышей домов, в парках.  Голубь может летать, прыгать, ворковать, сидеть. Питается ягодами, крошками, семенами.

Итоги: - Ребята, почему воробушки, воробьи, вороны не улетают от нас в тёплые края? (они остаются зимовать)

- Как называют таких птиц?

Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали. Каждому из вас птички принесли подарок (раскраска с изображением птиц).

  Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?»

Задачи: Расширение  представлений о зимующих птицах, их образе жизни.

Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);

Карточки с загадками про птиц.

Ход беседы: Дети входят в украшенный зал, садятся на стульчики полукругом.

Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.

- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)

 Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки  (выставляем кормушку сделанную папой Вовы М.) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.

- А любые крошки кушают птицы? (нет, только от белого хлеба, крошить мелко)

- А почему, как вы думаете? (чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)

Отгадай те загадку,  про кого мы буде говорить:  

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (правильно, синичка, садим на кормушку)

  • Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.

- Угадайте, кто следующий?

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

- Кто это?    (правильно, воробышек, садим на кормушку)

  • Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.

- Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки;)

Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица,           Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится,            
Прыжки на месте на левой ноге
Прыг-скок, прыг-скок,              
Прыжки на месте на правой ноге. 
Завертелась, как волчок.          
Кружимся на месте. 
Вот присела на минутку,        
Присели. 
Почесала клювом грудку,      
Встали, наклоны головы влево - вправо. 
И с дорожки — на плетень,    
Прыжки на месте на левой ноге
Тири - тири,                              
Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень!                        
Прыжки на месте на двух ногах.

- А это кто?

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

- Кто это?  (снегирь, правильно, садим на кормушку)

 Молодцы!

  • Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири  вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.

- Почему?

Обобщение ответов детей:  Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи.  Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.

- А чем можно кормить птах?

- Что мы насыпим в кормушку для птичек?

Можно:

  • Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни;
  • Просо, овёс;
  • Свежие фрукты, ягоды кусочками;
  • Не солёное сало.

Нельзя:

  • Пшено;
  • Чёрный хлеб;
  • Жареное и солёное.

Итоги: - Почему зимой птицы  держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)

- Легко ли им добывать себе зимой корм?

- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)

Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!

Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.  

Беседа: «Какую пользу приносят птицы».

Задачи: Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.

Материал: Иллюстрации с изображение птиц.

Ход беседы: I Орг. момент.  Дети садятся вокруг большого стола, где разложены иллюстрации с изображение птиц.

II. Новый материал.      

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Вспомните, почему их так называют?

- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (снегирь, синица)

1. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносят птицы природе и человеку.

2. Рассказ педагога о судьбе птиц.

Во время сильных метелей и морозов многие птицы погибают от голода, особенно в конце зимы. Если мы будем постоянно подкармливать пернатых в наших кормушках, то, скорее всего, они будут снова и снова возвращаться к нам. А об их пользе, я думаю, вы знаете.

- Какую пользу приносят птицы людям и природе? (Ответы детей)

   Птицы не только летом, но и зимой борются с вредителями, доставая их  и их личинок из  под коры деревьев.  

   Они самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают мелких грызунов – вредителей полей - приносят пользу сельскому хозяйству.

   Одни птицы красиво поют и их приятно слушать.

   Другие имеют красивое оперенье и ими можно любоваться.

   Некоторые птицы дают человеку мясо (куры, утки, гуси, куропатки).

   Люди часто сердятся на птиц, так как они поедают ягоды – плоды деревьев. А оказывается, они приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды – то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Косточки попадают в землю и на следующий год

вырастают молодые побеги рябинки.

Вывод: Получается так, что птицы разносят семена и сажают для нас с вами лес.

III. Итоги.  – Какую пользу приносят птицы? (Высказывания детей).

- Понравилось вам занятие?  Если да, то возьмите смайлик с улыбкой.  Если нет или не очень, то возьмите грустный смайлик.

Приложение 2

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе:

«Птички - невелички».

Цель: Научить детей составлять аппликацию в виде птички.

Задачи: Образовательные: Закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем.

Развивающие: Развитие внимания, усидчивости; мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения к природе и ее обитателям.

Материал и оборудование: Аудиозапись «Голоса птиц», шаблоны из цветной бумаги: круги дм. 5 см и 3 см, прямоугольник – хвостик, клювик, клей, кисточка, салфетка, фломастеры.

Предварительная работа: Чтение стихов и загадок о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Ход занятия:  Орг. момент.

Ребята входят в группу, украшенную изображениями птиц, садятся на стульчики (Включается запись «Голоса птиц»).

- Кто это так красиво поёт?  (Ответы детей)

- Где же они спрятались?

Давайте найдём их глазками (Голубь, Сорока – белобока и попрыгунчик воробей).

- А это, что за необычная птичка? («Птичка – невеличка» - Воробей).

Ребята, ему очень скучно одному. Давайте смастерим для него друзей.

- Хотите, я научу вас делать таких же птиц? (ответы детей)

Сегодня, мы с вами откроем мастерскую по изготовлению «Птичек – невеличек».

 Дыхательная гимнастика «Согреем птичку».

Мне кажется, ребята, он замёрз. Давайте сначала согреем его, подуем на него тёплым воздухом, а потом примемся за работу.

 Рассматривание с детьми готового образца.

- Кого напоминает эта птичка?  (Воробышка)

- Из каких частей состоит эта птичка?

Я буду показывать, а вы называть эти части. (Ответы детей: туловище с головой, крылышки, клювик и хвостик).

- Как называются фигуры, из которых сделана птичка? (Круги)

Большой круг - это туловище и голова.

Маленький круг - это крылышки.

Самые маленькие кружки – это глазки.

Прямоугольник – это хвостик, а треугольник – клюв.

 Показ педагогом выполнения работы.

Перед вами лежат круги.

- Берём большой круг – кладём его перед собой - туловище.

- Потом берём маленький круг, кисточку, её аккуратно макаем в клей и намазываем маленький круг.

- Кисточку после работы кладём на подставочку, а маленький круг приклеиваем на большой аккуратно посерединке.

- Промачиваем салфеткой и разглаживаем (убираем лишний клей).

- Сгибаем круги  пополам, аккуратно, ровно.

- Теперь приклеиваем клювик и хвостик. Стараемся намазывать клей аккуратно и приклеиваем. Не забудьте глазки приклеить – самые маленькие кружочки.

Птичка готова.

 Физминутка. 

Птички прыгают, летают   (Дети прыгают, летают)

Крошки птички собирают. («Клюют зёрнышки»)

Пёрышки почистили,

Дальше полетели                 (летают)

И на место сели.                  (садятся за столы)

 Повтор сильным ребёнком последовательности выполнения работы.

 Самостоятельная деятельность детей (помощь педагога по необходимости)

III.Итоги. Выставка работ.

Кто всё сделал, может поставить птичку около кормушки. (Малыши выставляют своих птичек около кормушки).

- Понравилось вам занятие?

- Что мы делали сегодня? (Слушали голоса птиц, клеили птичек)

Все вместе рассматриваем их: Посмотрите, какие они красивые. Теперь нашей птичке не будет скучно одной. Осталось их только покормить.

Кормят. Выставляют в раздевалке.

 

Конспект НОД по краеведению «Зимующие птицы нашего края».

Задачи:

Образовательная: Формирование представления у детей о зимующих птицах нашего края, их особенностях. Знакомство с некоторыми зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, сорока). Показать детям  взаимосвязь всего живого в природе.

Развивающая: Развитие чувства сопереживания ко всему живому (птицам).

Воспитательная: Воспитание заботливого отношения к природе и ее обитателям.

Материал: Иллюстрации воробья, вороны, сороки, голубя; кормушка, корм; раскраски для малышей с птицами нашего края.

Ход занятия: I. Орг. момент.

II. Новый материал. 1.Загадки о зимующих  птицах.

Угадайте, что за гости к нами пришли:

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит 
(Воробей)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».
(Воробей)

Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт 
(Ворона).

Длинный хвост и с белым боком,
А летает не высоко.
Хочет всё стащить с наскока!
Это хитрая ...
(Сорока).

Что блестит, не пропущу,
Всё в гнездо себе тащу.
Чернохвоста, белобока...
Догадались? Я –  
(Сорока).

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

(Голубь)

Вывешиваем иллюстрации птиц на доску

2. Сообщение темы – Сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут рядом с нами.

3.Беседа о птицах и их характерных особенностях.

Обращаем внимание на иллюстрации птиц.

- Как вы думаете, как называют этих   птицы?

(Этих  птиц называют - зимующие).

Посмотрите на них внимательно и скажите:

- Чем они похожи?  Что у них общего?    

     Воспитатель обращает внимание на картинки с изображением птиц, показывает, называет их, отмечает характерные особенности каждой птицы. 

(Есть голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост и лапки. Тело покрыто перьями, они летают, прыгают, клюют).

Воспитатель стремится к тому, чтобы дети запомнили название этих птиц и характерные особенности внешнего вида каждой птицы (Воробушек - пташка, серая рубашка, сизый голубь…)

4. Физминутка  «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала            (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала    (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела    (машут руками).

5. Продолжение беседы о птицах (серогрудая ворона,  сорока-белобока,).

 - А чем они отличаются?    (одни большие птицы, а другие – маленькие – размером  и цветом)

Умницы!

- Ребята, как вы думаете сейчас легко птицам, когда  земля замёрзла, снега много вокруг,  когда нет корма?  (Им очень трудно, пищи нет).

- Что надо сделать, чтобы помочь пернатым?  

(нужно повесить кормушки и накормить ) – постоянно добавлять корм в кормушки.

- Кто из вас кормил птичек? (Ответы)

- А чем  кормят птиц? ( зернышками овса, семечками не жаренными,  крошками чёрствого белого хлеба).

6. Я предлагаю вам покормить наших гостей. У нас есть  птичья столовая. Давайте насыпим туда корм и пригласим птичек.

7. Чтение стихотворения  Александра   Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.        

- Красивое стихотворение?

-Им очень нужна наша помощь, а особенно зимой.

III.Итоги. Молодцы! Хорошо сегодня работали, ушки все слышали, всё запомнили.

- Какие птички живут рядом с нами?

- Как они называются?  Зи…

Наши гости принесли вам подарки, каждому раскраску с птичкой (педагог раздаёт каждому малышу).

Конспект НОД по рисованию: «Птицы» (нетрадиционная техника - ладошки).

Задачи: Образовательные:  Формирование у детей знаний о зимующих птицах. Закрепление знаний о характерных, отличительных особенностях птиц. Обучение рисованию нетрадиционным способом – ладошками.

Развивающие: Развитие речевой активности, творческих способностей детей, воображения, фантазии.

Воспитательные:  Воспитание любви и заботливого отношения к природе,  к братьям нашим меньшим.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулок.  Чтение художественной литературы: И. Беляков «На дворе белым бело»,  Я. Аким «Синицы». Отгадывание загадок. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций. Дидактические игры: «Какие голоса подают птицы», «Назови ласково», «Один - много», «Подскажи словечко», «Назови и покажи зимующих птиц». Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль» и др.

Материал:  Картинки с изображением птиц в конверте, аудиозапись «Голоса птиц», карточки с моделями птиц, гуашь, ½ альбомного листа, неразливайки с водой, кисточки, клеенка, влажные салфетки, фломастеры.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Дети входят в группу. Звучит запись

«Голоса птиц».

Воспитатель:  Как много у нас сегодня гостей.

- Кто это?  (Птички)

- Что они делают? (Поют)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Правильно. Здесь много птиц и все они поют.

- Голоса, каких птиц вы услышали? (Ответы детей, воспитатель вывешивает на доску иллюстрации с изображением угаданных птиц).

1. Сообщение темы: Сегодня мы поговорим о птицах, их характерных особенностях и попробуем нарисовать необычных птиц.

Если дети не смогли угадать, кто пел, то педагог достаёт волшебный конверт.

- Как вы думаете, что в нём? (Ответы детей)

В нём загадки. Я загадаю загадку, а вы попробуете угадать, о ком я говорю. После каждой правильно отгаданной загадки воспитатель вывешивает на доску иллюстрации с изображением угаданных птиц.

***

Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!   (Голубь)
В. Кузьминов

***

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый… (Воробей).

***

Целый день без перерыва -

Кар-кар-кар,

- кричит сварливо… (Ворона)

***

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется …    (Синица)  

Л. Шкилёва 

***

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине 
Он появиться опять.   (Снегирь) 

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (Снегири)

2. Беседа о зимующих птицах (звонок от домовёнка Кузи).

- Как можно назвать этих птиц, одним словом?  (Дикие).  Молодцы!

- А почему их так называют?  (Ответы детей).

- В какое время года мы их встречаем?

- Значит, как еще можно назвать этих птиц?  (Зимующие)

Звонок от домовёнка Кузи. Здравствуй Кузя! Что случилось?

Воспитатель: Представляете, Домовёнок Кузя, позвонил и говорит, что у него на чердаке постоянно птички гостят. Они летают, шумят. А Кузя не понимает: как это они летают, а он не может. Он просит:

- Объясните мне, пожалуйста, почему птички летают, а я так не умею? Я тоже хочу в небе порхать!»

- Поможем Кузе разобраться.

Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите:

- Что у них общего, чем они похожи?

С помощью моделей дети выделяют характерные признаки птиц.

- У всех птиц тело покрыто перьями (модель).

- Есть крылья (модель).

- Голова и туловище (модель).

- Клюв (модель).

- Хвост (модель).

- Две лапки (модель).

- Зачем птицам крылья? (Летать).
- А лапки птицам зачем? (Передвигаться по земле, цепляться за ветки).

- Зачем им клюв? (Есть, пить).

Воспитатель: Значит, птицы отличаются от нас – людей, мы совсем разные. Мы не можем летать как птицы, у нас нет крыльев.

Звонок Кузе: Здравствуй Кузя! Послушай, почему ты не можешь летать (пояснение ребёнком).

Воспитатель: Мы можем научить тебя рисовать красивых, необычных птиц.

- Хочешь? (Да)

3. Физминутка:

Сначала мы разомнёмся, а потом обязательно научим тебя рисовать.

 

Птички прыгают, летают     (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.  («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили.             (изображают)
Птички летают, поют            (машут руками)
Зёрнышки клюют.                  (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели.                     («летают», садятся)

4. Рассматривание готовых образцов.

Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел.

- Кто это, кто догадался?   (Воробышек).    Молодцы!

- А кто это с ним прилетел?   (Голубь, ворона, снегирь, синичка)

Посмотрите, какие они необычные

- С помощью чего они нарисованы?   (С помощью рук - ладошек)

- Что заменяет ладошка? (Туловище, хвост и крылья)

Сейчас мы с вами нарисуем птичку-невеличку ладошками. Для этого нам нужно сделать отпечаток своей ладони на листе бумаги. Посмотрите, как я это делаю:

  • Я отвожу большой палец руки, остальные пальцы прижимаю друг к другу (показ).
  • Опускаю ладонь в краску и аккуратно прижимаю к бумаге.

Посмотрите, какой отпечаток получился (после того как дети сделали отпечатки, они моют руки и продолжают работу).

После работы кисточку кладём на подставочку, ручку вытираем салфеткой и идём мыть руки, после садимся за своё рабочее место.

  • Дорисовываем головку.

Посмотрите, как будем рисовать голову – показ педагогом.

- Остаётся дорисовать? (Лапки, клюв и глаз).

  • Затем воспитатель показывает, как дорисовать птичке клюв, лапки, глаз. Предлагает сделать при помощи фломастеров.

Посмотрите, как будем рисовать клюв, глаз и лапки – показ педагогом.

Птичка готова.

5. Самостоятельная работа детей (помощь педагога).

Дети делятся на группы (кто кого будет рисовать). Предлагаю нарисовать своих птиц. Выставим их на доску и пригласим Кузю посмотреть, какие красивые и необычные птицы у нас получились.

  1. Итоги.   6. Выставка работ. Обсуждают работы.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Такие красивые у вас получились птички.

- Ребята, а почему  птицы прилетают к нашему жилью?  (Ответы детей).

Воспитатель: Птицы прилетают в город, потому что в лесу им не хватает корма - голодно зимой. Они могут погибнуть.  

- Как люди им помогают?  (Развешивают кормушки и подкармливают птиц).

Можно, если останется время прочитать стихотворение «Покормите птиц зимой»  или после занятия.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.

- Можно кормить птиц, когда хочешь или надо всегда подкармливать наших маленьких друзей?  (Постоянно)

Молодцы!

Приложение 3

НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение за птицами зимой (воробышки возле кормушки).    

Цели: Углубление знаний о жизни птиц в зимний период.  Выяснить, какие птицы прилетают на наш участок. Подвести детей к пониманию того, что о птицах зимой надо заботиться.

Ход наблюдения

Птичьи гнезда опустели,                                  Воробьишки  игривые,

Птицы к югу улетели.                                        Как детки сиротливые,    

Оказался всех храбрей                                      Прижались у окна.

Наш дворовый воробей.                                   Озябли пташки малые,  

Холода не испугался,                                         Голодные, усталые,

С нами на зиму остался.                                   И жмутся поплотней.

Непоседа, невеличка —                                                                С.Есенин

Желтая почти вся птичка

Любит сало, семечки...

Воспитатель задает детям вопросы.

- Что у них общего?

- Они живут поодиночке?

- Где ищут корм?

- Надо ли помогать птицам? Почему?

- Чем мы будем их кормить?

- Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Трудовая деятельность: «Сгребаем снег лопатками».  Насыпать зёрнышки  и хлебные крошки в кормушку

Цель: Учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями, выполнение поручений.

Подвижные игры: «Ловлю птиц на лету» (русская народная) - Цели:  учить быстро действовать по сигналу;  бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в цель» - Цель: Упражнение в броске в цель, развитие ловкости.

«Воробышки и автомобиль» - Цель: закрепить знание правил игры; упражнение в беге врассыпную.

Дидактическая игра «Какие бывают птицы?» - Упражнение детей в умении находить нужную птицу на картинке.

«Принеси зелёный/ красный/ жёлтый и т.д.   мяч» - Цель: Закрепление знаний детьми основных цветов.

Элементарное детское экспериментирование: Просмотр, проведение и обсуждение опыта: рассмотреть и запомнить, какие зёрнышки едят воробушки.

Индивидуальная работа: Развитие меткости, умения махать руками, как птички крылышками.

Самостоятельная деятельность: Игры с выносным материалом.

Выносной материал: Лопатки, метлы, скребки, санки.

Наблюдение за птицами (синицей).    

Цели: Закрепление представлений о названии птиц, характерных признаках внешнего вида; они прилетают на участок, клюют зёрнышки и крошки, поют песенки. Воспитание желания заботиться о птицах.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой — это синичка.

Понаблюдать, как она будет клевать сало. Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать.

Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах.

- Как их называют и чем они питаются?

Маленькая птичка —                               Скачет, скачет воробей,

Желтогрудая синичка,                            Кличет маленьких детей:            

По двору гуляет,                                        - Киньте крошек воробью-  

Крохи собирает.                                         Я вам песенку спою,

                                                                        Чик - чирик!

                                                                        Киньте просо и ячмень –

                                                                        Буду петь вам целый день,

                                                                        Чик - чирик!                             Т.Бокова

Трудовая деятельность: Развешивание кормушек. Расчистка снега с воспитателем

Цели: Воспитание  желания трудиться вместе с воспитателем, доводить начатое дело до конца; собрать с воспитателем лопаты и унести в группу.

Подвижные игры

«Вороны и собачка» - Цели: Учить детей быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в коробку» - Цель: Тренировка  меткости бросков.

«Снежинки» - Цель: Закрепление  знаний правил игры; совершенствование  ритмической  ходьбы и бега по кругу.

Дидактическая игра «Что в мешочке?» - Учить детей на ощупь определять, какие зёрна находятся в мешочке.

Индивидуальная работа. Учить самостоятельно ходить по ступенькам.

Потешка «Большие ноги шли по дороге…»

Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-оп-то-о-оп-то-о-п.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Выносной материал: Лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону- игры со снегом – строим горку.

Приложение 4

Чтение художественной литературы (стихотворения: В. Берестов «Воробушки», Ю.Марова «Кормушка», А.Прокофьев «Снегирь», Маршак «Где обедал воробей?»; разучивание А.Я.Яшин «Покормите птиц зимой»;  рассказов: И.Тургенева «Воробей», С М.Горького «Воробьишко».

Задачи: Формирование интереса и любви к потребности в чтении. Учить внимательно слушать текст, следить за развитием сюжета. Развитие умения отвечать на вопросы, делиться впечатлением, внимания. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

Задачи: Уточнение с детьми знаний о том, кто такие зимующие птицы. Учить узнавать их по внешнему виду. Развитие речи детей. Содействие формированию привычек нравственного поведения. Воспитание аккуратности во время рассматривания иллюстраций.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Задачи: Продолжать знакомить малышей с самым распространённым видом  народного творчества– загадками. Учить отгадывать их. Развитие мышления, речевого внимания, наблюдательности и смекалки.

Наблюдения на прогулке за птицами прилетевшими на участок. 

Задачи: Закрепление с детьми знаний о зимующих птицах. с детьми (назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу), умения их кормить. Развитие наблюдательности, интереса к окружающей природе. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы» - «Мы кормушку смастерили», «Сорока - белобока».

Задачи: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, освоению речи. Активизация словарного запаса детей.

Дидактические игры:

«Какие голоса подают птицы»

Задачи: Пополнение активного словаря детей по теме «Зимующие птицы». Развитие умения узнавать птиц по голосу, памяти, мышления. Воспитание культуры общения.

Ворона – «кар-кар» - каркает; синица – «тинь - тинь» - тинькает; снегирь – свистит; голубь – воркует; воробей –  «чив - чив» - чирикает; сорока – «стр – стр» - стрекочет; сова – «ух - ух» - ухает.

«Узнай и назови ласково»

Задачи: Упражнение в узнавании птицы и словообразовании.

Воробей – воробышек, воробьишко; синица - …

«Скажи наоборот»

Задачи: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу.  Развитие памяти, речи детей, мыслительной деятельности.

Закончи предложения: Воробей маленький, а ворона - …        

У синички хвост короткий, а у сороки - …

Голубь тяжёлый, а воробей - …

У синички клюв тонкий, а у вороны - …

 

«Один - много»

Задачи: Упражнение в образовании множественного числа существительных

Ворона - вороны, снегирь - …

«Подскажи словечко»

Задачи: Учить внимательно слушать педагога, договаривать слова. Развитие слухового внимания, чувства рифмы. Воспитание выдержки.

«Назови и покажи зимующих птиц»

Задачи: Развитие у детей умения узнавать и называть птиц по внешнему виду.

Раскрашивание иллюстраций  «Красногрудые птахи»,  «Милые воробышки».

Задачи: Закрепление умения правильно держать карандаш, закрашивать сверху - вниз или слева - направо. Развитие усидчивости, старательности. Воспитание аккуратности в работе.

Просмотр мультфильма «Высокая горка».

Задачи: Расширение представления об окружающем мире. Знакомство с новыми словами, явлениями, ситуациям. Способствовать социализации на основе примера поведения главного героя (дети учатся, подражая). Развитие эстетического вкуса, чувства юмора, мышления, понимания причинно-следственных связей.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Задачи: Приучать внимательно слушать аудиозапись и распознавать птиц по голосу. Воспитание выдержки.
Подвижные игры:

«Воробышки и автомобиль»

Задачи: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: Учить детей быстро действовать по сигналу воспитателя; ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Упражнение в беге с увёртыванием.  Развитие у детей решительности.

«Воробышки и кот»

Задачи: Учить детей правильно спрыгивать на носки, сгибая ноги в коленях, мягко приземляться. Развитие умения бегать, не задевая друг  друга, увёртываясь от ловящего; быстро убегать, находить своё место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию на тему "Птицы" для детей второй младшей группы

Непосредственно-образовательная деятельность для детей второй младшей группы по познавательному развитию на тему "Птицы"...

Конспект интегрированной НОД «Весенние домики для птиц» для детей второй младшей группы.

Конспект интегрированной НОД «Весенние домики для птиц» для детей второй младшей группы....

Образовательный проект «Зимующие птицы нашего края» Вторая младшая группа ДОУ

Вид проекта: познавательно-исследовательскийПродолжительность: краткосрочныйСрок реализации: с 10 декабря по 17 декабря. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели МКДОУ, родители...

Зимующие птицы для детей 2 младшей группы

Зимующие птицы для детей 2 младшей группы...

Занятие на тему: «Поможем зимующим птицам» для воспитанников второй младшей группы

Цель: формирование представлений о птицах.Задачи:Продолжать знакомить детей с птицами (воробей, ворона, снегирь, синица).Активизировать в речи обобщающее понятие «зимующие птицы».Формирова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему «Зима белоснежная» для детей второй младшей группы

Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема: «Зима белоснежная»Цель: закрепить знания детей о времени года – зиме.Программные задачи:Уточнить представления о зиме, отм...

Конспект ООД по познавательному развитию (окружающий мир) «Зимующие птицы» для детей второй младшей группы

Конспект ООДпо познавательному развитию (окружающий мир)«Зимующие птицы»для детей второй младшей группы...