Занятие на тему: «Поможем зимующим птицам» для воспитанников второй младшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру

Светлана Павловна Нарыжнова

Цель: формирование представлений о птицах.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с птицами (воробей, ворона, снегирь, синица).
  • Активизировать в речи обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Формировать умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия, оценивать поступки героев.
  • Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний.
  • Учить выполнять аппликацию с элементами лепки из готовых разрезных птичек.
  • Развивать мышление, воображение, мелкую моторику.
  • Воспитывать  сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_naryzhnova_s.p.docx22.18 КБ
Файл tselevaya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

 

Духовно-просветительский культурный центр им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия

 

 ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

 Занятие на тему:

«Поможем зимующим птицам»

для воспитанников второй младшей группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Выполнил:

воспитатель МБДОУ д/с № 47

Солнечногорский район

Нарыжнова Светлана Павловна

 

 

 

 

 

 

Москва  2018

Цель: формирование представлений о птицах как творениях Божиих.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с птицами (воробей, ворона, снегирь, синица).
  • Активизировать в речи обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Формировать умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия, оценивать поступки героев.
  • Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний.
  • Учить выполнять аппликацию с элементами лепки из готовых разрезных птичек.
  • Развивать мышление, воображение, мелкую моторику.
  • Воспитывать  сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

 Материалы:

Книга 3 учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей».

Музыкальные материалы учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей».

Заготовки для аппликации – изображение кормушки, фигурки птиц, клей, кисточка, клеёнка, пластилин коричневый и жёлтый.

Средства:

Стихотворение «Голодная птичка» с.77

Рассказ «Добрая девочка» с.71

Живые картины «Птичка» с.78

Ключевые слова:

Помощь. Забота. Доброта. Жалость. 

Предварительная работа: 

беседы, наблюдения за птицами на прогулке, чтение стихотворения «Голодная птичка», рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек, разучивание подвижных игр «Собачка и воробьи», «Воробушки и кот», «Птичка», пальчиковой гимнастики «Птичка», «Прилетайте, птички», «Сказочные птицы».

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину "Птичья столовая".

- Ребята, что нарисовано на картине? (Ответы детей.)

- Какое время года? Почему вы так решили?

- Каких птиц вы узнали на кормушке? (Синички, воробьи, снегири и. т. д.)

-Да, ребята, эти птички не улетели в тёплые края, а остались с нами зимовать. А раз они зимуют вместе с нами, их называют – ЗИМУЮЩИЕ. Скажем хором, какие птицы?

- Обратите внимание на корм. Что вы видите на кормушке? (Крошки хлеба, семечки, сало.)

Педагог рассказывает детям, что зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. Зимой птицам сложно найти корм под снегом. Чтобы птицы могли пережить зиму, они должны хорошо кушать. Но, где воробышки, синички достанут зернышки? Всюду лежит снег. В это время только люди могут помочь птичкам.

Послушайте рассказ, который называется «Добрая девочка».

К.В. Лукашевич

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. 
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

Дети рассматривают иллюстрацию к тексту, педагог задаёт вопросы:

 -Какое доброе дело сделала Маша? (покормила птичек)

- Значит, девочка какая? (добрая)

- Почему Маша стала кормить птичек? (ей их стало жалко)

-Давайте и мы с вами позаботимся о них. Как мы с вами можем помочь птицам зимой? (ответы детей)

- Но сначала поиграем.

Физминутка «Сказочные птицы»


Вот на ветках, посмотри,       (Опущенными руками хлопают себя по 
                                                                                                    бокам)

Сказочные птицы                     (Показывают грудку руками)

Распустили пёрышки,             (Мелко потряхивают кистями опущенных  рук)
Греются на солнышке, 
Головой вертят,                       (Повороты головы влево - вправо )
Улететь хотят. 
Улетели! Улетели!                    (Бегут по кругу, взмахивают руками) 
За метелью, за метелью.
 

-И сегодня мы с вами тоже покормим зимующих птиц: воробьев и синичек. Кормушки я вам уже приготовила, теперь к ним нужно позвать птичек:

Живая картина «Птичка».

Птичка, птичка,                  (взмахи руками)

Вот тебе водичка                (складывают ладошки «ковшиком»)

Вот тебе и крошки              (показывают правую ладошку)

На моей ладошке                  (показывают левую ладошку)

-Посмотрите, к моей кормушке уже прилетели птицы (показывает образец). А ваши пока еще пустые. Но я могу вам помочь.

(Раздает готовые шаблоны птиц).

-Но сначала подготовим наши пальчики.

Прилетайте, птички

Прилетайте, птички (подзывающие движения рук)

Сало дам синичке (ребром правой ладони стучим по левой ладони)

Приготовлю крошки, (делаем щепотку)

Хлебушка немножко.

Эти крошки – воробьям, (показывают одну ладошку)

Эти крошки -  голубям (показывают другую ладошку)

Галки да вороны (показать руками птиц, соединить большой палец со всеми)

Ешьте макароны! (трём ладонью о ладонь)

- Теперь приступим к работе. Птички должны сидеть на кормушке и клевать зернышки. Готовые детали намажьте клеем и приклейте. Не забывайте примакивать салфеточкой, для того, чтобы убрать лишний клей. А зёрнышки мы с вами сделаем из пластилина

(Дети выполняют работу самостоятельно).

Рассматривание работ:

- Ребята, сейчас отложите все, возьмите свои работы и подойдите ко мне.

Слетайтесь, слетайтесь лесные птицы!

Теперь не страшны вам холодные вьюги!

В холодные вьюги, в холодные вьюги

Мы помнить и думать должны друг о друге!

- Посмотрите, ребята, какие красивые птички у нас получились! А работы хороши, потому что вы все очень постарались.

Литература.

  1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
  2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
  4. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост. Т.В. Галанова Ярославль: Академия развития, 2008 – 240с.
  5.  Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – Изд.: Гном и Д, 2010
  6.  Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Экология для малышей. – Изд.: Книголюб, 2006



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 47

Конспект целевой прогулки в младшей группе

«Птичья столовая».

Подготовила воспитатель младшей группы

Нарыжнова С.П.

Декабрь 2018 г.

Цель:

 Формировать у детей позитивное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

   - закреплять представление детей о зимующих птицах: об их жизни в зимний период, о том, чем питаются;

   - активизировать в речи обобщающее понятие «зимующие птицы»;

  - уточнить названия птиц;

  – привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий;

   – формировать у детей представление о правилах безопасного поведения в играх со снегом.

Развивающие:

   - развивать наблюдательность, речь, память, мышление;

    - способствовать развитию двигательной активности;

    – привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

  

  Воспитательные:

    -воспитывать интерес и любовь к окружающей природе, желание заботиться о птицах.

   

  Предварительная работа.

- Проведение циклов наблюдений за птицами на участке;

- беседы о жизни птиц зимой; о необходимости подкармливать их;

- рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашей местности, птиц у кормушки;

- подвижные игры «Воробушки и кот»«Птицы в гнездышках»«Вороны и собачка»;

- изготовление кормушек вместе с родителями;

- заготовка корма для птиц.

Материал.

  Кормушка для птиц, корм, игрушка-собака, куклы в зимней одежде, саночки, лопаты для снега, снежки для метания, эмблемы для игры с силуэтами воробья, собачки.

Ход прогулки:

Дети вместе с воспитателем одеваются и выходят на улицу. Воспитатель обращает внимание детей на кормушку и предлагает:

-Ребята, отгадайте загадку:

На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С желтой грудкой пуховой –
Шустрая… 
(Синица).

-Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, синицы, вороны, снегири)

-Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки).

-Почему зимующих птиц надо подкармливать? (зимой много снега, птицам трудно найти корм).

- Птички – невелички, прилетайте к нам в гости, мы вас угостим зернышками! 

Дети подходят к кормушке и высыпают приготовленный корм (пшено,семечки, хлебные крошки) 

– Еще мы насыплем корм на дорожку и посмотрим, какие птицы прилетят его клевать.

   Воспитатель раздает каждому ребенку по горсточке корма и показывает, как надо рассыпать корм на дорожке, дети повторяют.

   Затем воспитатель предлагает отойти на небольшое расстояние, чтобы птицы не боялись, а подлетали клевать корм. Когда птицы подлетят, воспитатель проводит наблюдение, предупреждая детей, что говорить надо тихо, а смотреть внимательно.

   – Какие птицы прилетели (прилетают) к нашей кормушке?

   – Что они делают? (клюют корм, зернышки)

   – Почему птицы прилетели сюда клевать корм? (они искали корм и нашли его у нас)

   – Как птицы клюют? (наклоняют голову и клювом берут зерно, крошки)

   – Как птицы двигаются? (прыгают от зернышка к зернышку, перелетают)

   – Радуются ли птицы, что нашли корм? (ответы детей)

   – Вот мы птиц накормили, им весело. Давайте мы не будем им мешать угощаться, а пройдем на свой участок.

   – Смотрите, ребята, кто это притаился около деревца? Да это же наша знакомая собачка Жучка. Она вышла погулять и с вами поиграть.

  Подвижная игра «Собачка и воробьи»

 Воспитатель объясняет детям: «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (ребенок берет мягкую игрушку, садится в уголок) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».

   «Скачет, скачет воробей:

     Скок-поскок!

     Скок-поскок! (дети скачут, кто как может)

     Кличет маленьких детей:

   «Чив! Чив! Чив!

   «Чив! Чив! Чив!» (дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)

     Киньте крошек воробью,

     Я вам песенку спою:

   «Чик-чирик!

     Чик-чирик!» (дети повторяют: «Чик-чирик!»)

   Воспитатель говорит: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко».

   Ребенок с игрушкой выбегает и громко лает: «Ав-ав!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны.

   Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.

 Дидактическая  игра «Где собачка»

  Воспитатель незаметно прячет собачку-игрушку

   – Все птички улетели. А где же наша собачка Жучка? (дети идут её искать)

   – Куда она спряталась? (ответы детей – под столом, прыгнула на лавку, спряталась за деревом, убежала в домик)

   Воспитатель: Какие молодцы, хорошо играли и Жучке очень понравилось. Ой, ребята, посмотрите, наши куклы заскучали. Что случилось? Они говорят, что хотят покататься на саночках.

   – Нам с вами надо расчистить дорожку от снега, чтобы саночки легко катились.

          «Много снега, негде бегать,

            На дорожках тоже снег.

            Вот, ребята, вам лопаты,

            Поработаем для всех»

   – Ваня, Кирилл и Арсений, поможете нам?   (дети берут лопаты и расчищают дорожку)

   – Василиса, Арина и Вика, возьмите кукол и усадите  на саночки, аккуратно. Везите их на прогулку. Покажите куколкам наши постройки, которые мы сделали на участке, кормушки, где обедают птицы.

   – Вася с Андрюшей соберут снег в кучку и мы сделаем горку (постепенно к игре подключаются другие дети)

Воспитатель напоминает детям правила игры со снегом: не сидеть на снегу, не бросать снег на других детей и т.д.

   Самостоятельная деятельность детей: игры со снегом – лепят снежки, «пирожки» для кукол; катают кукол на санках; лопатами собирают снег в кучки; играют в любимые игры и игрушки.

 Проводится индивидуальная работа с детьми, у которых стал пропадать интерес к игре.

  – «Перешагивание через линии»

  – «Метание снежков на дальность правой и левой рукой»

   -Ребята, наша собачка Жучка устала. Она мне шепнула на ушко «А не пора ли обедать?».

   – Для того, чтобы уйти спокойно с прогулки, надо убрать игрушки (дети убирают игрушки, ставят санки на место)

 – Какие вы у меня молодцы! Все убрали, да как хорошо! И птичек покормили, слышите, как весело они щебечут. А теперь отправляемся в свою группу, нам тоже пора обедать.

Список используемой литературы:

 1. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост. Т.В. Галанова Ярославль: Академия развития, 2008 – 240с.

2. Уланова Л.А., С.О. Иордан Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010 – 160с.

3. Комкова А.Ю. Загадки. Омега, 2003. 48с.

4. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – Изд.: Гном и Д, 2010

5. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Экология для малышей. – Изд.: Книголюб, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы

Тема: «Зимующие птицы».Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)Задачи:1. Формировать у детей интерес к птицам, учить узнавать их по ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы

Тема: «Зимующие птицы».Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)Задачи:1. Формировать у детей интерес к птицам, учить узнавать их по ...

Конструкт НОД по сенсорному развитию. Тема "Поможем Лунтику и его друзьям". Вторая младшая группа

Технологическая карта организации организованной образовательной деятельности по сенсорному развитию во второй младшей группе....

Образовательный проект «Зимующие птицы нашего края» Вторая младшая группа ДОУ

Вид проекта: познавательно-исследовательскийПродолжительность: краткосрочныйСрок реализации: с 10 декабря по 17 декабря. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели МКДОУ, родители...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». для детей второй младшей группы

КРАТКОСРОЧНЫЙ  ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».  для детей второй младшей группы...

Конспект ООД по познавательному развитию (окружающий мир) «Зимующие птицы» для детей второй младшей группы

Конспект ООДпо познавательному развитию (окружающий мир)«Зимующие птицы»для детей второй младшей группы...