Технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Помощь Курочке»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

Технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности Знакомство с магнитом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_zanyatie_znakomstvo_s_magnitom.doc657 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»  г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

 

Технологическая карта НОД по познавательно-исследовательской деятельности

«Помощь Курочке»

Подготовила воспитатель: Хадиева А.Ф.

 Надым 2021 год

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательно-исследовательская деятельность

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Помощь Курочке»

Цель

вызвать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, помочь Курочке очистить пшено от скрепок.

Задачи

Обучающие:

- закрепить понятие «магнит»;

- сформировать представление о свойствах магнита;

- формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развивающие:

-развивать активность, любознательность, стремление к   поиску причин, способов действий.

-развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать желание оказывать помощь.

-формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

-развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал

Демонстрационный:

- игрушка Курочка,

Раздаточный:

- тарелки с пшеном, перемешанном со скрепками;

- магниты;

- баночки для скрепок;

- стакан с водой и скрепками;

- разные материалы: деревянный кубик, пластмассовая ложка, кусочек ткани, бумага, металлический ключ;

- игра с магнитом «Зайка–попрыгайка».

Предполагаемый результат

- ребенок закрепит понятие «магнит»;

- ребенок имеет представление, о свойствах магнита;

-ребенок с помощью опытов установит важность магнита в повседневной жизни;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя. Приветствуют гостей.

-Ребятки, прислушайтесь. Вы что-то слышите? Кто же это может быть? (ответы детей). Вы думаете, что это курочка? Где же она? (на экран выводится изображение Курочки)

-Здравствуй Курочка! Почему ты такая грустная?

Курочка: Я насыпала пшено в тарелку, чтобы покормить цыплят. Но озорной цыпленок Цып так расшалился, что опрокинул коробку со скрепками. Скрепки упали прямо в тарелку с пшеном.

-Ребята хотите помочь Курочке и цыплятам? А сможете?

(ответы детей)

Словесные методы, мотивация,  использование средств ТСО

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребёнка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

II. Актуализация знаний

-Ребята, а что такое пшено? (ответы детей) А что такое скрепки? Можно таким пшеном кормить цыплят? Почему? Что будет если цыпленок проглотит скрепки? Вы знаете как помочь Курочке? (ответы детей). Поможем Курочке?

Словесный, наглядный метод

Рассматривают пшено, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления.

Сотрудничество  воспитателя и детей;

наличие устойчивых познавательных интересов,

целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка,

организуется предметная деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей для нового знания.

Наблюдение за процессом деятельности детей

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                   1) развивать представления об окружающем мире;

2) развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;

3) развивать общение и взаимодействия ребенка со   взрослым и сверстниками.                

III. Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения: 

Ребята, а можно отчистить пшено от скрепок?

(ответы детей).  

Воспитатель: Ребята, нам надо очистить пшено от скрепок. Если просто доставать скрепки-это будет очень долго. Цыплятки голодные, нам надо быстро очистить пшено от скрепок. Как мы можем это делать? (ответы детей) У меня есть предмет, который поможет быстро достать скрепки. Вы хотите узнать что это?

                                                                       

Словесный, наглядный метод

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

 

Дети сталкиваются с затруднением: не знают как быстро очистить пшено от скрепок.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы

Этапные задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;                                                2) развивать общение и взаимодействия ребенка со   взрослым и сверстниками.  

             

IV.

Открытие нового знания или способа действий

-Есть такой камень, который притягивает к себе металлические предметы. Это магнит. Возьмите по магниту и будем очищать пшено от скрепок.

Дети с помощью магнитов добывают скрепки.

- Посмотрите, все скрепки прилипли к магниту. Мы их аккуратно соберем в баночку. Пшено стало чистым и Курочка может кормить своих цыплят.

Курочка: Ребята, большое спасибо. До свидания.

Словесный, наглядный, игровой метод,

метод демонстрации.

Участвуют в диалоге. Дети в ходе беседы узнают, о свойстве магнита притягивать некоторые предметы.

эмоциональная вовлеченность ребёнка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка

самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

Наблюдение за процессом деятельности

(умеют считать  до 10, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из десяти предметов)

Этапные задачи:

  1. Учить определять свойства магнита притягивать только металлические предметы
  2. учить делать самостоятельный выбор.

V Введение новых знаний в систему знаний

Игра-эксперимент «Магнит и предметы»

-Мы выяснили, что магнит притягивает скрепки. А может ли магнит притягивать другие предметы? Возьмите поднос с предметами из различных материалов.  Рассмотрите их.  К каждому предмету поднесите магнит. К какому из этих предметов приклеится магнит. Найдите этот предмет. (Опросить каждого ребенка о том, какой предмет прилип к магниту и уточнить почему. Потому, что этот предмет металлический).

ВЫВОД: Магнит притягивает только металлические предметы. А на подносе остались… - (перечисляются оставшиеся предметы и проговаривается из каких материалов они сделаны.) (На мольберте воспитатель показывает схемы таблицы «Что притягивает магнит».

Физминутка. 

Игра: «Притягивает-не притягивает»

-Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если нет, то стоите на месте.

  1. Игра «Фокус»

- У меня для вас есть один фокус.

Воспитатель предлагает детям пройти к столу, где будет проводится фокус.

- Ребята, у нас на столе стакан с водой. Я опускаю скрепки в этот стакан. А теперь вопрос «Как достать скрепки, не опуская руки в стакан?»

Ответы детей.

- А в этом нам поможет …

Каждому ребенку предоставляется стакан с водой, скрепками, магнит. Дети достают скрепки из стакана с помощью магнита.

Дети справляются с задачей.

Словесный, наглядный, игровой метод, наводящие вопросы

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети играют в подвижную игру.

целенаправленность

деятельности; овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка

VI Осмысление (итог)

- Ребята, вы большие молодцы.  Какое доброе дело мы с вами сегодня сделали? С каким камнем познакомились? Что умеет делать магнит? Что было сложно?

Посмотрите, курочка ушла и оставила нам в подарок игру «Зайка-попрыгайка». Хотите в нее поиграть?

Описание игры «Зайка-попрыгайка». На листе картона изображен лес. На картон помещается фигурка зайчика с магнитом. Ребенок проводит магнитом под листом, а на листе зайчик перемещается по лесу.

Словесный метод, наглядный, использование средств ТСО

Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя

.

умение  получать и оценивать результат выполнения собственных действий

фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний 

Этапные задачи:

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Комментарий

Дети должны прийти к выводу, что им удалось помочь Курочке очистить пшено от скрепок при помощи магнита, потому что они узнали свойства магнита


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи:   - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1.      Организация деятельности детей п...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности "Земля-наш дом"

Цель: создать условия для формирования представлений о планете Земля и жизни людей на планете, прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей....