Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной группы на тему "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной группы
на тему «Перелётные птицы»
Тема: Перелётные птицы
Цель: формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о зимующих и перелетных птицах;
- углублять представления о причинах отлета птиц;
- закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
- обогащать активный словарь;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним;
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать любознательность
- развивать экологическое мышление и экологическую культуру
Оборудование: письмо, ноутбук, проектор, 2 набора разрезанных картинок, бланк с кроссвордом
План НОД:
Организационный этап: 3 мин
Основной этап: 25 мин
Физкультминутка: 1 мин
Заключительный этап: 2 мин
Ход НОД
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование и самоанализ |
Организационный | -Здравствуйте ребята. Давайте вспомним, какое сейчас время года? -Какой месяц? -Какой день? -Молодцы! - Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? -Правильно. Сегодня мы будем говорить о птицах. Но не просто о птицах, а об особенных. -Давайте послушаем стихотворение и узнаем, о каких же птицах пойдёт речь. | -Осень -Октябрь -Четверг -Птицы | Организационный момент; Создание положительного эмоционального настроя |
Основной | Чтение стихотворения А. Плещеева «Перелетная птичка». Бор дремучий шумит и гудит, Ветер листья с деревьев крутит, Частым дождичком сеет в окно; Хоть и день, а в избе уж темно. Собирается птичка в отлет; Вот в лесу она кличет, зовет: «Эй, скорей, перелетные, в круг! Порешим, как уйти нам на юг От осенних туманов и тьмы, От холодной, голодной зимы, Кто нам будет вожатым в пути, Где ночлег нам в дороге найти? Сладок будет под солнцем приют В теплых рощах, что вечно цветут. Здесь все вянет! Живые в поход!.. Вы, бывалые птицы, вперед!» -Так о каких птицах было стихотворение? -Правильно, о перелётных птицах. -А кто такие перелётные птицы? -Да, Это такие птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно. -А каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, кукушка, грач, ласточка журавль, цапля, жаворонок, соловей, утки, гуси). -Давайте посмотрим на перелётных птиц (показ изображений птиц на презентации). -Ребята, а если так много птиц улетает в теплые края, то получается, мы остаёмся без птиц? -Нет, у нас останутся зимующие птицы. Ещё их называют оседлые птицы. -А каких зимующих птиц вы знаете? (Воробей, ворона, синица, сорока, голубь, снегирь, дятел). -Давайте посмотрим на зимующих птиц (показ изображений на презентации). Игра «Хлопни-топни» -А теперь поиграем: я буду называть птиц. Если птица перелётная – хлопните в ладоши, а если зимующая – топните ногой. -А как вы думаете, почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются? -Не столько мороз гонит птиц в теплые края, сколько исчезновение источников пищи. -Улетают на юг все насекомоядные птицы, ведь насекомые либо впадают в спячку, либо погибают. Улетает большинство водоплавающих птиц, которые питаются рыбой, лягушками, мальками, ведь все озера и реки покрываются льдом. -А остаются птицы, которые питаются ягодами и семенами. Они часто на зимнее время переселяются в парки, поближе к человеческому жилью, где им проще достать корм. -Остаются и многие хищные птицы, которые питаются грызунами, другими птицами и отходами на свалках. -Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. -В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы. -Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу и водоплавающие птицы. -В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие. -Это гуси, утки, лебеди. -А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда? -Одни птицы улетают ночью, другие днем. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят – нагуливают жирок, т.к. в полете им подкрепится негде. -В полете они ориентируются на звезды, а если звезд не видно, то на магнитные колебания земли. Физ. минутка «Птички прыгают, летают» Птички прыгают, летают (прыгают и машут руками) Крошки птички собирают (наклоны вперёд) Пёрышки почистили, (поднимаем правую руку) Клювики почистили (поднимаем левую руку) Птички летают, поют (махи руками) Зёрнышки клюют (наклоны вперёд) Дальше полетели (покружились) И на место сели (садятся) -Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? -Журавли летят клином: впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем послабее и в конце летят самые слабые птицы (показ картинки). -Ласточки, грачи, скворцы летят стаей (показ картинки). -Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (показ картинки). -В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы (показ картинки). -Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Игра «Четвёртый лишний» Ласточка – снегирь – скворец – кукушка Воробей – грач – журавль – цапля Сорока – соловей – кукушка – ласточка Цапля – голубь – аист – грач Ворона – кукушка – журавль – соловей. Игра «Собери картинку» Дети делятся на 2 группы и складывают изображения птиц. -Какая птица получилась у вас? -Какая она? Перелётная или зимующая? -А у вас? -Какая это птица? Перелётная или зимующая? Кроссворд -А теперь будем разгадывать кроссворд. Подсказка: Все птицы в кроссворде будут перелётными. 1) А эта птица пародист, Изобразит и плач, и свист. Придет весна, и мы его На волю выпустим в окно. В скворечник вселится жилец. Конечно, это наш ... 2) Не ворона, не синица - Как зовется эта птица? Примостилась на суку - Раздалось в лесу "ку-ку". 3) Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. 4) Птичка, внешне неприметна, Запоёт среди ветвей Так, что ахнем мы: «Ведь это Голосистый …». 5) По весенней чёрной пашне кто-то ходит, строг и важен. Прыгнет, крыльями помашет - крылья чёрные, как сажа. Не отмыть её, хоть плачь! Этой птице имя … 6) Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? 7) Как на речку прилетает, Сразу в воду залезает. "Кря" - нырнула на минутку Вы узнали? Это ... 8) Рыбку цапнула в пруду. Цап!- и нет. Имей ввиду На носу осталась капля. А зовут ту птицу … -Молодцы! | Слушают стихотворение -О перелётных. -Птицы, которые улетают зимовать на юг. -Утки, гуси… Смотрят презентацию Нет, не все птицы улетают. -Снегирь, воробей… Смотрят презентацию Выполняют игровые действия -Одним птицам холодно, а другим нет. Слушают Повторяют слово Повторяют слово -Нет Повторяют движения -Нет, много птиц Выбирают лишнюю птицу на слух Складывают изображения птиц Снегирь Зимующая Ласточка Перелётная Скворец Кукушка Ласточка Соловей Грач Жаворонок Утка Цапля | Развивать внимание, память, мышление; Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; Закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных; Углублять представления о причинах отлета птиц; Воспитывать интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним; Обогащать активный словарь; Развивать любознательность; Снятие усталости; Закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных; Развивать внимание, память, мышление; Актуализация, изученного материала |
Заключительный | -Ребята, вы большие молодцы. -Какую тему мы сегодня проходили? -Почему многим птицам приходится улетать на юг? -А как называются птицы, которые остаются зимовать в родных краях? -Кто запомнил, с какими перелётными птицами мы познакомились? | Перелётные птицы Нет корма Зимующие или оседлые Ласточка, кукушка, грач, жаворонок, скворец, журавль, утки, гуси… | Рефлексия, закрепление материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"
На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Угощение для птиц"
Экологическое воспитание является важной составляющей образовательного и воспитательного процесса в детском саду. Занятие направлено на расширение представлений детей об условиях жизни птиц в зи...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе №12 "Следопыты" на тему "Что мы знаем о перелётных птицах"
Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Узнавать и правильно называть перелётных птиц. Умение выделять характерные особенности птиц. Формировать интерес к миру животных. Желание на...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие птицы"
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие птицы"Цели занятия:1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».2. Расширять пре...
Конспект занятия по Окружающему Миру в подготовительной группе Тема:"1 апреля - Международный день птиц"
Предлагаю вашему вниманию Конспект НОД по кружающему миру на тему: "1 апреля - Международный день птиц"Эта тема поможет вашим детям:- лучше усвоить и понять мир птиц, покажет их многообразие...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие и перелетные птицы"
Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Цель: формировать экологическую культуру у детей.Задачи:- уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках ...
«Зимующие птицы» (Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе)
знакомство с зимующими птицами; изучение их особенностей; воспитание любви к природе; развитие интереса к наблюдению за птицами; обогащение словаря: зимующие, перелетные птицы, кормушка....