Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе №12 "Следопыты" на тему "Что мы знаем о перелётных птицах"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Узнавать и правильно называть перелётных птиц. Умение выделять характерные особенности птиц. Формировать интерес к миру животных. Желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_my_znaem_o_perelyotnyh_ptitsah.docx | 628.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе №12 «Следопыты» дошкольное отделение ГБОУ «Школа» №2051
Тема: «Что мы знаем о перелетных птицах»
Подготовила Бизина Людмила Ивановна
Задачи:
Образовательные:
1.Знать времена года (осень, зима, весна, лето)
2.Расширять знания детей о разнообразии животного мира.
3.Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, отметить их
особенности
4.Умение выделять характерные особенности разных птиц.
5.Продолжать учить четко и полным предложением отвечать на вопросы.
Развивающие:
1.Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.
2. Развивать интерес к жизни птиц.
Воспитательные:
1.Формировать интерес к миру животных.
2.Желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период.
Методические приемы:
Слушание пение птиц, рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, отгадывание загадок
Материалы: иллюстрации с изображением птиц, детские сообщения о птицах.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает-
Это все когда бывает?
Дети: Осенью!
Дети слушают мелодию П.И. Чайковского « Времена года. Осень». Показ иллюстраций осени.
Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Дети: Листья на деревьях меняют окраску и опадают - это явление называется
листопадом, идут моросящие дожди, осень - пора созревания плодов и сбора урожая. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы (белки, бурундуки). Ищут место для зимней спячки (медведи, ежи). Животные «меняют шубы» (зайцы, волки, лисы) линька. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Птицы (ласточки, лебеди, утки, гуси, скворцы, грачи и др.) собираются в стаи и улетают на юг.
Воспитатель: Ребята, как выглядит птица? Назовите характерные особенности птиц.
Дети: у птиц есть голова, тело покрыто перьями, 2 крыла, 2 лапки, хвост, птенцы
появляются из яйца. Все птицы летают, исключение страус, пингвин.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы могут летать?
Дети: У них широкие крылья, хвост, легкие перья, они едят понемногу, но часто
Воспитатель: А зачем птицам нужно летать?
Дети: Находить корм, спасаться от врагов, строить гнезда, улетать в теплые края.
Воспитатель: Всегда ли птицы находятся в полете?
Дети: Птицы не могут все время находиться в полете. Они останавливаются, чтобы отдохнуть, попить воды, выкормить птенцов.
Воспитатель: Значит, птицы приспособлены летать и прыгать по земле.
Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без топорёнка - построена избенка.
Дети: Гнездо.
Воспитатель: Конечно! А из чего птицы вьют гнезда?
Дети: Из материала, который можно легко найти: ветки, веточки, соломинки,
травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, землю.
Воспитатель: Да, правильно! Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов. Есть в лесу важное правило: не разорять птичьи гнезда!
Если притронуться к яйцу, то птица, почуяв, запах человека, уже не станет
высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, и не появятся на свет.
А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные
Воспитатель: Правильно! Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными?
Дети: Перелетные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в теплые страны.
Воспитатель: Конечно! Все знают перелетных птиц. Назовите их: ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы. Почему эти птицы улетают от нас осенью? (Выслушать ответы детей)
Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти
птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.
Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма,
поэтому и улететь в теплые края. Значит, что страшнее птицам зимой
– холод или голод? Конечно же - голод. Ведь оседлые птички, которые живут у
нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – хорошо переносят зимние холода.
А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут
насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят
полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются
семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на
помощь людей.
С исчезновение перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими.
Воспитатель: Дети, вы знаете птиц, которые прилетают к нам на зиму? Назовите их. Если дети не смогут назвать, помочь им. Снегири, клесты, свиристели, чижи, щеглы.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку:
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И, вдруг, вспорхнули яблоки
Ведь это – снегири!
Воспитатель предлагает рассказать о снегирях.
Сообщение детей о птицах.
1 ребенок. Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива. Питаются снегири семенами рябины, калины, ясеня
2 ребенок. Клест размером с воробья. У него необычный клюв крестом. Они легко шелушат шишки своим клювом, доставая оттуда семена. Клест – кочующая птица. Она прилетает к нам на зиму. Есть два вида клестов: сосновики и еловики. По их названию вы можете определить: какие шишки любят сосновики, а какие – еловики. Также клесты выводят у нас зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнезда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри - перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапкой, чтобы в него не попадал снег.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте отдохнем - выходите на ковер!
Физкультминутка
Я гостей вам представляю,
Вот аист идет длинноногий и важный.
Вот гусь в красных сапожках шагает важно,
А вот утка маленькими шажками идет
И утят с собой ведет.
Ласточки с лапки на лапку переваливаются.
Вдруг откуда ни возьмись ястреб налетает-
Птиц всех разгоняет
Продолжаем дальше работать
Воспитатель: Ребята, у каждой птицы есть своя форма полета?
А как же они возвращаются в родные места? Откуда они знают путь?
Они могут лететь стаей, вереницей, поодиночке, клином в виде треугольника. Некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу. Перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят – нагуливают жирок, ведь в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды.
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся 2 слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчел. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают трясогузки, дрозды, жаворонки, скворцы (показ иллюстраций).
3 ребенок Скворец (показ иллюстраций) может подражать пению многих птиц, лаю собак, кваканью лягушек. А если он живет в неволе, то подражает человеку – говорит отдельные слова и фразы. Селится скворец под крышами домов, в дуплах. Питается мошками.
Воспитатель: (Соловей) А какая птица поет лучше всех?
4 ребенок: На всем свете нет певчей птицы, которая бы пела лучше соловья. Все его перышки окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый цвет. Большие темные глаза придают особую прелесть соловью. Гнезда вьют около земли, в кустах смородины, крыжовника.
Воспитатель: Знаете ли вы, какие птицы вьют гнезда под крышами и навесами?
5 ребенок: Да, конечно, это Ласточки. Они строят свои гнезда из комочков глины, склеивая их очень липкой смолой. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе, петь. В пасмурную погоду она летает низко над землей, потому что насекомые летают низко, а в солнечную погоду – высоко. У ласточки белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому её называют острокрылой.
Воспитатель: Ребята, какие птицы прилетают самые первые весной?
Дети: Грач
6 ребенок: Грачи строят гнезда рядом друг с другом. Их там собирается очень много. Поэтому место, где много грачиных гнезд называют – Грачовник (грачевник). А грачи кричат: граааа - грааа. Отсюда и происходит их название. Они прилетают самые первые зимой и ходят по вскопанной земле и собирают червей.
Воспитатель: Ребята, какую пользу приносят людям птицы?
Дети: Они уничтожают много разных насекомых.
Воспитатель: Правильно! Но только одна птица любит клевать мохнатых гусениц, покрытых шерстью. Как она называется (кукушка). Ребята, строит ли кукушка себе гнезда? (ответы детей)
7 ребенок. Кукушка. Нет, она не строит гнезда и подкидывает свои яйца в чужие гнезда. А вылупившейся птенец кукушки, выбрасывает из гнезда оставшиеся яйца и птенчиков. Приемные родители ничего не замечают и кормят очень прожорливого птенца.
8 ребенок. Жаворонок птица размером немного крупнее воробья. Окраска под цвет пожухлой травы. Брюшко светлое. На голове короткий округлый хохолок. Над темными глазами - светлая бровь.
Когда замерзают водоемы (реки и озера), направляются к югу водоплавающие птицы - гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие прячутся 2 слова: плавать в воде.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игры.
Игра «Кто лишний» (сообразительность)
-Воспитатель: Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети: Лишний скворец. Он перелетная птица, а все остальные птицы-домашние.
Воспитатель: Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?
Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.
Воспитатель: Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети: Цыпленок. Он птенец, маленький, а остальные птицы-взрослые, большие.
Воспитатель: Ворона, синица, воробей, соловей.
Дети: Соловей - перелетная птица
Игра: «Угадай и назови», на внимание
- У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя)
- Какие птицы подражают пению других? (Скворцы)
- У какой птицы красный длинный клюв (У аиста)
- Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы)
- Какие птицы не вьют себе гнезда? (Кукушка)
- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач)
- Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки)
Молодцы, ребята! Вы сегодня все хорошо занимались, внимательно слушали и были активны на занятие. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Грибы»
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Грибы»...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Луговые цветы"
закрепление знаний о луговых цветах...
конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие птицы"
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие птицы"Цели занятия:1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».2. Расширять пре...
Конспект занятия по Окружающему Миру в подготовительной группе Тема:"1 апреля - Международный день птиц"
Предлагаю вашему вниманию Конспект НОД по кружающему миру на тему: "1 апреля - Международный день птиц"Эта тема поможет вашим детям:- лучше усвоить и понять мир птиц, покажет их многообразие...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие и перелетные птицы"
Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Цель: формировать экологическую культуру у детей.Задачи:- уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках ...
«Зимующие птицы» (Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе)
знакомство с зимующими птицами; изучение их особенностей; воспитание любви к природе; развитие интереса к наблюдению за птицами; обогащение словаря: зимующие, перелетные птицы, кормушка....