Конспект занятия в старшей группе «Весенняя страда»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе «Весенняя страда»
Пицхелаури Ия 
 
Цель: закрепление знаний о весенних изменениях в природе; формирование знаний о весенних полевых работах.
Задачи:
1. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.
2. Развивать любознательность и инициативу.
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством; к хлебу.
Материалы и оборудование: Телевизор, презентация «Весенняя страда»; Картинки Буратино и Мальвины;  картинки «Стадии развития пшеницы»; образцы муки (пшеничной и ржаной); образцы хлеба (пшеничный, ржаной); картинки для коллажа; клей-карандаш; бумага формата АЗ; карандаши; салфетки.
Ход занятия:
1 Вводная часть (на ковре)
Ребята, проходите, присаживайтесь на стульчики, ножки красиво ставьте, ручки положите на коленки. Ребята посмотрите у нас сегодня в гостях Буратино, и по-моему он чем-то не доволен. Что случилось? (спрашивает у Буратино. Ребята, оказывается, Буратино думает, что еще зима, а Мальвина говорит, что весна. Давайте поможем Мальвине  и объясним Буратино, какое сейчас время года. Какое, кто скажет? (ответ детей: весна). Молодец! А какие приметы весны вы мне можете назвать? (ответ детей: солнце греет сильнее, снег тает, птицы возвращаются) Молодцы! А какой сейчас месяц? (ответ детей: апрель). Молодцы ребята! Ребята, а ведь именно весной в апреле, как только сойдет снег с полей, начинается «Весенняя страда». Ой, кажется Буратино опять, что-то хочет спросить (слушаю Буратино). Ребята Буратино спрашивает, почему я так сказала, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку. Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? (ответ детей). А это я вам сейчас объясню и вам ребята и тебе Буратино. Весенняя страда — это тяжелая, напряженная работа весной по подготовке посевных работ в поле. Весной, как только сойдет с полей снег, основной работой является весенняя вспашка земли. Ребята, а вы видели когда-нибудь, как трактор вспахивает землю в поле? (ответ детей). Давайте все вместе посмотрим, как трактор работает на полях. Буратино, а ты посмотри вместе с ребятами, какую работу выполняют на полях весной!
2 Основная часть 
Просмотр презентации.
Слайд 1. Заставка, картинка с полем.
Слайд 2. В поля выходят трактора и тянут за собой плуги, вспахивая землю.
Слайд 3. Плуги бывают разных размеров.
Слайд 4. Трактор боронит землю железными зубьями бороны.
Слайд 5. А есть такие современные трактора, которые одновременно и пашут и боронят.
Слайд 6. Когда земля готова начинается посев семян. Семена падают в бороздки, и их засыпает землей.
Слайд 7. Разные виды сеялок.
Слайд 8. Современный трактор
Слайд 9. Ребята посмотрите, какие семена падают в землю. Зерновые культуры — это растения, дающие зерно—пшеница, рожь и т. д.
Слайд 10. Зернобобовые культуры — это горох, соя и др.
Ну вот мы с вами посмотрели презентацию, о том, как подготавливают землю весной и какие семена сеют.
Ребята, давайте отдохнем немного и выполним физкультурную минутку «Рост зернышка»
Уж ты семечко – зерно, ляжешь в борозду на дно! (наклоняются вперед и опускают руки вниз)
Ты не бойся, золотое, ничего там не темно. (грозят пальчиком)
К свету, к солнцу из земли ты росток скорей расти. (дети опускаются на корточки)
Как весною в ранний час семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают-вырастают, потягиваются)
"Здравствуй, солнце - это мы!" (дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)
Мал еще росток – ребенок (дети держат руки перед собой)
Только-только из пеленок. (дети наклоняют голову в разные стороны)
Дети садятся.
Воспитатель. Дети, вы уже знаете, как выращивают и собирают хлеб в настоящее время.
Воспитатель. – А кто нам в этом помогает?
Дети. - В этом нам помогают сильные современные сельскохозяйственные машины.
Воспитатель. - А сейчас я приглашаю вас отправиться в те далекие времена, и узнать, как это делали наши предки в старину.
6. Рассказ воспитателя о весенней работе в далекие времена и показ картин.
Воспитатель. В те далекие времена на русской земле лесов было больше чем, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать топоры.
- Зачем? (Люди вырубали леса).
- Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями?
Дети. Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные - на дрова.
- Что оставалось на месте деревьев? (пни.)
Начиналась очень трудная работа – выкорчевка пней. И вот на этом месте не лес, а поле. Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля становилась мягкой, рыхлой.
Пришла пора сеять. У русского народа был такой обычай. Перед тем как сеять люди мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи.
Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.
Давайте представим себе, что вы сеятели. (Дети изображают описанные действия под музыкальное сопровождение.)
Воспитатель. – Как вы думаете, какая погода должна была быть в день сева?
(Безветренная.)
- Почему? (потому что, люди должны равномерно разбросать семена по всему полю.)
- Что необходимо для жизни и роста растений в поле? (Солнце, дождей в меру.)
Вот и надеялись люди на хорошую погоду и пели песни – заклички.
Ну, что Буратино, надеюсь теперь тебе понятно, как происходит посев семян. А вы знаете, ребята есть профессия агроном-  это специалист сельского хозяйства и он знает, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая кампания. Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день - год кормит. Что нужно для того, чтобы зернышко проросло в земле? (ответ детей: вода). Правильно ребята. Из зернышка сначала вырастет маленький росточек(мы с вами уже вырастили росток пшеницы), потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами, машины отвезут зерно на мелькомбинат. Там его измельчат и превратят в муку. А потом пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? (ответ детей). Мука бывает пшеничная—ее делают из пшеницы, и ржаная - ее делают из ржи (показ муки). Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, а из ржаной  - черный хлеб и ржаные пряники (показ кусочков хлеба)
Ребята, послушайте, какие пословицы есть о хлебе:
—Хлеб всему голова.
—Хлеб везде хорош — и у нас, и за морем.
—Хлеб да вода — богатырская еда.
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».
«Много снега – много хлеба».
«Без хлеба - нет обеда».
Ребята, как выдумаете, почему так говорят? (ответ детей)
А сейчас я предлагаю вам оформить коллективное панно «Весенняя страда».
У вас на столах лежат картинки для работы и большой лист, на этот лист вы наклейте картинки и создайте одну общую картину. (воспитатель контролирует заполнение большого листа, если получается много пустого места, то предложить детям нарисовать там, что-нибудь по теме).
3 Заключительная часть.
Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответ детей) А с какой профессией мы познакомились? (ответ детей: агроном). А кто скажет, что такое весенняя страда? (ответ детей) Ребята, как вы думаете, как нужно относиться к хлебу? (ответ детей) Что значит, его беречь? (ответ детей). Какие замечательные панно у вас получились, вы просто молодцы сегодня! (Любуемся панно) Ребята, кажется Буратино, что-то говорит (слушаю его). Буратино благодарит нас зато, что мы так много сегодня рассказали о весенних полевых работах людей, оказывается, он не знал, что так много труда вложено в один кусочек хлеба! Ну вот, наше занятие подошло к концу, нам пора прощаться с Буратино, а я благодарю вас за внимание. Молодцы!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_strada_2.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Весенняя страда»

Пицхелаури Ия 

Цель: закрепление знаний о весенних изменениях в природе; формирование знаний о весенних полевых работах.

Задачи:

1. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.

2. Развивать любознательность и инициативу.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством; к хлебу.

Материалы и оборудование: Телевизор, презентация «Весенняя страда»; Картинки Буратино и Мальвины;  картинки «Стадии развития пшеницы»; образцы муки (пшеничной и ржаной); образцы хлеба (пшеничный, ржаной); картинки для коллажа; клей-карандаш; бумага формата АЗ; карандаши; салфетки.

Ход занятия:

1 Вводная часть (на ковре)

Ребята, проходите, присаживайтесь на стульчики, ножки красиво ставьте, ручки положите на коленки. Ребята посмотрите у нас сегодня в гостях Буратино, и по-моему он чем-то не доволен. Что случилось? (спрашивает у Буратино. Ребята, оказывается, Буратино думает, что еще зима, а Мальвина говорит, что весна. Давайте поможем Мальвине  и объясним Буратино, какое сейчас время года. Какое, кто скажет? (ответ детей: весна). Молодец! А какие приметы весны вы мне можете назвать? (ответ детей: солнце греет сильнее, снег тает, птицы возвращаются) Молодцы! А какой сейчас месяц? (ответ детей: апрель). Молодцы ребята! Ребята, а ведь именно весной в апреле, как только сойдет снег с полей, начинается «Весенняя страда». Ой, кажется Буратино опять, что-то хочет спросить (слушаю Буратино). Ребята Буратино спрашивает, почему я так сказала, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку. Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? (ответ детей). А это я вам сейчас объясню и вам ребята и тебе Буратино. Весенняя страда — это тяжелая, напряженная работа весной по подготовке посевных работ в поле. Весной, как только сойдет с полей снег, основной работой является весенняя вспашка земли. Ребята, а вы видели когда-нибудь, как трактор вспахивает землю в поле? (ответ детей). Давайте все вместе посмотрим, как трактор работает на полях. Буратино, а ты посмотри вместе с ребятами, какую работу выполняют на полях весной!

2 Основная часть 

Просмотр презентации.

Слайд 1. Заставка, картинка с полем.

Слайд 2. В поля выходят трактора и тянут за собой плуги, вспахивая землю.

Слайд 3. Плуги бывают разных размеров.

Слайд 4. Трактор боронит землю железными зубьями бороны.

Слайд 5. А есть такие современные трактора, которые одновременно и пашут и боронят.

Слайд 6. Когда земля готова начинается посев семян. Семена падают в бороздки, и их засыпает землей.

Слайд 7. Разные виды сеялок.

Слайд 8. Современный трактор

Слайд 9. Ребята посмотрите, какие семена падают в землю. Зерновые культуры — это растения, дающие зерно—пшеница, рожь и т. д.

Слайд 10. Зернобобовые культуры — это горох, соя и др.

Ну вот мы с вами посмотрели презентацию, о том, как подготавливают землю весной и какие семена сеют.

Ребята, давайте отдохнем немного и выполним физкультурную минутку «Рост зернышка»

Уж ты семечко – зерно, ляжешь в борозду на дно! (наклоняются вперед и опускают руки вниз)

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно. (грозят пальчиком)

К свету, к солнцу из земли ты росток скорей расти. (дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают-вырастают, потягиваются)

"Здравствуй, солнце - это мы!" (дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)

Мал еще росток – ребенок (дети держат руки перед собой)

Только-только из пеленок. (дети наклоняют голову в разные стороны)

Дети садятся.

Воспитатель. Дети, вы уже знаете, как выращивают и собирают хлеб в настоящее время.

Воспитатель. – А кто нам в этом помогает?

Дети. - В этом нам помогают сильные современные сельскохозяйственные машины.

Воспитатель. - А сейчас я приглашаю вас отправиться в те далекие времена, и узнать, как это делали наши предки в старину.

6. Рассказ воспитателя о весенней работе в далекие времена и показ картин.

Воспитатель. В те далекие времена на русской земле лесов было больше чем, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать топоры.

- Зачем? (Люди вырубали леса).

- Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями?

Дети. Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные - на дрова.

- Что оставалось на месте деревьев? (пни.)

Начиналась очень трудная работа – выкорчевка пней. И вот на этом месте не лес, а поле. Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля становилась мягкой, рыхлой.

Пришла пора сеять. У русского народа был такой обычай. Перед тем как сеять люди мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи.

Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.

Давайте представим себе, что вы сеятели. (Дети изображают описанные действия под музыкальное сопровождение.)

Воспитатель. – Как вы думаете, какая погода должна была быть в день сева?

(Безветренная.)

- Почему? (потому что, люди должны равномерно разбросать семена по всему полю.)

- Что необходимо для жизни и роста растений в поле? (Солнце, дождей в меру.)

Вот и надеялись люди на хорошую погоду и пели песни – заклички.

Ну, что Буратино, надеюсь теперь тебе понятно, как происходит посев семян. А вы знаете, ребята есть профессия агроном-  это специалист сельского хозяйства и он знает, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая кампания. Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день - год кормит. Что нужно для того, чтобы зернышко проросло в земле? (ответ детей: вода). Правильно ребята. Из зернышка сначала вырастет маленький росточек(мы с вами уже вырастили росток пшеницы), потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами, машины отвезут зерно на мелькомбинат. Там его измельчат и превратят в муку. А потом пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? (ответ детей). Мука бывает пшеничная—ее делают из пшеницы, и ржаная - ее делают из ржи (показ муки). Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, а из ржаной  - черный хлеб и ржаные пряники (показ кусочков хлеба)

Ребята, послушайте, какие пословицы есть о хлебе:

—Хлеб всему голова.

—Хлеб везде хорош — и у нас, и за морем.

—Хлеб да вода — богатырская еда.

«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

«Много снега – много хлеба».

«Без хлеба - нет обеда».

Ребята, как выдумаете, почему так говорят? (ответ детей)

А сейчас я предлагаю вам оформить коллективное панно «Весенняя страда».

У вас на столах лежат картинки для работы и большой лист, на этот лист вы наклейте картинки и создайте одну общую картину. (воспитатель контролирует заполнение большого листа, если получается много пустого места, то предложить детям нарисовать там, что-нибудь по теме).

3 Заключительная часть.

Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответ детей) А с какой профессией мы познакомились? (ответ детей: агроном). А кто скажет, что такое весенняя страда? (ответ детей) Ребята, как вы думаете, как нужно относиться к хлебу? (ответ детей) Что значит, его беречь? (ответ детей). Какие замечательные панно у вас получились, вы просто молодцы сегодня! (Любуемся панно) Ребята, кажется Буратино, что-то говорит (слушаю его). Буратино благодарит нас зато, что мы так много сегодня рассказали о весенних полевых работах людей, оказывается, он не знал, что так много труда вложено в один кусочек хлеба! Ну вот, наше занятие подошло к концу, нам пора прощаться с Буратино, а я благодарю вас за внимание. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое познавательно - речевое занятие в старшей группе "Весенняя страда"

Цель: продолжатьформировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к труду хлебороба....

Конспект занятия в старшей группе по теме "Весна. Первые весенние цветы."

Конспект занятия для детей детского сада старшей группы по экологическому воспитанию на тему "Весна.Первые весенние цветы"....

Конспект занятия в старшей группе«Весна. Первые весенние цветы».

Конспект занятия  и электронное приложение «Весна. Первые весенние цветы" способствуют  систематизации знаний детей о сезонных изменениях в природе....

Конспект занятия в старшей группе " Весенняя сказка"

Активизировать творческое рассказывание, способность домысливать часть содержания предложенного текста, придумывать интересную развязку.Формировать умение согласовывать прилагательные с существительны...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Весенняя страда»

Цель: развивать знания об особенностях сельскохозяйственных работ     в весенний период.Задачи:Образовательные - продолжать расширять представления детей об особенностях сельс...

Конспект итогового занятия в старшей группе "Весенняя страда"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.Тема: «Весенняя страда»Группа комбинированной направленности для детей 5-6 лет.Образовательная область «Познавательное развитие»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Весенняя страда»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Весенняя страда»...