Игра -квест по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" на тему: "Приданье в старины глубокой" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
республиканский конкурс "Воспитатель года Чувашии-2022"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-kvest_v_starshey_gruppe.docx | 217.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ибресинский детский сад «Радуга» Ибресинского района Чувашской Республики
Квест-игра
по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» на тему:
«Преданье старины глубокой»
в старшей группе
Воспитатель: Егорова М.Н.
Первая квалификационная категория
п Ибреси
2022г.
Квест-игра на тему:
«Преданье старины глубокой»
Цель: Формирование представлений о жизни и быте народа, обычаях и традициях.
Программное содержание
Образовательная область «Познавательное развитие».
Познакомить детей с предметами старинного быта: их названием, предназначением (печь, посуда, чугунок, ухват, кочерга, коромысло и т. д.).
Закрепить знания детей о национальных костюмах: (название костюма, головного убора, чувашская вышивка);
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к фольклору.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать связную речь и коммуникативные умения с помощью игры.
Материалы и оборудование: аудиозапись, мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация «Значение чувашских узоров», чувашский национальный костюм, салфетки с чувашской вышивкой, предметы народного быта (печь, ухват, чугунок, коромысло, ухват);
Бумажные куклы, бумажные национальные костюмы (чувашские, русские,
татарские, мордовские, марийские, башкирские, удмуртские).
Предшествующая работа: рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства; чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.
Методы и приемы:
• словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, совместное обсуждение, отгадывание загадок);
• наглядные (показ демонстрационных материалов; слайды);
• игровые (дидактические игры, подвижные игры);
• практические (упражнение);
• методы контроля (наблюдение, анализ работ).
Воспитатель в национальной чувашской одежде вместе с детьми входит(под музыку).
Орг. момент
Организационный момент.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Воспитатель.Ребята, а вы знаете, как ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки жили в старину?Предлагаю отправиться в путешествие и узнать о жизни наших предков. Путешествовать мы будем по мини-музею. Наша команда должна найти ключи-подсказки, а по ним найти местонахождение тайника. Ключи находятся на станциях. Чтобы получить ключ необходимо выполнить задания.
В этом нам поможет волшебный экран
( картинка - печка)
«Историю вы узнать хотите? — к дереву подойдите, на дерево — чудес внимательно смотрите. Среди картинок конверт с заданием найдите!»
(Дети снимают конверт с заданием. В конверте разрезанная картинка с изображением печки. Дети должны собрать картинку (печку).
Станция № 1. «Отгадай-ка» (ПЕЧКА).
Воспитатель показывает детям фотографию печки, подводит детей к печке и ведет рассказ:
На Руси в давние времена в русских избах центральное место занимала печь.В каждой избе была печь. Её называли – матушка, хозяюшка, кормилица. Печь согревала дом, на лежанке печи спали.
Есть загадка о печи: «Чего из избы не вытащишь?» Почему так говорили? (Ответы детей). Печь занимала большую часть дома. Клали печь из кирпича и обмазывали глиной. Как называли человека, который клал печь?
Дети: (Печник).
Воспитатель: Как вы думаете, чем печку топили? (печку топили дровами).
Воспитатель: Печь не только обогревала жилище, но и кормила. В печи очень вкусно готовили щи, кашу, картошку. топлёное молоко, пекли хлеб, пироги. Сушили грибы, ягоды, лечебную траву.
А придут дети с улицы: замерзли, или ноги промочили, залезают сразу на печку. Печь и обогреет, и одежду, обувь высушит, и вылечит если надо.
Воспитатель: Вспомните, как люди называли свою печь?
Дети: Матушка. Кормилица. Хозяюшка.
Воспитатель: Как люди использовали печь?
Дети: Варили, сушили, спали, лечились.
Дети получают первый ключ и конверт с заданием.
Ведущий читает задание: «Вот сюда вы подойдите, и всехзнаниями удивите!»
Станция № 2 «Предметы народного быта»
В конверте - тексты загадок. Дети должны их разгадать и найти предметы-отгадки в мини-музее.
Посмотрите, здесь много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим.
Слушай загадку:
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.
- Правильно, печка. Молодцы.
-Для чего нужна была печь в избе?
(в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать.)
Воспитатель: В старину вставали рано утром, первым делом растапливали печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.
-Но в какой посуде готовили? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте следующую загадку:
Он как круглая кастрюля
Он чумазый не чистюля
Где там в печке уголек
Сварит кашу …. чугунок.
-Какая необычная посуда. Ну- ка еще раз скажите, как называется?
(чугунок).
-А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок?
(потому, что он сделан из чугуна).
-Чугун – это такое железо.
-Чугун сделан из чугуна – значит он какой?
(чугунный).
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?
-здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:
Из печи
Кашу тащи
Чугунок очень рад
Что схватил его …ухват.
-Хорошо, молодцы.
-А вы знаете что представляет собой ухват?
(деревянная палка с металлической рогаткой на конце).
-А для чего нужен был в доме ухват?
(для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).
Воспитатель. А что такое ухват вы знаете? Ухват, или рогач, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Хорошо, молодцы.
- Слушайте мою другую загадку:
Выпускает жаркий чай
Древний чайник…. самовар.
- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар- значит сам варю.
- А что же он варит?
(чай).
-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.
- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?
(да)
-Сейчас они стали электрические.
- Слушаем мою загадку:
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …. коромысло.
- Из чего делали коромысло?
(из дерева).
- По краям, что делали?
(крючки)
-Для чего?
(для ведер).
Коромысло можно носить на одном плече или двух.
Дети получают 2 ключ и следующий конверт
Воспитатель читает «Вот сюда вы подойдите и на костюмы посмотрите»
Станция №3 «Национальные костюмы»
- Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне (фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шуракепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они писихи, а полотенце у нас называется – алшали.
Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу. Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений.
- Ребята, вы уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (Ответы детей).
- Правильно! В цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете, что обозначает красный цвет в орнаменте? (Ответы детей).
- Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (Ответы детей).
- Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.
- Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (Ответы детей). Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. Каждый узор - это маленькая история, и эту историю придумала мастерица, которая вышила этот узор. Если знать значение узоров, то можно легко
Воспитатель говорит: (На столе лежат куклы и национальные костюмы). Ребята, посмотрите на кукол. Они без одежды. Рядом лежат национальные костюмы. Наша задача: найти чувашский национальный костюм и одеть в них куклы.(дети одевают кукол в национальные костюмы и проговаривают название одежды на чувашском языке.).
Молодцы ребята, выполнили задание.
Дети получают 3 ключ
Воспитатель достает следующий конверт.
Воспитатель. Вот и вернулись мы опять к печке. Ведь недаром о печке не только сказки сложены, но и пословицы и поговорки.
Печь – нам мать родная.
Добрая-то речь, коль в избе печь.
Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони.
Печь – кормилица наша!
Может, она нас и накормит? Кто хочет узнать, что она нам приготовила?
Итак, давайте подведем итоги нашего путешествия по мини-музею. Сегодня мы с вами научились работать в группе и выполнили много заданий.
(- Мы узнали, что в старину печь занимала главное место в доме. Чем была полезной печка, ребята, делала? (печь кормила, поила, обогревала, лечила;
Мы познакомились с такими предметами народного быта, как чугунок, ухват, утюг, самовар, коромысло.
Рассматривали узоры на чувашском костюме и отметили какое смысловое значение имеют узоры в чувашской вышивке.
А печь приготовила нам угощение. Прошу всех к столу, пироги есть и чай из самовара пить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»
Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Путешествие в бумажную страну» старшая группа (5-6 лет)
Материал будет полезен для воспитателей детского сада...
Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».
Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – посел...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Составим сказку» в старшей группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности Возрастная группа: старшаяТема комплексно-тематического планирования: «Красота в искусстве и в жизни»Тема НОД: «Составлен...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Волшебные звездочки»
Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуще...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «МЫ ДРУЗЬЯ ЛЕСА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую форму речи.Развивать логическое мышл...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Страна геометрически фигур» (старшая группа)
Тема:«Страна геометрических фигур» (старшая группа)...