Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Древесина и её свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими
окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с
новыми способами обследования.
2. Способствовать освоению ребёнком соответствующего словаря:
самостоятельно называть предметы и качества, действия обследования,
понимать значение слова «Древесина».
3. Закрепить понятие «Живая-не живая» природа.
4. Обогащать представления детей об источниках опасности в быту
(древесина горит).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevesina_i_eyo_svoystva.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Звездочка» г. Козловка Чувашская Республика
Конспект НОД по познавательно-исследовательской
деятельности в средней группе на тему:
«Древесина и её свойства».
Конспект составлен:
А.В. Яковлева
Воспитателем
МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
г. Козловка Чувавашской Республики
г. Козловка 2020
Цель: Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими
окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с
новыми способами обследования.
2. Способствовать освоению ребёнком соответствующего словаря:
самостоятельно называть предметы и качества, действия обследования,
понимать значение слова «Древесина».
3. Закрепить понятие «Живая-не живая» природа.
4. Обогащать представления детей об источниках опасности в быту
(древесина горит).
Развивающие:
1. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей
посредством экспериментальной деятельности.
2. Развивать умение определять существенные признаки и свойства
материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло и т.д.)
3. Развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным из
дерева.
Демонстрационный материал:
- карточки к игре «Живая-не живая природа»
- шкатулка;
- картинка с папой Карло;
- письмо от Буратино;
- картинки со спилом дерева;
- картинки со схематичными изображениями свойств дерева;
- картинки с предметами, сделанными из дерева;
- спички.
Раздаточный материал:
- деревянные брусочки на каждого ребёнка;
- подносы;
- ёмкость с водой на каждого ребёнка;
- лупы на каждого ребёнка;
- деревянные и металлические ложки на каждого ребёнка.
Ход НОД:
1 часть: Воспитатель и дети заходят в группу и проходят на ковёр, где стоит
магнитная доска. Дети садятся на ковёр.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? (предметы)
Воспитатель: А, если бы мы оказались в лесу, то что бы нас окружало?
(ответы детей)
Воспитатель: Как это назвать одним словом? (природа)
Воспитатель: Ребята, а какая бывает природа? Природа бывает разная.
Дети: Живая и не живая.
Воспитатель: Какая природа живая?
Дети: Живая она растёт, дышит, питается.
Воспитатель: А не живая?
Дети: Не растёт, не дышит, не питается.
Игра «Живая-не живая природа».
2 часть: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (дерево)
Воспитатель: Да, ребята, это дерево. Дерево-какая природа? (живая)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, зайдя в группу, я увидела шкатулку. А в ней письмо. Оно адресовано вам. Хотите узнать от кого это письмо? (от
Буратино).
Письмо: «Здравствуйте, ребята! Я узнал о том, что вы изучаете свойства
разных предметов. Правильно? Я хочу, чтобы вы изучили волшебные
свойства дерева, для меня это очень важно. Буратино.»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему Буратино так интересуют
свойства дерева?
Дети: Буратино сделан из дерева.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Деревянный.
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Папа Карло сделал Буратино из
деревянного полена. (картинка). Ну, что, ребята, хотите узнать какими
свойствами обладает дерево? (Да) Мы сейчас с вами превратимся в
исследователей и отправимся в нашу лабораторию. В лаборатории проводят
разные опыты и эксперименты. А потом расскажем Буратино о свойствах
дерева.
Физкультминутка:
Белая берёза на ветру качается (качают руками над головой)
Вправо наклоняется (наклон вправо)
Влево наклоняется (наклон влево)
И полощет длинные веточки в реке, (наклоняются вперёд и качают руками)
Чтобы были чистые косы по весне. (выпрямляются, проводят руками по
волосам и плечам, опускают руки).
3 часть: Воспитатель: Ребята, вот мы в нашей лаборатории. Буратино нас
уже ждёт. (картинка с Буратино). Деревянные предметы делают из
древесины. (картинка с брёвнами). Давайте изучим свойства древесины. У
вас на столах лежат деревянные брусочки, возьмите их в руки.
Опыт 1.
Воспитатель: Проведите рукой по спилу дерева. Что вы ощущаете? (ответы
детей)
Воспитатель: Да, ребята, с одной стороны гладкие, а с другой шероховатые.
Вывод: Обработанная древесина-гладкая, а необработанная-шероховатая
Опыт 2.
Воспитатель: Дети, как выдумаете мы можем переломить деревянные
пластины? (ответы детей)
Давайте попробуем. Переломились? (нет)
Значит они какие?
Дети: Твёрдые, прочные.
Вывод: Древесина прочная.
Опыт 3.
Воспитатель: Ребята, а если предмет из древесины уронить на пол,
разобьётся он или нет? Давайте я уроню и мы посмотрим. (роняю) Что
случилось? (не разбилось)
Вывод: Древесина не бьётся.
Опыт 4.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как узнать сколько лет дереву?
(ответы детей).
Сколько лет дереву можно узнать по спилу дереву, сколько колец на спиле
столько и лет дереву. (картинка со спилом дерева).
Воспитатель: Ребята, возьмите в одну руку лупу, в другую деревянную
пластину, посмотрите через лупу на пластину. Что вы видите? (ответы
детей). Ребята, мы видим бороздки, дорожки, от колец дерева.
Ребята, а сквозь нашу деревянную пластину мы можем увидеть стол?
Почему? (ответы детей).
Вывод: Древесина не прозрачная.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в
лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте выйдем из-за своих
лабораторных столов и немного разомнёмся.
Физкультминутка: «Во дворе стоит сосна.»
4 часть.
Опыт 5.
Воспитатель: Ребята, интересно, Буратино мёрзнет зимой? (ответы детей).
Давайте это проверим. У вас на столах деревянные и металлические ложки.
Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую-к другой. Что
вы почувствовали, где холоднее? (ответы детей).
Вывод: Дерево удерживает тепло, поэтому из него строят тёплые деревянные
дома.
Опыт 6.
Воспитатель: Когда Буратино попал в воду, он не утонул, почему?
Перейдём к следующему опыту.
Опустим деревянные пластинки в воду. Что происходит? (пластинки
плавают).
Вывод: Дерево лёгкое, оно в воде не тонет.
Воспитатель: Ребята, а как люди используют это свойство древесины?
Дети: Люди из дерева строят плоты, лодки, корабли.
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что пластинки с одной
стороны покрашены краской. Как вы думаете, зачем древесину красят?
(ответы детей).
Воспитатель: Если дерево долго пролежит в воде, то оно потемнеет и
разбухнет, так как оно впитывает воду и от этого портится. Вот почему, мы
каждый год красим на участке, всё, что сделано из дерева.
Вывод: Дерево поглощает влагу и от этого портится.
Опыт 7.
Воспитатель: Ребята, из чего можно развести костёр, чтобы согреться и
приготовить пищу? (ответы детей). Спички сделаны из дерева. Посмотрим,
как они горят. (зажигаю спичку)
Вывод: Древесина горит. Это недостаток древесины. Нельзя располагать
деревянные предметы там, где горит огонь.
5 часть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а зачем людям знать свойства
древесины? (ответы детей). Люди изучают свойства древесины, чтобы знать.
как её обрабатывать и что из неё можно сделать. А что можно сделать из
дерева? (ответы детей). Посмотрим картинки.
Ребята, у нас в группе есть выставка «Деревянный мир», где мы с вами
увидели много интересных предметов, сделанных из древесины.
Итог:
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Буратино, какие же свойства
древесины мы узнали, проделав опыты. (картинки)
1. Древесина на ощупь бывает гладкая и шероховатая.
2. Древесина твёрдая, прочная, не бьётся.
3. Древесина не прозрачная.
4. Древесина удерживает тепло.
5. Древесина лёгкая, она не тонет в воде.
6. Древесина горит.
7. Древесина поддаётся обработке, из неё изготавливают много нужных и
полезных вещей.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что Буратино, говорит вам: «Спасибо, вам,
ребята, я так много про себя узнал. Вы очень сообразительные и самые
настоящие исследователи.»
На сегодня опыты в нашей лаборатории закончены. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ОКНЕ»
Проект : краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 1 месяц (март 2016 г.)...
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЧУДО-ОГОРОД НА ОКНЕ»
Актуальность проекта:Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы ...
Конспект занятия по ФЦКМ и экспериментированию в средней группе на тему «Вода и её свойства»
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Программное содержание: Дать представление о значимости воды в жизни человека, в природе. Уточнить представления детей о...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Дерево и его свойства»
Исследование свойсв и качеств дерева на опытах....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».
Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...