конспект НОД по экологии с элеменитами экспериментирования в подготовительной группе
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Агасиева Ирина Алексеевна

Проводились опыты с детьми по экологии. Ребятам было очень интересно и любопытно ставить опыты самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воздуха.

Задачи:

Познавательное развитие:

Образовательные:

• учить детей устанавливать причинно-следственные связи;

• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

• дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха);

• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; ;

•побуждать детей к самостоятельной деятельности, способствовать формированию у детей познавательного интереса;

• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

• учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие: Развивать у детей способность устанавливать причинно - следственные связи, на основе элементарного эксперимента. Способствовать проявлению у детей познавательной активности, развитию собственного практического опыта.Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь. Формировать способность анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения,сенсорное обследование.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей самостоятельность; аккуратность в работе. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе сверстников. Вызвать желание у детей участвовать в посильной практической деятельности.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- создать условия для позитивного и эмоционального настроя детей

- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

- формировать основы безопасного поведения в быту, социуме.

ОО «Речевое развитие»

- развивать умение делать выводы и умозаключения

- продолжать учить детей употреблять в речи развернутые, сложноподчиненные предложения

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования -кляксографией- выдувание воздухом, используя коктейльную трубочку

- развивать творческое воображение

ОО «Физическое развитие»

- развивать двигательную активность детей, предотвращая утомление и снятие эмоционального напряжения

Тип НОД: интегрированная, совместная деятельность взрослого и ребенка.

Методы и приемы:

1. Практические (эксперименты с воздухом, рисование способом кляксография с трубочкой, опытническо-экспериментальная деятельность, сенсорное обследование, проведение физкультминутки, дидактические игры)

2. Наглядные (демонстрация опытов, использование технических средств.

3. Словесные (рассказ воспитателя, стимулирование детских вопросов, вопросы к детям, высказывания детей, эмоциональная окрашенность информации, беседа, выводы)

4.Игровые: сюрпризный момент, игровая ситуация.

Материалы и оборудование:: баночки с запахом чеснока и апельсина, коктельные трубочки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой; емкость с водой, карточки со свойствами воздуха, вата, ракушка, шишка, камень, мандарин, весы; ватман, разведенная гуашь, широкие кисти, посылка, конверт с письмом и карточка с буквами В, О, З, Д, У, Х, карточки зеленого и красного цвета, аудиозапись с шумом самолета.

Ход НОД.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Вводная часть (5 мин)

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие с приветствия.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята какое у вас сейчас настроение? (хорошее)

Воспитатель: Посмотрите,у нас сегодня на занятии гости, давайте подуем на наши ладошки и передадим наше хорошее настроение гостям.

Воспитатель: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).

Давайте её откроем, что нам прислали?

Пусто. Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какой-то конверт

– Откроем его? Письмо и буквы. А что же нужно с ними сделать?

-Давайте сначала прочитаем письмо.

-читаю письмо: "Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам ваши друзья из страны Почемучек!Чтобы узнать,что мы вам прислали, вы должны отгадать зашифрованное слово. (Дети самостоятельно выкладывают на мольберт буквы.)

-Какое слово у нас получилось? Давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ»

- Что же нам прислали из страны Почемучек (ответы детей.)

Воспитатель. Правильно, а почему как вы думаете нам прислали из страны Почемучек такую интересную посылку с воздухом? Они наверно хотят все узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает,и мы с вами им поможем.

Воспитатель: - Ребята, а что такое воздух?для чего он нам нужен? (Дышать, жить.)а для кого он нужен (ответы детей).А для того, чтобы узнать о свойствах воздуха, нам необходимо отправится в путешествие. На каком воздушном транспорте можно путешествовать? (ответы детей (самолет, воздушный шар, вертолет, дельтоплан, ракета, дирижабль)

Дети выбирают на ковре самолете

- А мы совершим путешествие на ковре – самолете.

Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.

Основная часть. (20 мин)

Воспитатель: Мы совершили полет и очутились на остановке «Экспериментальная»

-Воспитатель: Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. А что такое лаборатория и чем в лабораториях занимаются? Ответы детей (лаборатория-где ученые проводят свои опыты и эксперименты)

Но для начала мы с вами вспомним технику безопасности при проведении опытов. Здесь перепутаны правила, вам нужно выбрать среди них, что можно делать в лаборатории, а что нет. (Д/и"Правила поведения в лаборатории")

- нельзя нечего пробовать на вкус;

-соблюдать порядок, на рабочем месте;

- осторожно пользоваться оборудованием;

-не трогать без разрешения;

- нельзя кричать

- можно думать

-можно смотреть

-нужно слушать

Воспитатель:Ребята, мы готовы? (Да) Тогда идем в лабораторию, посмотрите, сколько в ней столов с различным оборудованием!

Воспитатель: Ребята, чтобы определить свойства воздуха, нам нужно начать исследование.

Опыт№1"Как поймать воздух?"(1стол)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто из вас видит воздух? Мы можем с вами увидеть воздух? Почему?Ответы детей (воздух невидим)

Воспитатель:Ребята, а можно поймать воздух(Да, нет) А как? (если не ответят, что пакетом) А давайте попробуем поймать его с помощью пакета. Что в пакете? (ни чего, пусто)

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?Давайте сделаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим. А, почему мы не видим воздух(ответы детей) .

Воспитатель. Правильно, ребята, воздух прозрачный, бесцветный - значит через него все видно.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Воспитатель: Какой вывод? (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Давайте найдем карточку с этими свойствами. (обозначают свойство воздуха «Воздух не имеет цветаВоздух невидимый

(подходят к магнитной доске и самостоятельно пробуют найти данное свойство.)

Опыт №2"Воздух внутри нас".

Воспитатель:Ребята, давайте возьмем стаканчики и подуем в трубочки, опущенные в стакан с водой.

Воспитатель: Ребята, что это происходит? (Выходят пузырьки).

Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель: Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды.Отсюда выводВоздух легче воды.

Физкультминутка «Ветер».

Ветер веет над полями,

И качается трава (Дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора (Потягивание – руки вверх)

Ветер пыль над нами носит. (Дети плавно качают руками над головой)

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед (Наклоны вправо-влево, назад-вперед)

А потом наоборот

Мы взбираемся на холм (Ходьба на месте)

Там немного отдохнем (Дети садятся)

Давайте пройдем к следующему столу.

Опыт№3 "Воздух не имеет запаха, вкуса"

Воспитатель: Проходим дальше! Воздух имеет запах? Понюхайте воздух? Попробуйте воздух на вкус? Какой у него вкус? (мнения детей). Вдохните воздух через нос. Чем он пахнет? (мнения детей). В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках? (дети определяют и называют). Мы можем сказать, что воздух доносит до нас различные запахи! Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт №4 "Воздух можно услышать"

Воспитатель: у вас на столе есть воздушный шарик, что можно сделать с ним (надуть)давайте надуем его своим воздухом, теперь попробуйте растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, с таким звуком выходит воздух. ВыводВоздух можно услышать. Где мы можем услышать воздух(Ветер, насос, и т. д.)

(на доске выбирают данные свойства воздуха)"Воздух не имеет запаха и вкуса. Воздух можно услышать.

Опыт №5"Воздух имеет вес"

Воспитатель: Посмотрите, что это за конструкция? Как вы думаете для чего это?

Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.

Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесила одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом? (лопнет)

Воспитатель: Проткните палочкой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?

(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)Выберите подходящую карточку! «Воздух имеет вес»(выбирают на магнитной доске)

Воспитатель: Молодцы! Вам понравилось в лаборатории воздуха(да)

Воспитатель: Давайте и мы удивим его! Я предлагаю, в честь него – запустить большой и красивый салют!

Воспитатель: Подойдите к столу, у нас приготовлены цветная вода, кисточки,трубочки и ватман. Посмотрите, я вам сейчас покажу как сделать салют – беру кисточку, макаю его в цветную воду, капаю каплю на ватман и раздуваю ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Все поняли? А теперь попробуйте сами!

Воспитатель. Итак, с вами закончили свои исследования. Спасибо вам за свою работу нам пора возвращаться из нашей лаборатории в детский сад.Давайте скажем:

раз, два, три

самолет нас в сад отвези.

Рефлексия

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух тяжелее воды. Нет.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух можно услышать. Да.

Воздух помогает услышать разные звуки. Да, зеленый.

Воспитатель: Вы сегодня все замечательно работали, мне было очень приятно с вами работать. А вам понравилось? Чем понравилось заниматься больше всего? (ответы детей)

Сюрпризный момент

(звонок колокольчика)

Воспитатель: Опять посылка наверное, подождите минутку. (заношу мыльные пузыри)Жители из страны Почемучек решили вас поблагодарить за то, что вы помогли им разобраться со свойствами

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области

Конспект НОД по экологии

с элементами экспериментирования

для подготовительной группы «Удивительный воздух»

Провела воспитатель I категории

МКДОУ д\с «Солнышко»

Агасиева Ирина Алексеевна

Старая Полтавка 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Приключения Домовека в лесу" подготовительная группа

Конспект занятия по экологии "Приключения Домовенка в лесу" подготовительная группа...

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождения до школы» ...

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: "Воздух"

Цель: Знакомство со свойствами воздуха.  Интеграция образовательных областей.Образовательная область«Социально – коммуникативное развитие»·...

Конспект НОД по экологии, с элементами экспериментирования в подготовительной группе. "В гостях у Капитошки".

В данном занятии, дети знакомятся с круговоротом воды в природе. Благодаря экспериментам доказывают свойства и состояния воды, знакомятся со способом её очистки. Говорят, о важности воды в жизни челов...

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».

laquo;Волшебница вода». Конспект НОД  по экологии в старшей группе с элементами экспериментированияЦель: расширять представления детей о воде и её свойствах посредством эксперименталь...

Конспект НОД по экологии, с элементами экспериментирования в подготовительной группе. «В гостях у Капитошки»

Совершенствовать представления детей о разнообразных состояниях воды. Формировать экологически безопасное поведение детей в природе....

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в средней группе Тема: «Чудесная вода»

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в средней группе Тема: «Чудесная вода» ...