Конспект НОД по познавательному развитию "Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексеенко Анна Петровна

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vozduh_i_ego_svoystva.docx828.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Центр образования «Каразей»

Детский сад «Земляничка»

Непосредственно образовательная деятельность.

Познавательное развитие. Подготовительная группа

Тема: «Воздух и его свойства».

Выполнила: Алексеенко Анна Петровна

воспитатель I квалификационной категории

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи:

- Формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Методы: 

  • Словесные (загадывание загадки, беседа, вопросы к детям, ответы детей, похвала,)
  • Наглядные (показ слайдов)
  • Игровые («У кого быстрее»)
  • Практический (проведение опыта)

Оборудование: мультимедийное оборудование; картонные листы, бумажные листы, пластмассовая бутылка, таз с водой, апельсин, флакончик духов, мыльные пузыри, кружочки красные и зелёные.

Ход занятия.

Организационный момент (воспитатель предлагает детям образовать круг)

 - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, что это.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это? (воздух)

Первый слайд.  

                     http://images.myshared.ru/6/780813/slide_1.jpg

- Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (ответы детей: чтобы дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (нет некомфортно, плохо)

- Какой вывод можно сделать?  (ответы детей: Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может).

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).     

Второй слайд.

   https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/02/15/k_58a404507f06f/391996_38.jpeg            http://900igr.net/up/datas/168220/007.jpg                                                 

- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

-Ребята, где и как люди используют воздух? (ответы детей: воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

Третий слайд.

  https://bigslide.ru/images/42/41097/960/img3.jpg          http://mypresentation.ru/documents/ad1f9cc01183593f089225d0a24bbd05/img21.jpg

- Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух?  Где и как его обнаружить?». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу лабораторию.

-А что такое лаборатория и для чего она нужна?  (ответы детей)

-Как нужно себя вести в лаборатории? (ответы детей)

-Да правильно, здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

(воспитатель предлагает детям пройти к первому столу)

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».

- Есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей)

- Скажите, а как мы его должны почувствовать? (ответы детей)

- Давайте мы это узнаем. Возьмите лист картона и помашите им на себя (дети выполняют задание).

 - Что вы чувствуете? (Ответы детей: дует ветер).

Четвёртый слайд.

      https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0239/00070718-2a23a59d/img3.jpg                          http://snim.net/wp-content/uploads/2015/12/%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B5%D1%82-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%B7.jpg

- Какой вывод можно  сделать?   (Ответы детей: воздух есть, и мы его чувствуем.)

(воспитатель предлагает детям пройти ко второму столу)

Эксперимент №2. «Бумажные гонки».

- Воздухом можно двигать предметы. Как вы думаете, как и чем? (Ответы детей)    - Давайте возьмём лист бумаги и картона. Согните лист бумаги пополам, положите его на стол и помашите на него картоном. Запомните: лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем (дети выполняют задание).

- Что происходит? (ответы детей)

Давайте поиграем в игру «У кого быстрее». По команде 1-2-3 машите картонками на бумажный лист. Чей лист дальше «убежит» тот и выиграл.

- Ребята, что вы увидели? (Ответы детей). Да воздухом можно двигать предметы.

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

(воспитатель предлагает детям пройти к третьему столу)

Эксперимент №3. «Есть ли воздух».

(Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку).

- Что вы можете сказать о предмете? Опишите его? (дети отвечают: бутылка пластмассовая, прозрачная, пустая)

- Посмотрите внимательно, что в ней вы видите? (Ответы детей)

- А сейчас мы это проверим. Возьмём пустые бутылочки и таз с водой. Опустите бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться (дети выполняют задание).      - Что вы видите? (дети отвечают: наполняется водой и выходят пузыри).

  - Да, из горлышка выходят пузырьки.

- А почему это происходит?  (ответы детей: это вода вытесняет воздух из бутылки.

- Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (дети отвечают: воздух невидим, он прозрачный)

-  Правильно, воздух прозрачный, поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.

Пятый слад:

https://bigslide.ru/images/33/32989/831/img8.jpg

Физкультминутка

Воздух-невидимка,                                        руки вверху вправо-влево

Выходи гулять!                                             «зовут»

Воздух-невидимка,                                        руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать?                                         хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу,               бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду!            потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду,     шаги на месте

Самого полезного воздуха найду!                руки накрест к плечам 

Если вместе с папой в горы я пойду,           тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду!         «фонарики»

(воспитатель предлагает детям пройти к четвёртому столу)

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».

- Ребята, как вы думаете,   воздух пахнет? (Ответы детей)

 (воспитатель предлагает закрыть глаза, очищает мандарин) 

- Вдохните воздух.  Что почувствовали? (запах мандарина).

 (Воспитатель предлагает детям сделать вывод)

- Вы правы, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. 

Шестой  слайд:

                https://fs00.infourok.ru/images/doc/315/315053/img9.jpg                                     

Седьмой  слайд:

https://fs00.infourok.ru/images/doc/116/137144/img26.jpg

Рефлексия. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. 
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.

Молодцы! Вам понравились опыты? (Ответы детей)

- Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. И я дарю вам мыльные пузыри, с которыми вы можете поиграть в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство со свойствами бумаги». Вторая младшая группа

Конспект занятия по познавательному развитию «Помощь роботу с планеты Шелезяка или Знакомство со свойствами бумаги»вторая младшая группаЦель:  Создание условий по формированию у детей...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Свойства воды» в старшей группе.

КонспектНОД по познавательному развитиюна тему: «Свойства воды»в старшей группе. Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»  ...

Конспект ООД по познавательному развитию «Знакомство со свойствами воды» (средняя группа)

Конспект ООД по познавательному развитию «Знакомство со свойствами воды» (средняя группа)...

Конспект ООД по познавательному развитию «Знакомство со свойствами воды» (средняя группа)

Конспект ООД по познавательному развитию «Знакомство со свойствами воды» (средняя группа)...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сравнение свойств бумаги и ткани" в старшей группе.

Познавательско-исследовательская деятельность в старшей группе "Сравнение свойств бумаги и ткани" опытным путем....