Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сравнение свойств бумаги и ткани" в старшей группе.
опыты и эксперименты (старшая группа)
Познавательско-исследовательская деятельность в старшей группе "Сравнение свойств бумаги и ткани" опытным путем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательско-исследовательской деятельности «Сравнение свойств бумаги и ткани» в старшей группе
Интеграция деятельности: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Развитие и расширение кругозора детей через ознакомление с предметным миром через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей со свойствами ткани и бумаги, их значением и применением в жизни человека.
Развивающие: умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности и наблюдения, сравнивать и сопоставлять опыт сенсорных ощущений исследуемых предметов, включая органы чувств, закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, уметь соотносить свойства материалов и способы их применения, выявление однородных признаков материала.
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к совместной деятельности с воспитателем и детьми, доброжелательное отношение со сверстниками в процессе экспериментов, аккуратное и бережное отношение к предметам рукотворного мира, изготовленным из бумаги и ткани.
Речевые: пополнять лексический словарь активными (ткань, мокнет, мнется, разглаживаем, блестящая, опыт, воздушный) и пассивными (драп, болонья, ворс, шелк, фетр, воздухонепроницаемый, образец, свойство, размокла, распалась, переплетается.
Предварительная работа: создание коллекции разнообразных видов ткани и бумаги, проведение опытов с бумагой и беседы о происхождении и изготовлении бумаги.
Материалы и оборудование: образцы бумаги, образцы ткани (для каждого ребенка и воспитателя), емкости с водой, зонт, карандаши, лупы для детей.
Ход занятия:
- Добро утро, юные исследователи! Сегодня мы с вами не просто ребята, а сотрудники научной лаборатории! Мы почти ученые, поэтому сегодня будем особенно внимательными и сосредоточенными! Нам придется проделать научные эксперименты! Готовы? Тогда в путь!
- Давайте подойдем к столу и посмотрим, какие предметы на нем лежат? (тетрадь, альбом, книга, салфетка, …).
- Почему такие разные предметы собраны на одном столе? (ответы).
- Что общего у этих предметов? (сделаны из одинакового материала).
- Из какого материала они сделаны? (из бумаги)
- А теперь давайте перейдем к другому столу и посмотрим, что же лежит на нем? (кусочки ткани, платье, платок, шнурок, носок…)
- Почему такие разные предметы собраны на одном столе? (…)
- Что общего у этих предметов? (…)
- Из какого материала сделаны эти предметы? (из ткани)
- Давайте назовем, про какие материалы мы с вами сегодня будем говорить? (про бумагу и про ткань)
- Молодцы, и мы не только изучи их свойства, но и ответим на важные вопросы, такие как
1) почему одежду шьют из ткани, а не из бумаги;
2) почему книги делают из бумаги, а не из ткани
Чтобы ответить на эти вопросы, прошу пройти в нашу исследовательскую лабораторию, где с помощью экспериментов с бумагой и тканью мы и ответим на наши вопросы.
- Возьмем конверт №1. Откройте его и возьмите в руки содержимое. Что это? (это ткань)
- Возьмите ее и потрите пальчиками. Какая она на ощупь? (гладкая, мягкая, теплая, пушистая, с ворсинками…)
ОПЫТ №1. «НАПИШИ»
- А теперь давайте возьмем карандаш и попробуем на ней что-то написать. Удобно ли нам это делать? Легко ли нам это делать? (нет)
ОПЫТ №2. «РАССМОТРИ ТКАНЬ»
Перед вами на столах лежат лупы (увеличительные стекла). Они увеличивают ткань, мы сможем с их помощью лучше ее рассмотреть.
- Скажите, из чего состоит ткань? (из ниток)
- Есть ли у ниток ворсинки? (да)
Теперь возьмем и откроем конверт №2. -Что находится внутри него? (бумага)
- Как вы догадались? (потрогали)
- Давайте исследуем образец бумаги на ощупь. Какой он? (гладкий, прохладный, ровный…)
ОПЫТ №3. «РАССМОТРИ БУМАГУ»
- Давайте посмотрим на бумагу через наше увеличительное стекло. Из чего состоит бумага? Из ниток или из ворсинок? (нет, у бумаги нет ниток и нет ворсинок)
ОПЫТ №4. «НАПИШИ»
Давайте попробуем с помощью карандаша написать на бумаге. Удобно ли нам это делать? Легко ли это делать? (да)
- А теперь вы можете мне сказать, почему одежду шьют из ткани, а книги печатают на бумаге? (ответы детей)
ОПЫТ №5. «ПОМНИ»
- А теперь попробуем смять бумагу и ткань. Что легче мнется? (бумага помялась больше, а ткань меньше).
- Давайте расправим бумагу и ткань. Одинаково ли они расправятся? (нет, ткань расправилась лучше, на ней мало видны следы смятия, а бумага разгладилась плохо и осталась сильно смятой)
ОПЫТ №6. «РАЗОРВИ»
- А теперь давайте все вместе определим, что прочнее, бумага или ткань. Пусть каждый из вас попробует разорвать бумагу. Легко ли это было сделать? (да). Что у нас получилось? (Два или больше кусочков бумаги).
- Если бумага рвется, как мы можем о ней сказать, какая она? (непрочная, хрупкая…)
- Теперь давайте попробуем разорвать наши образцы тканей. Смоги мы это сделать? (нет).
- Если ткань не порвалась, как мы можем о ней сказать, какая он? (крепкая, прочная).
Правильно, нужно прикладывать много усилий, чтобы разорвать нашу прочную ткань!
Вот вам и еще она причина, по которой одежду правильнее шить из ткани!
ОПЫТ №7. «НАМОЧИ»
- А теперь давайте попробуем намочить (или постирать) бумагу. Что с ней стало? (Бумага размокла и быстро развалилась, перестала быть целой...)
- Предлагаю намочить ткань. Что мы видим? (ткань намокла, но осталась целой).
- Что нужно сделать, чтобы ткань стала такой же, как и прежде? (высушить, потом прогладить утюгом).
- А если бумагу высушить и прогладить утюгом, она станет прежней? (ответы детей)
- Молодцы, ребята! Теперь вы и сами сможете мне сказать, почему одежду шьют из ткани, а не из бумаги (ответы детей).
Ткань прочнее бумаги и меньше мнется. Значит, ее можно использовать долго. Постирав изделие из ткани для того, чтобы оно стало снова чистым, его можно высушить и снова надевать.
- А теперь давайте откроем конверт №3. Посмотрите, какая это интересная ткань! Называется она драп. Какая она на ощупь? (мягкая, теплая, толстая).
- Подумайте, что можно сшить из такой ткани? (пальто, шляпу, теплую юбку для холодного времени года..)
- Откроем конверт №4. Эта ткань называется шелк. Потрогайте и скажите, какая она на ощупь. (гладкая, мягкая, тонкая, блестящая)
- Что можно сшить из этой ткани? (летнее платье, платок, блузку...)
- Похожи ли эти образцы тканей? (нет).
- Можно ли сшить из драпа легкое летнее платье, а из шелка теплое зимнее пальто? (нет). Почему? (ответы детей).
- Попробуем намочить драп и шелк. Удалось ли нам это? (да).
- A все ли ткани намокают одинаково? (ответы детей)
- Давайте откроем наш конверт №6. Эта ткань называется болонья. Потрогайте ее и скажите, какая она на ощупь? (ответы детей). Посмотрите на нее в лупу. Что мы отметим? (нитки, или волокна, плотно прилегают друг к другу).
- Какую одежду можно cшить из этой ткани? (куртку, плащ, дождевик, зонт..)
- Почему эта ткань отлично подойдет для пошива зонта? (ответы детей)
А теперь давайте проделаем ОПЫТ №8. «ОПЫТ С ЗОНТОМ»!
Воспитатель ставит несколько желающих под зонт и льет сверху из лейки воду.
- Намокли ли наши ребята? (нет). Почему? (зонт не намокает. Он сделан из болоньи. Вода скатывается с зонта).
- А как вы думаете, комфортно ли будет человеку в одежде из болоньи? (нет).
- Почему? (ответы детей).
- Правильно, из-за плотного переплетения нитей и особого покрытия эта ткань не только не пропускает воду, но и плохо пропускает воздух, поэтому в ней будет жарко и некомфортно .
- Давайте подытожим, можно ли из болоньи сшить пижаму? А из драпа зонт? (ответы детей)
Рефлексия: Ребята, вы сегодня большие молодцы! Все отлично работали, все старались. Но главное, что мы с вами нашли ответы на все наши вопросы опытным путем. И можем сделать вывод, что и ткань, и бумага очень интересные и полезные материалы. Они очень полезные, и у них разные свойства. Поэтому и применение у них разное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"
Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...
Конспект совместной познавательной деятельности по теме «Свойства бумаги» с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
Цель: формирование представлений о бумаге, её видах и свойствах.Задачи:расширить и уточнить представления детей о материале – бумага, её видах и свойствах;уточнить знания детей об использовании ...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе
Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы.
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятел...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы.
Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; ...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства воздуха»...