Беседа о писателе Павле Петровиче Бажове
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Якунина Юлия Владимировна

Знакомство с жизнью и творчеством П.П.Бажова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа о писателе Павле Петровиче Бажове

Цель: Познакомить детей с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи: Формировать  у детей культурные ценности, чувство гордости за свой родной край.

Ход беседы

Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте

Предварительная работа : знакомство  с произведениями П. П. Бажова: "Серебряное копытце", "Огневушка - поскакушка", "Синюшкин колодец", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок" (рассматривание иллюстраций к сказам).

Но не все знают, какой непростой была судьба писателя. О Бажове можно сказать, что у него "необыкновенная биография в необыкновенное время".

Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (133 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Павел был единственным и любимым сыном в семье. Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа. С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей, о камне-резах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале. В городе Екатеринбурге на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах- жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов,  старателей.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы нашей страны. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит.  Богата история земли, на которой мы живём. Здесь гармонично сочетаются красота природы, загадки былого, удивительные памятники. Куда ни взгляни – всюду окружают нас величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край.

Серебряное копытце.

Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он за-хотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.

Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.

Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Что-бы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.

Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каждый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.

Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку про волшебного козла. Дедушка по-ведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.

Дедушка согласился. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, де-вочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказы-вал старик.

Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим            серебряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.

Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии.

Воспитатель: Понравилась ли вам сказ? Чем? (ответы детей)

Воспитатель: Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

Дети: Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.

Воспитатель: А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Дети: После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на пред-ложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.

Воспитатель: Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу

Воспитатель: Можно сказать, что они были счастливы?

Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

Воспитатель: Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

Дети: Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.

Воспитатель: У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дар-мовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.

Воспитатель: Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.

Воспитатель: И нам надо быть добрыми и ласковыми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по развитию речи .Беседа по сказке П.П.Бажова "Серебряное копытце"

Конспект НОД   по развитию речи .Ознакомление с художествееной литературой .сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце"...

Беседа "Уральские сказы П. П. Бажова"

Беседа "Уральские сказы П. П. Бажова" для обучающихся подготовительной к школе группы...

Тематическое мероприятие «Никто не забыт и ничто не забыто» Возложение цветов в Сквере Памяти Поколений и к мемориальной доске Павла Петровича Богайчука

Тематическое мероприятие «Никто не забыт и ничто не забыто»Возложение цветов в Сквере Памяти Поколенийи к мемориальной доске Павла Петровича Богайчука...

27 января 145 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова(1879-1950) русский и советский писатель, фольклорист.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29945041","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29945045","attributes":{"alt":"","class"...

Конспект по формированию коммуникативных навыков у детей по содержанию сказки «Цветик-семицветик» писателя Валентина Петровича Катаева

Конспект по формированиюкоммуникативных навыков у детей по содержанию сказки «Цветик-семицветик» писателя Валентина Петровича Катаева...

«Особенности сказов Павла Петровича Бажова: история создания, тематика, образы, сказовая манера повествования»

Материал "Особенности сказов Бажова" содержит введение, особенности сказов П.П.Бажова, историю создания, тематику и образы, сказоваю манеру повествования и заключение, библиографический спис...