Организация проектной деятельности экологической направленности
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Материал по воспитанию экологической культуры старших дошкольников через проектную деятельность. Дан практический материал через представление паспорта проектной леятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskoy_napravlennosti.docx | 54.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №56 «Колибри»
(МБДОУ «Детский сад №56 «Колибри»)
Паспорт проектной деятельности в подготовительной группе
НИЦ «Кузнечик»
(Решаем экологические проблемы)
Подготовили: старший воспитатель Федотова Н.И., воспитатели
подготовительной группы Булатова М.В., Киреева Е.Г.
г. Нижний Новгород
2021 год
1.Актуальность
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину». М.М. Пришвин.
Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, а и ухудшению здоровья каждого человека в частности.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей.
Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форм экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое- написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по – прежнему остается важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагедией для человечества. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Проблема проекта: Охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
2.Название проекта- «Научно- исследовательский центр «Кузнечик».
Решаем экологические проблемы.
3.Участники: дети подготовительной группы №10 МБДОУ №56 «Колибри», воспитатели, родители.
4.Тип проекта- познавательно- исследовательский, творческий.
5.Срок проведения- долгосрочный ( январь- август)
6.Цель проекта - сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
7.Задачи проекта
1.Закрепить понятия о компонентах природы: воздух, вода, почва.
2.Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения природы (воды, почвы, воздуха) , его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
3.Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах, об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
4. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
4.Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы, умение экспериментировать.
5. Формировать желание активно действовать в защиту окружающей среде, воспитывать бережное отношение к природе.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях семьи и детского сада.
8.Интеграция образовательных областей
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
-художественно- эстетическое
-физическое развитие.
9.Предполагаемый результат, ценность реализации проекта
Формирование экологической культуры;
ответственное отношение к общественно-значимым проблемам;
развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
10.Планирование работы по реализации проекта
10.1.Организационный (подготовительный) этап
Цель: Определить основные направления работы.
- Подбор и изучение воспитателями научной, художественной, энциклопедической литературы по проблеме.
-Изучение опыта других образовательных учреждений.
-Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта.
-Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта.
- Подбор информации для оформления родительского уголка.
-Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами.
- Оформление картотеки дидактических игр по теме проекта.
-Разработка конспектов образовательной деятельности.
- Работа с родителями (беседы , консультации, работа с родителями по изготовлению функциональных предметов из бросового материала
( карандашницы, салфетницы и др.)
10.2 Реализация проекта - практический- основной этап (планирование)
- проведение опытов
- организация образовательной деятельности по теме
-просмотр презентаций о загрязнении окружающей среды
- чтение художественной и познавательной литературы
- проведение дидактических игр по теме проекта
- беседы с детьми
-экспериментальные посадки
№ п/п, | Месяц/ дата | Непосредственно образовательная деятельность, беседы | Совместная деятельность педагога с детьми/ Самостоятельная деятельность детей | Вовлечение родителей | |
1 | 13.01.2021 | Беседа с детьми на тему « Что такое экология?» | Проведение опыта по разложению полиэтиленовых пакетов | Привлечь маму Ани С. к распечатке цветных иллюстраций для изготовления лэпбуков, дидактических игр. | |
2 | 22.01.2021 | Разучивание экологической физкультминутки | Просмотр презентации «Загрязнение окружающей среды» | Предложить родителям нарисовать дома с детьми рисунки на тему «Береги природу» | |
3. | 29.01.2021 | ООД по ознакомлению с окружающим « Планета в опасности» Цель: Расширять представление детей об экологических и климатических бедствиях. | Проведение опыта «Влияние эрозии почвы на загрязнение воды»- формировать у детей интерес к познавательной деятельности. Предоставить возможность практического опыта детей. | Привлечь родителей к изготовлению функциональных поделок из бросового материала « Вторая жизнь мусора» | |
4 | 01.02.2021 | Беседа с детьми «Помоги природе»- дать понятия о вреде мусора для природы и человека. | Рассматривание лэпбука «Мусор. Экологическая проблема наших дней». Цель: познакомить с играми в лэпбуке. | Предложить родителям сшить экосумки | |
5. | 12.02.2021 | Проведение опыта «Загрязнение воздуха»- вызвать интерес к исследовательской деятельности; устанавливать простейшие связи, делать выводы. Дать представления об источниках загрязнения воздуха. | Рассматривание и чтение с детьми художественной литературы о природе (М. Пришвин, В. Бианки и др.) | Предложить родителям поучаствовать дома в интернет викторине «Сохраним природу вместе», конкурсах по экологическому воспитанию (Арина Т., Артем М.) | |
6. | 15.02.2021 | Ручной труд «Раскрашивание экосумок» Цель: создать экосумку как альтернативу пластиковому пакету и свести до минимума использование пластика | Разучивание стихотворений, поговорок, пословиц на экологическую тему, разгадывание загадок. | Беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию | |
7. | 17.02.2021 | Изготовление новой бумаги из вторсырья. Цель: изучить цикл переработки. | Чтение с детьми сказки Т. Шахрай «Мир ярких красок», Рыжова Н. А. «Как люди речку обидели» (с дальнейшим обсуждением) | Рекомендации родителям списка художественной литературы для чтения дома на экологическую тему. | |
8. | 19.02.2021 | Проведение опыта «Круговорот воды в природе»- обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры-эксперимента на его развитие. Создать условия для активной, самостоятельной творческой игровой деятельности. | Экологическая игра: «Природа и человек»- закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. | Рекомендации для родителей (посещение экологических музеев, выставок, зоопарка, городских парков) | |
9. | 26.02.2021 | Проведение опыта «Загрязнение воды нефтепродуктами»- познакомить детей с тем, что проблема разлива нефти является смертельно опасной для многих живых организмов и сложнейшей по способу своего устранения. | Совместная посадка лука с детьми с последующим наблюдением и оформлением в дневник наблюдений. | Привлечь родителей к оформлению экологического уголка, пополнению экологической библиотеки. | |
10. | 01.03.2021 | Беседа с детьми «Сортируем мусор- бережем природу»- знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов. Стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни. | Работа с календарем природы, дневниками наблюдения. | Совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного и бросового материала | |
11. | 02.03.2021 | Рассматривание и знакомство с лэпбуком «Спасем планету»- познакомить с интересными сведениями, играми, формировать умение правильно пользоваться лэпбуком. | Совместная посадка с детьми гороха, укропа, петрушки рассады цветов с дальнейшим наблюдением и уходом за рассадой. | Привлечь родителей к пополнению экологической библиотеки в группе (энциклопедии, познавательные книги, художественная литература) | |
12. | 05.03.2021 | Совместно с детьми организовать и оформить информационный центр по экологии - формировать умение пользоваться печатными изданиями, энциклопедиями, развивать познавательный интерес. | Экспериментальные посадки (бархатцы в бумажных рулонах) | Организовать работу с родителями по сбору батареек, крышек. | |
13. | 09.03.2021 | Беседа «Растения в нашем уголке природы»-уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни. | Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - «Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин» | Изготовление родителями настольных дидактических игр «Когда Земля плачет, а когда смеется», «Эколото», «Экомемори» | |
14 | 12.03.2021-17.03.2021 | Знакомство детей с новыми настольными играми «Береги живое», - формировать умение избегать различных ситуаций. Которые могут встретиться в природе. « Экологический маршрут»- знакомство с охраной природы. Знаниями по экологии. Правилами поведения на природе. «Мусорознайка»- развитие умения правильно сортировать мусор, бережно относиться к окружающей среде. | Самостоятельная деятельность детей с настольными дидактическими играми- закреплять умения играть по правилам, развитие интереса, внимания. | Вручение благодарностей родителям за активное участие в проекте. |
10.3.Заключительный этап
Цель: обобщение полученного опыта.
Создание «НИЦ «Кузнечик»
Открытие галереи «Мусорный вернисаж»
Огород на подоконнике.
Результаты проекта:
Повышен уровень экологической воспитанности;
Проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природе нашего края, родного города;
У детей появились: интерес к проблеме загрязнения окружающей среды; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Сформированы навыки исследовательской деятельности, умения обобщать, делать выводы.
Повысился уровень знаний детей о вторичном использовании бытового мусора и его переработке.
Сформированы навыки изготовления поделок из ненужных предметов (ТБО);
Заключение
Экологический проект - универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. В основе проекта лежит экспериментально-исследовательская деятельность, дети на своем собственном опыте выявили, что мусор нужно уметь сортировать, так как многие вещи могут быть сделаны из вторичного сырья. Для поддержания чистоты нужно в первую очередь самому следить за чистотой. Наш проект - это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать. Проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений, он не требует больших материальных затрат, в него активно включаются родители воспитанников, следовательно взаимодействие семьи, ребёнка и дошкольного учреждения значительно улучшаются.
Перспектива развития проекта
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды.
Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов
по теме проекта.
Участие детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой
экологической зоны на территории ДОУ.
Привлечение к благоустройству и озеленению территории родителей.
Умение сортировать мусор.
Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
11.Используемая литература и интернет источники.
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. « Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет» М., «Мозаика-Синтез», 2015г.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников» . Москва, 2017
3.«Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа», Соломенникова О.А., Москва, 2017
4.«Ознакомление с предметным и социальным окружением», Дыбина О.В., Москва, 2014
5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Детские экологические проекты.
6.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
7.Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников
8. https://vk.com/club_sunduk_ru
9. https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperiment-vlijanie-yerozi-pochvy-na-chistotu-vody.html
10. https://infourok.ru/ekologicheskiy-proekt-musor-zemle-ne-k-licu-podgotovitelnaya-gruppa-2544806.html
11. https://www.art-talant.org/publikacii/35771-proekt-spasem-zemlyu-ot-musora
12. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog78555/proekt-my-s-prirodoi-druzhim-musor-nam-ne-nuzhen.html
12.Форма представления проекта, достигнутых результатов
Показ проектной деятельности родителям в виде презентации ( посещение НИЦ в группе; фотомонтаж деятельности с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников
Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...
Особенности организации проектной деятельности в условиях группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием.
в помощь воспитателям...
Проектная деятельность экологической направленности
Стратигия проектной деятельности с детьми I младщей группы по экологическому воспитанию...
Проектная деятельность экологической направленности в разновозрастной группе "Осенние находилки"
Исследовательский групповой краткосрочный проект «Квест «Осенние находилки"Огромное значение в настоящее время придаётся экологическому образованию подрастающего поколения. Именно в д...
Проектная деятельность экологической направленности как эффективный метод развития личности детей с тяжёлым нарушением речи
Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения....
Воспитательный потенциал семьи. Организация взаимодействия с родителями при реализации проектной деятельности экологической направленности с детьми дошкольного возраста. (2023 г.)
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно - образовательной деятельности дошк...
Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприя...