Экологический проект во второй младшей группы «Малыши – друзья природы»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Формироавать экологическую культуру детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_vo_vtoroy_mladshey_gruppy.docx | 903.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветкова Наталия Борисовна
МДОУ детский сад №15 «Ромашка»
Нижегородская обл., Тоншаевский район, п.Пижма
Экологический проект во второй младшей группы
«Малыши – друзья природы»
2022 год
Экологический проект во второй младшей группы
«Малыши – друзья природы»
По доминирующей деятельности: исследовательский, познавательный
По количеству участников: коллективный
По характеру контактов: среди детей одной группы
Проблема: Состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях: среде их обитания, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Программное содержание: Формировать экологическую культуру детей младшего дошкольного возраста. Углублять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. Воспитывать эстетическое восприятие, бережное отношение к природе.
Актуальность проекта: Взрослые не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, только малышей нужно научить наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно - исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети мир вокруг себя познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для поисково - исследовательской деятельности детей.
Объект проекта: Растения, семена
Предмет проекта: Условия роста и развития растений, экологические связи в природе
Цель проекта: Формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.
Задачи:1.Расширять и закреплять знания детей о растениях, среде обитания, о необходимых условиях роста 2.Формировать представления о простейших взаимосвязях живой и неживой природы 3.Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность
Время выполнения: один месяц - май
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Предполагаемый продукт проекта: оформление фотовыставки для родителей «Малыши – друзья природы»
Список литературы:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. Интернет ресурсы
Содержание проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
Составление плана работы над проектом.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Разработка конспектов занятий по планируемой теме.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций Создание экологической зоны
Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр
Технические средства: компьютер, фотоаппарат
Этап реализации проекта:
Деятельность педагога:
Беседы с детьми познавательного характера
Организация предметно – развивающей среды по теме
Подготовка информации для родительского уголка
Деятельность детей:
Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Посадка семян цветов, лука в землю.
Уход за растениями.
Игровая, двигательная деятельность.
Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
Просмотр мультфильма «Одуванчик – толстые щёки».
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, цветах.
Мероприятия по реализации проекта
Беседа «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями
Наблюдение за одуванчиками «Что бывает на растениях после цветов»
Рассматривание бархатцев и пересадка их в клумбу
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Расти, зернышко!», «Солнце, земля, вода и росток»
Социально – коммуникативная деятельность:
Посев семян и лука: полив, уход и наблюдения за растениями
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек»
Настольная игра «Парные картинки», «Овощи»,
Подвижные игры: «Кто больше соберет», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик»
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений
Художественно – эстетическая деятельность детей:
Рисование «Солнышко на ножке»
Лепка «Овощи большие и маленькие»
Аппликация «Овощи на тарелке»
Коммуникативная деятельность:
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «У солнышка в гостях», Е.Бехлерова «Капустный лист»
Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о растениях Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Заключительный этап:
Оформление фотовыставки для родителей «Малыши – друзья природы»
Приложение 1
Беседа
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
Задачи:
Образовательные: Закрепить представления детей о неживой природе. Расширять и уточнять представления детей о солнце, воздухе и воде.
Развивающие: Развивать умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботу об окружающей среде.
Методы и приёмы:
Создание игровой ситуации, чтение стихов, потешек, поговорок, прослушивание аудиозаписей, беседа, игра с водой.
Оборудование:
Тазик, облачко (плачущее), «мельница», настольный фонтан, плавающие игрушки.
Костюмы: ветерок, лягушка, жук, грибок и кукла- би-ба-бо.
Ход занятия:
Воспитатель: Что выше леса?
Дети: Солнышко
Ребёнок: Золотое яблочко по небу катается,
С утра улыбается.
А улыбка - лучи очень даже горячи.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, куда солнышко забежало?
Дети: За тучку.
Воспитатель: Прилетела Серая Тучка.
Кап-кап-кап- застучал дождь по крыше.
Кап-кап- кап- застучал дождь по жёлтой дорожке.
Ребёнок: Прибежит и солнце спрячет.
А потом ещё заплачет.
(Выглядывает кукла - девочка Ойка.)
Ойка: Ой-Ой-Ой!
Воспитатель: Ребята, это девочка- капризуля Ойка.
Она всегда ойкает, если что не по ней.
Ойка: Зачем ты прилетела сюда, Серая Тучка?
Никто тебя не звал!
Ой! Я гулять хочу! Я бегать по дорожке хочу!
А ты, плохая, мокрая! Никому ты здесь не нужна!
Серая Тучка печально вздыхает и улетает.
(Из травы выскакивает Лягушонок.)
Лягушонок: Зачем ты прогнала Серую Тучку, Ойка- капризуля?
(Заплакал Лягушонок.)
Все пить хотят! Без дождя трава засохнет, цветы завянут. А я в болото ускачу. Не стану здесь жить.
Воспитатель: Дети, давайте поможем Лягушонку. Кого мы позовём на помощь?
Когда он отдыхает - на время всё стихает.
И листья не колышутся,
И шороха не слышится.
Воет, свистит, ветки ломает,
Пыль поднимает, с ног всех сбивает.
Слышишь его, да не видишь его.
Дети: Ветер.
Воспитатель: Ветер - это воздух. Воздух бывает тёплый, прохладный, холодный.
(Дети дуют на султанчик, на ладошки - чувствуют воздух.)
Ойка: Ой, ветер - ветерок! Принеси назад Серую Тучку!
Никогда больше не буду её обижать, прогонять.
Игра. Воспитатель - ветерок, дети - маленькие тучки.
Тучки объединяются.
Воспитатель: кап, кап, кап! Застучал дождик по крыше, по веткам белой берёзы. (Бегает с султанчиком за ребятами, осаливает их.)
Дети: Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще
Станет травка гуще!
Ребёнок: «Дождь» С.Маршак
А миг спустя мы слышим,
Как весело быстро.
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам,
Пролётный дождь стучит.
Воспитатель: Вот и жук проснулся.
Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы.
Воспитатель: Роса, дождик, всё это вода.
Ребёнок: Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто я такая?
Дети: Вода.
Воспитатель: А вот вода в мельнице переливается в ручеёк, в озеро…
Рано, рано утречком
Вышла мамам - уточка
Поучить утят.
Ребёнок: Плыви, плыви , утёныш,
Не бойся, не утонешь.
Воспитатель: Кто на воде плавает?
Дети: Утята с уткой.
Воспитатель: Что у нас под водой?
Дети: Водоросли, рыбки, камушки, ракушки.
Воспитатель: А кто живёт в воде?
Дети: Рыбки, лягушки, улитки, крокодилы.
(Воспитатель показывает белый гриб.)
Гриб: Как же долго я ждал дождя!
(Лягушонок скачет по лужам и смеётся.)
Лягушонок: Ква, ква, ква как весело! Как хорошо!
Ойка: Никогда, дети, я не буду прогонять Серую Тучку!
Нам нужен дождик! Дождь-это вода, а вода нужна, чтобы пить, умываться. С водой будет всё расти: и трава, и деревья, и грибы, и цветы.
Воспитатель: Да, ребята, в природе не бывает ничего лишнего.
Всем нам нужен и дождик, и ветерок, и солнышко.
Приложение 2
Экспериментально-исследовательская
«Уход за комнатными растениями»
Задачи: 1.Уточнить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (тепло, влага).
2. Развивать умения выделять части растения (лист, цветок, стебель).
3.Воспитывать желание ухаживать за растениями.
4. Помочь детям правильно работать инструментами для ухода за комнатными растениями.
5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.
Ход трудовой деятельности.
В уголке природы на столе стоят комнатные растения. Воспитатель приготовил инструменты для ухода за растениями, тряпочку для протирания пыли с листьев, таз с водой.
Воспитатель (загадывает загадку).
Очищают воздух, создают уют,
На окнах зеленеют, круглый год цветут.
Что это, ребята, как вы думаете?
Дети: Это комнатные растения.
Воспитатель: Правильно, о комнатных растениях мы сегодня будем с вами говорить. Посмотрите на картинку и скажите, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли, цвели и радовали нас своим видом (показ картинки с изображением солнца, лейки, опрыскивателя, тряпочки).
Дети: Растениям нужно солнце, их нужно опрыскивать, поливать, протирать пыль с листьев.
Воспитатель: Правильно, ребята, если не поливать растения, то они погибнут. А зачем нужно протирать пыль с листьев?
Дети: Чтобы растения хорошо дышали.
Воспитатель: Да, правильно, давайте проведём опыт: закройте себе носик и попробуйте подышать. Хорошо вам дышать с закрытым носом?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Вот и растение плохо дышит, если у него пыль на листьях. Поэтому нужно её протирать. А где же листочки, покажите (дети показывают). А это что у растения? (показывает на цветок)
Дети: Это цветок.
Воспитатель: А эта часть у растения как называется?(показывает на стебель)
Дети: Это стебель.
Воспитатель: Все части растения назвали, пора приступать к уходу за нашими растениями. Нужно надеть фартуки, чтобы не вымазаться. Начнём с рыхления земли . Зачем нужно рыхлить землю у растений?
Дети: Чтобы она стала мягкой и вода хорошо проходила к корням.
Воспитатель: Лиза, возьми нужный инструмент для рыхления и начни рыхлить землю. Как нужно рыхлить, сильно?
Дети: Нет, потихоньку, чтобы не сломать растение.
Воспитатель: Молодец, Лиза, очень хорошо порыхлила.
А теперь нужно полить наше растение. А как узнать, что растение нужно поливать?
Дети: Нужно потрогать землю, если она сухая, то пора поливать, а если мокрая, то поливать не нужно.
Воспитатель: Правильно, иди, Тимур, потрогай землю, какое растение нужно поливать?(выбирает нужное растение). Правильно, я помогу тебе подержать леечку. Много воды лить не нужно, растение может погибнуть от того, что постоянно находится в воде. Молодец, водичка дошла до самого корня и напоила наше растение.
Вы ещё говорили, что нужно протирать пыль с листьев. Воспитатель: Я начну протирать, а вы продолжите (воспитатель не правильно протирает пыль). Правильно я протираю пыль?
Дети: Нет, нужно на ладошку положить листок и аккуратно его протереть мокрой тряпочкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Иди, Оля, покажи, как нужно протирать пыль.
Наташа, протри следующий листок.
Есть ещё листок, Валя может протереть его.
Ребята, а есть растения, у которых листья очень тонкие, их нельзя протирать тряпочкой, их нужно опрыскивать. У нас есть растение с такими тонкими листьями. Нужно взять опрыскиватель, направить его на листья и надавливать на рычаг. Я буду помогать вам. Возьми опрыскиватель, Дима, у тебя получится опрыскать.
Какие вы молодцы, ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: Поливали растения, опрыскивали, рыхлили.
Воспитатель: Вы очень хорошо потрудились. Растения очень вам благодарны. Теперь нужно снять фартуки, помыть руки, а я помою все инструменты.
Приложение 3
Наблюдение за одуванчиками
Цель: Формировать знания детей об одуванчиках. Познакомить со строением цветка и его особенностями. Уточнить представления детей о том, что растения живые — они растут и изменяются. Воспитывать эстетические чувства детей. Прививать любовь к природе и бережно к ней относится.
Воспитатель:
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки,
А проснулся, улыбнулся;
«Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь.
Тише, ветер луговой!»
Что это за цветок?
Дети: одуванчик
Воспитатель: Правильно, это одуванчик. Давайте рассмотрим этот красивый цветочек. Какой цветочек?
Дети: Красивый с жёлтой шапочкой.
Воспитатель: У каждого цветка есть стебелёк и листья. Посмотрите, вот стебель, а вот листочек. Какого цвета стебель и листья?
Дети: Стебель и листья зелёные.
Воспитатель: В какое время года цветет одуванчик?
Дети: Весной.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а у этого одуванчика белая шляпка, а как вы думаете почему? - Почему одуванчики надевают белые пушистые шапочки?
Дети: Потому что созревают семена
Воспитатель: Молодцы. Однажды, в тёплый солнечный день, среди сочно-зелёных листьев раскрываются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков. Словно дети солнца спустились на землю и покрыли её сияющим ярким ковром. А также цветы - это нектар для насекомых. Вы думаете, что одуванчик просто цветок красивый. А нет. Это лекарственное растение, а ещё из него делают салат, варят варенье. Вот какой необычный цветок – одуванчик. Если вы сорвёте его, он сразу погибнет. И насекомым нечем будет питаться, а нам с вами нечем будет любоваться.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру
«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы,
На лугу растут цветы (дети сидят на корточках)
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: Скажите, какой же одуванчик?
Дети: Жёлтый, круглый, белый, пушистый.
Воспитатель: Вот какой необычный цветок! И этот цветочек мы с вами нарисуем в группе на рисовании.
Приложение 4
Наблюдение и практическая деятельность
«Рассматривание бархатцев и пересадка их в клумбу»
Программные задачи: учить детей высаживать рассаду в грунт, делать лунки, обжимать землю вокруг. Познакомить с внешним видом, закрепить представление о частях растения: корень, стебель, лист. Знать необходимые условия для роста растения. Закрепить с детьми, что за рассадой нужно ухаживать. Воспитывать трудолюбие, желание ухаживать за растениями.
Оборудование: совки (40-50 см), рассада
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, оно будет проходить на цветнике. Скажите какое сейчас время года? По каким приметам это видно? Как вы думаете, почему именно весной сажают и сеют? Послушайте загадку: Много нежных лепесточков
У красивых цветочков
Запах ароматный-
Не для всех приятный
Лепесточек бархатный у цветочков (бархатцев)
Сегодня мы с вами будем высаживать рассаду бархатцев. Возьмите растения в руки, рассмотрите их. Только осторожно не поломайте, рассада очень нежная и хрупкая.
Скажите, как называется вот эта часть растения? (показ на корень)
На что похож корень? Что еще есть у растения?
Какие листья у рассады бархатцев?
Из этой рассады вырастут красивые цветы, которые будут радовать нас до поздней осени.
А какие условия должны быть, чтобы она такой выросла?
Возьмите в руки комочки земли. Как вы думаете, можно в такую землю сажать рассаду? Какая земля?
Сейчас я вам покажу и расскажу, как правильно сажать рассаду в землю. Беру рассаду в левую руку, а совок в правую, на том же месте, где лежит совок, делаю лунку, поливаю водой, чтобы корням было легче достать воду, когда вода впитается в землю, опускаю корень до первого листа. Левой рукой придерживаю рассаду, осторожно она нежная, хрупкая, правой рукой засыпаю лунку, обжимаю землю вокруг стебля (показ). Затем около стебля делаем лунку и поливаем растение так, чтобы вода не попадала на листья и стебель.
А сейчас Тимур нам покажет, а Юля расскажет, как надо сажать рассаду. Все внимательно смотрим.
Дети, каждого из вас я отметила совочком участок, на котором вы будете сажать рассаду в лунку. Приступайте к работе.
(Слежу за правильностью посадки, напоминаю, что рассаду нужно брать и садить в землю очень осторожно. Когда дети закончат работу, хвалю за аккуратность. Вместе собираем рабочий инвентарь).
Приложение 5
Экспериментально-исследовательская деятельность
«Расти, зернышко!»
Цель: показать детям в практической деятельности, как рост и развитие растений зависит от условий жизни и правильного ухода за ними.
Задачи:
Познавательные: расширять экологические представления, формировать умение делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие: развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, заботу о растениях
Материал: два горшка, земля, зерна овса
Поспорили однажды Мишутка с зайчиком, кто из них лучший хозяин. И спорили бы они ещё долго, если бы старичок - лесовичок не дал им совет. Он посоветовал Мишутке и зайчику посеять овёс, и тот, у кого овёс будет лучше - тот победит в споре. Мишутка и зайка так и сделали. Зайка посеял овёс на солнечной поляне, а Мишутка - в лесу, под деревьями. И стали ждать.
Ребята, как вы думаете, у кого овёс будет лучше? (ответы детей) Давайте проверим наши предположения. У меня есть два горшка, в которые мы посеем овёс.
Один горшок мы поставим на хорошо освещённый стол, а второй- в тёмное место.
I этап. Дети насыпают землю в горшки, сеют овёс, засыпают землёй, поливают и ставят: один горшок на подоконник, а другой — в тёмное место, в шкаф.
II этап. Вместе с детьми наблюдаем за овсом в горшках. Через четыре дня в горшках, появляются всходы.
Прошло пять дней. Горшок с овсом на подоконнике поливаем, а горшок с овсом, который находится в темном, месте оставляем без полива.
Каждый день вместе с детьми внимательно наблюдаем за овсом на подоконнике и в тёмном месте. Во время наблюдения дети замечают, что на подоконнике овёс тёмно-зелёный, широкий, толстый, а в тёмном месте бледно-зелёный, тонкий. На вопрос «Почему?» дети отвечают: «В тёмном месте овсу не хватает света».
После всхода овёс, который стоит в тёмном месте, не поливаем. Через восемь дней в одном горшке овёс стал вянуть, пропадает.
Почему так происходит? (Ему не хватает света и воды. За ним никто не ухаживал)
В. А теперь скажите, какой овёс в горшке, что на подоконнике? (Густой, красивый, да и стебель толстый.) Почему в этом горшке такой хороший овёс? (Потому что горшок стоит в светлом месте, мы его поливаем).
Ребята, а чем мы можем помочь растению, которое вянет и пропадает (поставить на окно и полить)
III этап. Для подтверждения полученных выводов, растения, росшие в более тёмном месте, помещают в светлое место. Происходящие изменения мы с детьми вновь отмечаем и обсуждаем.
Вывод: Молодцы, ребята. Хорошо, что вы с интересом отнеслись к нашему наблюдению за ростом и развитием семян овса. А теперь давайте поразмышляем. Что нужно для растений, чтобы они взошли и быстро росли? (свет, вода). А еще хорошее и заботливое отношение.
Приложение 6
Экспериментально-исследовательская деятельность
«Солнце, земля, вода и росток»
Цель: Формировать экологическую культуру детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: Углублять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. Воспитывать эстетическое восприятие, бережное отношение к природе.
Воспитатель показывает семена цветов и рассказывает, что с ними надо делать.
Семена посадили в землю, добрые руки поливают, рыхлят землю, чтобы корни дышали. Потом появляются еще очень маленький росточки, совсем слабенькие, хрупкие, беззащитные. Лепесточки подросли, стебель становится крепким и тянется к свету. Потом появляются бутоны. А затем расцветают цветы.
Воспитатель приносит два растения герань и каланхоэ. Ребята, посмотрите, одно получало воду, свет, а другое находилось в тени и без увлажнения. Это растение зелёное и высокое, а у этого листочки блёклые, они не видели солнышка.
Воспитатель: давайте запомним, что же надо для роста растений:
Солнце согревает растения, дает им тепло и свет.
Почва, в которой находятся корни, обеспечивают растения питательными веществами.
Вода поит растения, умывает их.
Воздух нужен растениям – они, как и все живые существа, дышат.
И еще: растениям нужны уход, забота и любовь.
Воспитатель. Хотите представить себя растениями?
Психогимнастика «Я растение».
На фоне музыки звучит текст. Дети выполняют указанные в нем движения.
Уж ты, семечко-зерно,
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли!
Как весною в ранний час
Семена взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»
Давайте с вами поиграем в игру «Цветы»
«Наши алые цветки раскрывают лепестки (дети присели и плавно поднимаются и раскрывают руки над головой)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (помахивание руками)
Наши алые цветки закрывают лепестки (сжимают пальцы в виде бутонов).
Тихо засыпают, головой качают» (приседают и закрываются руками).
Все становятся в хоровод
Дети к клумбе подошли, много здесь цветов нашли (идут по кругу)
Лейки в руки взяли, цветочки поливали (имитируют полив)
Цветочки подрастали, бутоны раскрывали (поднимают руки вверх, раскрыв кулачки)
К клумбе пчёлки прилетели, (бегают, изображая пчёлок «ж-ж-ж»)
На цветочки наши сели (приседают).
Приложение 7
Социально – коммуникативная деятельность
«Посев семян и лука»
Цель: формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. Учить детей правильным приёмам посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки). Воспитывать бережное отношение к природе.
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у нее один секрет-
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Витаминов полный лук
Это у луковки верхушка, с другой стороны - донце, а это корешки. Лук сажают корешками в землю. Своими корешками лук будет «пить» воду. Давайте подойдем к столу, где каждый посадит свою луковицу в землю.
Показ с объяснением:
1. Нахожу у луковицы донце с корешками. Сажаю ее в землю корешками.
2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.
3. Поливаю землю вокруг луковицы.
4. Вытираю руки салфеткой.
Спасибо, вам ребята за помощь! Вот прорастет лук - угощайтесь на здоровье!
Ребята, а еще я для вас приготовила семена салата и семена овса. Хотите их посадить? (Ответы детей, рассматривание семян, сравнивание с семенами лука, подвести детей к выводу о том, что все семена разные по форме, размеру, цвету)
Итог: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Для чего мы посадили луковицы? Чего в зеленом луке очень много? Для чего нам нужны витамины?
Художественно-эстетическое развитие
«Солнышко на ножке» (рисование)
Программное содержание: Продолжать учить детей нетрадиционным способом рисования (ватными палочками). Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами. Развивать чувство формы, композиции. Воспитывать эстетическое восприятие, бережное отношение к природе.
Материал: Листы бумаги зеленого цвета, ватные палочки, кисти, гуашевая краска желтого и зеленого цветов, салфетки.
Содержание деятельности: Показываю детям изображение желтого одуванчика и читаю стихотворение «Одуванчик»
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное!
Предлагаю ребятам нарисовать золотые одуванчики на зелёной полянке. Показываю листы бумаги зеленого цвета и объясняю, что полянка уже зазеленела и совсем скоро на ней распустятся одуванчики. Спрашиваю, какую краску надо взять, чтобы нарисовать «золотые» одуванчики. Ребята догадываются, что надо взять желтую краску. Обсуждаю с ребятами «настроение» желтого цвета – теплый, весёлый, солнечный, радостный. Предлагаю ребятам подумать, как можно нарисовать цветы одуванчика. После обсуждения, показываю прием рисования ватной палочкой.
Берем ватную палочку, окунаем в краску и с помощью маленьких отпечатков создаем круг или овал, и таким же образом заполняем его отпечатками
Пальчиковая гимнастика:
Наши руки как цветочки,
(дети вытягивают ручки вперед)
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается -
Цветочки раскрываются
(постепенно разжимают кулачки)
В темноте они опять
Будут очень крепко спать
(сжимают кулачки обратно)
Приглашаю детей за столы. Дети выбирают материалы по своему желанию и начинают рисовать одуванчики на зеленой полянке. Готовые рисунки вывешиваю на доске. Вместе с ребятами любуемся ими, отмечаю, как красиво выглядят золотые одуванчики в зеленой траве.
Художественно-эстетическое развитие
«Овощи для салата» (лепка)
Программное содержание: Продолжать учить лепить круглые и продолговатые формы прямыми и круговыми движениями рук. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением огурцов и помидоров, разгадывание загадок
Материалы:
Пластилин, дощечка, муляжи овощей, корзинка
Ход занятия:
Внести игрушку би-ба-бо Бабушка
Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Бабушка: Здравствуйте ребята! Я бабушка Матрёна. Как рада я вас видеть.
Бабушка: Ребята, а знаете, почему я сегодня к вам пришла в гости? У меня случилась беда, я хотела приготовить салат, но забыла купить огурцы с помидорами. А без них салат не получится. Ребята, а может, вы мне поможете?
Педагог: Ребята, поможем бабушке Матрёне? А как мы можем ей помочь? Хорошо, давайте слепим из пластилина овощи.
Вот это ребята, что? (огурец) Он какой по форме? (овальный, вытянутый) Какого он цвета? А помидор какой по форме? (круглый), какого цвета помидор? Потрогайте их ручками (Каждый ребёнок ощупывает овощи, проговаривая, какой они формы).
Педагог: А чтобы у нас всё получилось, разогреем наши пальчики
Физкультминутка.
(Поочередно загибать пальцы)
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры,
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата,
Много разного салата.
У бабушки Феклы,
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса,
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки,
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.
Готовые работы складывают в корзинку.
Педагог: Что мы слепили? Какой формы, цвета?
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Бабушка: Ребята, как вы мне сегодня помогли. Спасибо вам большое! Пошла я готовить салат своим внукам, а вы вечером расскажите мамам и папам, что вы сегодня лепили для бабушки Матрёны. До свидания!
художественно-эстетическое развитие
«Овощи на тарелке» (аппликация)
Программное содержание: Формировать умение создавать декоративную композицию из «овощей», совершенствовать умение пользоваться клеем и кисточкой и салфеткой, развивать мелкую моторику, воображение.
На тарелке - урожай,
Все, что хочешь, выбирай.
Для борща и для салата.
Мама будет очень рада!
2. Д/и «Волшебный мешочек»
Цель: Закреплять умение узнавать овощи по внешнему виду и правильно их называть.
3. Затем воспитатель предлагает приступить к аппликации. Располагаем наши овощи на тарелке, а затем начинаем наклеивать.
4. Релаксация «Зеркало»
Воспитатель:
Я очень важный помидор (руки на пояс, повороты влево-вправо)
Мы огурцы, мы молодцы! Попробуй нас, найди! (сели на корточки, руки на пояс, идут по кругу вприсядку)
Мохнатый хвостик у морковки, он развевался на ветру (поднять руки вверх и качаться из стороны в сторону).
Молодцы ребята, и овощи на тарелочки собрали и весело поиграли!
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание. С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники. Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало. Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.
Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект во второй младшей группе «Юные друзья природы»
Цель проекта – Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей второй младшей группы....
Презентация к экологическому проекту во второй младшей группе «Юные друзья природы»
Презентация к экологическому проекту во второй младшей группе «Юные друзья природы»...
Экологический проект во второй младшей группе "Наши младшие друзья"
Проект во второй младшей группе «Наши младшие друзья»Пояснительная запискаЭкологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего вре...
Экологический проект во второй младшей группе «Мы знакомимся с природой»
Проект «Мы знакомимся с природой» позволит не только закрепить на практике теоретические знания о природе и природных материалах, но и улучшить качество образовательной среды. Данный проек...
Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Лаборатория неживой природы»
Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости....
Экологический проект во второй младшей группе "Мы природу бережем - наш красивый общий дом!"
В 2020 - 2021 учебном году наш детский сад участвовал в реализации вариативной части образовательной программы по экологическому воспитанию дошкольников. Данный факт сподвиг меня на написание и реализ...
Экологический проект во второй младшей группе. «Наши зелёные друзья» .
Экологический проект в младшей группе "Сказка "."Нашизеленые друзья "....