Презентация "Эвристическая беседа"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
Эвристические беседы интересны тем, что они заставляют детей думать, искать что-то новое в повседневных буднях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evrika.pptx | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эвристическая беседа – это вопросно - ответная форма обучения, при которой педагог не сообщает воспитанникам готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам, это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы детей в нужное русло.
Актуальность эвристической беседы обусловлена тем, что окружающий мир является важным предметом, который включает в себя основы естественных и социальных наук. Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы сформировать познавательный интерес у дошкольников, который бы не пропал к поступлению в начальную школу.
Современные дети полностью погружены в компьютер, им не хватает общения. В связи с этим, как отмечают психологи и педагоги, страдают речь и мышление. Применение эвристической беседы, по моему мнению, оказывает глубокое воздействие на развитие речи дошкольников, а также на развитие познавательного интереса.
Эвристическая беседа, прежде всего, направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит детей, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам . Эвристическая беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, таких как явление, событие, в некоторых случаях демонстрация фильмов и так далее . Эвристическая беседа считается успешной в том случае, если вопросы были правильно поставлены и дети дали правильные ответы. Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения.
Результативным этот метод будет только в том случае, если мы, воспитатели, сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе . Что же должно интересовать воспитателя при проведении этой беседы ? Применять этот метод следует тогда, когда в подгруппе собраны дети с равными умственными способностями . Кроме того, необходимо выяснить особенности мышления дошкольников, памяти, того, как быстро они усваивают материал . В связи с полученными данными воспитатель может вычислить, какой объём знаний необходим им для усвоения.
Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? – являются эвристическими, они не столько создают затруднения, сколько приводят к творческому поиску . Эвристические вопросы помогают воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса, позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения. При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.
Основанием для использования метода эвристической беседы служат уже полученные ранее знания и приобретённый опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким руководством воспитателя, равно как и тщательная подготовка самого воспитателя. Роль воспитателя сводится к тому, чтобы путём умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.
В процессе эвристической беседы мы выделяем пять серий вопросов. Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения. Например: Кто, где, когда, что? В чём суть? Какова главная идея? Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы. Например: Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю? Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана. Например: Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните. Четвёртая серия вопросов приводит к формулировке выводов самими детьми. Например: Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее? Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний. Например: Как и где использовать? Что ещё может интересовать?
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы , я нахожу такие , в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении . Приведу пример беседы как метода ознакомления детей с природой.
Замечаю , что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами. Предлагаю детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать : Ваня: Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревьями, в тени . Я :Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? ( Добиваюсь более точного ответа.) Ваня : Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках . Костя: Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место . Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло . Ваня: А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны . Костя: А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут ! Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину.
Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний . Признаки эвристической беседы: 1.Каждый вопрос-небольшая мыслительная задача. Каждый ответ - микропродукт , обладающий субъективной новизной. 2.Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий. 3.Вся совокупность вопросов последовательно ведет к искомому. 4.Если ребенок не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно. 5.Ошибочные ответы детей опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ребенка.
У спех эвристической беседы как разновидности словесных методов обучения, используемый в образовательном процессе, зависит от умения педагога правильно построить словесное объяснение и от умения воспитанника понимать содержание материала в словесном изложении. Нельзя допустить изоляции эвристической беседы от других методов и гиперболизации её значения. Данный метод является стержневым, в образовательном процессе. Таким образом, использовать эвристическую беседу как разновидность словесных методов необходимо, для благоприятного развития познавательного интереса у детей, совмещая с другими методами обучения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.
Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...
Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"
Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так, С.И. Ожегов определял патр...