перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Цель плана- обобщить и систематизировать представления дошкольников о явлениях природы.Экологическая культура предполагает  наличие у человека определенных знаний, желаний к практическим действиям на благо природе. Поэтому важно уделить внимание нравственному воспитанию детей, чтобы у них возникло желание бережно относиться к живой и неживой природе, чтобы они понимали взаимосвязь между окружающей средой и деятельностью человека. Во взаимодействии детей и взрослых используются различные формы общения, которые способствуют развитию у детей ценностных ориентаций в поведении и деятельности в природе, углублению познавательных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе

Составила : воспитатель старшей группы Калашова Н.Н.

Ознакомление с окружающим:  

 - ознакомление с предметным и социальным окружением (1-3 неделя)

- ознакомление с миром природы (2-4 неделя)

сентябрь

НОД

Цель и задачи

Методы и приемы

2 неделя

Сад-огород

Закрепить обобщающие понятия «овощи, фрукты, ягоды»; их названия. Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека – это источник витаминов и жизненной силы; очень вкусный продукт питания. Познакомить с заготовкой овощей и фруктов – консервирование, соление, приготовление варенья, компотов, соков. Расширять представления детей о способах ухода за садово-огородными растениями.

Способствовать совершенствованию трудовых навыков детей, учить выбирать наиболее рациональные приемы работы, осуществлять самоконтроль.

  Наблюдения. Беседа.

Д/игра  «Чего не стало?»

«Чудесный мешочек» (Угадай на ощупь)

«Узнай по описанию»

Чтение Ю. Тувим  «Овощи»

Труд в природе: сбор урожая с грядки группового огорода.

 

4 неделя

Осень

Продолжать формировать обобщенные представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Упражнять в различении растений в осеннем наряде, вызвать радостные переживания от красоты осенних деревьев. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Игра-путешествие «В гости к осени». Чтение стихотворения А. Введенского «Песенка о дожде».

Наблюдения за состоянием погоды на участке «Погода и настроение», за освещенностью в течение дня,
чтение художественной литературы об осени, загадывание загадок, просмотр мультимедийной презентации
Рассматривание альбома «Осень».
Дидактические игры:
«Найди такой листок, как на дереве»
«Чьи детки на ветке?»

п/и «Солнышко и дождик»

Слушание фрагментов произведений А. Глазунова, П. Чайковского «Времена года»

октябрь

НОД

Цель и задачи

Методы и приемы

2 неделя

Лес, деревья.

Формировать представления о лесе, его видах (хвойный, лиственный, смешанный). Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Накапливать впечатления о деревьях, кустарниках; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию, бережное отношение к природе

  Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
Отгадывание загадок

 «Продолжи мое предложение»
д/и «С какого дерева лист».
Эксперимент «Секреты растений»

Предложить детям догадаться. Почему опадают желтые листья и не облетают зеленые, показать место соединения с веткой того и другого листа, подвести к пониманию того, что зеленые листья живые.

4 неделя

Знакомство с Красной книгой.

Правила поведения в лесу.

Продолжать формировать у детей обобщенные представления о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относиться к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Рассматривание иллюстративно наглядного материала «Красная книга», сведения о деятельности людей, охраняющих лес, презентации «Керженский заповедник», беседа по содержанию. Обсуждение проблемной ситуации.

ноябрь

НОД

Цель и задачи

Методы и приемы

2 неделя

Комнатные растения

Формировать у детей обобщенные представления о комнатных растениях. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света и воды на растения. Продолжать знакомить детей как сезонные изменения влияют на комнатные растения. Знакомить детей с некоторыми особенностями комнатных растений, формировать у детей умения за ними ухаживать. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Познакомить детей с обязанностями дежурных по уголку природы, о способах ухода за растениями. Развивать волевые качества в своих поступках и следовать положительному примеру.

 Воспитывать эстетические чувства.

Рассматривание растений.
Беседа об уходе за комнатными растениями.

Просмотр мультимедийной презентации «Комнатные растения».
Беседа о строении растений
 

Работа с графическими моделями «Потребности растений»

Труд в уголке природы с включением деятельности моделирования «Способы ухода за растениями»

4 неделя

Домашние животные и их детеныши

Продолжить знакомство с домашними животными, с характерными признаками строения, их потребностях. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе, об обобщенных представлениях о системе потребностей животных как живых организмов-в свете, воздухе, благоприятной температуре, пище, воде, местообитании. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными, установить связь – зависимость состояния животных от условий существования и удовлетворения потребностей. Прививать добрые чувства к животным.

Беседа о домашних животных, о том, какую пользу приносят.

Отгадывание загадок о домашних животных.

Просмотр мультимедийной презентации «Домашние животные и их детеныши» (активизировать в речи названия домашних животных, детенышей, кто  как подает голос)

Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели), «Кто попал не в свою семью?»

декабрь

НОД

Цель и задачи

Методы и приемы

2 неделя

Зима

Расширить, конкретизировать и обобщить представления о зимних изменениях в природе,  о характерных признаках сезонов года родного края (зиме). Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных. Воспитывать позитивно- деятельностное отношение к природе родного края.

  Просмотр презентации, наблюдение, беседа с использованием загадок рассматривание альбома «Зима».

Чтение стихотворения Е.Трутневой «Времена года», С.Есенина «Береза»

4 неделя

Зимующие птицы

Расширять знания детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать  по внешнему виду и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за птицами на участке, чтение произведений о птицах. Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах. Проведение игры «Совушка». Вопросы с использованием иллюстраций, схем; рассказ воспитателя, художественное слово; проблемные ситуации, выводы. Изготовление с детьми кормушек для птиц. Беседа: "Чем мы угостим синичку и воробья"

Предложить детям проверить правильность приметы: «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу».

январь

НОД

Цель и задачи

Методы и приемы

Новогодние каникулы

 

 

4 неделя

Бумага, древесина, ткань

 Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать.

Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволока, ткань, нитки, пробки, крышки и т. д.) и инструментами для создания поделок.

Рассматривание поделок, изготовленных из разных материалов, обсуждение способов изготовления. Определение свойств бумаги, ткани, дерева.

Изготовление оригами «Из цветной бумаги мастерим, как маги»

февраль

НОД

Цель и задачи

Методы и приемы

2 неделя

Природный материал-песок, глина, камни

 Закреплять представления детей о свойствах песка, глины, камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать их для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес.

 

 Беседа. Презентация «Как человек может использовать песок и глину (камни) в своей жизни». Поисково-опытническая деятельность. Опыты с песком и глиной (рассматривание через лупу, проверка сыпучести, сравнение тяжести и др), исследование камней.

4 неделя

Дикие животные зимой

Закрепить и пополнить знания о диких животных средней полосы России, учить находить необходимые знания в книгах, объяснить, что все в природе взаимосвязано,  учить определять пищевые цепочки, развивать логическое мышление. Обобщить представления детей о жизни диких зверей .в зимний период года. Прививать добрые чувства  к диким животным. Дать  первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры: «Кто чем питается?»,
«Найди детёныша», «Рассели животных по домам», «Кто лишний?»
Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?»

март

НОД

Цель и задачи

Методы и приемы

2 неделя

Весна

Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Уточнить знания детей о весенних месяцах, о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение  растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц. Воспитывать чувство любви к природе.

  Презентация «Весна». Чтение стихотворения С. Дрожжина «Весной». Беседа о признаках весны. Д/ у «Весенние месяцы», «Что делают люди весной?».

4 неделя

Водные ресурсы земли

Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т д, о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды в жизни человека, животных и растений. Воспитывать бережное отношение к воде.

Познакомить со свойствами воды, беседа о бережном отношении к воде, как важному природному ресурсу: «Кому нужна вода?» «Берегите воду». Сравнение речки, болота, моря, озера.

Опыты с водой : «Какой бывает вода?», «Очистка грязной воды». Чтение экологических сказок

Н. А. Рыжовой «Родничок», «Жила – была река», «Как люди речку обидели». Обсуждение прочитанного. п/и «Ручеек»

Создание коллективного коллажа «Берегите воду»

апрель

НОД

Цель и задачи

Методы и приемы

2 неделя

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Расширять знания детей о многообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети. Обобщать знания детей о перелетных птицах. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать творческие способности, речь, мышление. Учить строить высказывания типа рассуждений. Развивать умение строить причинно-следственные связи. Учить понимать образный смысл загадок.

  Беседа о перелетных птицах «Почему они улетают?».

Презентация «Перелетные птицы». Д/и «Улетает- не улетает»

Чтение Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь»

4 неделя

Рыбы

Знать, что в реке живут рыбы. Называть самых распространенных из них, называть части тела рыб. Знать и называть основные действия рыб: плавают, ловят ртом корм, клюют приманку. Дома рыбы живут в аквариуме. За ними надо ухаживать. Уметь сравнивать реку, ручей, пруд, озеро. В реках, прудах, озерах, болотах живут также лягушки, раки, улитки, ужи.

Презентация и беседа «Кто такие рыбы?»
«Кто живет в реке и озере?»

Д /и «Чем похожи? Чем отличаются?»

май

НОД

Цель и задачи

Методы и приемы

2 неделя

Растения луга и сада

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, сравнивать их по внешнему виду, условиям произрастания. Воспитывать эстетические чувства. Закреплять знания о многообразии растительного мира. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать . познавательную активность  Воспитывать бережное отношение к природе

  Рассматривание иллюстраций «Садовые  и полевые растения». Изучение строения. Беседа о сходстве и различии, об уходе за садовыми растениями. Загадывание загадок. Д/и «Посади цветок» (поставить изображение цветка на «луг» или в «сад»)

4 неделя

Насекомые

Расширять представления детей о многообразии насекомых. Учить выделять характерные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Развивать любознательность.

Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок
Презентация « Насекомые»
Чтение стих-й М. Пришвина: «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе

Уважаемые коллеги ДОУ! Предлагаю вашему вниманию перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому  воспитанию....

Перспективный план по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Ознакомление детей с окружающим миром, живой и неживой прироодой....

Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по экологическому воспитанию пождготовительная группа...

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе на 2018 - 2019 гг.

Отсутствие у детей реалистических знаний об окружающей природе нередко служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, растениям и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицат...

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе на 2020 -2021 учебный год к технологии "Юный эколог"

Перспективный план с сентября по май по экологическому воспитанию к технологии "Юный эколог" в старшей группе....

Перспективный план по экологическому воспитанию в старшей группе ДОУ.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников....