Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательных интересов дошкольника
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Лебакова Елена Ивановна

Для развития познавательных интересов старших дошкольнико можно использовать эвристическую  беседу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx124.9 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристическая
       беседа
 как успешное условие
  развития познавательных
  интересов дошкольника
https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/e/ebkBNLtwnrK4sVZFQxS3j0RTXWzAyYD67GiUC2PEq/slide-13.jpg

Эвристическая беседа – это вопросно - ответная форма обучения, при которой педагог не сообщает воспитанникам готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам

это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы детей в нужное русло.

Актуальность эвристической беседы  обусловлена тем, что окружающий мир является важным предметом, который включает в себя основы естественных и социальных наук.

Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы сформировать познавательный интерес у дошкольников, который бы не пропал к поступлению в начальную школу.

Современные дети полностью погружены в компьютер, им не хватает общения. В связи с этим, как отмечают психологи и педагоги, страдают речь и мышление. Применение эвристической беседы, по моему мнению, оказывает глубокое воздействие на развитие речи дошкольников, а также на развитие познавательного интереса.

Эвристическая беседа, прежде всего, направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит детей, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам.


Эвристическая беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, таких как явление, событие, в некоторых случаях демонстрация фильмов и так далее.


Эвристическая беседа считается успешной в том случае, если вопросы были правильно поставлены и дети дали правильные ответы.
Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения
 Результативным этот метод будет только в том случае, если мы, воспитатели, сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе.


Что же должно интересовать воспитателя при проведении этой беседы?

 Применять этот метод следует тогда, когда в подгруппе собраны дети с равными умственными способностями.

 Кроме того, необходимо выяснить особенности мышления дошкольников, памяти, того, как быстро они усваивают материал.

 В связи с полученными данными воспитатель может вычислить, какой объём знаний необходим им для усвоения.

Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? – являются эвристическими, они не столько создают затруднения, сколько приводят к творческому поиску.


Эвристические вопросы помогают воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса, позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.
При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.

Основанием для использования метода эвристической беседы служат уже полученные ранее знания и приобретённый опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким руководством воспитателя, равно как и тщательная подготовка самого воспитателя. Роль воспитателя сводится к тому, чтобы путём умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.

В процессе эвристической беседы мы выделяем пять серий вопросов.
Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.
Например: Кто, где, когда, что? В чём суть? Какова главная идея?
Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.
Например: Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?
Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.
Например: Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните.
Четвёртая серия вопросов приводит к формулировке выводов самими детьми.
Например: Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?
Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.
Например: Как и где использовать? Что ещё может интересовать?

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы , я нахожу такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении.

 Приведу пример беседы как метода ознакомления детей с природой.

Замечаю , что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами.  Предлагаю детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать :

Ваня: Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревьями, в тени . Я :Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? (Добиваюсь более точного ответа.) Ваня: Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.

Костя: Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место . Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло .

Ваня: А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.

Костя: А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут!

Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину.

Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

Признаки эвристической беседы:

1.Каждый вопрос-небольшая мыслительная задача.

Каждый ответ - микропродукт, обладающий субъективной новизной.

2.Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.

3.Вся совокупность вопросов  последовательно ведет к искомому.

4.Если ребенок не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно.

5.Ошибочные ответы детей опровергаются контрвопросами,  вскрывающими ошибку ребенка.

Успех эвристической беседы как разновидности словесных методов обучения, используемый в образовательном процессе, зависит от умения педагога правильно построить словесное объяснение и от умения воспитанника понимать содержание материала в словесном изложении.

Нельзя допустить изоляции эвристической беседы от других методов и гиперболизации её значения. Данный метод является стержневым, в образовательном процессе.

Таким образом, использовать эвристическую беседу как разновидность словесных методов необходимо, для благоприятного развития познавательного интереса у детей, совмещая с другими методами обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

Повышение психологической компетентности участников педагогического процесса - залог успешного развития личности дошкольника.

Исходя из того, что профессиональное развитие- это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и  ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно...

Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника. (Консультация для педагогов)

Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитательМДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов)Идеи социального партнер...

Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"

Консультация  "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."

Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о  Федеральных государственных  стандартах в сфере дошкольного образования,  основных направлениях социально-личностного...