Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательных интересов дошкольника
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Для развития познавательных интересов старших дошкольнико можно использовать эвристическую беседу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.docx | 124.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвристическая
беседа
как успешное условие
развития познавательных
интересов дошкольника
Эвристическая беседа – это вопросно - ответная форма обучения, при которой педагог не сообщает воспитанникам готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам
это определенный ряд вопросов, которые направляют мысли и ответы детей в нужное русло.
Актуальность эвристической беседы обусловлена тем, что окружающий мир является важным предметом, который включает в себя основы естественных и социальных наук.
Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы сформировать познавательный интерес у дошкольников, который бы не пропал к поступлению в начальную школу.
Современные дети полностью погружены в компьютер, им не хватает общения. В связи с этим, как отмечают психологи и педагоги, страдают речь и мышление. Применение эвристической беседы, по моему мнению, оказывает глубокое воздействие на развитие речи дошкольников, а также на развитие познавательного интереса.
Эвристическая беседа, прежде всего, направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит детей, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам.
Эвристическая беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, таких как явление, событие, в некоторых случаях демонстрация фильмов и так далее.
Эвристическая беседа считается успешной в том случае, если вопросы были правильно поставлены и дети дали правильные ответы.
Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения Результативным этот метод будет только в том случае, если мы, воспитатели, сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе.
Что же должно интересовать воспитателя при проведении этой беседы?
Применять этот метод следует тогда, когда в подгруппе собраны дети с равными умственными способностями.
Кроме того, необходимо выяснить особенности мышления дошкольников, памяти, того, как быстро они усваивают материал.
В связи с полученными данными воспитатель может вычислить, какой объём знаний необходим им для усвоения.
Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом ещё можно решить эту проблему? Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать? – являются эвристическими, они не столько создают затруднения, сколько приводят к творческому поиску.
Эвристические вопросы помогают воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса, позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения.
При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.
Основанием для использования метода эвристической беседы служат уже полученные ранее знания и приобретённый опыт. Для успешного использования этих методов необходима активная совместная работа под чутким руководством воспитателя, равно как и тщательная подготовка самого воспитателя. Роль воспитателя сводится к тому, чтобы путём умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.
В процессе эвристической беседы мы выделяем пять серий вопросов.
Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.
Например: Кто, где, когда, что? В чём суть? Какова главная идея?
Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.
Например: Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?
Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.
Например: Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните.
Четвёртая серия вопросов приводит к формулировке выводов самими детьми.
Например: Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?
Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.
Например: Как и где использовать? Что ещё может интересовать?
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы , я нахожу такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении.
Приведу пример беседы как метода ознакомления детей с природой.
Замечаю , что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами. Предлагаю детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать :
Ваня: Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревьями, в тени . Я :Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? (Добиваюсь более точного ответа.) Ваня: Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.
Костя: Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место . Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло .
Ваня: А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.
Костя: А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут!
Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину.
Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
Признаки эвристической беседы:
1.Каждый вопрос-небольшая мыслительная задача.
Каждый ответ - микропродукт, обладающий субъективной новизной.
2.Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.
3.Вся совокупность вопросов последовательно ведет к искомому.
4.Если ребенок не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно.
5.Ошибочные ответы детей опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ребенка.
Успех эвристической беседы как разновидности словесных методов обучения, используемый в образовательном процессе, зависит от умения педагога правильно построить словесное объяснение и от умения воспитанника понимать содержание материала в словесном изложении.
Нельзя допустить изоляции эвристической беседы от других методов и гиперболизации её значения. Данный метод является стержневым, в образовательном процессе.
Таким образом, использовать эвристическую беседу как разновидность словесных методов необходимо, для благоприятного развития познавательного интереса у детей, совмещая с другими методами обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...
Повышение психологической компетентности участников педагогического процесса - залог успешного развития личности дошкольника.
Исходя из того, что профессиональное развитие- это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно...
Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника. (Консультация для педагогов)
Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитательМДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов)Идеи социального партнер...
Консультация для воспитателей "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"
Консультация "Факторы успешного речевого развитие дошкольников"...
План по самообразованию воспитателя на тему «Режиссёрская игра как средство успешной социализации старшего дошкольника».
Планирование целей и задач, мероприятия и предполагаемые результаты....
Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...
Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."
Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о Федеральных государственных стандартах в сфере дошкольного образования, основных направлениях социально-личностного...