Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе: Лаборатория юного эколога «Свойства воды»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Жулмуканова Лаура Серкалиевна

Цель: познакомить со свойствами воды, развивать опытно-экспериментальную деятельность.

 

Задачи занятия:

- развивать познавательные способности: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;

- приобщиться к исследовательской  работе, как к ведущему способу познания окружающего мира;

-формировать представление о том,  что вода является жизненно важным явлением для человека, животных, растений;

-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx357.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ с.Березовка»

группы дошкольного воспитания

Саратовская область Энгельсский район

                

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе:

Лаборатория юного эколога

«Свойства воды»

                                                     Подготовила воспитатель:

   Жулмуканова  Лаура Серкалиевна

2017г.


Конспект занятия в средней группе

Лаборатория юного эколога «Свойства воды»

Цель: познакомить со свойствами воды, развивать опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи занятия:

- развивать познавательные способности: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;

- приобщиться к исследовательской  работе, как к ведущему способу познания окружающего мира;

-формировать представление о том,  что вода является жизненно важным явлением для человека, животных, растений;

-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Опыты: Название мероприятия( опыта, эксперимента):

1.Узнаем, какая вода.

 Цель: Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.

2.Вода волшебница.

 Цель: Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).

3.Лед – вода.        

Цель: Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете.

Методы и приемы:- игровой (игра,танец);

-наглядный (использование ИКТ);

-практический(опыты);

- словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы, загадки).

Предварительная работа: - рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»;

- чтение рассказов, сказок познавательного характера( вода живая, вода мертвая);

- беседа на тему: Где можно встретить воду? Кто живет в воде?

Материал, оборудование:

- две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;

- набор мелких цветных предметов;

- три одинаковые емкости с водой;

- гуашевая краска;

- соль;

- кусочки сахара рафинада;

- масло эвкалиптовое;

- одинаковые стаканчики по количеству детей.

- лед в целофановом пакетике;

- две картинки с одинаковом пейзажем  в разное время года(зима-лето);

- музыкальное сопровождение к игре.

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

Организационно-мотивационный этап

(создание благоприятного климата, постановка проблемы)

Здравствуйте ребята!

Ребята к нам в гости пришел Незнайка, давайте поздороваемся.

Незнайка:"Ребята, я обнаружил на столике бутылку. В ней что-то булькает, плещется.

Педагог: Вы догадались, что это?

Правильно, вода, она чистая и прозрачная.

Здравствуйте!

(ответы детей).

2.Основная часть

Этап постановки проблемы

  1. Узнаем , какая вода.

Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой"

Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие "прозрачная".

Незнайка:"А если мы наклоним банку с водой, что произойдет?

Правильно, она выльется, потому что вода жидкая".

Педагог(обращаясь к Незнайке, предлагает):"Незнайка, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется".

  1. Волшебница вода.

Педагог: «А хотите, научу вас делать фокус?

Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода?

А сейчас я открою эту баночку с красной краской. Где на участке вы видите красный цвет?

Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три!(размешивает краску в воде). Посмотрите! Водичка стала красного цвета! Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная". Педагог: "Вот какая вода- волшебница, взяла и растворила густую краску". (Предлагается возможность всем желающим детям повторить фокус).

Вывод: вода может поменять цвет и растворять!

Незнайка:"А зачем нам нужна третья бутылка?"

Педагог:"Я хочу вам показать еще один фокус, как вода может менять свой вкус и запах.Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью в стаканчик(наливает).                                                                         

Какая вода в стаканах?

Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус?

А теперь попробуйте насыпать соль, какая стала на вкус?

Незнайка: «Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой?»

Возьмем сахар.(Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой). Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится все меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте воду на вкус. Какого вкуса стала вода?

Понюхайте, чем пахнет? Ничего?

А сейчас каждому из вас добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают). Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Эвкалиптом).

Вывод-вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!"

3.  Лед – вода.

- Вы все знаете жидкую воду, а какая вода еще бывает? Замерзшая вода – лед, а лед – твердый или жидкий?

Педагог раздает детям пакетики со льдом и говорит: «Ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте.

 Какой лед на ощупь?

Лед холодный, а ладошки у вас какие?

Лед холодный, а ладошки теплые.

Незнайка: «Давайте посмотрим, что получиться из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед!»

Педагог: -Откуда взялась вода?

А лед остался таким же, как был?

Во что превращается лед? -Давайте нарисуем превращение льда в воду.Рисует сначала кусок льда, потом лужицу. Спрашивает: «Как узнать, что лед превратился в воду?»

Педагог. Молодец. Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что лед превращается в воду. А когда лед тает? 

 Когда можно увидеть лед? 

А что зимой бывает? 

А когда не бывает снега и льда?  Правильно! Летом у нас тепло, а зимой… 

Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой… Когда лед появляется на речке? 

 А когда лед превращается в воду? 

Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода.

Педагог демонстрирует картинки с изображением одного и того же пейзажа в разное время года: зимой и летом. (На первой картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке. На второй замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки.)

Спрашивает: «Что нарисовано на первой картинке? 

А на второй? 

 На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? 

 А на этой картинке что в речке? 

 Как вы думаете, детям на второй картинке холодно? Они мерзнут? Правильно, им тепло.

А почему тепло?  

А на первой картинке холодно или тепло? 

Педагог: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам и Незнайке немного отдохнуть и поиграть в игру «Солнышко и дождик»(Подвижная музыкальная игра)

Педагог:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …..

Ребята, Незнайка, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: « А зачем воду беречь, её вон сколько?!»

Педагог:  Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку. И подарим Незнайке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны?

Дети выполняют, выбирая предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

(ответы детей).

(ответы детей).

(Прозрачная).

(цветы, божьи коровки).

Ребята выполняют вместе с воспитателем по инструкции.

Вывод: вода может поменять цвет и растворять!

(прозрачная).

(вода как вода, без вкуса).

(Соленная).

(Положить сахар).

Размешивают сахар ложечкой в воде.

(Сладкого).

Ответы детей.

Ответы детей.

Вывод-вода может поменять и запах, и цвет, и вкус

(Снег, лед) Ответы детей.

(Это лед.)

(Твердый, холодный.)

(Теплые.)

Дети греют  лед в ладонях, появляется вода.

(Из льда получилось вода.)

(Кусочки стали меньше.)

(Ответы детей.)

(Ответы детей.)

Ребенок(по желанию) выходит и рисует стрелку.

(Когда тепло.)

(Зимой.) 

(Снег, холод, лед.) 

(Летом.) 

(Холодно.) 

(Зимой снег, лед на речке.)

(Когда холодно.) 

(Когда тепло.) 

Дети рассматривают картинки.

(Зима.) 

(Лето.)

(По льду.)

(Вода.)

Ответы детей.

(Потому что светит солнышко.)

(Холодно.)

Играют в подвижную игру.

(воды).

(Ответы).

Дети взяли памятку-напоминалку.

(Ответы).

3.Заключительная часть (рефлексия)

Ребята, вы все молодцы!

- Что было трудно делать? А что нет?

Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что работа удалась благодаря дружной совместной работе и старанию каждого из них.

 Незнайка: Сегодня я  много интересного узнал о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная.

Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания, ребята.

Дети и воспитатель: До свидания, Незнайка! До новых встреч!

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. Дети делятся впечатлениями от проделанной работы.

D:\Доу фото\20170309_160041.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей 2 младшей группы "Мир насекомых"

Занятие по экологическому воспитанию во второй младшей группе на тему: « Мир насекомых » Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках....

Конспект занятия по экологическому воспитанию"Капелька-волшебница"(средняя группа)

Воспитание бережного отношения к воде,обогащать и уточнять знания о воде,о свойстве,значении в природе,для растений ,животных,развивать любознательность,мышление у детей путем опытов и экспериментов,в...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей второй младшей группы. Тема: «КАК ЗВЕРИ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ».

Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.Развивать у детей интерес к живой природе....

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода».

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе.   Тема: «Волшебница – вода»....

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе «Зимнее путешествие»

Цель: выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей.Задачи:- Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к ней.- Формировать навыки элем...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе.

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе.Тема: «Путешествие в зимний лес»....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...