Психологическое развивающее занятие "Экологическая безопасность"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В данной методической разработке представлено психологическое развивающее занятие по экологии для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Одуванчик»
города Балашова Саратовской области»
Методическая разработка
Психологическое развивающее занятие
по теме «Экологическая безопасность»
Разработала:
Педагог – психолог Баляева О.В.
Балашов 2022 г.
Содержание:
- Введение………………………………………………………..…….3
- Актуальность…………………………………………………….…..3
- Ход занятия ………………………………………………………….4
- Список литературы………………………………………………….9
Введение
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
Актуальность
Правильно организованный процесс воспитания продуктивно влияет на общее развитие ребенка, создает предпосылки для его дальнейшего воспитания и обучения.
Общая цель воспитания детей дошкольного возраста – это полноценное, всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Очень сложно выделить единую цель эковоспитания детей дошкольного возраста, так как экологическое воспитание – это непрерывный процесс, который начинается с дошкольного возраста и продолжается в течение всей жизни.
Согласно ФГОС ДОО цель экологического воспитания дошкольников – это реализация педагогами ДОО непрерывного, целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.
Исходя из общей цели экологического воспитания, особенности психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.
Элементами экологической культуры детей дошкольного возраста является:
1. Бережное отношение к окружающей природе.
2. Устойчивые знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живого.
3. Правильное понимание «здорового образа жизни» (ЗОЖ).
4. Моральные установки и представление об экологических ценностях.
5. Эмоциональная отзывчивость на природу и ее явления.
6. Положительные чувства и ощущения от общения с окружающей природой.
7. Желание познавать и узнавать окружающий мир.
У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознать связь с природой и другими людьми.
Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.
Цели занятия:
1. Развитие восприятия, внимания, мышления – умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
2. Формирование у дошкольников эстетических чувств - чувства прекрасного, умение видеть красоту окружающего.
3. Ценностное развитие дошкольников – формирование заботливого отношения к окружающей среде, желание сберечь ее.
4. Вызвать у детей переживание гуманных чувств – острого желания помочь сказочным героям, решить проблемные ситуации.
Задачи:
1. Формировать систему знаний об окружающей среде.
2. Формировать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи.
3. Учить детей старшего дошкольного возраста применять изобразительные умения и навыки в рисовании.
4. Развивать словесно - логическое мышление, воображение, внимание, память
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
Ход занятия
Приветствие.
- Здравствуйте! Я рада вас всех видеть! Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга, поделимся теплом и пожмем по кругу друг другу руки.
Работа со сказкой
- Ребята, к нам в гости пришла сказка. Давайте с ней познакомимся.
Могучая травинка
М. Скребцова
Как-то раз стали деревья травку жалеть:
— Жалко нам тебя, травушка. Ниже тебя в лесу никого нет. Топчут тебя все, кому не лень. Привыкли к твоей мягкости да податливости и совсем тебя замечать перестали. С нами, например, все считаются: и люди, и звери, и птицы. Мы ведь гордые и высокие. Надо и тебе, травка, ввысь тянуться.
Отвечает им травка гордо:
— Не нуждаюсь я, милые деревья, в жалости. Хоть не вышла я ростом, польза во мне великая. Когда ходят по мне, я только радуюсь. На то я и травка, чтобы землю покрывать: по зеленому коврику ходить удобнее, чем по голой земле. Если кого в пути дождь застанет, и тропы-дороги в грязь превратятся, можно вытереть об меня свои ноги, как о чистое полотенце. Я после дождя всегда чистая и свежая. А поутру, когда роса на мне, можно даже умыться травушкой.
К тому же, деревья, я только на вид слабая. Посмотрите на меня внимательно. Помяли меня, потоптали, а я целехонька. Не то что человек, по мне корова или лошадь ходят, — а у них вес немаленький — четыре, а то и пять центнеров, — а мне хоть бы хны. По мне даже многотонная машина проехать может, а я все равно живая. Давит на меня, конечно, тяжесть неимоверная, но я терплю. Понемногу выпрямляюсь и снова покачиваюсь, как раньше. Вы, деревья, хоть и рослые, частенько не можете перед ураганами выстоять, а мне, слабой да низкой, и ураганы нипочем.
Молчат деревья, нечего им травке возразить, а она продолжает:
— Если мне судьба выпадает родиться там, где тропинку люди вздумали проложить, я все равно не погибаю. Топчут меня изо дня в день, вдавливают в грязь ногами да колесами, а я снова тянусь новыми ростками к свету и теплу. Травка-муравка и подорожник даже любят прямо на дорогах селиться. Они будто испытывают всю жизнь себя на прочность, и ничего, не сдаются пока.
Воскликнули тут деревья:
— Да, травушка, в тебе геркулесовая сила таится.
Дуб могучий говорит:
— Вспомнил я сейчас, как птицы городские мне рассказывали, как ты в городе толщу асфальта пробиваешь. Я им не поверил тогда, посмеялся. Да и немудрено: люди ломами да отбойными молотками с этой толщей управляются, а ты махонькая такая.
Травка радостно воскликнула:
— Да, дуб, для нас и асфальт разломить не проблема. Новорожденные ростки одуванчиков в городах частенько асфальт вспучивают и разрывают.
Береза одна, что до сих пор молчала, проговорила:
— Я вот, травушка, тебя никогда не считала никчемной. Я давно твоей красотой восхищаюсь. У нас, деревьев, только одно лицо, а ты — многоликая. Кого только не увидишь на полянке: и солнечные ромашки, и красные сфетофорчики гвоздичек, и золотые пуговки пижмы, и нежные колокольчики, и веселый кипрей. Мой знакомый лесник рассказывал, что трав в нашей стране около 20 тысяч разных видов, а вот деревьев и кустарников поменьше — лишь две тысячи.
Тут в разговор неожиданно зайчиха вмешалась, которая своих зайчат на лесную полянку вывела:
— От нас, зайцев, травушка, тебе тоже низкий поклон. Не догадывалась я, что ты такая сильная, но что ты всех полезнее, я всегда знала. Для нас ты лучшее лакомство, сочное и питательное. Многие дикие животные предпочтут тебя любой другой пище. Сам великан-лось перед тобой голову склоняет. Люди без тебя и дня не проживут. Они тебя специально выращивают на полях и огородах. Ведь пшеница, рожь, кукуруза, рис и разные овощи — это тоже травы. А витаминов в тебе столько, что не сосчитать!
Тут в кустах что-то зашуршало, и зайчиха с зайчатами быстро спряталась, и вовремя, потому что на полянку выбежала рыжая худая лисица. Она принялась торопливо обкусывать зеленые травинки.
— Лисица, ты же хищник, неужели и ты травой питаться стала? — удивленно спросили деревья.
— Не питаться, а лечиться. Звери всегда травой лечатся. Разве вы не знаете? — ответила лисица.
— Не только звери, люди тоже лечатся мною от разных болезней, — объяснила травка. — Одна бабушка-травница говорила, что травы — это аптека с самыми драгоценными лекарствами.
— Да, травушка, ты лечить умеешь, в этом ты на нас похожа, — вступила в разговор сосна.
— На самом деле, милая сосна, я не только этим на деревья похожа. Раз у нас такой разговор зашел, я открою вам древнюю тайну нашего происхождения, — торжественно сказала травка. — Обычно мы, травы, об этом никому не рассказываем. Так вот слушайте: раньше травы были деревьями, да не простыми, а могучими. Было это миллионы лет тому назад. Много испытаний пришлось за это время перетерпеть могучим великанам. Те из них, что оказывались в самых тяжких условиях, становились ростом все меньше и меньше, пока в траву не превратились. Так что нет ничего удивительного в том, что я такая сильная.
Стали тут деревья между собой и травушкой сходства искать. Все шумят, друг дружку перебивают. Устали, наконец, притихли.
Говорит им тогда травка:
— Не стоит жалеть того, кто в жалости не нуждается, не правда ли, милые деревья?
И все деревья с ней сразу же согласились.
Вопросы для обсуждения:
Почему деревьям было жаль травинку?
Что рассказала им травинка?
Какими свойствами обладают травы?
Почему деревья согласились с травушкой?
В сказке говорилось про цветы, давайте с вами вспомним какие есть цветы и поиграем в одну игру.
Подвижная игра «Цветы»
Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.
Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.
По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.
Он называет какой-нибудь цветок, например, мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.
Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
Игра «Найди неточность в суждении»
Предложить детям сказать, что неверно в суждениях и объяснить, почему они так считают:
- Мама убрала в квартире, и стало грязно.
- Цветок без воды расцветает.
- Когда человеку весело, он плачет.
- Летом идёт снег.
- После дождя на улице сухо.
Игра «Поезд»
Каждый играющий ребенок получает 2 предметных картинки, из которых по очереди выкладывается «поезд» Картинки-вагончики следует прочно соединить, объяснить, что между ними общего:
Крокодил – лист дерева (зеленые, живые)
Стрекоза - самолет (летают, имеют крылья)
Солнце – луна (небесные тела, светят)
Швабра – пылесос (средства уборки, убирают пыль)
Снег – дождь (осадки)
Корова – волк (животные)
Яблоко – творог (продукты)
Воздух – камень (неживая природа)
Светлячок - фонарик (светят ночью)
Дом – планета Земля (живут люди)
Упражнение «Цветочная Фея»
(снятие эмоционального напряжения)
К тебе в гости пришла Цветочная Фея. Она тебя очень рада видеть. Улыбнись ей. Она хочет подарить вам свои волшебные цветы. Закройте свои глазки.
Цветочная Фея дотронулась своим волшебным цветком до тебя. Цветок этот не простой, его нельзя увидеть. Цветок можно почувствовать. Он дарит тебе свою красоту, доброту, счастье.
Волшебный цветок коснулся ваших волос. Погладь нежно этот цветочек своими пальчиками. Теперь погладь его ладошками: на лобике, на носике, на щечках, на ротике, на подбородке. Погладь цветок аккуратно, чтобы не помять его нежные лепестки. Цветок теперь у тебя на шее, руках, ногах. Ваше тело наполняется нежностью, теплом. Теперь Цветочная Фея дотронулась цветком до животика. Погладь его там, ваш животик наполняется теплом, стал мягким.
Подружись с волшебным цветочком.
Цветочная Фея любит тебя.
Рефлексия
- Понравилось вам занятие?
- Что запомнилось больше всего?
- Что вы нового узнали для себя?
- Замечали ли вы силу природы?
Ребята, в конце я хочу Вас попросить; «Соблюдайте правила, берегите землю на которой выживете! Один из главных законов жизни на Земле-это человек и природа, а они влияют на друг друга. Сохраняя природу, мы сохраняем свое здоровье. Будьте здоровы и до новых встреч»!
Список литературы
- Хрящева, Н. Ю. Психогимнастика в тренинге / Н. Ю. Хрящева. – СПб. : Речь, 2014. – 272 с.
- Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2013. – 176 с.
- Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект социально-психологического развивающего тренинга «Прогулка в волшебный лес».
Конспект социально-психологического развивающего тренинга «Прогулка в волшебный лес». ...
Программа социально-психологической развивающей работы для детей с ОВЗ «Я и ты – мы друзья»
занятия...
Создание психологически комфортной и безопасной
Создание психологического уголка...
Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в ДОУ.
Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня....
Психологическое сопровождение создания безопасных условий организации образовательного процесса ДОУ
При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и ...
Консультация «Роль семьи в обеспечении психологического здоровья и безопасности детей»
Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности,...
Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной средыДанную работу хотелось бы начать с определения термина целеполагание. Википендия гласит, что целеполагание — это процесс ...