Программа социально-психологической развивающей работы для детей с ОВЗ «Я и ты – мы друзья»
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
занятия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа социально-психологической
развивающей работы
для детей с ОВЗ
«Я и ты – мы друзья»
Аннотация
Развивающая психолого – педагогическая программа «Я и ты – мы друзья» для детей с ОВЗ посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с ОВЗ, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Пояснительная записка.
Детям с ОВЗ присущи ряд особенностей коммуникативного развития:
- низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;
- затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;
- сравнительно элементарная мотивация отношений;
- недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;
- нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и свои.
В связи с этим была создана развивающая психолого – педагогическая программа занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личностного опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.
При составление развивающей психолого – педагогической программы «Я и ты – мы друзья» учитывались следующие позиции:
1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).
2. Соотношение деятельности психолога и педагога.
3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).
4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Закон об образовании РФ
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ
- Этический кодекс психолога
В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:
- Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени.
- Принцип системности развивающих, профилактических заданий.
- Деятельностный принцип
- Принцип комплексности методов психологического воздействия
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).
Методы и техники, используемые в программе:
- Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей с ОВЗ являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки.
Принципы применения арт-методов:
- Принцип субъективности - отношения к детям не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к личностям с индивидуальным набором потребностей, установок, взглядов и т.д.
- Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности
- Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств и мыслей
- Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг с другом и ведущим.
- Интегративность – активизация и развитии в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, в пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.
- Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.
- Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Цель программы: создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.
Задачи программы:
• формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
• формирование образа «Я», навыков самопознания;
• развитие эмоционально – волевой сферы;
• освоение навыков работы в коллективе;
• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:
Основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие специального профессионального образования.
Ресурсы, необходимые для реализации программы:
- Требования к специалисту: профессиональная компетентность (профессиональные знания, диапазон профессиональных возможностей, компетентность в области специальной психологии.
Перечень учебно – методических материалов, используемых при подготовке и реализации программы:
- Бейсова В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно – развивающая работа в школе/ В. Е. Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.-144 с.
- Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 178 с.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
- Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
- Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. –СПб.: Речь, 2006. – 144с.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
Структура и содержание программы:
Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения). Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния учащихся и группы. Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и 2 блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений с окружающими его людьми. На занятиях дети могут узнать о способах эффективного взаимодействия, научиться правилам поведения в конфликтной ситуации. Форма проведения: групповая (состав от 3 – 6 участников).
Программа курса занятий вариативна, является гибкой в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого – педагогического воздействия.
Программа рассчитана на 15 занятий (1- 2 раза в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 1 часа. Сроки реализации: 6 месяцев.
Основными этапами программы являются:
- Организационный (подготовка программы, планирование психолого –педагогической деятельности)
- Развивающая работа с детьми.
- Контрольный этап. Оценка эффективности деятельности.
- Консультирование и психологическое просвещение участников образовательного процесса и родителей (информационные тексты, групповые и индивидуальные консультации, посещение родительских собраний, заполнение рекомендаций в дневниках индивидуального сопровождения учащегося).
Календарно - тематическое планирование:
№ | Тема | Основные цели: | Краткое содержание занятия. |
1 | «В начале пути» | •Становление правил поведения в группе. •Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы. | 1.Установление контакта. Определение правил работы в группе. Упражнение «Свеча». 2.Упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников. •Упражнение «Я король». •«Мое отношение к миру» 3.Обсуждение итогов занятия. 4.Ритуал прощания. Упр. «Аплодисменты», «Кисточка - ласковица» |
2 | «САМоценность» | Цели: -установление контактов между участниками -снятие эмоционального и телесного напряжения -развитие навыков совместной игры | 1.Обсуждение впечатления от предыдущего занятия. 2.Разминка с шарами.
3.Упражнение «Самоценность», Цель: позитивация «Я» - концепции подростка. 4.Заключительное обсуждение итогов занятия. 5.Ритуал прощания. |
3 | «Волшебные рисунки» | Цели: -Гармонизация эмоционального состояния. -Развитие и познание внутреннего мира ребенка. -Снятие напряжения, отреагирование напряжения и агрессивных тенденций Осознание и отреагирование чувств | 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2. Разминка. Упражнение Упражнение «Кулак, палец, ладонь» 3. Основная часть • Упражнение «Лицо» Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношения с родителями. • Упражнение «Зеркальный монстр» Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно – фобических реакций. 4. Заключительное обсуждение. 5. Ритуал прощания. Упражнение«Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица» |
4 | «Мой волшебный мир» |
| 1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка Упражнение «Переключатели» 3.Основная часть Упражнение «Чудо – кактус» Цель: гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция. Упражнение«Мир из песка» Цель: познание внутреннего мира ребенка, тактильная стимуляция. 3.Заключительное обсуждение. 4.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица» |
5 | «Необыкновенная скорлупа» |
| 1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2. Разминка Упражнение «Ревущий мотор» Цель: позволяет сбросить напряжение и настроится на работу 3. Основная часть Упражнение «Волшебная скорлупа». Цель: развитии воображения, оказание помощи в правильном построении отношений с женщиной - матерью, коррекция проблем, связанных с идентификацией дома. 4. Заключительное обсуждение. 5. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица» |
6 | «Мои достижения» | • Гармонизация эмоционального состояния ребенка. • Развития самопознания. • Развитие адекватной самооценки. • Развитие коммуникативных умений и навыков. |
Упражнения «Меняющаяся комната».
Цель: развитие воображения, позитивного отношения к собственному дому, его одушевлению закрепление в сознании понятия о том, что гармоничная среда внутри способствует росту цветов, созданию красоты, любви.
|
7 | «Взаимодействие» | • Снятие психоэмоционального напряжения. • Развитие самопознания. • Развитие коммуникативных умений и навыков. | 1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка Упражнение «Пластилин - силач». Цель – отреагирование эмоций и агрессинвых тенденции, снятие напряжения. 3.Основная часть •Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой». •Игры с пуговицами. «Событие» улыбки, пожелания счастья и много 4.Заключительное обсуждение. 5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица» |
8 | «Вместе» | • Взаимодействие участников группы • Отреагирование чувств • Осознание неконструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. • Развитие коммуникативных умений и навыков. | 1.Разминка: упражнения на развитие доверия и взаимодействия. Упражнение «Свободное падение»: один участник группы падает назад, а другой должен его поймать. 2.Упражнение «Рисование по сырому листу» Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния, тактильная стимуляция, развитие воображения. 3.Основная часть.. •Упражнение «Я – это ты» - •Упражнение. «Уверенный — наглый — робкий» •Коммуникативная игра. «Обыкновенное чудо» Цель: способствовать развитию умения дифференцировать собственные ощущений, вербализация чувств, элементарный самоанализ. 4.Заключительное обсуждение. 5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица». |
9 | «Двигаемся дальше» | • Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему. • Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий. • Развитие самопознания. • Гармонизация психоэмоционального состояния. | 1.Разминки: упражнения на доверие, взаимодействие и движение. Упражнение «Свободное падение», разминка с шарами. Основная часть •Упражнение «Такой поступок мне к лицу» •Упражнение «Испуганный Ежик» •Игра «Волшебные руки» Цель: развитие коммуникативных умений и навыков, развитие умения дифференцировать собственные ощущения, вербализация чувств. 2.Заключительное обсуждение с оценкой результатов занятия. 3.Ритуал прощания «Аплодисменты» |
10 | «На пути» | •Повышение активности и самооценки детей •Принятие и отреагирование своих негативных качеств. | План проведения: 1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.
3. Основная часть. Двигательные упражнения (разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением чувств участников). Теоретическая часть «Как я разрешаю конфликты»
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков. 5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка - ласковица» |
11 | «Я и другие» | •Изучение мотивов негативного поведения •Изучение агрессивного поведения других людей •Развитие коммуникативных умений и навыков | 1.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение. Упражнение «Свободное падение», упражнение «Получай противная подушка». •Упражнение «Лабиринт» •Упражнение «Ковер – самолет». Цель: развитие коммуникативных навыков. •Игра «Ладонь» Цель: самопознание, дифференцирование собственных чувств, особенностей характера. 2. Релаксационные упражнения «Тряпичная кукла», «Надувная кукла» 3. Ритуал прощания «Аплодисменты», «Кисточка – ласковица» |
12 | «Выплеск» | •Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций •Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии | 1.Разминка: упражнение на движение, взаимодействие и противодействие. Упражнение «Петушиный бой». 2. Основная часть. • Упражнение на отреагирование эмоций. Упражнение «Получай противная подушка». • Ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии. Упражнение «Чудо – юдо». 3. Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта.
4. Ритуал прощания «Аплодисменты», «Кисточка ласковица». |
13 | «Договор – уговор» | •Тренинг конструктивного разрешения конфликтных ситуаций •Обучение методам саморегуляции | 1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия. 2.Разминка: упражнения на движение и реакцию. Упражнение «Петушиные бои». 3.Основная часть. •Разыгрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессии. •Упражнение «Меня это не касается» •Упражнение «Говорящие ладошки» •Упражнение «Мусорная корзина» - 4.Заключительное обсуждение с оценкой тренировки. 5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты», упражнение «Кисточка ласковица». |
14 | «Завершение» | •Гармонизация эмоционального состояния •Развитие самопознания. •Развитие коммуникативных умений и навыков | 1.Разминка. Упражнение «Свободное падение». 2.Основная часть •Игра «Чудесные пироги». Цель: развитие коммуникативных умений и навыков. •Упражнение «Закончи предложение» 3. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты», упражнение «Кисточка Ласковица». |
15 | Итог» |
|
Цель: формирование Я – образа, повышение самооценки, расширение кругозора, налаживание коммуникации.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой
Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Солнце, воздух и вода-наши верные друзья"
Зож с детьми...
Игровая программа по ПДД для детей 4-6 лет " Робокар Поли и его друзья"
Описание: данный сценарий будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений для закрепления знаний детей правил безопасного поведения на дороге. Сценарий может быть использован как ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием Тема: «Путешествие друзей»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием Тема: «Путешествие друзей»...
Рабочая программа кружка приобщению детей к чтению: «Книга и я лучшие друзья»
Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в св...
Культурно-досуговая программа по ПДД для детей дошкольного возраста «Красный свет – играть нельзя, желтый – приготовимся друзья, зеленый – играть начни»
Данная программа поможет педагогу систематизировать знания детей о правилах дорожного движения; развивать интеллектуальные функции: мышление, память, ориентировку в пространстве при выполнении заданий...