Программа социально-психологической развивающей работы для детей с ОВЗ «Я и ты – мы друзья»
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Баранова Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Программа социально-психологической

развивающей работы

для детей с ОВЗ

 «Я и ты – мы друзья»

Аннотация

Развивающая  психолого – педагогическая программа «Я и ты – мы друзья» для детей с ОВЗ посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с ОВЗ, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Пояснительная записка.

Детям  с ОВЗ присущи ряд особенностей коммуникативного развития:

  • низкий уровень активности  в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;
  • затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность   с другими;
  • сравнительно элементарная мотивация отношений;
  • недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;
  • нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать  индивидуальные особенности других людей,  так и свои.

В связи  с этим была создана развивающая психолого – педагогическая  программа занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личностного опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.

 При составление развивающей психолого – педагогической программы «Я и ты – мы друзья»  учитывались следующие позиции:

1.        Соотношение факторов (органический дефект, социальные  факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).

2.        Соотношение деятельности психолога и педагога.

3.         Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).

4.         Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений  с миром (поведение, манера общения и т.д.).

Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Закон об образовании РФ
  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ
  • Этический кодекс психолога

В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:

  • Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени.
  • Принцип системности развивающих, профилактических заданий.
  • Деятельностный принцип
  • Принцип комплексности методов психологического воздействия
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).

Методы и техники, используемые в программе:

  • Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из  важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей  с ОВЗ являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки.

Принципы применения арт-методов:

  • Принцип субъективности - отношения к детям не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к личностям с индивидуальным набором потребностей, установок, взглядов и т.д.
  • Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности
  • Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств  и мыслей
  • Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг  с другом и ведущим.
  • Интегративность – активизация и развитии в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности,  в  пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.
  • Игротерапия -  позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.
  • Психогимнастика  - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Цель программы:  создание условий для личностного развития  и развития коммуникативных умений и навыков детей  с ОВЗ.

Задачи программы:

• формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

• формирование образа «Я», навыков самопознания;

• развитие эмоционально – волевой сферы;

• освоение навыков работы в коллективе;

• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:

Основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим  синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие  специального профессионального образования.

Ресурсы, необходимые для реализации программы:

  • Требования к специалисту: профессиональная компетентность (профессиональные знания, диапазон профессиональных возможностей, компетентность в области специальной психологии.

Перечень учебно – методических материалов, используемых при подготовке и реализации программы:

  • Бейсова В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно – развивающая работа в школе/ В. Е. Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
  • Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.-144 с.
  • Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 178 с.
  • Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил.
  • Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
  • Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
  • Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком.  –СПб.: Речь, 2006. – 144с.
  • Практикум по психологическим играм  с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)

Структура и содержание программы:

Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения).  Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от  психоэмоционального состояния учащихся и группы. Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и   2  блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с  многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений с окружающими его людьми. На занятиях дети могут узнать  о способах эффективного взаимодействия, научиться правилам поведения  в  конфликтной ситуации. Форма проведения: групповая (состав от 3 – 6 участников).

Программа курса занятий вариативна, является гибкой  в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого – педагогического воздействия.

Программа рассчитана на 15 занятий (1- 2 раза  в неделю).  Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных  особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 1 часа.  Сроки реализации: 6 месяцев.

 Основными этапами программы являются:

  1. Организационный (подготовка программы, планирование психолого –педагогической деятельности)
  2. Развивающая работа с детьми.
  3. Контрольный этап. Оценка эффективности деятельности.
  4. Консультирование и психологическое просвещение участников образовательного процесса и родителей (информационные тексты, групповые и индивидуальные консультации, посещение родительских собраний, заполнение рекомендаций в дневниках индивидуального сопровождения учащегося).

Календарно - тематическое планирование:  

Тема

Основные цели:

Краткое содержание занятия.

1

«В начале пути»

•Становление правил поведения в группе.

•Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.

1.Установление контакта. Определение правил работы в группе.  Упражнение «Свеча».  

2.Упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников.

•Упражнение «Я король».

•«Мое отношение к миру»

3.Обсуждение итогов занятия.

4.Ритуал прощания.

Упр. «Аплодисменты», «Кисточка - ласковица»

2

«САМоценность»

Цели:

-установление контактов между участниками

-снятие эмоционального и телесного напряжения

-развитие навыков совместной игры

1.Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.

2.Разминка с шарами.  

  • Упражнение на расслабление, снятие мышечных зажимов, телесного напряжения. Имитационные движения. Упражнения на осознание себя и своего поведения.

3.Упражнение «Самоценность»,

Цель: позитивация «Я» - концепции подростка.

4.Заключительное обсуждение итогов занятия.

5.Ритуал прощания.

3

«Волшебные рисунки»

Цели:

-Гармонизация эмоционального состояния.

-Развитие и познание внутреннего мира ребенка.

-Снятие напряжения, отреагирование напряжения и агрессивных тенденций

Осознание и отреагирование чувств

1.        Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.        Разминка. Упражнение

Упражнение «Кулак, палец, ладонь»

3.        Основная часть

•        Упражнение «Лицо»

Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношения с  родителями.

•        Упражнение «Зеркальный монстр»

Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно – фобических реакций.

4.        Заключительное обсуждение.

5.        Ритуал прощания.

Упражнение«Аплодисменты».

Упражнение «Кисточка – ласковица»

4

«Мой волшебный мир»

  • Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
  • Развитие навыков самопознания.
  • Познание внутреннего мира ребенка

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка

Упражнение «Переключатели»

3.Основная часть

Упражнение «Чудо – кактус»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция.

Упражнение«Мир из песка»

Цель: познание внутреннего мира ребенка, тактильная стимуляция.

3.Заключительное обсуждение.

4.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»

5

«Необыкновенная

скорлупа»

  • Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
  • Развитие умения работать в коллективе.
  • Развитие навыков самопознания.
  • Познание внутреннего мира ребенка

1.        Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.        Разминка

Упражнение «Ревущий мотор»

Цель:  позволяет сбросить напряжение и настроится на работу

3.        Основная часть

Упражнение «Волшебная скорлупа».

Цель: развитии воображения, оказание помощи в правильном построении отношений с   женщиной -  матерью, коррекция проблем, связанных  с идентификацией дома.

4.        Заключительное обсуждение.

5.        Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»

6

«Мои достижения»

•        Гармонизация эмоционального состояния ребенка.

•        Развития самопознания.

•        Развитие адекватной самооценки.

•        Развитие коммуникативных умений и навыков.

  1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
  2. Разминка

Упражнения «Меняющаяся комната».

  1. Основная часть
  • Упражнение «Цветущий домик»

Цель: развитие воображения, позитивного отношения к собственному дому, его одушевлению закрепление в сознании понятия о том, что гармоничная среда внутри способствует росту цветов, созданию красоты, любви.  

  • Упражнения «Мои достижения»
  1. Заключительное обсуждение.
  2. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».

7

«Взаимодействие»

•        Снятие психоэмоционального напряжения.

•        Развитие самопознания.

•        Развитие коммуникативных умений и навыков.

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка

Упражнение «Пластилин  - силач».

Цель – отреагирование эмоций и агрессинвых тенденции, снятие напряжения.

3.Основная часть

•Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой».

•Игры  с пуговицами. «Событие»

улыбки, пожелания счастья и много

4.Заключительное обсуждение.

5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»

8

«Вместе»

•        Взаимодействие участников группы

•        Отреагирование чувств

•        Осознание неконструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

•        Развитие коммуникативных умений и навыков.

1.Разминка: упражнения на развитие доверия и взаимодействия.

Упражнение «Свободное падение»: один участник группы падает назад,  а другой должен его поймать.

2.Упражнение «Рисование по сырому листу»

Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния, тактильная стимуляция, развитие воображения.

3.Основная часть..

•Упражнение «Я – это ты» -

•Упражнение. «Уверенный — наглый — робкий»

•Коммуникативная игра. «Обыкновенное чудо»

Цель: способствовать  развитию умения дифференцировать собственные ощущений, вербализация чувств, элементарный самоанализ.

4.Заключительное обсуждение.

5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».

9

«Двигаемся дальше»

•        Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему.

•        Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий.

•        Развитие самопознания.

•        Гармонизация психоэмоционального состояния.

1.Разминки: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

Упражнение «Свободное падение», разминка с шарами.

 Основная часть

•Упражнение «Такой поступок мне к лицу»

 •Упражнение «Испуганный Ежик»

•Игра «Волшебные руки»

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков,  развитие умения дифференцировать собственные ощущения, вербализация чувств.

2.Заключительное обсуждение с оценкой результатов занятия.

3.Ритуал прощания «Аплодисменты»

10

«На пути»

•Повышение активности и самооценки детей

•Принятие  и отреагирование своих негативных качеств.

План проведения:

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

  • Упражнение «Слепой и поводырь».   Упражнение «Ладушки»

3.        Основная часть. Двигательные упражнения (разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением чувств участников). Теоретическая часть «Как я разрешаю конфликты»

  • Упражнение «Автопортрет» Игра «Чудесные пироги» (одна из любимых игр детей)

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.

5.Ритуал прощания. Упражнение  «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка  - ласковица»

11

«Я и другие»

•Изучение мотивов негативного поведения

•Изучение агрессивного поведения других людей

•Развитие коммуникативных умений и навыков

1.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

Упражнение «Свободное падение»,

 упражнение «Получай противная подушка».

•Упражнение «Лабиринт»

•Упражнение «Ковер – самолет».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

•Игра «Ладонь»

Цель: самопознание, дифференцирование собственных чувств, особенностей характера.

2.        Релаксационные упражнения «Тряпичная кукла», «Надувная кукла»

3.        Ритуал прощания «Аплодисменты», «Кисточка – ласковица»

12

«Выплеск»

•Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций

•Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии

1.Разминка: упражнение на движение, взаимодействие и противодействие.

Упражнение «Петушиный бой».

2.        Основная часть.

•        Упражнение на отреагирование эмоций.

Упражнение «Получай противная подушка».

•        Ролевая игра  с провоцированием гнева и агрессии.

Упражнение «Чудо – юдо».

3.        Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта.

  • Упражнение «Посчитай до десяти» -

4.        Ритуал прощания «Аплодисменты», «Кисточка ласковица».

13

«Договор – уговор»

•Тренинг конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

•Обучение методам саморегуляции

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка: упражнения на движение и реакцию.

Упражнение «Петушиные бои».

3.Основная часть.

•Разыгрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессии.

•Упражнение «Меня это не касается»

•Упражнение  «Говорящие ладошки»

•Упражнение «Мусорная корзина» -

4.Заключительное обсуждение с оценкой тренировки.

5.Ритуал прощания. Упражнение  «Аплодисменты»,  упражнение «Кисточка ласковица».

14

«Завершение»

•Гармонизация эмоционального состояния

•Развитие самопознания.

•Развитие коммуникативных умений и навыков

1.Разминка. Упражнение «Свободное падение».

2.Основная часть

•Игра «Чудесные пироги».

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.

•Упражнение «Закончи предложение»

3.        Ритуал прощания. Упражнение  «Аплодисменты»,  упражнение «Кисточка Ласковица».

15

Итог»

  • Завершение работы группы

  • Упражнение «Я и фотография»

Цель: формирование Я – образа, повышение самооценки, расширение кругозора, налаживание коммуникации.

  • Итоговое обсуждение достижений всего цикла.
  • Пожелания, подарки (диски с фотографиями участников за весь период программы занятий).
  • Ритуал закрытия группы. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

Игровая программа по ПДД для детей 4-6 лет " Робокар Поли и его друзья"

Описание: данный сценарий будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений для закрепления знаний детей правил безопасного поведения на дороге. Сценарий может быть использован как ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием Тема: «Путешествие друзей»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием Тема: «Путешествие друзей»...

Рабочая программа кружка приобщению детей к чтению: «Книга и я лучшие друзья»

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в св...

Культурно-досуговая программа по ПДД для детей дошкольного возраста «Красный свет – играть нельзя, желтый – приготовимся друзья, зеленый – играть начни»

Данная программа поможет педагогу систематизировать знания детей о правилах дорожного движения; развивать интеллектуальные функции: мышление, память, ориентировку в пространстве при выполнении заданий...