Консультация «Роль семьи в обеспечении психологического здоровья и безопасности детей»
материал (средняя группа)
Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Согласованность воспитательных действий родителей помогает ребенку сформировать систему нравственных ценностей, научиться вести себя в обществе в соответствии с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_semi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад №15 «Аистенок»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Роль семьи в обеспечении психологического здоровья
и безопасности детей»
Подготовила воспитатель
Гойдина Светлана Константиновна
Пушкино
2017
Роль семьи в обеспечении психологического здоровья
и безопасности детей
Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Согласованность воспитательных действий родителей помогает ребенку сформировать систему нравственных ценностей, научиться вести себя в обществе в соответствии с ними.
Детям, воспитывающимся в детском доме, свойственны определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, обусловленными различными факторами, в том числе, невозможностью полноценной реализации врожденной потребности в общении с близкими людьми (в большей степени с мамой). Характерные нарушения развития у детей проявляются в:
- отставании общего и речевого развития;
- снижении познавательной активности;
- недостаточном развитии тонкой моторики и мимики;
-нарушениях эмоционально-волевой сферы (однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, эмоциональная поверхностность, повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству);
- поведенческих отклонениях (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте).
На сегодняшний день альтернативной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является замещающая семья. По многочисленным научным данным, в замещающей семье эмоциональное и интеллектуальное развитие детей происходит успешнее, чем в интернатных учреждениях.
Процесс адаптации ребенка в замещающей семье проходит гораздо легче в ранний период (от года до трех лет).
У детей старше трех лет, переживших различные социальные и физические лишения и имеющих в своем жизненном багаже психотравмирующий опыт, нарушается «базовое доверие к миру», к окружающим людям. Пережитые лишения существенно затрудняют их дальнейшую жизнь, ограничивают способности к обучению, профессиональный выбор и личностную активность. Поэтому одной из задач приемной семьи является восстановление у детей доверия к людям.
Вместе с тем, существуют семейные факторы, оказывающие негативное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:
- нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т.п.);
- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).
Рассмотрим первый фактор. Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Когда согласие между родителями нарушается, то ребенок может чувствовать себя виновным в возникшем конфликте, неуверенным, так как не может понять истинных причин происходящего. У детей могут проявиться такие невротические симптомы как энурез (недержание мочи), депрессивные настроения (сниженный фон настроения, заторможенность, вялость, апатия и другие), острые приступы страха, негативные изменения в поведении.
Рассмотрим второй фактор. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку принято называть родительской позицией, которая проявляется в диапазоне от жесткого доминирования до полного безразличия.
Следует отметить, что отношение значимых взрослых к ребенку влияет на формирование его самооценки. Заниженная самооценка формируется у ребенка в семье, где родители часто наказывают его, предъявляют завышенные требования. В семье, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая, у него формируется завышенная самооценка. У детей с неадекватной (завышенной, либо заниженной) самооценкой могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, родителям необходимо разработать гибкую систему наказаний и поощрений с целью формирования у ребенка адекватной самооценки.
Существуют воспитательные позиции родителей, способствующие формированию доброжелательных, доверительных взаимоотношений с ребенком, благоприятно влияющих на развитие его личности и состояние психологического здоровья.
Позиция принятия ребенка.
Принятие ребенка таким, какой он есть, без субъективной оценки его внешности, характера, умственных способностей.
Позиция взаимопонимания, взаимодействия с ребенком.
Активность родителей в отношениях с детьми, внимание к их развитию способствуют благоприятному формированию личности.
Позиция признания прав ребенка.
Родители признают ребенка как личность, как равноправного члена семьи, проявляют уважение к его индивидуальности.
В таких условиях у детей постепенно вырабатывается дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи, они учатся полагаться на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что способствует проявлению творческого начала. Предоставление ребенку свободы выбора в соответствии с его возрастом, проявление заботы о здоровье и безопасности, доверие воспитывают в нем свободную личность, способную к конструктивным взаимоотношениям с окружающими.
Таким образом, семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...
"Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"
Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...
Совместная детяельность и семьи в обеспечении психологического здоровья детей
в статье описана психологическая работа по социальной адаптации воспитанников в детском саду. Авторами выделены основные правила для проведения совместной деятельности....
Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»
Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки псих...
Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/
Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребенка/ «Все мы родом из детства. Все – хорошее, и плохое человек получает в семье». Антуан де Сент – ...
Консультация для родителей «Семья как фактор психологического здоровья и безопасности детей»
Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Недаром говорят: «Тысяча вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье». Определение здоровья, данное Всемир...