История одной куклы.
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
История о том, как кукла спасла девочке жизнь во время блокады,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnoy_kukly.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И ТРАГЕДИЯ В ЛЫЧКОВО: КАК ЖИЗНЬ МАЛЕНЬКОЙ ДЕВОЧКИ СПАСЛА ПОДАРЕННАЯ МАМОЙ КУКЛА.
Накануне 80-летия со дня начала блокады Ленинграда член совета движения "Вечно живые" Ирина Алексеевна Зимнева рассказала о трагедии в Лычково, блокадных днях, а также о кукле, которая спасла ей жизнь в обстрелянном немцами эшелоне с ленинградскими детьми.
8 сентября 1941 года в Ленинграде началась одна из самых страшных глав в истории города — блокада. Она продлилась долгих 872 дня. По данным, которые были озвучены на Нюрнбергском процессе, во время блокады от голода и лишений погибли более 630 тысяч ленинградцев.
Особенно непросто пришлось самым маленьким жителям города. Постоянный голод дети ощущали как что-то самим собой разумеющееся, малыши погибали от немецких обстрелов, а самым вкусным лакомством им казался жмых, которым кормили лошадей. У тех, кто пережил эти страшные события, остались воспоминания, способные вызвать у слушателей страх, потрясение и восхищение нечеловеческой стойкостью ленинградцев. Такова и удивительная история члена движения “Вечно живые” Зимневой Ирины Алексеевны, которую от смерти в обстрелянном немцами эшелоне спасла кукла, что дала ей в дорогу её мама.
Эвакуация ленинградских детей
Когда началась война, Ирине Алексеевне ещё не исполнилось и трёх лет. Её отец ушёл на фронт уже 22 июня 1941 года, как раз в тот день, когда объявили о начале войны. 23 июня он уже оказался на поле боя.
Пока мама работала за маленькой Ирой, присматривала няня — 16-летняя девушка из деревни Воронино. Когда стало известно, что немцы вплотную подошли к Луге, девочка-подросток ушла в свою деревню к родным. А присматривать за маленькой Ирой стало некому. Обнаружив малышку дома одну, мама решила отправить ребёнка в эвакуацию вместе с ленинградскими детьми.
Мама положила мне в кармашек куклу и сказала “никому не давай”. Это было не от жадности, она боялась, что вместе с этой куклой я лишусь единственной связи с домом.
Позже именно эта самая кукла спасла ей жизнь.
Ирина Алексеевна была в тот момент слишком маленькой и не запомнила, сколько детей попали в этот эшелон. А воспоминания других ленинградцев разнятся, кто-то помнит битком набитые вагоны, в которых нельзя было даже присесть, а другие утверждают, что им удалось попасть во вполне просторный плацкарт. Вероятно, последним достались более привилегированные места, однако истину на сегодняшний день установить уже сложно. Маленькая Ира в число счастливчиков не попала.
Я была в достаточно переполненном вагоне. Знаю, что в дороге дети даже умирали, потому что их не кормили. Восемь суток мы ехали 350 километров. Расстояние небольшое, но дорога заняла целых восемь суток.
Эшелон регулярно делал остановки. Вместе с детьми в вагоне были нянечка и воспитательница. Катастрофически не хватало еды и воды, за которыми и выскакивали из поезда немногочисленные взрослые на остановках. Некоторым малышам не доставалось даже простой воды — всё расхватывали дети постарше. Однако они ещё не знали, что самое страшное поджидало их впереди.
Трагедия на станции Лычково
18 июля эшелон добрался до станции Лычково. К тому моменту в его составе были 12 вагонов-теплушек, в которых находились около 2 тысяч детей и сопровождающих их медиков и воспитателей. Там должны были подсадить в поезд ещё детей из окрестных деревень. Когда объявили посадку, налетели немцы. Число самолётов Ирина Алексеевна назвать затрудняется. Как следует из справки об эвакуации ленинградских детей, во время первой бомбёжки одиночный немецкий самолёт сбросил на детский эшелон до 25 бомб. Затем выжившие дети рассредоточились по лесу, полям и кустам, а 4 немецких бомбардировщика продолжили обстрел.
Две девочки-сестрёнки рассказывали, что они вместе побежали, когда налетели немцы. "Спрятались в поле в картофельной ботве и видим, что лётчик летит прямо на нас и ухмыляется!". Меня спрашивали потом, как можно было лётчика разглядеть. Но тогда они могли летать очень низко — самолёты-то несовременные были. Так что выражение лица лётчика рассмотреть можно было. Вот Вероника и рассказывала, что он смотрел на неё, ухмылялся и стрелял из пулемёта. Но промазал.
Кто-то спрятался в стогу сена, кто-то под досками, в общем, дети попрятались кто-куда! А из пулемётов лётчики расстреливали бегущих и прячущихся детей.
Когда бомбёжка закончилась, а немцы улетели, воспитатели стали собирать и подсчитывать выживших. Кто-то отправился на другом поезде дальше в эвакуацию, а раненых повезли обратно в Ленинград. Судьба маленькой Иры сложилась иначе.
То, что осталось от вагонов стали разбирать только на следующий день. Маленькая Ира оказалась заблокирована в вагоне прямо под горелыми досками и трупами умерших при бомбёжке детей.
Трупы начали разбирать и обнаружили, что под ними лежит девочка, а у неё в руке кукла. Куклу заметил мальчик, Лёша Осокин. Я узнала это потом, потому что попала в их семью. И вот этот Лёша Осокин захотел эту куклу своей сестрёнке подарить. Потянул, а я куклу крепко держала в руке. Тогда он понял, что там живой ребёнок, позвал взрослых. Меня вытащили из-под трупов и из-под горелых досок.
Впоследствии маленькая Ира попала в семью этого мальчика в деревню Белый Бор. Однако их дом чем-то приглянулся немцам, и всей семье Осиповых (мама, бабушка, пять своих детей и шестая — Ира) пришлось уйти на болота. Двое малышей погибли на болотах и мама Лёши Осипова решила передать девочку на линию фронта.
Выяснить, откуда взялась Ира и где её дом, помогли метки на одежде: тряпочки, на которых химическим карандашом писали данные отправленного в эвакуацию ребёнка (ФИО, дата рождения, домашний адрес и имена родителей).
Доставить Иру к маме помог её дядя — замнаркома тяжёлого транспортного машиностроения. Он часто летал на самолёте из Ленинграда в Москву и обратно. В одну из рабочих поездок он залетел в Белый Бор, забрал Иру и привёз в Ленинград.
И мама сказала, что больше она меня никуда не отдаст, будем умирать, так вместе. И дальше вся блокада была в Ленинграде.
Блокада Ленинграда
Начало блокады Ирина Алексеевна совсем не помнит. На тот момент она была ещё очень маленькой. А вот конец 43-го и начало 44-го годов ей запомнились уже значительно лучше.
Как объяснила Ирина Алексеевна, маленькие дети воспринимали голод в блокаду как норму. Они привыкли, что всё время хотелось есть и считали, что так и должно быть. Еду иногда привозили на лошадях, а к морде животного подвязывали торбу со жмыхом. Когда детям доставался кусочек жмыха от лошади, это было для них настоящим счастьем.
Такая вкуснота, — вспоминает Ирина Алексеевна, — У меня даже до сих пор жмых, который иногда доставался детям, пахнет вкуснее всего.
Оставили блокадные годы в памяти Ирины Алексеевны и пугающе страшные воспоминания.
Я ходила тогда в детский садик, раньше он назывался "Очаг". Группы были маленькие, редко набиралось семь детей. Самое жёсткое воспоминание, которое осталось у меня о том времени — это как крысы объели руки и лицо ребёнка. Воспитательница наказала его за то, что он дёргал девочку за косичку и поставила его в чулан. В чулане стояли вёдра, половые тряпки, он сначала начал плакать, говорил: "Не хочу тут стоять! Можно выйду!". А воспитательница ответила: “Постой, постой”. Он замолчал, а через некоторое время начал так истошно орать, что мы сами просили воспитательницу его отпустить. Через некоторое время она привела его окровавленного: объеденные руки и лицо крысами. Больше мы не видели ни воспитательницу, ни этого мальчика. Его в больницу отправили, а её, видно уволили.
Помнит Ирина Алексеевна и тот день, когда блокада кончилась. В тот день они с мамой пошли в Преображенскую церковь, и та поставила свечку. Особого ликования, по словам Ирины Алексеевной, не наблюдалось. Люди были уставшие, еле живые и сил радоваться у них уже не было.
Когда объявили по радио, мама заплакала: "Слава Богу, мы выжили!". Такого, чтобы ходили и обнимались, у нас не было. Просто обрадовалась со слезами на глазах. И дальше немножко прибавили еды.
Кукла
Удивительно, но воссоздать и связать всю историю воедино помогла та самая кукла, которая спасла маленькой Ире жизнь на станции Лычково. Уже в послевоенные годы Ирина Алексеевна и её муж очень хотели купить дом в Новгородской или Вологодской области. Тогда можно было взять только шесть соток в дачных кооперативах в Ленинградской области. Но даже они не полагались школьному работнику и врачу из поликлиники.
Но потом всё изменилось. Ирина Алексеевна и её муж смогли купить в деревне в Новгородской области. Спустя три или четыре года они решили построить баню и пригласили плотника, который взял в помощники своего друга.
Когда доделали баню, затопили печечку, мы сели, что называется "обмыть" эту баню. И друг начал рассказывать, что во время войны ему приходилось разбирать эшелон с ленинградскими детьми, который был разбит на станции Лычково. И когда он начал рассказывать, что он спас девчонку, в руках которой была кукла, я сказала, что у меня тоже есть кукла, которая спасла мне жизнь, и она живёт у меня в доме до сих пор.
Он договорился с Ириной Алексеевной, что приедет в Ленинград, зайдёт в в гости и посмотрит на эту куклу. Это произошло спустя полгода после этого разговора.
Он приехал и говорит: "У куклы есть особая примета. Девчонка её не выпускала из рук, а мне хотелось посмотреть — я таких кукол никогда не видел. Я дёрнул, и у куклы сломалась ручка. Девчонка, никогда не плакала, а тут заплакала, что ручка сломалась. Я и замотал эту ручку чёрной изолентой". Он как глянул, сразу сказал: "Ой, моя кукла, моя". Вот так спустя сорок лет мы встретились.
Таким образом Ирине Алексеевне удалось узнать все подробности своего невероятного спасения.
Не совсем мои воспоминания, но людей, которые меня спасли, — подытожила Ирина Алексеевна.
Сейчас Ирина Алексеевна Зимнева член совета движения "Вечно живые". Она вошла в эту организацию для того, чтобы не дать людям забыть то, что произошло во время войны. Ещё один подвиг, который нельзя забывать, это восстановление Ленинграда после всех выпавших на его долю и долю его жителей тягот и бед. Восстановить город ленинградцы смогли за восемь лет: к 1953 году в Ленинграде уже не осталось ни одного разрушенного здания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия и презентация "История одного предмета илил откуда ложка к нам пришла"
старший возраст...
Конспект занятия познавательного характера с элементами экспериментирования "История одной капельки"
Данное занятие способствует творческой исследовательской активности детей....
Концерт-презентация "История одной фотографии" , посвящённый празднику 9 мая.
1слайд: Вступительное слово 2 слайд Помните! Через века, через года,- помните!О тех, кто уже не придет никогда,- помните!Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.Памяти павших ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "История одного растения".
МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности всредней группе на тему "История одного растения".
МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....
Картотека ссылок - «История одного шедевра» ( истории создания картин художниками )
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФОП ДО)21.5.1. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:1) приобщение к ис...
История одной куклы
Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности....