Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Лесной доктор".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Акопян Эрмине Валериевна

Уточнить   знания детей о дятле. Рассказать  о способах добывания  им  пищи, устройстве гнезда, той пользе, которую приносит  эта птица лесу. Формировать  умение рассуждать, логически  мыслить. Закрепить знания о птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему

«Лесной доктор»

Разработала

воспитатель первой кв. категории

Акопян Эрмине Валериевна


2021

Интегрированное  занятие  в  старшей группе.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема «Лесной доктор».

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:  Уточнить   знания детей о дятле. Рассказать  о способах добывания  им  пищи, устройстве гнезда, той пользе, которую приносит  эта птица лесу. Формировать  умение рассуждать, логически  мыслить. Закрепить знания о птицах.

Задачи: Закрепить правила поведения в лесу. Развивать память, связную речь, делать выводы. Развивать умение  слушать друг друга. Развивать двигательные умения детей.

Предварительная  работа:

Знакомство детей  с  голосами птиц.

Заучивание  стихотворения  о птицах.

Чтение произведений о жизни птиц.

Загадки, пословицы о птицах.

Беседа о птицах (зимующих и перелётных).

Активизация словаря: Дятел, «Лесной доктор», пёстрый, расщепить.

Материал: иллюстрация с изображением дятла, аудиозаписи голосов птиц  и стук дятла, еловые или сосновые шишки, на каждого  ребёнка вырезанные из бумаги силуэты дятла, кисточки, краски. Три  дерева, синица, снегирь, ворона - крупные изображения, мелкие карточки этих  птиц по количеству детей, сова - игрушка.

                        

                                        Ход занятия:

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать:

«Не маляр, не плотник,  а  лесной работник». (Дятел).

«Кто весь день по дереву стучит? (Дятел).      

Звучит запись с голосами птиц.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (Ответ детей). Правильно, пение птиц, шум леса.

 Воспитатель: Как птицы  «переговариваются?» (Криком,  пением).

Основная часть

 Воспитатель: В лесу так много разных  птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять  какая из  птиц поёт или кричит. Но, одну птицу  легко узнать (запись стука дятла).

Кто это стучит? (Ответы детей).

Правильно, дятел. (Показать изображение дятла).

Это  большой, пёстрый дятел.

Почему его так назвали? (Предложения детей). У него  пёстрые - черные  и белые крылья, а  на голове  красное пятнышко, как будто  шапочка.

Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы можете повторить его стук? (Дети барабанят пальцами по стволу). Конечно, звуки совсем не музыкальные,  зато им радуются деревья.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему? (Предложения детей).

Дятел лечит  деревья, поэтому его называют  «лесным доктором».

Вызвать ребёнка прочесть стихотворение.

                                По деревьям я скачу,

                                Проверяю их, лечу,

                                Клювом  я стучу: тук – тук,

                                Где тут, где тут  вредный жук?

                                Попадёт мне на обед,

                                Кто наносит деревьям вред!

Воспитатель: Дятел ползает по дереву  снизу вверх и простукивает его крепким клювом.

Как вы думаете, почему  дятел не падает с дерева? (Предложения детей).  У него сильные ноги и острые когти, и опирается он на дерево хвостом.  Если дерево  здорово, нет под корой  вредных насекомых, он перелетает на другое. Если  больное,  грызут его жуки и их личинки, дятел сядет поудобнее, отведёт голову назад, а потом  часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку  в  коре и запустит туда свой  длинный, длинный клейкий язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут  к языку. Так дятел и корм себе добывает, и деревьям  помогает.

Зимой деревья  и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек.

  Он выставляет шишку  в расщелину дерева  и выклёвывает  семена. (Показывает шишку с семенами). А весной под деревом,  где дятел «обедал», целую гору пустых шишек можно найти.  Эта птица живет везде,  где есть сосновый и еловый лес.

Физкультминутка.

 (Дети выполняют движения по тексту)

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Как вы думаете,  где себе дятел  гнездо устраивает.

 Дети: В дупле дерева.

 Воспитатель: В каком дереве  ему  легче  выдолбить дупло – в старом или в молодом? (Предложения детей).

В старом,  потому  что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно,  чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно  устилает мягкими опилками.

Весной в дупле вылупляются  птенцы.

Ребята,  а другие птицы могут сделать дупло? (Ответы детей).  Нет,  только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает - он себе каждый год новое гнездо делает, а старое заселяют другие птицы.

Какая полезная птица дятел! А если бы он исчез?  (Ответы детей).

Без него и лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить.

Дидактическая игра «В зимнем лесу».

Ход игры: Дети идут за воспитателем в лес, звучат голоса птиц:  Воспитатель: Мы пришли в зимний лес, сколько здесь полно чудес.

На полянке - три берёзки. На каждой по птичке: снегирь, синица, ворона. Детям раздаются картинки с изображением этих птиц. Воспитатель напоминает название и песенку этих птиц.

  1. Цвирь, цвирь, цвирь

Это кто поёт? (снегирь).

  1. Любопытна и вертлява

Птичка синичка

Ци- ци- вю,ци- ци- вю.

  1. На верхушке дерева

Ворона сидит

Кар- кар кричит.

Дети находят такую же картинку, как на дереве.

Воспитатель произносит:

  1. «Раз, два, три, снегирь лети» (к дереву со снегирём летят, произнося песенку снегиря).
  2. «Раз, два, три, синичка лети» (к дереву с синичкой летят, произнося песенку  синички).
  3. «Раз, два, три, ворона лети»  (к дереву с вороной, летят вороны с песенкой).

Воспитатель достаёт игрушку сову и произносит:

«Прилетела тут сова

  Большая голова

  Крыльями замахала,

  Всех птиц напугала – уор – уор – уор».

Птицы летят на стулья. Дети меняются картинками.  Игра повторяется 2-3 раза.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, интересно было в лесу? (Ответ детей).

 А каких птиц мы там встретили?

Детям раздаю силуэты дятлов  и предлагаю раскрасить.

Занятие заканчивается пословицей:

«Птиц, зверей оберегайте,

  И всегда им помогайте!».

     

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе тема: «Добрый доктор»

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе тема: «Добрый доктор»Номинация: «Непосредственно образовательная деятельность с детьми» ...