Проект "Не обижайте муравья!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. К сожалению, можно часто увидеть, как ребёнок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнёзда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям. Мы учим детей не только наблюдать явления природы, но и анализировать их, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Важной является задача увлечь ребенка, заставить внимательно посмотреть вокруг себя, ответить на вопросы «как?», «зачем?», «почему?», помочь детям увидеть красоту природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ne_obizhayte_muravya.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское»
Проект
«Не обижайте муравья!»
в подготовительной к школе группе
(для детей 6-7 лет)
Составила:
старший воспитатель
Гордеева Светлана Леонидовна
2018 г.
Тема проекта:
«Не обижайте муравья!»
Муравей
По тропе лесной неровной
Листик тащит муравей.
В десять раз себя огромней,
Раз в пятнадцать тяжелей.
Тащит, тащит работяга,
Хоть ему и нелегко,
Хоть совсем устал бедняга
Муравейник далеко…
В. Пальчинскайте
Актуальность, постановка проблемы:
Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
К сожалению, можно часто увидеть, как ребёнок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнёзда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.
Мы учим детей не только наблюдать явления природы, но и анализировать их, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Важной является задача увлечь ребенка, заставить внимательно посмотреть вокруг себя, ответить на вопросы «как?», «зачем?», «почему?», помочь детям увидеть красоту природы.
Изюминкой детского сада «Ягодка» является то, что он располагается на окраине села у самого леса, куда маленькие любители природы регулярно выходят на экскурсии. У педагогов есть возможность, не просто рассказать ребёнку, как прекрасен лес, но и погрузить его в это великолепие. Поэтому наша экологическая тропинка проходит не только по территории детского сада, но и по прилегающему лесу.
Цель проекта:
- Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о жизни насекомых (муравьёв), о своеобразии и неповторимости живого существа;
- Развивать эмоциональную отзывчивость к миру и доброжелательности к природе и заботливого отношения к ней;
- Развивать элементы экологического сознания, наблюдательность, мышление, память, воображение, внимание;
- Развивать эстетические чувствадетей, творческие способности;
- Развивать познавательную активность, познавательный интерес и интеллектуальные способности;
- Развивать мелкую моторику за счёт изобразительной деятельность и работы с природным материалом;
- Развивать связную речь;
- Формировать навыки исследовательской деятельности;
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Участники проекта:
Воспитатель, учитель-логопед, дети подготовительной к школе группы, родители (законные представители).
Вид и тип проекта: краткосрочный, групповой, образовательный, познавательный, речевой.
Сроки проведения проекта: 1 неделя.
Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях).
Предполагаемый результат:
- Знать и называть разнообразных насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики); как насекомые защищаются от врагов;
- Владеть обобщающим понятием;
- Уметь сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;
- Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- Составлять описательный рассказ с использованием опорной схемы;
- Повысить речевую активность детей;
- Проявлять доброту, заботу и бережно относиться к природе;
- Проявлять интерес к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта:
- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, КВН по данной тематике, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с учителем-логопедом, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых и их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, пословиц и поговорок, загадок, басен по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления декораций к сказкам, масок насекомых; костюмы к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин) и т.п.
Взаимосвязь с семьёй:
- Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых», «Природа в развитие ребёнка»;
- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками;
- Изготовление книжки-малышки.
Продукт проектной деятельности:
- рассказ о каком-либо насекомом по схеме;
- записанная родителями история с детскими иллюстрациями;
- дидактические игры;
- фотографии совместной и индивидуальной деятельности;
- коллективная аппликация «На полянке», поделки из природного материала,
- выставка рисунков.
.
План реализации проекта:
№ | Образовательная область | Содержание работы |
1. | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Формирование целостной картины мира (ФЦКМ) | - Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые». - Просмотр видеопрезентаций, иллюстраций, демонстрационного материала на тему: «Насекомые», «Муравьи», «Строение насекомого», «Польза насекомых»; - Экскурсия в прилегающий к детскому саду лес; - Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.); - Наблюдение за насекомыми на участкедетского садаи за его пределами; - Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского; «Приключения муравьишки» В. Бианки; - Дидактические игры - «Насекомые», «На полянке», «Кто, что умеет делать?» |
Конструирование | - Изготовление макета «Муравейник»; - Конструирование из природного материала «Муравей» | |
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) | Задания на количественный счёт насекомых: - сосчитай всех насекомых; - решение простейших арифметических примеров с использованием наглядных картинок с насекомыми; - подобрать соответствующую цифру к картинкам с различным количеством насекомых и т д. Дидактические игры: - «Собери насекомое» из многоугольников; - «Четвёртый лишний»; - Укажи цифрами части тела муравья»; - «Выложи фигуру из палочек по образцу (затем по памяти); - «Помоги муравьишке попасть домой» | |
2. | СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | - Сюжетно-ролевая игра «Приключение в лесу»; - Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых; - Изготовление знаков «Правила поведения в лесу» и беседа по ним |
3. | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | - Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, примет, чистоговорок и т.д. -Чтение и обсуждение произведений: К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Грохольская «Сказка о муравье и гусенице»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; «Муравей и голубь» перевод Вадима Пака; «Отчего у муравья тонкое брюшко?» - алтайская народная сказка; «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе» Юлии Ярмоленко; «Один за всех, а все за одного» Ирины Пивоваровой; «О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука» ОндржейСекора; «Как муравьишка домой спешил» В.В. Бианки;рассказ Л.Толстого «О муравьях»и т.д. - Чтение и заучивание стихов и четверостиший: «Муравей» Т. Гусаровой; «Муравьиный терем» Т.А. Шорыгиной; «Мурашки-муравьи» С. Михалкова; «Муравей» В. Пальчинскайте; «Муравей» Э. Мошковской и т.д. - Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Под грибом» и т.д. - Просмотр презентации «Красная книга»; - Рассматривание иллюстраций к книгам; - Составление вместе с детьми кроссвордов; - Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»; - СОД Рисование: «Путешествие муравья»; - СОД Лепка: «Лесные трудяги»; - СОД Аппликация: «Муравей» с использованием гречневой крупы; - Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»; |
4. | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | - Составление рассказов о насекомых; - Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Польза и вред от насекомых», «Насекомые в природе нашего края»; - Речевая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имён существительных в единственном числе): - Муравей сидел около…. - Божья коровка полезла по … - Жук спрятался под… - Муха села на… - Гусеница сидела на… - Муха ползла по… - Дидактическая игра «Узнай, кто?» - Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …,муравей какой? - …, пчела какая? - … - «Образуй одно слово из двух»: Длинные усы – длинноусый Длинный нос – длинноносый Большие глаза – большеглазая Длинное брюшко - длиннобрюхая Пестрые крылья – пестрокрылая Мед носит – медоносная Труд любит – трудолюбивый Сорок ножек – сороконожка - «Образуй признаки от предмета»: Пчела – пчелиный комар – муравей - паук – оса - жук – - «Угадай насекомое по признаку»: Полосатая, жужжащая, трудолюбивая…? Жужжащая, вредная, черная…? Черный, большой, жужжащий…? Рыжий, большой, трудолюбивый? Зеленый, прыгучий, длинноногий? Большеглазая, прозрачная, летящая? - «Угадай насекомое по действию»: Ползет, строит, трудится? Стрекочет, прыгает, скачет? Стрекочет, летает, висит в воздухе? Жалит, звенит, летает? Порхает, кружится, летает? Летает, жужжит, жалит, мед добывает? - Чистоговорки про насекомых: Са-са-са, Са-са-са - прилетела к нам оса. Ра-ра-ра, Ра-ра-ра – рады видеть комара. Жу-жу-жу, Жу-жу-жу – над полянкой я кружу. Ла-ла-ла, Ла-ла-ла - я веселая пчела. - Логоритмическое упражнение: «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением). |
5. | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | - Динамическая пауза «Муравейник»; - Физкультминутка «Муравейник на поляне»; - Физкультминутка «В лесу»; - П/игра «Муравьиная тропа», «Вода, земля, небо»; - Комплекс утренней гимнастики «Мы сильные» (с гантелями); - Гимнастика для глаз «Новый муравей» |
Формы презентации итогового продукта:
В качестве итогового мероприятия:
- выставка в области художественного творчества(про муравья);
- акция «Не обижайте муравья!»;
- создание коллажа по стихотворению «Насекомых надо знать!»;
- презентация «Не обижайте муравья!»
Литература:
1.Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 333 с.
2.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 2-е изд., доп. и испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 160. (Новый детский сад с любовью).
3.БондаренкоТ.М. Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж : ИП Лакоценина Н.А., 2012. – 192 с.
4.Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 160 с.
5.Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 181 ., илл.
6.Майорова Ю.А. Живой мир. Знакомимся с природой. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. Нижний Новгород ООО «Издательство «Доброе слово» 2013. -63 с.
7.Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль : «Академия развития», 1997. - 320 с., ил. (Серия :«Мои первые книжки»)
8.Журнал «Весёлые медвежата» №10 1996 г.
8.Журнал «Детский сад. Всё для воспитателя» №5, №7 2003г.
9.Журнал «Муравейник» №1, №: 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развлечение "не обижайте муравья"
Конспект развлечения в старшей группе на тему: " не обижайте муравья"...
Детский проект "Не обижайте муравья"
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкол...
Итоговое развлечение к проекту "Не обижайте муравья"
Театрализованное развлечение...
Летний проект «Не обижайте муравья!» (средняя группа)
Конспект познавательно-исследовательского проекта о муравьях и насекомых....
Проект "Не обижайте муравья!"
Проект...
Конспект занятия «Не обижайте муравья»
laquo;Не обижайте муравья»Конспект занятия по теме «Насекомые»...
Экологическая сказка «Не обижайте муравья!»
Приключения Муравья на экологической тропинке детского сада...