Открытое ООД «В гости к хозяйке луга» для родителей
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Обобщить представления детей о природе, разнообразии насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_hozyayke_luga.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по ознакомлению с миром природы
«В гости к хозяйке луга»
в средней группе
Цель:
Обобщить представления детей о природе, разнообразии насекомых.
Задачи:
- Закрепить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.
- Учить сравнивать разных насекомых, находить общие и отличительные детали в их строении.
- Учить наследовать звуки насекомых (например: жужжание пчелы, стрекотание кузнечика и т.п.).
- Упражнять в умении разгадывать загадки, рассказывать заклички.
- Учить детей анализировать, делать выводы, обобщения, предположения.
- Учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.
- Воспитывать потребность в общении с природой, бережное отношение к насекомым.
- Создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом.
Словарная работа:
муравейник, улей, соты.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы И.Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка», К.Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.; беседы с детьми о насекомых; заучивание закличек; разгадывание загадок о насекомых; дидактические игры «Четвёртый лишний», «Кто что умеет делать», «Собери картинку»; пальчиковые игры, подвижные игры.
Материал к ООД:
- картинка с изображением насекомого на каждого ребёнка;
- доска;
- картинки: муравейник, улей, соты;
- стрекоза;
- магнитофон;
- CD запись «Звуки природы»;
- бумажные цветы;
- игрушечные насекомые: кузнечик, божья коровка, пчела, бабочка;
- бумажные божьи коровки;
- корзинка;
- картинки-раскраски с изображением насекомых;
- угощение.
Ход ООД:
I. Вводная часть:
Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком на столе лежит картинка, перевёрнутая изображением вниз. На картинках изображены насекомые – у каждого ребёнка своё насекомое.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Дети, переверните свои картинки. У кого на картинке изображена бабочка? Принесите её мне.
Ребёнок отдаёт педагогу свою картинку с изображением бабочки, и тот размещает её на доске.
Воспитатель: Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветочком?
Дети: У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:
Хлопотлива и смела
Медоносная...
Дети: Пчела.
Воспитатель: У кого из вас на картинке изображена пчела? Принесите её мне.
Ребёнок приносит картинку с изображением пчелы.
Воспитатель: Какого цвета пчела?
Дети: Туловище пчелы полосатое – с жёлтыми и чёрными полосками.
Воспитатель: А какого цвета крылья?
Дети: Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полёте она расправляет крылья в стороны.
Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может...
Дети: Муравей.
Воспитатель: Принесите мне картинку с изображением муравья. Чем муравей отличается от пчелы?
Педагог обобщает ответы детей: «Муравей чёрного цвета. У него нет крыльев. Муравей очень быстро ползает. Муравьи живут большими группами. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок».
Воспитатель: А вы знаете, как называется домик муравьёв?
Дети: Домик муравьёв называется «муравейник».
Воспитатель: А как можно назвать одним словом бабочку, пчелу и муравья?
Дети: Бабочка, муравей и пчела – это насекомые.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах, и скажите, как называются изображённые на них насекомые.
Дети по очереди выходят к доске, показывают свои картинки с изображением насекомых и называют их.
Педагог вывешивает на доску картинки с изображением насекомых: комара, осы, кузнечика, стрекозы, божьей коровки, мухи и говорит: Дети, назовите насекомых, у которых есть крылья. Для чего насекомым крылья?
Дети: С помощью крыльев насекомые могут летать. Насекомые, у которых нет крыльев, могут быстро ползать или прыгать.
II. Основная часть:
Воспитатель: Воспитатель показывает детям стрекозу и задаёт вопрос: Кто это?
Дети: Это насекомое называется «стрекоза».
Воспитатель: Давайте её внимательно рассмотрим. Какие крылья у стрекозы?
Дети: У стрекозы тонкие прозрачные крылья. На крылышках много прожилок. Воспитатель: Стрекоза может очень быстро летать. Даже когда стрекоза отдыхает, её крылышки распростёрты в стороны. Сколько крыльев у стрекозы?
Дети: У стрекозы четыре крылышка.
Воспитатель: У стрекозы есть голова, грудь, брюшко. К груди крепятся шесть ножек. (Сопровождает рассказ показом.) Ножками стрекоза цепляется за растения, когда отдыхает. На голове расположены глаза, усики и рот (челюсти с пилообразными зубами). Стрекоза чаще всего летает около водоёмов.
Теперь внимательно посмотрите и скажите, что общего есть у всех насекомых? Дети: У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усики и рот.
Воспитатель: Чем насекомые отличаются друг от друга?
Дети: У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У всех насекомых разные глаза, усы и рот.
Воспитатель: Какие удивительные и разнообразные бывают насекомые!
Дети, сегодня нас пригласила в гости Хозяйка луга. Вы хотите пойти в гости?
Дети: Да.
Звучит музыка. Входит Хозяйка луга, раскладывает на ковре цветы и рассаживает на них игрушечных насекомых.
Хозяйка луга: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как много на моём лугу красивых цветов и разных насекомых. Послушайте, какие звуки они издают.
Педагог включает CD запись «Звуки природы».
Хозяйка луга: Все насекомые в природе нужны, каждый делает своё дело. Я предлагаю вам понаблюдать за их жизнью, но так, чтобы не мешать им. Хотите рассмотреть насекомых поближе?
Дети: Да.
Хозяйка луга: Чтобы найти насекомых, нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы их не распугать. Искать насекомых нужно осторожно, многие из них зелёного цвета и отыскать их в траве трудно.
Дети, посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики?
Дети находят кузнечика и передают Хозяйке луга. Она аккуратно берёт кузнечика: Почему мы не сразу увидели в траве кузнечика?
Дети: Потому что кузнечик зелёного цвета.
Хозяйка луга: Конечно, он зелёного цвета, словно травинка, и поэтому его не сразу заметишь в траве. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. (Показывает задние ноги кузнечика.) У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья?
Дети: Да.
Хозяйка луга: А какие звуки издаёт кузнечик?
Дети: Кузнечик стрекочет.
Хозяйка луга: Как кузнечик стрекочет?
Дети имитируют стрекотание кузнечика. Хозяйка луга аккуратно «отпускает» кузнечика и спрашивает: Есть ли на лугу божья коровка?
После того как дети покажут божьих коровок, Хозяйка луга аккуратно берёт в руки божью коровку и предлагает детям внимательно её рассмотреть.
Хозяйка луга: Какого цвета божья коровка?
Дети: Божья коровка красного цвета, с чёрными точками.
Хозяйка луга: У божьей коровки есть крылья?
Дети: Да, у божьей коровки есть крылья.
Хозяйка луга: Одни – жёсткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твёрдыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесёт удачу.
Хозяйка луга предлагает детям поочерёдно подержать божью коровку на ладошке.
Воспитатель: Хозяйка луга, наши ребята знают заклички про божью коровку.
Хозяйка луга предлагает детям рассказать заклички. Затем раздаёт девочкам бумажных божьих коровок.
Девочки рассказывают закличку:
Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной!
Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».
Хозяйка луга раздает бумажных божьих коровок мальчикам.
Мальчики рассказывают закличку:
Божья коровочка!
Полети на облачко!
Сухо будет — полечу!
Сыро будет — посижу!
Мальчики дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».
Хозяйка луга: Молодцы, знаете такие интересные заклички! А как вы думаете, пчёлка на лугу есть? (Аккуратно берёт в руки пчелу и показывает детям.) Эта пчела называется «медоносная». Как вы думаете, почему её так называют?
Дети: Потому что она собирает нектар, сладкий как мёд.
Хозяйка луга: Пчёлы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьёте из соломинки сок, так и пчёлки через хоботок сосут нектар с цветов. (Показывает хоботок у пчелы.) Затем несут его в свой домик. Как называется это домик?
Дети: Улей.
Хозяйка луга: Правильно! Улей – это небольшой домик, который человек делает для пчёл. (Показывает картинку с ульем.) Там живут много пчёлок, они перерабатывают нектар в мёд. Пчёлки закладывают мёд в специальные решёточки – соты. (Показывает соты.)
Хозяйка луга: А сейчас давайте поиграем.
Физкультминутка:
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Пчёлка трудится весь день, (Дети стоят в кругу.)
И работать ей не лень. (Разводят руки в стороны.)
От цветка летит к цветку, (Машут руками.)
Клеит на брюшко пыльцу. (Гладят живот.)
Хоботком нектар сосёт, (Складывают руки трубочкой и вдыхают воздух.)
За день много наберёт, (Разводят руки в стороны.)
Унесёт нектар тот в улей (Обхватывают себя руками.)
И назад вернётся пулей. (Кружатся вокруг себя.)
В сотах утрамбует мёд, (Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт, (Разводят руки в стороны.)
Будет пчёлкам чем питаться, (Поднимают руки вверх.)
Летом надо им стараться. (Грозят пальчиком.)
Хозяйка луга: Дети, а вам нравится кушать мёд?
Дети: Да.
Хозяйка луга: Мёд не только вкусный, но и очень полезный продукт. Давайте не будем мешать пчёлке трудиться. («Отпускает» пчелу на луг.)
А какие ещё насекомые есть на лугу?
Дети: Бабочки.
Хозяйка луга: Конечно, на лугу много красивых разноцветных бабочек. Бабочки бывают разных цветов, большие и маленькие. Давайте одну из них аккуратно возьмём и рассмотрим. Особенно красивы у бабочки крылья! Какого цвета крылышки у бабочки?
Дети: Разноцветные.
Хозяйка луга: Красивые разноцветные бабочки украшают мой луг. Кажется, что луг покрыт цветами. Но если подойти поближе, цветы оживают и улетают!
Хозяйка луга «отпускает» бабочку и предлагает детям поиграть в игру «На полянку шли, насекомых нашли».
Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение бабочки покажи... (Имитируют движения бабочки.)
Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение кузнечика покажи» ... (Имитируют движения кузнечика.)
Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение муравья покажи»... (Имитируют движения муравья.)
III. Заключительная часть:
Хозяйка луга: Сейчас весна, с каждым днём становится всё теплее. Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Давайте аккуратно посадим насекомых в волшебную корзину, я отнесу их на лужайку, где им будет очень хорошо.
Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела...
Дети, чтобы вы помнили о нашей встрече, я хочу вам сделать небольшие подарочки, это картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите.
Звучит музыка. Хозяйка луга прощается с детьми и уходит, взяв корзинку с насекомыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в средней группе "В гости к хозяйке луга".
Конспект образовательной деятельности в средней группе по экологии "В гости к хозяйке луга". Задачи: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Фор...
"В гости к хозяйке луга"
Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать зага...
Конспект НОД " В гости к хозяйке луга "
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел,...
Конспект занятия по экологии в средней группе "В гости к Хозяйке Луга".
Занятие расчитано на детей средней группы. Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; воспитывать у детей желание заботиться о насекомых, бер...
В гости к хозяйке луга.
Цель: Расширить представления детей о разнообразии насекомых.Задачи: Закреплять знания о строении насекомых; развивать познавательные интересы и способности, обогащать словарный запас; фор...
Открытое занятие в рамках образовательной деятельности на секции педагогов МБДОУ “Тургай” по познавательному развитию в средней группе на тему: “В гости к Хозяйке Луга”
Открытое занятие в рамках образовательной деятельности на секции педагогов МБДОУ “Тургай” по познавательному развитию в средней группе на тему:“В гости к Хозяйке Луга&rdq...
Конспект открытого интегрированного занятия по ФЦКМ «В гости к хозяйке луга»
Цель педагогической деятельности: создание условий для развития познавательной активности посредством речевых игр и продуктивной деятельности.Задачи:Образовательные:уточнить и расширить знания детей о...