Конспект открытого интегрированного занятия по ФЦКМ «В гости к хозяйке луга»
план-конспект занятия (средняя группа)

Каптуренко Светлана Геннадьевна

Цель педагогической деятельности: создание условий для развития познавательной активности посредством речевых игр и продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

расширить знания о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие:

  • развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь;

  • вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;

  • расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский детский сад № 43»

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЦКМ

«В гости к хозяйке луга»

    Выполнила воспитатель            

Каптуренко С.Г.

Саранск 2022                                                                                      

Тема занятия: «В гости к хозяйке луга»

Тип занятия: интегрированное

Вид занятия: итоговое

Цель  педагогической деятельности: создание условий для развития познавательной активности посредством речевых игр и продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

расширить знания о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие:

  • развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь;
  • вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;
  • расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Доминирующая образовательная область -  ОО «Познавательное развитие» /ФЦКМ/

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие»

Развивать зрительную и слуховую память. Развивать образность речи. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» /лепка/

Совершенствовать  изобразительную деятельность: стимулировать самостоятельное проявление замысла, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные материалы, планировать деятельность, достигать хорошего результата.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»речевые игры: создание условий для развития умений детей сознательно принимать игровую задачу.

Методические приемы:

  • Словесный: вводная беседа, познавательные вопросы,  загадки, указания, напоминание, индивидуальные указания (т.е. «повтори»),  пояснение, сравнение, словесно – дидактические игры «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Один - много»
  • Наглядный: рассматривание, показ, игровой (наглядно – действенный)
  • Практический: продуктивная деятельность детей, метод имитации (эмоциональный)

Оборудование:

  • Демонстрационный: картинки
  • Раздаточный: пластилин, салфетка, дощечка для лепки, стека, шаблон

Словарная работа:  по заданиям из словесных игр.

Предварительная работа:  Рассмотрение альбома « Насекомые» .Загадки и стихи из книги-учебника для малышей В. Степанова «Родная природа».

Индивидуальная работа: отвечать на поисковые вопросы при сравнении насекомых. Д.игра «Хорошо-плохо» , Один-много».

Ход занятия

Эмоциональный настрой: (в кругу)

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель:  Давайте посмотрим в окно и  вспомним, какое сейчас время года .

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, весна.

Воспитатель: А какая погода сегодня? Солнечно или  пасмурно  ?

Дети:  Солнечная погода.  

Воспитатель: Правильно, солнечная, птички поют, солнышко согревает землю своими лучиками.

 Воспитатель: Какой месяц сейчас?

Дети: Май  

 Воспитатель: А день недели –пятница.

Воспитатель: С приходом весны проснулась от зимнего сна Матушка Природа и с ней все живое.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отправимся  в удивительную страну

 Природы.  

Закрываем глаза.

Покружись, покружись

На лесной лужайке окажись .

Воспитатель: Вот мы с вами и на лесной лужайке. Давайте вспомним правила поведения в природе

работа по картинкам «Правила поведения в природе»

Посмотрите, перед нами маленькая лужайка. Какая она красивая,  вся покрыта  луговыми цветами.

Воспитатель. Посмотрите ребята, здесь на полянке стоит корзинка.  В корзине письмо  для нас. Интересно узнать, от кого оно.

Текст письма.

Здравствуйте ребята . Пишет вам хозяйка луга. А чтобы узнать кто я, вам надо отгадать загадку.

Домовитая хозяйка

полетает над лужайкой ,

похлопочет над цветком-

он поделится медком.    

Дети :  Пчела.

Картинку с насекомым вывесить на доску

Воспитатель: Правильно, пчела. Давайте расскажем, какая она.

Дети:  Пчела –трудолюбивое насекомое. Питается нектаром цветов, делает мёд. Пчела – жёлто-коричневого окраса. На голове у  пчелы глаза и усики. Есть туловище. Еще пчела имеет крылья и лапки.

 Воспитатель: Ребята, а кто еще питается нектаром?

Дети: бабочки

 Воспитатель: Правильно, ребята.

Выставляю картинку бабочки

Воспитатель: Что есть у бабочки?

Дети: Голова, на голове усики, туловище, шесть лапок и красивые крылышки.

Воспитатель: Пчелы, и бабочки добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка, как пьете вы сок через трубочку.

 Посмотрите, сколько прилетело к нам на луг бабочек! Какого они цвета?

Дети: красные, желтые, ….

Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?

Дети: разноцветные

Воспитатель: Что отличает бабочек от пчел?

Дети. Окрас, размер крыльев, пчелы дают мед, а бабочки нет

Воспитатель: А бабочек можно брать руками?

Дети. Нет, нельзя.

Воспитатель: А почему?

Дети: Бабочек нельзя  ловить и  трогать их за крылышки. Они такие хрупкие их можно повредить и бабочка не сможет летать и погибнет.

Воспитатель. А сейчас  присядем на стульчики и поиграем в игру, которую приготовили для нас бабочки. Игра называется «Четвертый лишний»

Воспитатель выставляет картинки на которых изображены

муха, пчела, воробей, бабочка

 кузнечик ,божья коровка, муравей, гусеница;

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на первую  картинку и скажите что здесь лишнее.

Дети: Воробей.

Воспитатель: Почему?

Дети: Воробей это птица.

Воспитатель:  Правильно, молодцы. А остальные кто?

Дети: насекомые

Воспитатель:  Теперь посмотрите на вторую картинку  и скажите, что здесь лишнее

Дети: Божья коровка.

Воспитатель. Правильно «лишняя» божья коровка . А почему?

Дети: Это насекомое умеет летать, у него есть крылышки, а остальные насекомые передвигаются по земле.

Воспитатель. Божья коровка предлагает нам  поиграть в игру  «На полянку шли насекомого нашли»

Дети повторяют движения в соответствии с текстом стихотворения. Идут по кругу друг за другом и произносят:

«На полянку шли, насекомых нашли...»

1.Раз, два три                                                  2. Поднимайте плечики

Движение бабочки покажи                            Прыгайте кузнечики

3.Пожужжим как пчелки ж-ж-ж

Воспитатель: Женя знает закличку про божью коровку

«Божья коровка,

Улети на небко,

Там твои детки

Кушают конфетки.

Всем по одной,

А тебе ни одной!»

Воспитатель: А где можно увидеть насекомых?

Дети: в лесу, на лугу

Воспитатель.  В какое время года их можно увидеть больше всего?   

Дети: Весной, летом.                                  

Воспитатель.  Правильно, молодцы! Еще один житель нашего луга стрекоза Выставляю картинку стрекозы

Стрекоза приготовила вам интересное задание.

Игра называется «Хорошо-плохо»

Перед вами картинки насекомых, их нужно разделить на две группы. Первая группа - насекомые которые приносят пользу, вторая группа насекомые которые приносят вред.

Дети распределяют насекомых на 2 группы

Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу и вред приносят насекомые?

Дети: Пчела опыляет растения и делает мед. Бабочка тоже опыляет растения.

Божья коровка поедает личинок вредных насекомых, стрекоза тоже питается личинками вредных насекомых и мелкими насекомыми. Кузнечик и гусеница  

поедают молодые листочки.

Воспитатель. Посмотрите внимательно, кто еще живет на лугу?

Выставляю картинку кузнечика

Дети: Кузнечики.

Воспитатель: Правильно, кузнечики. Очень часто кузнечики имеют внешний вид и окраску, сходную с видом и окраской листьев растений, на которых живут.

Воспитатель: Как вы думаете почему?

Дети: Чтобы прятаться от врагов.

Воспитатель: Кузнечик тоже приготовил вам задание.

Игра «Один-много».

Я буду вам называть слово в единственном числе, а вы будете говорить во множественном.

Например: ромашка-ромашки,

василек-васильки,

одуванчик-одуванчики,

колокольчик-колокольчики.      

подснежник- подснежники

ландыш- ландыши

фиалка-фиалки

мак-маки

лютик-лютики

гвоздика-гвоздики

маргаритка-маргаритки

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете,  кто самый сильный из насекомых ?

Дети: Муравей.

Воспитатель: Чем он отличается от бабочки, пчелы?

Дети: У муравья нет крыльев.

 Воспитатель: Да, у него нет крыльев, но он умеет очень быстро ползать. Муравьи живут большими группами.

Воспитатель: Давайте вспомним, как  называется домик муравья?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: Правильно, муравейник. Муравьи-одни из самых сильных насекомых. Они могут переносить тяжести намного больше своего веса, это если бы каждый из вас поднял десять человек!   

Воспитатель: Как много насекомых живет на лесной полянке. А мы никого не забыли?

Я вам сейчас загадаю загадку, вы  попробуете отгадать кого мы еще не назвали

Глазки, ножки, ротик,
Зелененький животик,
Ползет, ползет, ползет,
Листочек все грызет.

Дети: Гусеница.

Воспитатель: Правильно, гусеница.(картинка)

Воспитатель: Ребята, насекомых в живую мы можем видеть только весной, летом,  ранней осенью. Давайте пройдем в мастерскую природы и слепим насекомых, которые круглый год будут с нами в группе. А лепить мы будем гусеницу.

Дети рассаживаются за столы.

Ребята, сядем правильно спина прямая, ноги вместе. Перед каждым из вас лежит пластилин .Как я уже говорила лепить мы будем гусеницу, напомните мне какого цвета бывают гусеницы.

Дети: зеленого

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Положили ручки на стол и сжали кулачки.

"Рано гусеничка встала
Потянулась, позевала"

Пальчики разжимаем.
Растягиваем пальчики - это она потянулась.
Опираясь на большой пальчик, поднимаем остальные вверх - это она позевала.

"Раз, два, три, четыре, пять
Вышла в сад она гулять"

Приближая пальчики к большому пальцу и растягивая их - гуляем.

"На травинки заползала,
И, конечно же, устала.
Раз, два, три, четыре, пять
Захотелось ей поспать"

Ручки сжимаем в кулачки.

"Улеглась под одеяло"

Одной ручкой накрыть другую ручку

"Снов увидела немало.
А когда пора настала
Бабочкой красивой стала!"

Сцепить большие пальчики и полетать

Практическая продуктивная деятельность детей лепка «Гусеница»

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые гусеницы у вас получились!

Ребята, нам пора возвращаться в группу:

Закрываем глаза

Покружись, покружись и в группе окажись.

Воспитатель:   Понравилось наше  путешествие на лесную полянку? Давайте еще раз назовем всех жителей   поляны.

Дети: Хозяйка поляны- пчела, бабочка, божья коровка, кузнечик, муравей, стрекоза, гусеница.

Воспитатель: Скажите, как одним словом мы назовем всех?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Спасибо за ваши ответы, вы все большие молодцы справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ «В ГОСТИ К СНЕГОВИКУ»

Данная работа представляе6т собой конспект открытого интегрированного занятия по логоритмике для детей старшей логопедической группы детского сада и включает в себя следующие технологии: здоровьесбере...

конспект открытого интегрированного занятия по логоритмике "В гости к снеговику"в старшей группе

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ● Закрепить представления детей о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».● Развитие тонкой моторики, координации, речи с движениями.● Воспитание инт...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы...

Итоговое занятие по коммуникации «В гости к хозяйке луга».

В конце учебного года у нас проводятся традиционные итоговые мероприятия. Данное занятие было успешным, ребятам очень понравилось....

ФЦКМ. В гости к хозяйке луга. Средняя группа

ФЦКМ. В гости к хозяйке луга. Средняя группа...

Конспект открытого комплексного занятия по познанию «В гостях у хозяйки медной горы»

laquo;В гостях у хозяйки медной горы»для детей старшей группы.Цель: Развитие интереса у дошкольников к природным богатствам родного края- уральским самоцветам.Задачи:Познакомить детей с ур...

Конспект НОД для детей средней группы "В гости к хозяйке луга"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы....