Открытое занятие в рамках образовательной деятельности на секции педагогов МБДОУ “Тургай” по познавательному развитию в средней группе на тему: “В гости к Хозяйке Луга”
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сабирова Алсу Ильдусовна

Открытое занятие в рамках  образовательной деятельности на секции педагогов МБДОУ “Тургай”  по познавательному развитию в средней группе на тему:

“В гости к Хозяйке Луга”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sabirova_a.i.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  “Красносельский детский сад “Тургай” комбинированного вида

 Высокогорского муниципального района РТ

Открытое занятие в рамках  образовательной деятельности на секции педагогов МБДОУ “Тургай”  по познавательному развитию в средней группе на тему:

“В гости к Хозяйке Луга”

Материал подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Сабирова Алсу Ильдусовна

март,  2020 год

Цель: обогатить и закрепить знания детей о насекомых.

Образовательные задачи: расширять представления детей о разнообразии насекомых ( пчела, бабочка, кузнечик, муравей, божья коровка)

Развивающие задачи: развивать мыслительную активность, внимание, любознательность, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру.

Воспитательные задачи: воспитывать потребность в общение с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Возраст детей: 4-5 лет

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран,

Демонстрационный материал: презентация, конверт с письмом, кукла- фея, импровизированная полянка с искусственными цветами и сидящими под  ними насекомыми, мяч

Раздаточный материал: раскраски с изображением насекомых- 25 шт, Эмблемы “Юный защитник природы”-18 шт, кузнечики вырезанные из бумаги-20 шт, божьи коровки из бумаги-25 шт.

Предшествующая  работа: изготовили цветы, изучили интересные факты о насекомых, начали собирать материал для изготовления лепбука “Насекомые”.

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций с изображением насекомых; дидактическая игра «Собери Насекомых (из частей целое)»; чтение художественной литературы: В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», В. Сутеев «Под грибом»; загадывание загадок о животных и насекомых; просмотр развивающих мультфильмов о насекомых.

Формы работы: Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Индивидуальная работа: отвечать на поисковые вопросы при сравнении  и  описании насекомых;

Ход занятия:

Вводная часть ( на экране слайд 1)

Т.- Исәнмесез, балалар!

Б - Исәнмесез, ……….

Т.-  Хәлләр ничек?

Б. - Рәхмәт, әйбәт.

Б.- Хәлләр ничек?

Т.-  Рәхмәт, әйбәт.

Т. – Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте пожелаем друг – другу доброго дня.

Психогимнастика “Хәерле көн”

Хәерле көн миңа, хәерле көн сиңа, хәерле көн барыбызга  да.

Мотивационный момент: (слайд  2)

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу прилетела Фея Цветов. К нам ее отправила Хозяйка Луга и передала письмо. Давайте прочитаем что там написано.

Здравствуйте, мои друзья!

К вам обращаюсь с просьбой я.

На лугу у нас беда.

Исчезли насекомые неведомо куда.

Вы найти их помогите,

Любовь к природе проявите.

С уважением, Хозяйка Луга.

Воспитатель:Ну что, поможем найти насекомых?А каких насекомых вы знаете? Дети отвечают.

Основная часть.

Воспитатель:Но прежде чем мы отправимся на луг, я хочу убедиться, готовы ли вы к этому увлекательному путешествию. Для этого я задам вам несколько вопросов, чтобы проверить ваши знания.

Какое за окном время года? (весна) (слайд 3)

По каким признакам вы это узнали? (ответы детей)(слайд 4)

Воспитатель: Молодцы! Действительно наступила весна, все в природе пробуждается, тянется к солнышку, расцветает.

Давайте и мы с вами потянемся к солнцу, вдохнем полной грудью весенний аромат и выдохнем зимнюю прохладу.

Вот теперь мы стали бодрыми, энергичными и можем отправляться в наше путешествие. А теперь давайте каждый выберет себе на чем он поедет, закрываем глазки, а я считаю:

Раз, два, три, на лужок ты попади!            (слайд 5)

Посмотрите, дети,вот мы и оказались на лугу. Тут нет деревьев, только много трав и цветов. И действительно, на лугу нет насекомых. Цветы есть, а никто над ними не порхает и не жужжит. Вы заметили это?

Воспитатель: А чтобы нам найти насекомых, нужно выполнить следующие задания. Они узнают, что мы ими интересуемся, хотим их оберегать и обязательно появятся на лугу.

Воспитатель: А Хозяйка луга передала нам загадки с помощью которых мы сможем узнать какие насекомые спрятались на лугу.

Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая...

Дети: Пчела.(слайд 6)

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о пчёлах? (Дети отвечают)

А хотите еще узнать что-то интересное о пчелах? Давайте послушаем.(слайд 7)

Запись в презентации. Пчелы хорошо ориентируются в пространстве, и всегда возвращаются в свой домик, который называется улей. Каждая пчелка может свободно залететь только в свой собственный улей – в чужой ее не пустят специальные охранники. Пропуском служит запах, который для каждого улья свой. Найдя хорошее, богатое нектаром, местечко, пчелка летит обратно домой, где при помощи специального танца убеждает своих полосатых родственников следовать за ней. Нектар пчелки переносят на своих задних лапках. Глаз у пчелы не два, а пять.

Воспитатель: Интересно? Кто запомнил, как называется домик у пчел? УЛЕЙ.  Давайте все вместе скажем .

Воспитатель: Хозяйка луга предлагает следующую загадку!

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Правильно, бабочка! Рассматриваем изображение бабочки. (слайд 8)

Воспитатель: Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветочком? (Ответы детей. У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок. )

Что же такого интересного расскажет нам Хозяйка Луга о бабочках? (слайд 9)

Запись в презентации. Бабочки пробуют пищу, стоя на ней. Это потому, что их датчики вкуса находятся на ногах. А саму пищу они принимают  как и слоны,  через хобот, но он кончено у них очень маленький. Большинство бабочек имеют довольно красивые и разнообразные узоры на крыльях. Эти узоры предназначены для маскировки поэтому хищники и птицы не могут понять, где прячутся бабочки. Бабочки могут видеть красный, зеленый и желтый цвета.

Воспитатель: Давайте подумаем под какими цветами на нашем лугу могут быть бабочка и пчела.

........, ты как думаешь пчела под какой цветок могла спрятаться?

Правильно под жёлтый, иди посмотри под жёлтым цветком

.........., а ты как думаешь, бабочку под каким цветком можем найти?

Правильно под самым красочным. Сходи посмотри там бабочку.

Дети находят насекомых и сажают их на цветы.

Воспитатель: Отлично, ребята! У нас всё получается.

Воспитатель: Следующая загадка

Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький ….

Дети: Кузнечик.(слайд 10)

Воспитатель: Правильно, отгадали!

Воспитатель: Давайте рассмотрим кузнечика. Какого он цвета? (Ответы детей) Что вы знаете о кузнечике?

Запись в презентации. Кузнечики зеленого цвета, словно травинка, и поэтому его не сразу заметишь в траве.У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. Кузнечик может далеко прыгать, потому что у него есть очень сильные две задние ноги. А еще его ножки исполняют роль ушей. Кроме того, благодаря своим ножкам, кузнечик может совершать прыжки длиной, в двадцать раз превышающей длину его тела. А хотите увидеть как далеко могут прыгать кузнечики? Тогда давайте отмерим это расстояние.

Воспитатель: Что то мы с вами засиделись и предлагаю нам начать спасать кузнечика. Встаём со стульчиков и повторяем за мной движения.

Физминутка

Я гуляю по дорожке, (шаги на месте)

А кузнечик скачет рядом. (подскоки на месте)

Наклонюсь, возьму в ладошки: (наклониться «взять кузнечика»)

Здесь скакать ему не надо! (погрозить пальчиком)

Пусть сидит он лучше в травке, (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)

Там с ним будет все в порядке! (наклониться «отпустить кузнечика»)

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: ............., под каким цветком с кузнечиком будет всё в порядке? Правильно под зелёным цветком. Пойди найди кузнечика и посади его на цветок.

Воспитатель: Хозяйка луга предлагает следующую загадку

Тащит он соломинку,

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней,

Наш трудяга….

Дети: Муравей.(слайд 11)

Воспитатель: Молодцы, отгадали! А что вы знаете о муравьях?

(слайд 12) Запись в презентации.«Муравей очень быстро ползает. У него нет крыльев.  Муравьи живут большими группами. Они никогда не спят. Муравьи дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок. А в Африке живут муравьи-воины, которые настолько агрессивны, что уничтожают все на своем пути, и даже львы убегают,когда видят их.

А вы знаете, как называется домик муравьев? (Ответы детей.) Домик муравьев называется «муравейник». Давайте все вместе скажем МУРАВЕЙНИК

Воспитатель: А я знаю игру, которая поможет нам найти муравья. Хотите поиграть? Игра называется «Летает, прыгает, ползает». Я вам буду бросать мяч и говорить, что делает одно насекомое, а вы мне будете возвращать мяч и договаривать, что делает другое насекомое.

Игра с мячом «Летает, прыгает, ползает».

Муравей ползает, а бабочка::. (летает)

Бабочка летает, а кузнечик::. (прыгает)

Кузнечик прыгает, а стрекоза::. (летает)

Стрекоза летает, а паук::. (ползает)

Паук ползает, а пчела::. (летает)

Пчела летает, а гусеница::. (ползает)

Гусеница ползает, а кузнечик::. (прыгает)

Кузнечик прыгает, а божья коровка::. (летает)

Божья коровка летает, а муравей:::. (ползает)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Давайте подумаем под чем может прятаться муравей?

Ответивший ребёнок забирает из под брёвнышка муравья.

Воспитатель: Молодцы! Вот и муравья мы нашли.

Воспитатель: Хозяйка луга предлагает следующую загадку

Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто гуляет по моей ладошке?

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетает ловко. Это ….

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Правильно, божья коровка! (слайд 13)

Воспитатель: Какого цвета божья коровка? Божья коровка красного цвета, с черными точками. У божьей коровки есть крылья? Да, у божьей коровки есть крылья. Одни – жесткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твердыми красными крылышками.(слайд 14 )

Запись в презентации. Божьи коровки бывают желтого, оранжевого, коричневого, розового или даже полностью черного цвета.Она питается вредной для растений тлей, а при встрече с хищником умеет притворяться мертвой. Если божья  коровка почувствует опасность, то она выделяет молочко с неприятным  запахом и отпугивает хищников. Чем старше божья коровка, тем меньше пятнышек на ее спине.

 Воспитатель: Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесет удачу».

И чтобы нам с вами всегда сопутствовала удача, я вам посажу на ладошки этих божьих коровок.

Воспитатель: А теперь давайте все вместе вспомним закличку про божью коровку.

Божья коровка,

Улети на небко,

Там твои детки

Кушают конфетки.

Всем по одной,

А тебе ни одной!Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по поляне».

Воспитатель: Здорово как получилось! Ребят, как вы думаете под цветы какого цвета могли улететь божьи коровки?

Дети: под красные.

Воспитатель: Девочки, идите посмотрите правильно ли мы угадали?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему насекомые прятались под цветками такого же цвета как и они?  Ответы детей.

(слайд 15 )Правильно, они не хотели, чтобы их нашли, они же маленькие и каждый может их обидеть, но мы с вами доказали, что им нечего бояться и они теперь будет спокойно жить на этом лугу. Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее. И скоро на полях, лугах, в лесах появятся насекомые, давайте вспомним каких мы нашли насекомых? Посчитаем сколько насекомых мы нашли (по-русски и по-татарски).  А кто из вас помнит, какие части тела есть у них?

Дети перечисляют.

Заключительная часть.

Воспитатель: Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Встретив в природе насекомых, как вы поступите?  Ответы детей. (будем беречь, и не мешать им делать свои важные дела)

(слайд 16) За вашу доброту, отзывчивость, и знания Хозяйка луга передает вам в подарок раскраски  с изображением насекомых. Вы очень помогли ей и она вам очень благодарна. И теперь вы стали настоящими защитниками природы. (раздаю эмблемы)

Нам наверное пришло время возвращаться обратно в садик. Давайте садимся все на свои транспорт, закрываем глазки. Раз, два, три, в сад нас возврати!  

Воспитатель: Вот мы и вернулись в сад. Вам понравилось наше путешествие? Что же вы сегодня расскажете своим папам и мамам, о чем интересном узнали? Ответы детей.

А теперь кто хочет, могут пойти и раскрашивать раскраски, (под музыку Звуки природы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию в средней группе на тему: «В гости к дедушке Лесовичку»

Конспект по познавательному развитию в средней группе на тему:«В гости  к дедушке Лесовичку»...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "В гостях у Лесовичка"

Занятие направлено на расширение представлений детей об осеннем лесе....

Занятие по познавательному развитию в средней группе на тему: “В гости к Хозяйке Луга”

Открытое занятие в рамках  образовательной деятельности на секции педагогов МБДОУ “Тургай”  по познавательному развитию в средней группе на тему:“В гости к Хозяйке Луга&rdq...

Конспект Совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию в средней группе по теме: «Угроза исчезновения животных.Создание красной книги» с использованием кейс-технологии

Познакомить учащихся с редкими животными, занесёнными в Красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательны...

Презентация к занятию по познавательному развитию в средней группе на тему: “В гости к Хозяйке Луга”

Презентация к  занятию  по познавательному развитию в средней группе на тему: “В гости к Хозяйке Луга&rdquo...