«Приютите птиц зимой!» Краткосрочный экологический проект
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сязи Мария Никитична

Тема проекта актуальна, так как в наше время дети меньше интересуются живой природой самостоятельно их внимание больше идет к компьютеризации, это конечно очень хорошо, но мы и не должны забывать о том, что нас окружает, что нам дает ценность в жизни, поэтому необходимо воспитывать экологическое воспитание.

Птицы для природы — это непрерывная связь между живым. Ведь именно благодаря птицам у нас происходит дисбаланс в природе. Если не будет птиц, то и нарушится в природе связь. Полностью может поменяться ЭКО система на земле без птиц.

Следовательно, именно сейчас мы должны давать первые азы нашим детям. Дать понять как необходимы птицы в природе, в жизни человека. Научить детей любить природу, ценить то, что их окружает и оберегать птиц, узнать о разнообразие, об их пользе и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект о зимующих птицах44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Номинация:

«Приютите птиц зимой!»

Краткосрочный экологический проект

 в старшей группе «Фантазёры»

Подготовила: Сязи М.Н.,

 воспитатель

с. Салемал 2022г.

Название проекта: «Приютите птиц зимой»

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Продолжительность проекта: месяц

Начало реализации проекта: 09.01.2022

Планируемое окончание проекта: 31.01.2022 г.

Целевые группы: дошкольники старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет, родители, педагоги

Введение

Актуальность

Тема проекта актуальна, так как в наше время дети меньше интересуются живой природой самостоятельно их внимание больше идет к компьютеризации, это конечно очень хорошо, но мы и не должны забывать о том, что нас окружает, что нам дает ценность в жизни, поэтому необходимо воспитывать экологическое воспитание.

Птицы для природы — это непрерывная связь между живым. Ведь именно благодаря птицам у нас происходит дисбаланс в природе. Если не будет птиц, то и нарушится в природе связь. Полностью может поменяться ЭКО система на земле без птиц.

Следовательно, именно сейчас мы должны давать первые азы нашим детям. Дать понять как необходимы птицы в природе, в жизни человека. Научить детей любить природу, ценить то, что их окружает и оберегать птиц, узнать о разнообразие, об их пользе и многое другое.

Цель: Формирование представление у дошкольников роли человека в жизни птиц, о связи с экологическим воспитанием.

Задачи:

  1. Познакомить с птицами;
  2. Учить названия зимующих птиц;
  3. Развивать память и обобщать названия птиц;
  4.  Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Для педагогов:

  • изучить научно-методическую литературу по теме проекта экологическое воспитание;
  • внедрить экологическое воспитание в образовательный процесс детского сада;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов;

Для родителей:

  • сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам о зимующих птицах;
  • организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной деятельности дети-родители-воспитатели с применением «Экологических проектов».

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Формы работы:

-образовательная деятельность;

-совместная деятельность;

-индивидуальная деятельность;

-игровая деятельность;

- познавательно-исследовательский деятельность

-творческая деятельность.

Метод: словесный, практический, наглядный

Необходимые условия реализации проекта:

-заинтересованность педагогов к экологическому воспитанию;

-применение экологического воспитания во время НОД, мероприятий, свободной деятельности.

Основная часть

              Экологического воспитания неоспоримо относится к достижениям человеческого существования. Мировые сообщества высоко ценят и осознают, что сохранению живой популяций птиц сегодня необходимо.

Наука о птицах - орнитология - как самостоятельная отрасль знания сформировалась раньше других дисциплин и может считаться наиболее разработанной ветвью зоологии.

Приобщения детей к экологическому воспитанию необходимости сохранению зимующих птиц писал Шипунова Т.Я., Астон К. Иллюстрированная энциклопедия для детей «Животные».

Работа над зимующими птицами начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые сказки, стихи, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к экологии, учили любить природу.            

Так каково значение птиц в природе и жизни человека, для чего необходимо такое разнообразие? У каждого вида имеется своя область деятельности. Все птицы успешно выполняют свое предназначение за счет того, что их численность велика. По оценкам ученых, на планете проживает около 100 млрд пернатых.

Благодаря тому, что они поедают насекомых и растительность, они напрямую оказывают услугу живой природе, не давая мелким существам заполонить Землю. Например, без них вся планета была бы непроходимой из-за огромных туч насекомых. Также значение птиц в природе и жизни человека выражается в том, что они поедают мелких грызунов, контролируя их численность. Не будь этого, все урожайные поля постоянно подвергались бы атаке вредителей.

Многие птицы зимой и осенью питаются плодами рябины, черемухи, бузины и т.д. Поскольку они путешествуют с места на место, вместе с пометом переносятся семена, которые поливаются дождем и прорастают. Кроме того, птицы переносят желуди, которые без их помощи оставались бы навечно под деревом из-за своей тяжести. Например, сойки хватают плоды дуба и несут их далеко-далеко, но нередко они их теряют в полете - так прорастают деревья.

Стоит отметить некоторые дополнительные особенности птиц, которые приносят человеку пользу. Так, помет многих видов является настоящим ценным удобрением, а их пух служит хорошим утеплителем для вещей. Например, у морской утки гаги пух славится малой теплопроводностью, мягкостью и отличной упругостью, что подходит для изготовления подушек и теплой одежды.

Помет птиц содержит много фосфора и соли азота, что считается отличным сочетанием для удобрения почвы. На тех участках, где гнездятся пернатые, порой можно найти толстый слой гуано (помета), который используется как удобрение.

Мы выяснили особенности птиц и их значение в цепочке экосистемы – они уничтожают массовых вредителей культурных растений. Также важны хищные пернатые, они массово вылавливают мелких грызунов, которые переносят инфекционные болезни, такие как желтуха и чума. Поэтому если у кого-то водятся птицы в саду, их нельзя прогонять или пугать.

Также не стоит вести на них охоту ради спортивного интереса. Наоборот, этих неутомимых тружеников важно привлекать в парки и другие места. Главное - не беспокоить заселившихся пернатых в момент гнездования и не забирать птенцов. Можно делать новые насаждения, чтобы у птиц были места, где они смогут прятаться. А в зимний период можно помогать им, вывешивая кормушки с семенами и хлебом.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Организационно-подготовительный этап;

2 этап: Основной этап;

3 этап: Обобщающий этап.

Организационно-подготовительный

1.Изучение, анализ и обобщение методической литературы по теме «Птицы».

2.Определение содержания деятельности всех участников проекта.

3.Создание образовательной ситуации и среды.

4. Разработка консультаций и бесед для родителей на тему «Приютите птиц зимой!»

Основной

1.Реализация основного этапа проектной деятельности:

2.Сотрудничество с родителями (законными представителями).

Обобщающий

1. Анализ и оценка результатов проекта;

- диссеминация опыта по применению «Экологического воспитания «Приютите птиц зимой!»

- публикация отчетов по работе на сайте ДОУ;

- определение новых перспектив;

-мастер-класс для родителей «Скворечник».

План работы

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1.Организационно-подготовительный этап.

1.

Изучение методической литературы по организации экологическому воспитанию, через средство электронной информации; опыта других педагогов по применению экологического воспитания старших дошкольников в образовательной деятельности;

9.01.2022г.

Воспитатели старшей группы

2.

Планирование реализации проекта.

10.01.2022-31.01.2022г.

Воспитатели старшей группы

3.

Доведение информации до родителей, познакомить с буклетом «Зимующие птицы».

12.01.2022г.

Воспитатели старшей группы

Основной

4.

Реализация основного этапа проектной деятельности:

-разработка модели «Зимующие птицы»;

-апробация «Приютите птиц зимой!»;

-практическое применение в педагогической деятельности воспитателей;

13.01.2022г.

Воспитатели старшей группы

5.

Консультация для педагогов «Зимующие птицы» - средство работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологического воспитания.

17.01.2022

Воспитатели старшей группы

6.

Педагогическая гостиная

«Птицы»-средство развития исследования и познания окружающего мира.

18.01.2022

Воспитатели старшей группы

7.

Мастер-класс для родителей: Изготовление «Кормушки» по теме «Подкорми птиц в зимнее время»

19.01.2022

Воспитатели старшей группы

Обобщающий этап

9.

Анализ и оценка результатов проекта;

- диссеминация опыта по применению «Экологического воспитания у  старших дошкольников через способ  «Птицы».

- публикация отчетов по работе на сайте ДОУ;

- определение новых перспектив;

28.01.2022

Воспитатели старшей группы

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации проекта дошкольники:

- усвоить материал по вопросам экологоии;

- расширят словарный запас;

- развивают экологическую грамотность;

- развивают  экологические воспитание, творчество, мышление, память

В процессе реализации проекта родители (законные предстовители):

-объединяться с детьми, а также помогут выявить проблемы во взаимоотношении и воспитания детей;

В процессе реализации проекта воспитатели:

-выявят и поддержат экологическое направление в своих;

-повысят профессиональную компетентность.

Перспективы дальнейшего развития:

Данный проект могут применять не только педагоги дошкольной образовательной организации, но и родители (законные предстоваители) и педагоги школы.

Ресурсы:

-Кадровые: воспитатели

-Материально-технические: бумага А4, цветные карандаши, краски акварельные, простые карандаши, степлер, скобы

-Интеллектуальные: интернет-ресурсы, методическая литература, диагностика.

Смета проекта:

Продукт проектной деятельности:

Буклеты; рисунки и поделки детей; фотовыставки; кормушки; картотека стихов, загадок и пальчиковых игр; спортивное развлечение.

Обеспечение:

Методическое:

– «Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлёва В.Н.;

– Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

Материально-техническое:

– альбом, презентация и слайд-шоу «Зимующие птицы»;

– картинки, иллюстрации с изображением птиц;

– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;

- аудиозапись с голосами птиц

Возможные проблемы и риски

В данном проекте можно выделить следующие возможные проблемы, риски и действия по минимизации неблагоприятных факторов.

Условия возникновения

Методы устранения

На уровне организации:

- погодные условия (холодно) помешают провести мероприятия

- проводить мероприятие в прогулочной веранде, где проживают «Живой уголок»;

На уровне содержания:

- недостаточное методическое обеспечение.

- приобретение необходимых методических пособий по теме данного проекта.

Заключение

Зима – тяжелое и суровое время для птиц. Птицы не в коем случаи не должны погибнуть, поэтому им необходим корм. Птицы гибнут не от холода, а от голода. Наше общество может помочь птицам выжить.

Зимующие в нашей местности птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых Ямальских зимах.

Помочь птицам можно, ведь есть масса разнообразных видов кормушек, скворечников. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. Всё зависит от нашей фантазии и времени.

Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно.

Самая простая кормушка для синиц — из молочного пакета, надежными считаются кормушки из дерева. Они смогут прослужить несколько лет, а значит, нам не придется каждый раз думать о новой конструкции.

Мои наблюдения помогли мне больше узнать о жизни зимующих птиц. Птицы - важная часть живой природы, так давайте же возьмём шефство над ними и «Приютим птиц зимой!».

Литература

  1. Астон К. Иллюстрированная энциклопедия для детей «Животные» М.: Изд-во Клуб семейного досуга, 2007г.
  2. Вераксы  Н. «От рождения до школы». Формирование целостной картины мира 2019г.
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015 г.Мини-энциклопедия «Птицы мира» - М.: 2010.
  4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду . 2011г.
  5. Шипунова, Т.Я. Птицы – М., 2005г.


Приложение 1.

План работы по проекту: «Приютите птиц зимой!»

Неделя 

1. Прогулка по территории детского сада «Золотая рыбка».

2. Научить различать и называть зимующих птиц на Ямале.

3. Беседа: «Птицы».

 Цели: выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где её много.

 4. Познавательное занятие «Птицы зимой».

 Цели: формировать представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли и т.д.), классифицировать птиц на зимующих (ворона, сорока и т.д.) и перелетных (ласточка, грач и т.д.) на установление связи между характером корма и возможность его добывания.

 5.Рисование «Птицы зимой».

Цели: развивать у детей воображение, творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы.

6. Художественное слово: В. Берестов «О чём поют воробушки».

Цели: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах.

7.Лепка «Снегири на ветке»

 Цели: обогащать знания детей о птицах, лепить птиц, используя различные приемы: скатывание, сплющивание; учить передавать движение.

 8.Дидактические игры:

 «Птичья столовая».

Цели: учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

9.«Домашние и дикие».

Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.

Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую

10. Игра «Чем питаются птицы».

Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие кар тинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т.д.

11. Рассматривание птичьих следов.

Цель: научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками птичьих следов).

 12.    Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».

Цель: расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.

 

   

Просмотр картины «Птичья столовая», иллюстраций зимующих птиц,

 рассказ воспитателя о зимовании птиц.

Цели: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

    Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями

Цель: учить детей изготавливать кормушки, прививать любовь к птицам.

Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».

Цель: учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.

    Чтение рассказа

Е. Чарушина «Воробей».

Цель: воспитание любви к природе через художественное слово.

    Экскурсия по «экологической тропе».

Цели: закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц, учить видеть особенности их поведения зимой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

 Подвижные игры: «Кто что делает?»

Цели: Расширение глагольного словаря (сидит, летит, ходит, клюет). Закрепление умения ловить и бросать мяч.

Оборудование. Мяч среднего размера.

Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им встать в круг.

Воспитатель. Сейчас я буду называть птицу и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен придумать и сказать, что делает эта птица.

Ворона. (Бросает мяч ребенку)

Ребенок. Сидит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Воробей. (Бросает мяч ребенку.) 2-й ребенок. Летит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Грач. (Бросает мяч ребенку.) 3-й ребенок. Ходит. (Бросает мяч воспитателю.)

Воспитатель. Голубь. (Бросает мяч ребенку) 4-й ребенок. Клюёт. (Бросает мяч воспитателю.)

  «Голубь».

Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».

Ход игры. Дети  выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».

«Лягушки и цапля».

Цели: упражнять в быстром беге и прыжках в длину; развивать физические качества – ловкость, быстроту.

Ход игры.В середине площадки рисуется болото, в котором живут лягушки. По сторонам площадки нарисован ручей, в стороне – гнездо цапли. По сигналу ведущего «Лягушки прыгают в болоте!» играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу «Цапля идет!» «цапля», перешагнув ручей, прыгает и ищет «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», перепрыгивают «ручеек», стараясь спрятаться. «Цапля» пытается поймать «лягушек».

«Воробьи и вороны»

Цель: Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

     Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года».

Цель: научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение.

    Загадки по теме «Зимующие птицы»

Цели: развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т.д.), и уметь отгадывать их по их описанию.

Физкультурное развлечение «Птицы — наши друзья»

Цель:
Совершенствовать физические качества детей.
Задачи:
1. Воспитывать у детей потребность в движении.
2. Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.
3. Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать другим в играх.

Результаты реализации проекта


В ходе реализации данного проекта у детей:

– обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах;

– сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;

– дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных  ситуациях;

– родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Ромашка» «Покормите птиц зимой»

Краткосрочный экологический проект в старшей группе«Ромашка»«Покормите птиц зимой»...

Краткосрочный экологический проект "Покормите птиц зимой"

В ходе работы с детьми, мы выяснили, что у детей мало знаний  о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни.Не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.Очень важно пробудить в детя...

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Птицы зимой»

Краткосрочный экологический проект в старшей группе«Птицы зимой »Автор проекта: воспитатель – Лобунцова Г.И.   участник – Ермоленко К.Н.  Продолжительность ...

Краткосрочный экологический проект для детей средней группы «Зимующие птицы»

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические ум...

Краткосрочный экологический проект "Зимующие птицы"

Краткосрочный экологический проект "Зимующие птицы"...

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Зимующие птицы »

Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-творческийУчастники проекта: дети, воспитатели, логопед,родители.Возраст детей: старшая группа (5-6лет)Актуальность проек...

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Покормите птиц зимой»

Краткосрочный экологический проект в старшей группе «Покормите птиц зимой»...