Проект «Экологическое путешествие по творчеству В.Бианки»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Галина Алексеевна

Проект «Экологическое путешествие по творчеству В.Бианки»

 

Тип проекта: познавательный.
 

Вид проекта: групповой.

 

Участники проекта: дети разновозрастной группы старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.

 

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

 

 

Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. И здесь нам на помощь придет художественная литература. Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель Виталий Валентинович Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. Данный проект поможет привить детям такие важные личностные качества на основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки.

 

Задачи:

1.Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников на примере книг В. Бианки.

2.Формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде посредством произведений.

3.Расширять представления детей о литературе, о творчестве различных писателей, о книгах.

4.Развивать познавательные интересы, наблюдательность.

5.Способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности.

6.Отражать свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности

7.Развивать навыки сотрудничества.

8.Воспитывать интерес к различным видам деятельности.

9.Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы.

 

Предполагаемый результат проекта:

Дети: обогатить знания детей о животном мире, мире природы через книги В. Бианки.

Родители: привлечение родителей прививать детям интерес любовь к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению. Расширить знания родителей о детской литературе, об экологическом воспитании детей.

Воспитатель: обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы; повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

 

Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы.

 

Этапы реализации проекта:

 

Подготовительный этап:

-планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;

-подбор методической и художественной литературы по теме;

-подбор информации для детей;

-пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры, иллюстрации).

 

Основной этап:

Мероприятия по реализации проекта

Беседа «Знакомство с жизнью и творчеством В. Бианки»

Физминутка «Звериная зарядка»

Чтение «Как муравьишка домой спешил», «Лупленый бочок»

Дидактические игры: «Найди по описанию», «Птицы представляются», «Четвертый лишний»

Лепка «Дятел – доктор леса»

Загадки о диких животных

Чтение «Лесные домишки», «Три весны»

Дидактические игры: «Скажи ласково», «Кто у кого?», «Назови семью»

Раскрашивание «Дикие животные»

Беседа «Как помочь птицам зимой»

Речевая гимнастика

Чтение  сказки «Кто чем поет?», «Сова»

Дидактические игры: «Какая птица лишняя», «Кто где живет», «Продолжи, найди причину»

Раскрашивание «Зимующие птицы»

Викторина «Знатоки птиц»

Физминутка «Лесные жители»

Чтение «Синичкин календарь»

Дидактические игры: «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «В мире птиц»

Лепка «Птицы на кормушке»

Викторина по произведениям В. Бианки

Физминутка «Медвежата»

Чтение «Первая охота», «Музыкант»

Г.Х. Андерсен «Дни недели»

Дидактические игры: «Кто чем питается?», «Какой? Какая?», «Узнай зверя по описанию»

Аппликация «Лесные жители»

«Праздник, посвященный творчеству В. Бианки»

Заключительный этап:

Подведение итогов.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Планирование мероприятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Экологическое путешествие по творчеству В.Бианки»

C:\Users\1\Desktop\iO3SBNBDS.jpg

Проект «Экологическое путешествие по творчеству В.Бианки»

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети разновозрастной группы старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Дата проведения: 08.02.2021 – 12.02.2021г.

Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. И здесь нам на помощь придет художественная литература. Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель Виталий Валентинович Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. Данный проект поможет привить детям такие важные личностные качества на основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц.

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки.

Задачи:

1.Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников на примере книг В. Бианки.

2.Формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде посредством произведений.

3.Расширять представления детей о литературе, о творчестве различных писателей, о книгах.

4.Развивать познавательные интересы, наблюдательность.

5.Способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности.

6.Отражать свои знания, впечатления в художественно-продуктивной деятельности

7.Развивать навыки сотрудничества.

8.Воспитывать интерес к различным видам деятельности.

9.Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы.

Предполагаемый результат проекта: 

Дети: обогатить знания детей о животном мире, мире природы через книги В. Бианки.

Родители: привлечение родителей прививать детям интерес любовь к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению. Расширить знания родителей о детской литературе, об экологическом воспитании детей.

Воспитатель: обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы; повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;

-подбор методической и художественной литературы по теме;

-подбор информации для детей;

-пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры, иллюстрации).

Основной этап:

Дата проведения

Мероприятия по реализации проекта

08.02.2021г.

Беседа «Знакомство с жизнью и творчеством В. Бианки»

Физминутка «Звериная зарядка»

Чтение «Как муравьишка домой спешил», «Лупленый бочок»

Дидактические игры: «Найди по описанию», «Птицы представляются», «Четвертый лишний»

Лепка «Дятел – доктор леса»

09.02.2021г.

Загадки о диких животных

Чтение «Лесные домишки», «Три весны»

Дидактические игры: «Скажи ласково», «Кто у кого?», «Назови семью»

Раскрашивание «Дикие животные»

10.02.2021г.

Беседа «Как помочь птицам зимой»

Речевая гимнастика

Чтение  сказки «Кто чем поет?», «Сова»

Дидактические игры: «Какая птица лишняя», «Кто где живет», «Продолжи, найди причину»

Раскрашивание «Зимующие птицы»

11.02.2021г.

Викторина «Знатоки птиц»

Физминутка «Лесные жители»

Чтение «Синичкин календарь»

Дидактические игры: «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «В мире птиц»

Лепка «Птицы на кормушке»

12.02.2021г.

Викторина по произведениям В. Бианки

Физминутка «Медвежата»

Чтение «Первая охота», «Музыкант»

Г.Х. Андерсен «Дни недели»

Дидактические игры: «Кто чем питается?», «Какой? Какая?», «Узнай зверя по описанию»

Аппликация «Лесные жители»

«Праздник, посвященный творчеству В. Бианки»

Заключительный этап:

Подведение итогов.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Планирование мероприятий.

Отчет по реализации проекта «Экологическое путешествие по творчеству В.Бианки»

В ходе проекта дети обогатили знания о животном мире, мире природы через книги В. Бианки. Была продолжена работа по экологическому воспитанию на примере его книг. У детей сформировались  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде посредством произведений автора. Было проведено две викторины, в ходе которых дети закрепили полученные знания. Было выполнено много интересных работ, которые порадовали родителей.

Беседа «Знакомство с жизнью и творчеством В. Бианки»

Задачи: познакомить детей с писателем В. Бианки и его творчеством; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг. Я хочу познакомить вас с замечательным писателем – натуралистом В. Бианки. Натуралист потому, что он писал сказки и рассказы о природе. Виталий Бианки был не только писателем, но и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. Он очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».

Многие рассказы и сказки мы уже с вами прочитали. А сегодня я вам расскажу о жизни и творчестве В. Бианки.

В. Бианки родился в г. Санкт - Петербурге. С самого детства его интересовало все то, что «дышит, цветет и растет». Его отец работал в Зоологическом музее, где В. Бианки был частым гостем. Видя за стеклянными витринами замерших животных, привезенных со всего мира, ему хотелось найти такое волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. В шесть лет В. Бианки вместе с семьей ездил в деревню Лебяжье. Именно там он впервые отправился в лесное путешествие. С тех пор лес для В. Бианки стал волшебной страной. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки  про зверей, птиц, насекомых. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой такой не было.

Вот, например, самая первая напечатанная книга В. Бианки «Чей нос лучше?», в которой животные хвалят свои носы. А вот сказка «Хвосты», мы с вами ее уже читали. Кто помнит, о чем эта сказка (рассматривание иллюстраций к книгам В. Бианки с сопровождением рассказа воспитателя)

Чтение  сказки В. Бианки «Теремок»

Воспитатель: Сегодня, я хочу познакомить вас с новой сказкой В. Бианки «Теремок». Итак, сказка начинается.

Чтение  сказки В. Бианки «Теремок»

Воспитатель: Как называется сказка, которую мы прочитали?

Воспитатель: Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Кто написал сказку «Теремок»

Воспитатель: Кто были главными героями сказки?

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто же первым поселился в дупле?

Воспитатель: Конечно же, дятел. А вот его, первого гостя сказки В. Бианки сегодня с вами и сделаем. Для этого нам понадобится пластилин.

Но прежде чем начнем лепить дятла, я хочу познакомить вас с этой птицой. Он играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные им дупла для других гнездящихся в них мелких птиц, таких как синиц и мухоловок. Кроме того, дятел в большом количестве поедает лесных вредителей — тлю, гусениц бабочек и питающихся древесиной насекомых — усачей, златок, короедов, муравьёв и многих других. Поэтому его называют «доктором леса». Дятел имеет пёструю окраску. На голове у него яркие, красные пёрышки. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями. Хвост у дятла средней длины и очень сильный, который помогает ей опираться при ударе по дереву. Воспитатель: Сначала мы берем кусок пластилина побольше, и катаем из него шарик, превращаем его в овал (форма яйца) и вытягиваем по бокам крылья и хвост. Затем мы катаем из куска поменьше небольшой шар (голова) и вытягиваем остренький клюв, после чего прикрепляем к туловищу и разглаживаем. Надеваем на голову не большой, красный берет. Вот и получился у нас лесной доктор. Сажаем его на дерево.

Дети самостоятельно выполняют работы, воспитатель помогает.

Анализ детских работ.

Воспитатель: Ребята, выставку какого писателя вы сегодня посетили?

Воспитатель: О чем писал В. Бианки?

Воспитатель: Чему учат нас произведения В. Бианки?

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Викторина по произведениям В.Бианки

Цель: Прививать интерес к художественной литературе о природе.
Задачи: продолжать формировать природоведческие представления посредством произведений В.Бианки;
- развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, обобщать;
- развивать связную речь;
- воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа: чтение произведений В.Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок», «Терентий - Тетерев», «Хвосты», «Лесные домишки» и других, рассматривание иллюстраций.

Ход викторины:
Воспитатель: Много самых разных загадок и тайн хранит природа. Один из тех писателей, который мог отгадать эти загадки и разгадать тайны был Виталий Бианки. Этот замечательный писатель любил природу и умел её описывать в своих сказках и рассказах. Давайте вспомним некоторые их них. Для этого я предлагаю, Вам разделится на 2 команды. Каждая команда будет выполнять своё задание. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Выиграет та команда, которая получит больше фишек.

1 задание «Главный герой» 
Воспитатель: Из трёх предложенных ответов выберите верный.

1 команда: «Кто главный герой в рассказе «Первая охота»?»
щенок
котёнок
лисёнок
2 команда: «Какое дерево стало для животных теремком в рассказе «Теремок»»
дуб
ель
берёза

2 задание «Вспомните название произведений»

1.«Лесные …»
- теремочки
- домишки
- избушки

Ответ: «Лесные домишки»
2.«Первая …»
- прогулка
- охота
- выставка
Ответ: «Первая охота»
3.«Кто чем …?»
- кричит
- поёт
- свистит
Ответ: «Кто чем поёт?»
4. «Лис и…»
- мышонок
- хомячок
- крот
Ответ: «Лис и мышонок»
5. «Купание …»
- зайчат
- медвежат
- лисят
Ответ: «Купание медвежат»
6. «Терентий ...»
- ворон
- тетерев
- сова
Ответ: «Терентий - Тетерев»

3 задание «Загадки в сказках и рассказах»

Воспитатель: Попробуйте по отрывку угадать кто это, что это и название произведения ?
1 команда:
Что попросила муха у человека в сказке «Хвосты»
Ответ: «Сделай мне хвост?»
2 команда:
Чей нос оказался лучше в сказке «Чей нос лучше?»
Ответ: «Так и осталось неизвестно, чей нос лучше»

4 задание «Кто что ест?»
Воспитатель: В сказке «Чей нос лучше?»? В.Бианки рассказал, какой корм едят птицы. Послушайте задание.
1 команда - Назовите, корм, который ест клест.
2 команда - Назовите, корм, который ест дубонос.

5 задание Игра «Кто больше?»
Воспитатель: Ответьте на вопрос: «Кто больше?"
1 команда – лис или мышонок
2 команда - мышь или сова

6 задание «Кто это?»
Воспитатель: Попробуйте по описанию угадать кто это?.
1 команда:
- Червяк - червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки». (гусеница- землемер, «Как муравьишка домой спешил»)
2 команда:
- Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (водомерка, «Как муравьишка домой спешил»).

7 задание «Как всё начиналось»
Воспитатель: Попробуйте по первым строчкам угадать название сказки или рассказа.
1 команда:
- «Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?» («Лис и мышонок»)
- «Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден» («Как муравьишка домой спешил»)
2 команда:
- «Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова» («Сова»)
- «Надоело Щенку гонять кур по двору. Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами» («Первая охота»)

8 задание «Вопрос – ответ»

1. Как звали в одной из сказок В.В.Бианки тетерева , который напугал лисицу и куницу?
Теодор
Терентий +
Трифон

2. К каким зверям и птицам подлетала Муха из рассказа В.Бианки «Хвосты»?
К Корове +
К Лисице +
К Дятлу +

3. Приведите примеры трёх произведений В.Бианки, название которых представляет собой вопрос?
Чей нос лучше? +

Кто чем поет? +
Где раки зимуют? +

4. Что хотел насыпать на хвост зайцу главный герой одного из рассказов Виталия Бианки?
Сахар
Соль +
Перец

5. Каков вес слона Макса из рассказа писателя Бианки «Макс озорничает»?
Почти две с половиной тысячи килограммов +
Пять тонн
Одна тысяча килограммов

6. Отчего был грязным нос у Мышонка в сказке «Лис и Мышонок»?
Оттого, что он сарай исследовал
Оттого, что золу разворошил
Оттого, что землю копал +

7. Какая загадка есть в тексте сказки «Мастера без топора»?

«Без рук, без топоренка построена избёнка» +
«Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник»
«Портной шубу себе сшил, иглу вынуть позабыл»

8. Продолжите названия рассказов:
«Как Муравьишка домой …
(спешил
«Хитрый Лис и Умная …
(Уточка
«Лесной Колобок — Колючий …
(Бок)»

9. Какой напиток с молоком пил Старик в сказке В.Бианки «Сова»?
Травяной настой
Чай +
Кофе
 

Воспитатель: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. Подсчитаем фишки.
Подсчёт фишек, определение команды-победителя.

Беседа «Как помочь птицам зимой»

Цели:

- закреплять знания детей о названиях птиц.

- формировать понимание и вызвать желание помогать птицам выжить в морозы.

- развивать умение распознавать следы птиц по их характерным признакам.

- развивать любознательность, зрительную память, наблюдательность, смекалку

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, нам сегодня пришло письмо. Очень хочется узнать, от кого оно. Постарайтесь загадки разгадать.

Какая птица похожа на яблоко?

Какая птица поет синь-синь?

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит?

- Ребята, о ком эти загадки? Конечно же, о птицах.

- Да и письмо это от наших друзей птиц. Они пишут, что им хорошо жилось, жили они не тужили, весело играли, пели. Но с приходом зимы им стало холодно и голодно. И они просят у нас помощи.

- А вы, как думаете, почему нужно помогать зимующим птицам?

- Поможем птицам перезимовать зиму?

- Ребята, какие птицы называются зимующими? (Они не улетают в теплые края)

- Из холодных краев к нам прилетают красногрудые снегири, свиристели (показать). Ближе к человеческому жилью переселяются вороны, сороки, галки, синицы. Здесь они находят больше корма: в коре, в земле птицы добывают жуков.

- Что вам известно про жизнь птиц в зимнее время? К зиме птицы умолкают, прячутся, тело покрывается пухом, ночуют на ветках деревьев. Им трудно находить корм, надо им чаще помогать, развешивать кормушки и насыпать в них пшено, хлебные крошки, несоленое сало, семена, сушеные ягоды.

- А вы, помогаете птицам?

- А какие птицы называются перелетными? Те, которые не могут зимой найти корм, собираются в большие стаи и улетают в теплые края.

- А каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, кукушка, журавль)

- Первыми возвращаются грачи, скворцы, а когда появляются первые листочки на деревьях – прилетают соловьи, кукушки, ласточки.

На доске картинки перелетных птиц. Дети называют птиц и показывают картинку.

- Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? Зимующие птицы остаются зимовать с человеком. И без помощи человека им не обойтись. А перелетные с приходом осени, когда становится холодно, собираются в стаи и улетают в теплые края.

 Физминутка

По весне к нам с юга мчится

(машут руками и кружится)

Черная, как ворон птица

(прыгают, делают движения головой)

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех грач.

Воспитатель: Как нужно заботиться о птицах зимой?

Ответ детей.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся на крыльцо,

Стайки, как домой.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

 Итог беседы:

- Ребята, а вы как думаете, как же мы должны относиться к птицам зимой? (подкармливать птиц)

- Если мы будем заботиться о птицах, то мы поможем пережить им зиму?

- У нас есть кормушка, для чего она?

- Заполним кормушку кормом для зимующих птиц.

Викторина «Знатоки птиц»

Задачи:

- обобщить и дополнить знания детей о мире пернатых,

- развивать наблюдательность, творческий потенциал,

- закрепить умение давать полные ответы на задаваемые вопросы;

- развивать логическое мышление.

Ход занятия: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной предметной картинке.

- Рассмотрите картинки и назовите.

- Как, одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

- Правильно.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить? Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре - викторине «Знатоки птиц». В викторине участвуют две команды. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.

Правила игры: я расскажу вам о правилах игры. На обсуждение ответа дается одна минута. Если команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше. Итак, начинаем нашу викторину.

1 конкурс «Разминка»

Вам поочередно надо быстро ответить на вопросы.

1. Какую птицу называют «белобока»?

2. От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.)

3. Назовите птицу с красной грудкой, которую можно увидеть зимой?

4. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.)

5. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

6. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

7. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края).

8. Как мы можем помочь зимующим птицам?

По результатам разминки каждая команда получает по одному жетону.

2 конкурс «Перелётные и зимующие птицы» 

Разделите картинки с изображением птиц на зимующих птиц и перелётных. Команда соперников проверяет правильность выполнения задания (жетон выдается команде, которая выполнила задание верно).

3 конкурс «Чей клюв лучше»

Сейчас мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. Назовите, чьи это клювы (клеста – клювом достаёт семена из еловых шишек; вороны – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; орла – острый загнутый клюв, это хищная птица; лебедя – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

4 конкурс «Загадки о птицах»

В этой категории каждой команде предлагается ответить по 3 загадки.

1. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы (Дятел).

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих,

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ….(Совы)

2 Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это….

(Снегири)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два огромных крыла

У хозяина…. (Орла)

3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)

Прокукует, подсчитаешь, 

Сколько жить тебе узнаешь! 

Птичка, серая подружка, 

А зовут ее. (Кукушка) 

Игра «Кормушка»

Ход и правила игры: В центре зала лежит большой обруч – «кормушка», в ней мелкие одинаковые предметы. Малые обручи – «гнезда», «скворечники», «дупла» - образуют большой круг, в них стоят дети – «птицы» по одному в каждом. Пока звучит музыка, дети переносят к себе в обруч по одному предмету, по окончании музыки – считаем, какая птица больше «набрала еды». Повторить 3-4 раза.

5 конкурс «Узнай птицу по голосу»

(Аудиозапись голосов птиц)

7 конкурс «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки, и птицы о которой в ней говорится.

 1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

2. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому, что лиса повредила ей в детстве крыло (Серая шейка, утка)

4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

6. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

Подсчет жетонов. Вручение медальонов «Знатоки птиц».

Молодцы ребята, сегодня вы показали, что вы настоящие знатоки птиц. Пожелаю вам не только знать птиц, но и заботься о них зимой, и беречь природу – потому, что природа – это дом для птиц

Картотека дидактических игр по теме «Птицы»

«Какая птица лишняя»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Ход игры: педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

«Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

 «Продолжи, найди причину»

Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Ход игры. Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

«Птицы нашего края»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитывать любовь к природе родного края.

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Ход игры.

На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

«Птицы представляются»

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

                                                   

«В мире птиц»

Цель: закрепить знание детей о птицах.

Вопросы:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и личинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

«Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

Ход игры.

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли и т. д.

                                         

«Скажи ласково»


Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Ход игры :

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Толстая шея – толстенькая шейка

Короткий хвост – короткий хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки

                                               

«Четвёртый лишний»


Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

Ход игры:

Воробей, грач, сорока, синица

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, кукушка, дятел

Ворона, скворец, синица, галка

Соловей, голубь, сорока, воробей

Синица, аист, дятел, снегирь и т.д.

                                                 

Картотека дидактических игр по теме «Дикие животные»

«Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата).

У лисицы  - … (лисенок, лисята).

У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата).

У ежихи  - … (ежонок, ежата).

У волчицы  - … (волчонок, волчата).

У белки  - … (бельчонок, бельчата).

«Назови семью»

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

«Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле.

Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе.

Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом.

В хатке под водой живет…бобр.

 «Кто чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.

Дети: Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

 «Какой? Какая?»

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

«Подбери словечко»

Цель:  формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).

Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).

«Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

 

«Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие  голоса подают дикие животные.

- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокоет).

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. 

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка; заяц – зайчик, зайчишка; еж – ежик; лисенок – лисёночек,

лиса – лисичка; медвежонок – медвежоночек и т.д.

«Один - много»

Цель:  образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

«Один-три-пять»

Цель:  согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

 «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

«Четвертый лишний»

Цель:  формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь;

Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;

Лось, слон, жираф, обезьяна.

«Составление рассказа-описания»

Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).

«Назови по порядку»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме.

На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

«Чей это хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

 - Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост);       у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост);    у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост);   у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост);       у лося – (лосиный хвост).

«Скажи одним словом»

Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);

Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);

Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).

«Про кого можно сказать…»

Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.

«Что делает?»

Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.

Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово - действие и заканчиваете предложение.

Белка:

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) - прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)

3. Белка с удовольствием орешки (грызет)

Медведь:

1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)

2. В зимнее время медведь… (спит)

3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)

Волк:

1.Волк за зайцем (охотится).

2.Волчица о волчатах (заботится) и т.д.

 «Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия: Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Выложи животное» из геометрических фигур»

Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, используя геометрические фигуры. Развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

 «Сравни животных с людьми»

Цель: учить находить и правильно называть части тела человека и животного.

У человека — рот, а у животных – пасть.

У человека — лицо, а у животных – морда.

У человека — зубы, а у животных – клыки.

У человека — живот, а у животных – брюхо.

У человека — ногти, а у животных – когти.

У человека — руки, а у животных – лапы.

Формирование умения отгадывать загадки – рифмы, развитие слухового внимания.

 1.Эта кошка очень злая.                        2. Длиннорогий и рогатый

Не мурлычет, но кусает.                        Лесники зовут «сохатый».

Ей не крикнешь грозно «брысь!»         Скачет прямо он и вкось,

Это кошка леса   — ...(Рысь)                 Крупный и могучий... (Лось)

3.Стройный, быстрый,                           4.Он всю зиму в шубе спал,
Рога ветвисты,                                         Лапу бурую сосал,
Пасется весь день.                                   А проснувшись, стал реветь.
Кто ж это?.. (Олень)                                Этот зверь лесной…(Медведь).

5.Хитрая плутовка,                                  6. Летом шубку серую,
Рыжая головка,                                        А зимой белую
Пушистый хвост-краса.                          Носит попрыгайчик -
Кто ж это?.. (Лиса)                                  Боязливый… (Заяц)

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Физкультминутка «Лесные жители»

У нас славная осанка, мы свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как заинька-трусишка, и как серый волк - волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили головой они крутили

Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы вправо- влево)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так, дружно дерево качали (наклоны туловища влево - вправо, руки «обнимают» дерево)

Вперевалочку ходили (имитация походки медвежат)

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперед)

А потом они устали и в берлоге крепко спали

Вот так, вот так и в берлоге крепко спали (изображают спящих медвежат)

Речевая гимнастика

Су-су-су, су-су-су.

Белку видели в лесу.

Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо - громче- громко):

Са-са-са, са-са-са,

Вот бежит леса.

Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).

Загадки о диких животных

1.Спит в берлоге он зимой.                               2. У косого нет берлоги, 

Любит шишки, любит мёд,                               Не нужна ему нора.

Ну-ка, кто же назовет?                                      От врагов спасают ноги, 

(Медведь)                                                            А от голода – кора. (Заяц)

3. Сердитый недотрога,                                     4. Хозяин лесной,
Живёт в глуши лесной.                                     Просыпается весной,
Иголок очень много,                                         А зимой под вьюжный вой,
А нитки ни одной.                                             Спит в избушке снеговой. (Медведь)

(Ёж)

5.Кто зимой холодной,                                      6. Не ёлка, а колко,
Ходит злой, голодный?                                     Не кот, а мыши боятся. (Еж)
(Волк)

7.Есть в реке работники,                                   8. Длинное ухо,
Не столяры, не плотники,                                 Комочек пуха,
А выстроят плотину —                                     Прыгает ловко,
Хоть пиши картинку.                                        Любит морковку. (Морковь)

(Бобры)

9.Папа очень крепкий, рослый,                       10. Хвост пушистый,

И рога ветвисты.                                               Мех золотистый,

Сын, пока еще не взрослый, -                          В лесу живет,

Рыжий и пятнистый.                                         А в деревне кур крадет. (Лиса.)

Он рождается без рожек,

В шубке пестренькой в горошек.

(Олень и олененок)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ»

Расширить знания о животном и растительном мире через произведения писателя — натуралиста В. Бианки...

Проект «Экологическое путешествие по творчеству В.Бианки»

Краткосрочный информационно- творческий проект...

Проект «Экологическая тропа в творчестве и экспериментальной деятельности детей».

Цель проекта: творческое развитие детей  в процессе художественно-эстетической и экспериментальной деятельности....

Сценарий экологического праздника, посвященного творчеству В.Бианки "Лесные домишки"

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. И здесь нам на помощь приходит художественная литература. Литература предоставля...

Педагогический проект по экологии «Экологическое путешествие по произведениям В.В.Бианки»

Произведения В.Бианки отличаются яркой экологической направленностью.На основе его произведенй можно воспитать у дошкольников любовь к природе ,научить понимать природу и ее особенности .Поэтому нами ...