Конспект НОД "Зимующие птицы" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Расширение знаний и представлений детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах и роли человека в их жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zimuyushchie_ptitsy.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»
Цель: расширение знаний и представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
- формировать знания дошкольников о зимующих птицах родного края; показать детям, чем правильно кормить птиц.
- обогащать словарь детей новыми понятиями по теме «зимующие птицы» и расширять знания детей о жизни птиц зимой; активизировать умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; пополнять активный словарь по теме словами: корм, кормушка, холодно, голодно;
- воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период, вызывать желание помогать птицам в холодное время года.
Демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц, картинки с птичьим кормом для сравнения в теплое и холодное время года, кормушка, пакетики с образцами корма для птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь); п/и «Воробьишка», «Снегири», «Воробьи и кошка»; проведение пальчиковой гимнастики «Кормушка»; рассматривание сюжетных картин по теме, альбомов с изображением зимующих птиц; отгадывание загадок о птицах.
Методические приёмы:
игровой (использование сюрпризных моментов);
наглядный (использование иллюстрации, презентации);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
поощрение;
анализ занятия, рефлексия.
Организационная часть.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели).
Воспитатель:
Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей)
-Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, морозная, суровая, злая).
- А какими забавами нас встречает зима? (катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки).
- Ребята. Давайте, мы свами тоже поиграем в снежки!
Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки».
Дети под музыку «лепят» снежки, передавая ватные шарики из рук в руки. А затем кидают друг в друга. По окончании музыки, игра заканчивается.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, ко мне прилетел волшебный «снежок», и он приглашает нас совершить прогулку по зимнему лесу.
2. Основная часть.
Воспитатель: (зачитывает стихотворение).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу? (птицы не поют)
- А почему не поют птицы? (улетели в тёплые края).
Воспитатель: Пришла зимушка-зима…
На улице стало морозно, холодно. Почувствовали приближение морозов не только звери, но и птицы. Некоторые из них улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее. Но сегодня я Вам расскажу совсем о других птицах, мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются и живут рядом с нами. Таких птиц называют – зимующие.
Основная часть:
Воспитатель: Что это за птицы, хотите узнать? Я вам помогу вам их узнать, отгадав загадки:
Эта птичка-невеличка
Сайкой дружною живет
Крошки быстро подбирает
«Чик-чирик» она поет.
Ответ детей: Это птица Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску картинку с изображением названной птицы)
Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи очень полезные пташки. Летом они спасают нас от вредных насекомых: бабочек, гусениц, жуков. Но в зимнее время года им голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья).
А вот и следующая птица, и про неё у меня есть загадка:
Хоть и меньше воробья,
Не боюсь морозов я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня.
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску картинку с изображением названной птицы)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
А у этих птиц есть секрет, я Вам его раскрою если вы отгадаете загадку:
Что за птицы прилетели?
На рябинку дружно сели.
Видно их издалека
Грудку алую, бока.
Ах, как птицы хороши
Эти наши.
Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску картинку с изображением птицы)
Воспитатель: Снегири очень красивые птицы, но живут они с нами только зимой, летом их вы не встретите. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Летом снегири живут стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму они тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)
А, сейчас, мы с вами ребята поиграем в игру на внимание:
«Какой птички не стало?»
(на доске картинки с изображением птиц)
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какая птичка улетела?»
Без нашей помощи эти птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них вкусное и полезное угощение.
«Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, как вы думайте, какой корм птицы с удовольствием примут и будут очень благодарны, пожалуйста, помогите мне выбрать его для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Я хочу вам сказать, что еда с вашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.
Овёс, пшено клюют только воробьи, для них годятся и хлебные крошки.
Синицы кроме семян, любят сырое сало или мясо.
Ворона- всеядные птицы.
Снегири предпочитают ягоды рябины, семечки арбуза, тыквы.
Голуби любят крупу и хлеб.
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
На нашем участке мы повесим кормушки и насыплем туда корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! А сейчас предлагаю вам поиграть, игра называется «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Заключительная часть:
Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, о чем мы сегодня с вами говорили. (Дети готовятся к рефлексии, садятся на ковер в круг и берутся за руки)
Ответ детей: Мы говорили о птицах зимой.
Воспитатель: какие птицы называются перелетными?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: каких птиц называют зимующие? Почему?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: пожалуйста, назовите зимующих птиц, которых вы запомнили.
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи зимой? А в летнее время? Ребята, чем питаются снегири зимой? Тоже самое о синицах. (Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)
Воспитатель: что вы узнали сегодня интересного?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Но мы еще не все с вами сделали, у нас осталось, очень ответственное задание. Предлагаю пойти на улицу и повесить кормушку для птиц на участке нашей группы.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-srednei-grupe-na-temu-zimuyuschie-pticy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе "Птица синица"
Цель: уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...
Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....
Конспект занятия в средней группе «Птицы - наши друзья» с использованием
Вспомнить названия птиц, классификация по месту обитания. Расширять словарный запас детей. Использовать методику ТРИЗ при раскрашивании птиц. Воспитывать эстетическое восприятие, подбирать по цвету. Р...
Конспект занятия в средней группе на тему «Птицы»
Формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, уить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, уметь передавать в...
Конспект занятия для средней группы: "Перелетные птицы"
1. Название конспекта2. Задачи.3. Ход занятия:- Кинессилогия- Мотивация- Элемент сюжетно-ролевой игры- Словарная работа- Разные виды игр и упражнения- Вопрсы детям- Загадки- Релаксация4. Итог....
Конспект НОД в средней группе. Тема: "Домашние птицы"
Тема: «Домашние птицы» Цели: активизация и закрепление знаний детей о домашних птицах и месте их обитания.Задачи:Образовательные: Усвоить названия домашних птиц, из каких частей состоит тело, гд...
Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»
Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное представлени...