Долгосрочный проект "Дети в мире экологии"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ласькова Елена Анатольевна

https://disk.yandex.ru/i/qmuF9MSWFdzDwA ссылка фотоотчёт по проекту "Дети в мире экологии"

Актуальность поднимаемой темы, заключается в том, что экологическое воспитание-чрезмерно актуальная проблема настоящего времени и только экологическая культура, которая будет прививаться с детства, сможет вывести нашу планету из того катастрофического состояния, в котором она прибывает сейчас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_deti_v_mire_ekologii.docx286.81 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Дети в мире Экологии»

                                                    ПОДГОТОВИЛА: ЛАСЬКОВА Е.А.

                                                                                       

Тема проекта: «Дети в мире экологии»

Тип проекта: долгосрочный.

Вид проекта: информационно- познавательный, игровой.

Участники проекта: дети младшей группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Актуальность: так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу.

Актуальность поднимаемой темы, заключается в том, что экологическое воспитание-чрезмерно актуальная проблема настоящего времени и только экологическая культура, которая будет прививаться с детства, сможет вывести нашу планету из того катастрофического состояния, в котором она прибывает сейчас.

Проблема проекта: у детей нет формирования собственного жизненного опыта по взаимодействию с окружающим миром.

Цель проекта: привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир, способность понимать и любить природу.

Задачи проекта: подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

-воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

-показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

-воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

-подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

-воспитание правильного поведения в природе.

Работа с родителями:

Создание папок-передвижек, консультаций по темам проекта:

Папки-передвижки: «Витамины с грядки», «Синичкин день», «Где и как зимуют животные», «Домашние животные в жизни ребёнка», «Экологическое воспитание в дошкольном возрасте», «Вода-источник жизни», «Как растут растения», «Прогулка в природу».

Консультации для родителей: «Экологическое воспитание», «Пернатые друзья», «Природа в жизни вашей семьи», «Опыты и эксперименты с водой в домашних условиях», «Почему нельзя шуметь в лесу» «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка».

Экологический журнал «Первоцветы», «В природе нет «плохих» и «хороших»

Фотоколлаж «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Акция «Покормите птиц зимой», «Цветы-улыбка природы», «Дети цветы жизни»

Домашнее задание: Участие в акциях, в выставках и конкурсах.

Изготовление работ и поделок из бросового и природного материала.

Предполагаемые результаты работы над проектом:

1.Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3.Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

4.Владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования.

5. Понимать ценность природных объектов.

Этапы работы над проектом:

1 этап – аналитический.

     Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как основных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы.

     Задачи этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения дней экологических знаний.

3 этап –основной: практическая деятельность.

     Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических дней и акций.

 4 этап – итоговый, диагностический.

     Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Интеграция образовательных областей:

          Познавательная - речевая деятельность.

Тематические НОД экологической направленности.

Познавательно - исследовательская деятельность.

Чтение художественной литературы по проектной тематике.

Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;

Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

Познавательные, ситуативные беседы.

        Социально - коммуникативная деятельность.

Игровая деятельность экологического содержания:

сюжетно-ролевые игры;

дидактические игры;

развивающие игры.

        Трудовая деятельность:

 Уход за растениями, посадка лука

Поддержание чистоты и порядка на участке детского сада (трудовой и экологический десант)

      Художественно - эстетическая деятельность.

Продуктивная деятельность:

рисование

лепка;

аппликация;

прикладная деятельность;

конструктивно - модельная деятельность.

    Физкультурно-оздоровительная деятельность.

спортивные, подвижные игры;

                                              СЕНТЯБРЬ

                ТЕМА: ОВОЩИ И ФРУКТЫ-ЛУЧШИЕ ПРОДУКТЫ

Цель: формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях.

Беседы: «Что нам осень принесла», «Растения сада и огорода», «Труд людей на огороде и в саду».

Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по теме.

Игры с муляжами овощей и фруктов.

Отгадывание загадок об овощах, цветах и фруктах.

Пальчиковые игры: «Мы капусту солим, солим», «Апельсин», «Слива», «Яблоко», «Картошка».

Дидактические игры: «Овощи и фрукты», теневое лото «Найди овощ, фрукт»

Конструирование «Заборчик для грядки».

Фотовыставка «Юные огородники».

                                                ОКТЯБРЬ

                               ТЕМА: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цель: обогащение и углубление у детей представлений о домашних животных, способах ухода за ними.

 Беседа «Домашние животные и их детёныши», «Что мы знаем о домашних животных», «Кто как кричит?»

 Чтение: «Коза-дереза», «Козлята и волк», «Курочка-ряба», Е. Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыплёнок и утёнок», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котёнок», С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Берестов «Курица с цыплятами».

Заучивание потешки: «Киска, киска, киска брысь»

Д/и: «Собери семейку», «Кто, что ест?», «Чей малыш?», «Разрезные картинки», «Кто в домике живёт?».

Сюжетно-ролевая игра «Ветлечебница».

П/и: «Кот и мыши», «Воробушки и кот», «Лохматый пёс».

Рисование «Кошечка-Мурочка»

Аппликация «Нет напрасно мы решили прокатить кота в машине»,

«Домик для собаки».

Изготовление книжек-малыщек.

Фотоколлаж «Мы в ответе за тех, кого приручили».

                                                 НОЯБРЬ

                   ТЕМА: ПТИЦЫ-НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ

Цель: формирование знаний детей об особенностях жизни птиц нашего края, о роли человека в жизни птиц.

Беседы: «Зимующие птицы», «Каких птиц мы встречаем на нашем участке»

 Чтение художественной литературы

(Е. Чарушина, В. Бианки и др.)

Заучивание наизусть А. Барто «Воробей»

Просмотр презентации «Зимующие птицы»

Коллективная работа «Снегири на ветку сели»            

 Наблюдение какие птицы прилетают к нам на участок.

Подкормка птиц на участке детского сада (совместно с родителями)

Дидактические игры «Найди тень», «Четвёртый лишний», «Кто зимует, кто улетает»

Словесная игра с мячом «Чем мы кормим птиц».

                                               ДЕКАБРЬ

                             ТЕМА: В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ

Цель: продолжать знакомить детей с деревьями, дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Беседы: «Здравствуй, дерево!», «Кому нужны деревья в лесу», «В гости к еле и сосне», «Как узнать берёзу»;

Чтение художественной литературы:

 И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Две сосны и ель», М. Ивенсен «Ёлочка», М Володина «Шишечное дерево», Т.Цыркунова «Туи».

Заучивание наизусть П. Воронько «Берёзка», М Володина «Шишечное дерево»,

 Экскурсия:

 Рассматривание деревьев на участке.

Рисование на тему «Осенний лес» (листьями из гербария)

Аппликация «Берёзка весной»;

Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «С какого дерева листок», «Кому нужны деревья в лесу».

                                                    ЯНВАРЬ

                                ТЕМА: КТО ТАКИЕ БОБРЫ

 Цель: воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
 «Что мы знаем о животных» - информационный калейдоскоп.

«Вы слыхали про бобра?» - показ иллюстраций.
«Такие разные бобры» - составление коллективного коллажа.
 «Живет в лесу строитель…» - вечер загадок.
 «Друг или враг» - беседа.

«Хорошо, что есть на свете зверь по имени бобр»

 «Напиши письмо бобру» - презентация.
                                                      ФЕВРАЛЬ

ТЕМА: КИТЫ И ДЕЛЬФИНЫ-САМЫЕ БОЛЬШИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Цель: формирование экологического сознания, воспитание бережного, осознанного отношения к окружающему миру. 

Просматривание видеороликов и презентаций «Морской мир», «Подводный мир», Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи».

Создание коллективного коллажа «Киты и дельфины»

Подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Водяной».

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Чей силуэт», «Чья тень?», «Собери Дельфина», «Угадай какой водоем», «Кто здесь живет?»

                                                       МАРТ

                                ТЕМА: НАШ ДРУЖОК-ЛУЧОК

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях.

 Занятие «Посадка лука»

Беседы «Первая зелень», «Витамины с подоконника»

Чтение загадок и стихов про лук

Введение дневника наблюдений за луком

Уход за луком

Аппликация» Лучок»

                                                    АПРЕЛЬ

                                    ТЕМА: НАСЕКОМЫЕ

Цель: формирование навыков правильного поведения детей в природе

Помочь детям понять своеобразие каждого насекомого и его уникальность.   Беседа по теме «Насекомые», «Разные бабочки»

Рассматривание иллюстраций и презентации «Насекомые, какие они»

Чтение: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик»

Подвижные игры «Жуки», «Поймай комара», «Пчелы и мед».

Аппликация гусеница «Гусеница»

Рисование «Божья коровка», «Разноцветный паучок»

                                                        МАЙ

                                    ТЕМА: ПЕРВОЦВЕТЫ

Цель: познакомить детей с первоцветами и их многообразием.

Беседы: «Пришла весна» с использованием сюжетных картинок.

 «Как изменилась жизнь растений с приходом весны?» наблюдение на прогулке.

 «Первоцветы на участке детского сада» наблюдение на прогулке.

«Какие первоцветы занесены в красную книгу?»

Чтение художественной литературы

 Рассказы Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш», П.Соловьева «Подснежник», Сказка «Двенадцать месяцев», легенды о первоцветах.

 Заучивание наизусть А. Плещеев «Первые цветы»

 Дидактические игры: «Отгадай загадку и найди цветок», «Найди цветок по описанию», «Назови первоцвет на заданный звук».

Рисование «Первоцветы (девочки); аппликация «Первоцветы» (мальчики)

    Литература, используемая для работы над проектом:

1.Н. Николаева Юный эколог, система работы в младшей группе детского сада (для работы с детьми 2-4 лет). Москва, Мозаика-Синтез, 2010.

2.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие - М., педагогическое общество России, 2010.

3.В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» - М. «Просвещение».                     

4.Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» М.,2010г.

5.Интернет-ресурсы.

  Достигнутые результаты:

Дети знают:

  • 10-12 домашних и диких животных и их детёнышей,
  • части тела животных и их особенности,
  • виды растений,
  • основные части растений, деревьев.
  • правила ухода. 
  • Дети научились:
  • устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных.
  • устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.
  • Имеют представление:
  • о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Туи. Татьяна Цыркунова

Как пахнут туи - мёдом и смолою,
Исходит ароматом полоса…
Тёмно-зелёной и цветной каймою
Остроконечно смотрит в небеса.

Прибежище, укрытие синичек, -
От хищников спасаются у нас.
А ветки, наподобие ресничек, -
Мгновенно закрывают этот «глаз».

Все выросли из веточек-побегов,
И были высотой всего с вершок,
Но выросли размашисто, с разбегом,
И силой наливался корешок.

Густая хвоя туй с различным цветом -
И жёлтый есть, и тёмно-голубой,
Замысловатым пахнущим букетом
Заставит преклониться пред собой.

А шишки - наподобие соцветий,
И к осени полны семян всегда,
Я наслаждаюсь ароматом этим,
А птицам они - вкусная еда.

В любую пору туя так нарядна,
Туй хвоя и под снегом хороша,
И глазу своей свежестью отрадна,
Мне кажется, у туи есть душа…

Шишечное дерево... Маргарита Володина

Я просил сегодня маму,
Чтобы мне поверила ;
Ах, какое я видал -
Шишечное дерево!

Это вовсе не сосна,
Вроде и не ёлка;
Есть на дереве листва,
Только не иголки!

Шишки - шарики на нём,
Я узнал, ликуя,
Чудо - дерево моё,
Это просто - ТУЯ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Долгосрочный проект "В мире сказок"

Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...

Долгосрочный проект "В мире сказок"

Читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развив...

Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1      Педагогический проект«В мире звуков и букв»...

Долгосрочный проект ,,В мире профессий,, старшая группа

формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности...

Конспект занятия по окружающему миру (экология). Научное заседание: " В мире животных"

Конспект по окружающему миру (экология). Научное заседание: «В мире животных» Цель: - Закрепить знания о 4-х классах животного мира - насекомых, птицах, зверях и рыбах.Задачи:...

Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы

Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы...