картотека по ознакомлению с окружающим миром
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:
1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.
2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.
3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_3_did_igr_po_poznavat.docx | 53.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по познавательному развитию |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Что кому» Дидактическая задача: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника. Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки. Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику). Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии. |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Не ошибись» Дидактическая задача: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание. Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым сложил картинку(из шести частей) об одном виде спорта. Ход игры: У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры. По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Где это можно купить» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки. Игровое правило: Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото Ход игры: Детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин) |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Так бывает или нет?» Дидактическая задача : Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то ,чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках» Дети придумываю сами небылицы. |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Узнай по описанию» Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит. Игровое правило: Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой. Ход игры: Воспитатель рассказывает: - Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать) Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях. |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Какое время года?» Дидактическая задача : Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Игровое правило: Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года. Ход игры: У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Назови одним словом» Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: - Я назову слова, а вы назовите все одним словом:
|
Дидактическая игра по познавательному развитию «Что было, если бы…?» Дидактическая задача: Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам. Игровое правило: Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него. Ход игры: Воспитатель предлагает послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» - Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры? (не заботилась о вещах, не ухаживала за ними). - А теперь давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали? - А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер) Дети сами придумывают загадки. |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Так у нас. А как у вас?» Дидактическая задача: Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи Игровое правило: Рассказать, как проходит вечер в семье. Ход игры: Воспитатель предлагает рассказать детям, что бывает вечером у них дома. Первым рассказывает воспитатель. |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Что умеет делать?" Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Игровое правило: Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки). Ход игры: В: Телевизор. В: Что может мяч? В: Что может светофор? В: Что может растение? В: Что может слон? В: Что может дождь? В: Что может дождь? В: Что может краска? В: Что может художник? |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Раньше - позже" Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Ход игры В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку? В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше? В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу? В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом? В: Какая часть суток сейчас? В: А что было раньше? В: А раньше? В: А еще раньше? В: Какой сегодня день недели? В: А какой день недели был вчера? В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?… Дидактическая игра по познавательному развитию «Где живет?» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. Ход игры: В: Где живет медведь? В: Где живет собака? В: Где живет ромашка? В: Где живет гвоздь? В: Где живут вежливые слова? В: А что значит хороший человек? Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы. В: Где живет радость? В: Где живет зло? В: В каких словах живет буква "А"? В: Где живет слово? В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник? В: Где живет грустная мелодия? |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Хорошо-плохо" Дидактическая задача: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Игровое правило: Ведущим называется любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры: В: Съесть конфету - хорошо. Почему? В: Съесть конфету - плохо. Почему? То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? В: Огонь - это плохо. Почему? В: Листопад - это хорошо? В: Листья под ногами - плохо. Почему? В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем? В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке? |
Дидактическая игра по познавательному развитию «Из чего сделано?» Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала. Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи. Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем. Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала. |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Раз, два, три… ко мне беги!" Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов Игровое правило: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы. Ход игры: В:"Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!" В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги! В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь, ко мне беги!" В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка… В: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!" |
Дидактическая игра по познавательному развитию «На что похоже» Дидактическая задача: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Игровое правило: Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него (по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу).. Ход игры: В: На что похож абажур? В: На что похожа улыбка? В: Половник. В: На что похож дождь? В: А душ какой бывает? В: На что похожа коробка цветных карандашей? В: На что похожа кисть? В: На что похож светофор? В: На что похожа иголка? В: На что похож звук "Р"? В: На что похожа мелодия вальса? |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Теремок" Дидактическая задача: Учить выделять свойства вещей, находить общее и различное. Игровое правило: Детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". Ход игры.: 1 вариант Ведущий выбрал машину. Д: Тук-тук. Кто в теремке живет? В: Это я, машина. Д: А я стол. Пусти меня к себе жить? В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня. Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики. 2 вариант: В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины. Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные. Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? В: Это я, снегирь. А ты кто? Д: А я воробей. Пусти меня к себе! В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря. |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Найди друзей" Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Игровое правило: Игру рекомендуется использовать после игры "Что может?". Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят (с помощью набора предметных картинок), кто или что выполняет эту же функцию. Ход игры: В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию. В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать? В: А самолет сам летает? В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их! В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок. В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.) В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы оставляют следы на бумаге. |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Все в мире перепуталось" Дидактическая задача: Расширять представлений детей об окружающем мире. Игровое правило: Для игры используется "модель мира", которая состоит из двух частей: рукотворного и природного мира.. Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру. Ход игры: В: Что изображено у тебя на картинке? В: К какому миру относится яблоко? В: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели? В: На картинке - шуба. К какому миру принадлежит? В: Почему вы так думаете? В: Шубу поместим в сектор с посудой? В: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде. В: На картинке - утка. К какому миру она относится. В: Где живет утка? Где обитает? В: Было семечком, а стало? В: Было головастиком, а стало? В: Был дождь, а стал? В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево? В: Было числом 4, а стало числом( 5). В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть? Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной. В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть? Д: Игрушек, овощей а огороде… В: Это было раньше маленьким, а стало большим. Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким. В: Это было раньше большим, а стало маленьким. Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше. В: Было раньше тканью, а стало… Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью… В: Это раньше было акварельными красками, а стало… Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном… Дидактическая игра по познавательному развитию " Чем был - чем стал" Дидактическая задача: Учить детей определять линии развития объекта Игровое правило: 1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… 2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. Ход игры: В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. В: Что хорошего в стеклянном столе? Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка. В: А что плохого в таком столе? Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди… В: А что еще может быть из стекла? Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло. В: Было семечком, а стало? В: Было головастиком, а стало? В: Был дождь, а стал? В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево? В: Было числом 4, а стало числом( 5). В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть? Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной. В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть? Д: Игрушек, овощей а огороде… В: Это было раньше маленьким, а стало большим. Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким. В: Это было раньше большим, а стало маленьким. Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше. В: Было раньше тканью, а стало… Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью… В: Это раньше было акварельными красками, а стало… Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном… |
Дидактическая игра по познавательному развитию "Давай поменяемся " Дидактическая задача: Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект. Ход игры: Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад. Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят. Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют. Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня. В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков. Материал: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации с изображением комара и шмеля. Ход: взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями – звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Мир тканей» Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж), сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей. Материал: образцы тканей, ножницы, емкости с водой. Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структура поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий:
Делают общий вывод о сходстве и различиях видов тканей. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Бережливые растения» Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне. Материалы: растения (фикус, фиалка, сансевьерра, диффенбахия), лупа, целлофановые пакеты. Ход: взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу. Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Почему меньше?» Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев. Материалы: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса. Ход: взрослый предлагает детям выяснить, какие растения могут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу - обычные растения; в саванне – растения, накапливающую влагу. Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют модель зависимости количества испаряемой воды от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги, они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Фильтрование воды» Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами. Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. Ход: Взрослый предлагает замутить воду крахмалом и затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага). |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Времена года» Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время года. Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года) Ход: Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках, приметах. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Кем работают эти люди?» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес. Материалы: карточки с изображением профессий людей. Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь? После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто больше отгадает загадок, тот и выигрывает. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Путешествие в прошлое швейной машинки» Цель: научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования. Материалы: детская швейная машинка. Ход: воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре. Затем следуют вопросы: - для чего нужны эти предметы? - чем сшивали одежду раньше? - какой была самая первая игла? - как изменилась она позже? - почему иглой неудобно сшить толстые ткани? - с помощью чего удобно это сделать? Дети отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины, шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка. 1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и поэтому легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы, обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для пошива обуви. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Овощи и фрукты» Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить». Ход: Дети распределяются на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг напротив друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом: 1-ый реб.: - Положи в корзину овощ 2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается и передает мяч соседу со словами): - положи в корзину овощ. 3-й реб.: - кладу морковь и т.д. Тот, кто повторит название 2 раза или ошибется, отдает фант, а по окончанию игры выкупает его. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт с водой и яйцом» Цель: познакомить детей с физическими свойствами веществ, развивать интеллектуальные способности детей, учить делать выводы и умозаключения. Материалы: 2 стакана с водой, ложка, соль и яйца. Ход: один стакан наполнить водой и опустить туда яйцо. Оно утонет В другой стакан наполовину налить воды и положить туда 4 ложки соли, размешать ее до полного растворения. Опустить туда яйцо – яйцо будет плавать на поверхности. Предложить детям сделать вывод. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: соль и перец» Цель: познакомить с понятие «статическое электричество», доказать, что это не волшебство, а закон физики. Материал: соль, перец, ложка. Ход: смешайте немного соли и перца. Предложить ребенку отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки никакого результата не принесут. Секрет вот в чем: нужно потереть ложку о ткань из искусственной шерсти или волокна, а затем подержать ее над смесью. За счет статического электричества на ложке перец, как очень легкий, поднимется, и таким образом отделится от соли. Тем самым просто и эффективно демонстрируется опыт со статическим электричеством. Для детей – это просто волшебство! |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: невидимые чернила» Цель: познакомить детей со свойствами разных веществ, показать, что писать можно с помощью этих веществ, но они станут невидимыми при высыхании, а при нагревании проявятся. Материалы: картофель, молоко, лимон. Ход: один из самых простых невидимых чернил – картофельный сок. Для приготовления необходимо срезать верхушки с обеих сторон большой картофелины, поставить ее на стол и сделать в ней ямку. В образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей картофелины. Писать можно спичкой, макая ее внутрь «чернильницы». Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы прочесть послание, нужно подержать его у огня. Для этого занятия также подойдут лимон или молоко, кока-кола. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: лед и соль» Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей. Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп. Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик:
Главное посыпать один из кубиков солью Пусть дети наблюдают , как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других? Это будет первое научное открытие в вашей лаборатории. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: выращивание овощей» Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами. Материалы: блюдца с водой, морковь, свекла. Ход: срежьте верхнюю часть моркови и свеклы и поместите в мелкие блюдца с водой. Если блюдце поставить на хорошо освещенное место, через несколько дней появляется зеленые побеги. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: картофельный человечек» Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами. Материалы: картофель, ватный комочек, семена травы или крессалата, горчицы Ход: выберите большую неиспорченную картошку и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с другого конца, чтобы она могла ровно стоять. Затем смочить ватный комочек водой и поместить его в вырезанное в картофелине отверстие. Посыпать туда немного семян травы, горчицы или салата. Поставить картофелину в блюдце с водой. Убедитесь, что ватный комочек хорошо пропитан влагой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые «волосики». Ребенок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Наблюдаем за проращиванием семян. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: как работает желудок» Цель: показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества Материалы: банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажные салфетки. Ход: предлагаем детям представить, что банка – это наш желудок, вода – желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, замет – сахара (они растворились), кусочек хлеба (он размяк) А что значит слово «впитывать»? Положим на блюдце бумажную салфетку и нальем сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: для чего человеку кожа» Цель: развивать познавательный интерес у детей. Материалы: небольшие силуэты человека на каждого ребенка и большая фигура для педагога; маленькие (для детей) и большие (для педагога) черные кружочки, фланелеграф, посылочный ящик с письмом от Айболита, рисунки, сделанные свечой, аптечка. Ход: Дети становятся в круг, приветствуют друг друга словами и рукопожатием. Затем педагог предлагает им посмотреть на руки и сказать, чем покрыто наше тело. Мы знаем, что внутри у человека есть органы. Их защищает сверху кожа. Дети внимательно рассматривают кожу, гладят друг друга. Приятные ли ощущения при этом возникают? Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается. А загрязняется ли кожа? Когда у нас пачкается кожа и лицо? Какие места у человека чаще всего бывают грязными? Предлагает детям черными кружочками обозначить их на силуэте человека (педагог делает это на фланелеграфе) Вот какой немытый человек у нас получился! Как можно его назвать? (чумазый, грязнуля) Хорошо ли живется таким грязнулям? Почему? Что нужно делать, чтобы быть чистым? Давайте помоем руки и посмотрим, стали ли они чище? Воспитатель приглашает детей заглянуть в посылку, которую они получили в подарок от Айболита. В этой посылке – ваши картинки с советами этого известного доктора. (каждый ребенок получает картинку с невидимым рисунком, сделанным заранее парафином). Предлагается прочитать советы (протереть бумагу губкой, намоченной в краске) и обсудить их содержание. Например, на картинке может быть изображен ребенок, делающий зарядку или принимающий душ. Помимо картинок Айболит прислал аптечку ( в ней йод, бинт, зеленка и т.д. необходимые при порезах и ссадинах) Педагог обсуждает с детьми, что нужно сделать, если порезался или на коже появились ранки. Какие средства для лечения кожи мы используем? Что нужно делать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой? |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: много ли в легких воздуха?» Цель: показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких. Материалы: теннисные шарики или любые легкие пластмассовые формочки на блюдцах. Ход: Детям по очереди предлагается подуть на шарики так, чтобы они укатились с блюдца на расстояние 1.5. – 2 м. У более тренированных детей результат будет более впечатляющим. |
Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа) «Опыт: в каком виде едим?» Цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты. Материалы: картинки с овощами, фруктами. Ход: воспитатель: - Дети, сегодня мы поиграем в интересную игру. Вы называете, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными) Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, воспитатель рассказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например, картошка на сковороде (жареная) и т.д. |
Дидактические игры по познавательному развитию
«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.
Материал: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации с изображением комара и шмеля.
Ход: взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями – звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
«Мир тканей»
Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж), сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.
Материал: образцы тканей, ножницы, емкости с водой.
Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структура поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий:
• смять ткань и сравнить степень сминаемости –
• разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами –
• пытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия –
• опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги.
Делают общий вывод о сходстве и различиях видов тканей. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.
«Бережливые растения»
Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.
Материалы: растения (фикус, фиалка, сансевьерра, диффенбахия), лупа, целлофановые пакеты.
Ход: взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу.
Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги.
«Почему меньше?»
Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.
Материалы: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.
Ход: взрослый предлагает детям выяснить, какие растения могут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу - обычные растения; в саванне – растения, накапливающую влагу. Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют модель зависимости количества испаряемой воды от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги, они могут расти в джунглях, где много воды в почве, высокая влажность и жарко.
«Фильтрование воды»
Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Ход: Взрослый предлагает замутить воду крахмалом и затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги).
Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
«Времена года»
Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время года.
Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года)
Ход: Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках, приметах.
«Кем работают эти люди?»
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес.
Материалы: карточки с изображением профессий людей.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь?
После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто больше отгадает загадок, тот и выигрывает.
«Путешествие в прошлое швейной машинки»
Цель: научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования.
Материалы: детская швейная машинка.
Ход: воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре. Затем следуют вопросы:
- для чего нужны эти предметы?
- чем сшивали одежду раньше?
- какой была самая первая игла?
- как изменилась она позже?
- почему иглой неудобно сшить толстые ткани?
- с помощью чего удобно это сделать?
Дети отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины, шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка. 1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и поэтому легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы, обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для пошива обуви.
«Овощи и фрукты»
Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить».
Ход: Дети распределяются на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг напротив друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом:
1-ый реб.: - Положи в корзину овощ
2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается и передает мяч соседу со словами): - положи в корзину овощ.
3-й реб.: - кладу морковь и т.д.
Тот, кто повторит название 2 раза или ошибется, отдает фант, а по окончанию игры выкупает его.
«Опыт с водой и яйцом»
Цель: познакомить детей с физическими свойствами веществ, развивать интеллектуальные способности детей, учить делать выводы и умозаключения.
Материалы: 2 стакана с водой, ложка, соль и яйца.
Ход: один стакан наполнить водой и опустить туда яйцо. Оно утонет
В другой стакан наполовину налить воды и положить туда 4 ложки соли, размешать ее до полного растворения. Опустить туда яйцо – яйцо будет плавать на поверхности. Предложить детям сделать вывод.
«Опыт: соль и перец»
Цель: познакомить с понятие «статическое электричество», доказать, что это не волшебство, а закон физики.
Материал: соль, перец, ложка.
Ход: смешайте немного соли и перца. Предложить ребенку отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки никакого результата не принесут. Секрет вот в чем: нужно потереть ложку о ткань из искусственной шерсти или волокна, а затем подержать ее над смесью. За счет статического электричества на ложке перец, как очень легкий, поднимется, и таким образом отделится от соли.
Тем самым просто и эффективно демонстрируется опыт со статическим электричеством. Для детей – это просто волшебство!
«Опыт: невидимые чернила»
Цель: познакомить детей со свойствами разных веществ, показать, что писать можно с помощью этих веществ, но они станут невидимыми при высыхании, а при нагревании проявятся.
Материалы: картофель, молоко, лимон.
Ход: один из самых простых невидимых чернил – картофельный сок. Для приготовления необходимо срезать верхушки с обеих сторон большой картофелины, поставить ее на стол и сделать в ней ямку. В образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей картофелины. Писать можно спичкой, макая ее внутрь «чернильницы». Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы прочесть послание, нужно подержать его у огня. Для этого занятия также подойдут лимон или молоко, кока-кола.
«Опыт: лед и соль»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик:
1. рисом
2. сыром
3. солью
4. перцем
5. укропом
Главное посыпать один из кубиков солью Пусть дети наблюдают , как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других? Это будет первое научное открытие в вашей лаборатории.
«Опыт: выращивание овощей»
Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами.
Материалы: блюдца с водой, морковь, свекла.
Ход: срежьте верхнюю часть моркови и свеклы и поместите в мелкие блюдца с водой. Если блюдце поставить на хорошо освещенное место, через несколько дней появляется зеленые побеги.
«Опыт: картофельный человечек»
Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами.
Материалы: картофель, ватный комочек, семена травы или крессалата, горчицы
Ход: выберите большую неиспорченную картошку и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с другого конца, чтобы она могла ровно стоять. Затем смочить ватный комочек водой и поместить его в вырезанное в картофелине отверстие. Посыпать туда немного семян травы, горчицы или салата. Поставить картофелину в блюдце с водой. Убедитесь, что ватный комочек хорошо пропитан влагой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые «волосики». Ребенок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица.
Наблюдаем за проращиванием семян.
«Опыт: как работает желудок»
Цель: показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества
Материалы: банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажные салфетки.
Ход: предлагаем детям представить, что банка – это наш желудок, вода – желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, замет – сахара (они растворились), кусочек хлеба (он размяк)
А что значит слово «впитывать»? Положим на блюдце бумажную салфетку и нальем сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.
«Опыт: для чего человеку кожа»
Цель: развивать познавательный интерес у детей.
Материалы: небольшие силуэты человека на каждого ребенка и большая фигура для педагога; маленькие (для детей) и большие (для педагога) черные кружочки, фланелеграф, посылочный ящик с письмом от Айболита, рисунки, сделанные свечой, аптечка.
Ход: Дети становятся в круг, приветствуют друг друга словами и рукопожатием. Затем педагог предлагает им посмотреть на руки и сказать, чем покрыто наше тело. Мы знаем, что внутри у человека есть органы. Их защищает сверху кожа. Дети внимательно рассматривают кожу, гладят друг друга. Приятные ли ощущения при этом возникают? Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается. А загрязняется ли кожа? Когда у нас пачкается кожа и лицо? Какие места у человека чаще всего бывают грязными? Предлагает детям черными кружочками обозначить их на силуэте человека (педагог делает это на фланелеграфе) Вот какой немытый человек у нас получился! Как можно его назвать? (чумазый, грязнуля) Хорошо ли живется таким грязнулям? Почему? Что нужно делать, чтобы быть чистым? Давайте помоем руки и посмотрим, стали ли они чище?
Воспитатель приглашает детей заглянуть в посылку, которую они получили в подарок от Айболита. В этой посылке – ваши картинки с советами этого известного доктора. (каждый ребенок получает картинку с невидимым рисунком, сделанным заранее парафином). Предлагается прочитать советы (протереть бумагу губкой, намоченной в краске) и обсудить их содержание. Например, на картинке может быть изображен ребенок, делающий зарядку или принимающий душ. Помимо картинок Айболит прислал аптечку ( в ней йод, бинт, зеленка и т.д. необходимые при порезах и ссадинах) Педагог обсуждает с детьми, что нужно сделать, если порезался или на коже появились ранки. Какие средства для лечения кожи мы используем? Что нужно делать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой?
«Опыт: много ли в легких воздуха?»
Цель: показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких.
Материалы: теннисные шарики или любые легкие пластмассовые формочки на блюдцах.
Ход: Детям по очереди предлагается подуть на шарики так, чтобы они укатились с блюдца на расстояние 1.5. – 2 м. У более тренированных детей результат будет более впечатляющим.
«Опыт: в каком виде едим?»
Цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.
Материалы: картинки с овощами, фруктами.
Ход: воспитатель:
- Дети, сегодня мы поиграем в интересную игру. Вы называете, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными) Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, воспитатель рассказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например, картошка на сковороде (жареная) и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром и экологии
Игры по ознакомлению с окружающим миром и экологии для детей старшего дошкольного возраста...
картотека по ознакомлению с окружающим миром старшая группа
Картотека по ознакомлению с окружающим миром старшая группа...
картотека по ознакомлению с окружающим миром.
Картотека по ознакомлению с окружающим миром....
Картотека бесед "Ознакомление с окружающим миром" для детей дошкольного возраста
Картотека бесед "Ознакомление с окружающим миром" для детей дошкольного возраста...
Картотека по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников с сенсорными нарушениями посредством техники оригами "Подводный мир"
Картотека по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников с сенсорными нарушениями посредством техники оригами...
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....