Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром и экологии
методическая разработка (старшая группа) на тему
Игры по ознакомлению с окружающим миром и экологии для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И ЭКОЛОГИИ
Зимние запасы
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Закреплять знания детей о жителях леса, их образе жизни. Формировать умение детей правильно дифференцировать еду зверей. Учить действиям анализа и синтеза, умению выделять части целого, из частей составлять целое.
Материал. Изображения лесных зверей, различных продуктов питания и лесных даров, разрезные картинки с изображением продуктов и даров.
Задания
- Продумать, в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму (у одних зверей склад в норке, у других – в дупле, третьи закапывают его под сухие листья, корни деревьев и т. д.).
- Выбирать из предложенной еды только то, что любит зверек.
- Разместить вместе со своим зверьком запасы еды на зиму.
Правила
- В игру играют от 4 до 6 человек.
- Каждый ребенок выбирает зверька, которому он хотел бы помочь заготовить запасы на зиму.
- Выигрывает тот ребенок, который быстро и правильно помог своему зверьку и смог набрать большее количество карточек.
Алгоритм проведения
- Педагог говорит:
- Природа осенью очень добра: она одаривает не только людей, но и всех живых существ – в лесах, полях, во всех уголках. Но звери знают, что после щедрой осени придет суровая зима, принесет морозы и снега, которые укроют землю. Звери готовятся к приходу зимы. Они не только утепляют свои домики, но и запасают еду, чтобы прожить долгую холодную зиму. Давайте, ребята, поможем им приготовится к зиме. Кого из лесных жителей вы знаете? Кто из них делает запасы на зиму? Кому из них вы хотели бы помочь? (Дети высказываются.)
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети помогают своим зверям подготовить запасы на зиму.
4. Кто хорошо помог своему зверьку, имеет право совершить еще одно доброе дело. Доброе дело заключается в том, что ребенку дается возможность помочь своему товарищу или еще одному зверьку.
5. За каждое выполненное доброе дело ребенок получает карточку.
6. В конце игры подводится итог.
Чей след?
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Уточнять и закреплять знания детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем лесу. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.
Материал. Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.
Задания
- Внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса.
- Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.
- Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами).
Правила
- Количество играющих не должно превышать 6 человек.
- Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.
Алгоритм проведения
- Педагог говорит:
-Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за ними.
- Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.)
- Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда оставляют свои следы. Просто мы можем их увидеть только на снегу – зимой или на мокром песке – в другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.
2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.
3. Дети начинают играть.
4. В конце игры подводится итог.
Наряды матушки-земли
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер и т. п.).
Задания
- Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.
- Рассказать о причинах выбора.
Правила
- В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.
- Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.
- Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.
Алгоритм проведения
- Педагог рассказывает детям о временах года.
- Летом солнце поднимается высоко над горизонтом, его лучи хорошо обогревают землю. Становится тепло, распускаются листья на деревьях, расцветают цветы, поют птицы, люди легко одеты, можно загорать и купаться. Осенью солнце поднимается не так высоко над горизонтом, его лучи меньше греют землю. Становится прохладно. Опадают листья с деревьев, природа засыпает, птицы улетают в теплые края, дожди сменяются снегом. Зимние морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. После долгой холодной зимы весной природа оживает вновь.
2. Педагог делит детей на четыре команды (по 3-4 человека в команде) и сообщает, для какого времени они должны подобрать «наряд».
3.В конце игры педагог отмечает лучшие ответы, подводится итог.
Речные рыбы
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Выявить знания детей о рыбах, их настроении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.
Задания
- Рассмотреть внимательно предложенных рыб.
- Выбрать из них только речных, назвать.
- Поместить в водоем в определенное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.
Правила
- Количество играющих 3 – 4 человека.
- Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.
Алгоритм проведения
- Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.
- Знакомит детей с правилами игры и заданием.
- Дети по очереди заполняют водоем рыбами.
- В конце игры подводится итог.
Рыбы морей и океанов
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Выявить знания детей о рыбах морей и океанов, об их строении, особенностях среды обитания (соленая вода). Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, как окраска рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей морей и океанов. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина по теме; вырезанные изображения рыб морей, океанов и рек.
Задание
- Внимательно рассмотреть предложенных рыб.
- Выбрать из них рыб морей и океанов, назвать их.
- Поместить пресноводных рыб в водоем – в определенное место, где любит обитать речная рыба.
- Объяснить, почему мы не можем поместить рыб морей и океанов в реку.
Правила
- Количество играющих не должно превышать 4 – 5 человек.
- Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил на дидактическую картину пресноводных рыб
Алгоритм проведения
- Педагог предлагает рассмотреть картину и предложенных рыб.
- Знакомит детей с правилами игры и заданием.
- Дети по очереди заполняют водоем рыбами.
- Рассказывают о рыбах морей и океанов, их особенностях.
- В конце игры подводится итог.
Снежинки
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.
Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках); карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.
Правила
- Количество играющих не должно превышать 5-6 человек.
- Активно участвовать в обсуждении проблемы.
- Знать правила работы с ножницами и клеем.
- Работать совместно в коллективе.
- Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.
Алгоритм проведения
- Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку, сказать, чего на ней не хватает (нет снега на земле.).
- Беседа о значении снежного покрова для леса и его обитателей.
- Педагог предлагает укрыть землю на картине вырезанными снежинками.
- Показ приемов вырезания снежинок из бумаги.
- Дети вырезают снежинки и укрывают ими землю на дидактической картине.
- В конце игры подводится итог.
Кто такой цыпленок?
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Познакомить с этапами развития живого существа (цыпленка), с условиями, необходимыми для его благоприятного развития. Развивать умение детей соотносить живой объект со средой обитания, с его семьей (мама – курица, папа – петух), с хищниками, которые опасны для него самого и его семьи, с тем, как он приспосабливается к среде обитания, с его образом жизни. Выявлять взаимосвязь вида питания со строением живого существа и т. д.
Материал. Дидактическая игра представлена в виде пазлов, на каждом пазле картинка – фрагмент жизни живого существа в реальной или сказочной жизни.
Задание. Соединить отдельные пазлы в единую картину, рассказать об изображенном на пазлах живом существе.
Правила
- Количество играющих 3 – 6 человек.
- Соблюдать очередность в игре.
- Играть дружно, совместно. Выигрывает тот, кто лучше остальных справится как с индивидуальным, так и с групповым заданием.
Алгоритм проведения
- Педагог демонстрирует детям игру в разобранном виде.
- Дети, закрыв глаза, выбирают один из пазлов. Одни пазлы заполнены – их нужно вставлять по часовой стрелке по кругу рядом с центральной карточкой, на которой изображен главный герой; другие пазлы пусты, их следует заполнить, ответив на вопросы: каких ты знаешь хищников, опасных для нашего существа, где обитает данное живое существо и т.п.
- Дети по очереди рассказывают об изображенном на картинках, собирают пазлы и связывают их с жизнью живого существа последовательными предложениями.
- Дети совместно решают, как лучше по сюжету соединить пазлы в единую дидактическую картину в правильном порядке.
- В конце игры подводится итог.
- Для повторного проведения игры можно изменить сюжеты пазлов. Главный герой остается прежним, а содержимое изменяется. Сюжеты пазлов могут рассказывать о друзьях и врагах живого существа, как в реальной жизни, так и сказках.
Приготовь лекарство
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Знакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения. Формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, с какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства и в какое время года это сделать, чтобы не нанести ущерб природе). Обратить внимание детей на то, что от природы мы получаем не только красоту, но и пользу. Формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки, использующиеся для выполнения таких заданий, как: собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.
Задания
- Выбрать лекарственные растения, которые помогут избавиться или от простуды, или от кашля, или от боли в животе, или от зубной боли и т.д.
- Отобрать нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя).
- Подобрать «посуду» (чайник для заваривания чая из зверобоя, мяты, липы и т.д.; тазик для варенья из малины, черники и т.д.) для приготовления лекарства.
- Рассказать о своем лекарстве.
Правила
- Играть по командам (3 команды по 2 – 3 человека в каждой).
- Выигрывает тот ребенок, который правильно приготовит лекарство, расскажет для чего нужно его лекарство, и объяснит технологию приготовления.
Алгоритм проведения
- Педагог говорит:
- Ребята, давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие – слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.)
2. Педагог объясняет правила игры и задание.
- Сегодня вы будите выступать в роли фармацевтов. Это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарства.
3. В конце игры подводится итог.
Жизнь в семенах
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха),этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.
Правила
- Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
- Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.
Алгоритм проведения
- Педагог рассказывает о жизни маленького семени.
- Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.
Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.
-Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко)
- Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок)
-Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.
-А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.
2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого вырасло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)
3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.
4. В конце игры подводится итог.
Гнездовья птиц
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц-строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей-
строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.
Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц-строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.
Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей и т.д.)
Правила
- Количество играющих не должно превышать 6 человек.
- При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам).
- При соотнесении птицы и его гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.
- Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.
Алгоритм проведения
- В начале игры педагог знакомит детей с птицами – участниками игры, коротко рассказывает об особенностях каждой птицы.
- Педагог предлагает детям выбрать каждому по одной птице, внимательно ее рассмотреть.
- В конце игры подводится итог.
Использованная литература
Павлова, Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 80 с. (Соответствует ФГОС ДО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего школьного возраста...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (старшая группа)«Назови насекомое»(средняя, старшая)Дидактическая задача: Учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, ...
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и экологии.
Дидактические игры экологического содержания...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром
Представлены игры по ознакомлению с окружающим миром...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)
Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа)...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ...