картотека по ознакомлению с окружающим миром.
методическая разработка (младшая группа)

Храброва Мария Анатольевна

Картотека по ознакомлению с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoke_po_oznakomleniyu_s_okruzh.mirom_.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром

«Где спрятался зайчик!»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из  группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

«Где растет?»

Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать  овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет  все предметы по местам.

Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

«Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:  карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.                                                                                                                                        Ход игры:

 Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.                                                                                    Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах  и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте.  Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

«Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает мяч одному из участников, если предмет относится к  заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным).

«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем  ребятам.

«Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал:  Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в  прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

«Все по домам!»

Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по  форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды. Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

«Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланэлеграф, карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться  желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.  

«Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры:

Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

«Угадай по описанию».

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

Ход игры:

Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

«Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Фланэлеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры:

На фланэлеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланэлеграф.

«Путешествие под водой»

Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема . Или игра проводится по типу лото.

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

«Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры:

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

«Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.  

Ход игры:

У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды        .

«Зоопарк».

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры:

Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

Игры и эксперименты

Картотека

Группа:   Вторая младшая

Осень

«Окрашивание воды»

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

"Руки станут чище, если помыть их водой".

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это .Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

Буря в стакане.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

"Мокрый песок принимает любую нужную форму".

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).

“Растения пьют воду”.

Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.

Вывод: растения пьют воду.

"Песочные часы».

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Зима.

«Разные ножки топают по снежной дорожке»

 Научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.

«Ледяная горка»

Показать детям, как делать горку для куклы При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

 «Снежный городок»

 Научить детей делать из снега колобки и большой дом Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.

  «Разноцветные фигуры»

Научить детей раскрашивать снежные фигуры На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.

"Вода может литься, а может брызгать".

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? ( Вода может литься, а может разбрызгиваться).

"Помощница вода".

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

Весна.

«Кораблики»

 Познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.

 «Нырки»

 Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить в воду.

 «Буруны»

Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане.

  «Соберем водичку»

Научить детей пользоваться губкой для сбора воды Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

  «Пена»

 Научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.

«Солнечные зайчики»

Научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.

  «Тень»  

Познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени

 «Разноцветные стекляшки»

Познакомить детей со свойствами прозрачного стекла.  Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

Волшебная кисточка.

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.

Ход игры: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.

Легкий – тяжелый.

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка  выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

● игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

● игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;

● игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.                                                                              Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.

Картотека игр и опытов с водой, песком

для детей 2 младшей группы.

«ВОДА».

Знакомство с водой.

«Вода льется».

Цель: Познакомить детей с тем, что вода льется, мы выпускаем воду, и она течет. Вода чистая, прозрачная. Сквозь нее видны руки, мыло. Вода смывает грязь. Воду надо беречь.

Оборудование: тазик, салфетки, мыло.

Словарная работа: льется, чистая, прозрачная, глазки, щечки, рот, зубок.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит тазик с чистой водой. И предлагает поиграть с ней, читая стихотворение:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Дети прыскаются в воде, пропускают ее через руки.

Вопросы: Какая вода?

Верно, посмотрите, какая вода чистая, сквозь нее видны руки.

Предлагает намылить руки мылом.

Посмотрите и скажите, какая вода стекает с ваших рук? (грязная).

Вот какие грязные у вас были руки. Так что же смывает грязь? (Вода и мыло).

Нужна ли вода? Кому? (Верно, нам).

Вода нужна всем, ее надо беречь. Кран не надо открывать сильно, не баловаться ею.

Беседа

«Зачем нужна нам вода?».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды, рассказать для чего и для кого она нужна. Развивать познавательность у детей. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: лейка с водой.

Словарная работа: льется, можно пить, мыть руки, поливать ею растения, чтобы они росли.

Ход и руководство:

Посмотрите, что я принесла. Что это?

Верно. Это лейка, а в ней вода. Посмотрите, какая вода чистая, прозрачная. Для чего вода нам нужна?

Правильно, чтобы пить, руки мыть, а еще зачем?

Мы с вами пьем ее, а животным и растениям она нужна? Да, нужна без нее они погибнут.

Давайте, подойдем к клумбе, и польем наши цветочки, чтобы они росли, цвели и были красивые цветочки.

Действия детей совместно с воспитателем.

Опыт с водой

«Тонет – не тонет».

Цель: Познакомить с тем, что в воде предметы могут тонуть, а другие плавают на поверхности. Развивать умение различать предметы, которые тяжелые, а какие легкие, желание знать. Воспитывать любознательность.

Оборудование: таз с водой, камешки, резиновая игрушка утенок.

Словарная работа: вводить в речь детей слова тонет, плавает, тяжелый, легкий.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит таз с водой предметы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Воспитатель показывает детям предметы.

Что это у меня? (верно, камушки и утенок).

Смотрите, я вам покажу фокус.

Воспитатель опускает камушек и утенка в воду.

Что это, ребята, посмотрите, почему камушек потонул, а утенок плавает?

Предлагает потрогать камушек.

Какой он? (тяжелый).

Верно он тяжелый, поэтому он тонет.

А утенок? (легкий).

Поэтому, он не тонет, а плавает на поверхности.

Дети играют с водой и игрушками.

Опыт.

«Вода бывает холодная и горячая».

Цель: Продолжать развивать ощущения детей – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами. Вода наша помощница. Воспитывать чувство чистоты и опрятности у детей.

Оборудование: две пластмассовая емкости с холодной и горячей водой.

Словарная работа: холодная, горячая.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит емкости с водой. И предлагает определить, где холодная, а где горячая вода. В одном тазу горячая, а в другом холодная, поэтому нельзя опускать руки в нее.

Ребята как проверить.Не знаете, надо дотронутся, до емкости.

Воспитатель вместе с детьми дотрагивается до емкости с холодной водой.

Какой тазик? Ответ детей: холодный.

Затем они дотрагиваются до емкости с горячей водой.

Какой таз, как вы думаете?

Верно, горячий, потому что вода горячая.

Из нее можно сделать теплую воду. Воспитатель смешивает воду в одной емкости на глазах у детей.

Теперь ее можно потрогать пальчиком.

Давайте скажем: «Мойся, мойся – воды не бойся».

Вода помогает нам быть чистыми и опрятными. Мы не хотим быть грязнулями. Дети, вода нужна всем, она наша помощница, ее надо беречь.

Опыт

«Разноцветная вода».

Цель: Продолжать знакомить детей с водой, о том, что она бывает чистая, которая льется из крана. Чистая вода нужна всем, ее надо беречь. Но воду можно сделать цветной, добавив в нее краски. Такая вода становится непрозрачная, сквозь нее ничего не видно.

Оборудование: емкость с водой, краска, камушек.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова чистая, прозрачная, непрозрачная, цветная.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит стакан с чистой водой, и краску. Предлагает посмотреть, что он принес.

Воспитатель: верно, я вам принесла чистую воду и краску. Ребята, а зачем мне краска? Не знаете. Я вам покажу фокус.

Какая вода?

Верно, чистая, прозрачная, сквозь нее видно руки. Что у меня налито в этой баночке? Верно, краска.

Посмотрите, я взяла и налила немного красной краски в баночку с чистой водой. Что вы видите, какая цветом стала вода? (Красная).

В эту баночку я налила синюю, а в эту желтую. Какая стала вода цветом? Верно, желтая и синяя.

Давайте, посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга. Сейчас я брошу что – то в воду. Скажите что я бросила? Аня, а теперь ты брось. Погляди, видно ли что ты бросила? Почему не видно? (Вода грязная, не прозрачная).

Вот какой фокус мы с вами сделали, понравилось. Вода может быть разной.

Опыт

«Твердая вода».

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода бывает твердая, если ее заморозить, льдинки – это тоже вода. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: емкость с простой водой и замороженной.

Словарная работа: вода течет, жидкая, твердая, не течет.

Ход и руководство:

Воспитатель вносит баночку с простой водой и емкость с льдинками, предварительно замороженными в холодильнике.

Воспитатель: посмотрите, что я вам принесла?

В одной баночке у меня простая, чистая вода. Она течет, жидкая.

В ней можно мыть руки, как вы думаете? Верно, можно.

А теперь посмотрите, что в этой баночке? Правильно, льдинки. Какие они, потрогайте? Верно, они холодные. А еще они твердые.

Из чего «сделаны» льдинки? Верно, из воды. Это тоже вода, только она замерзла в холодильнике. А такая вода может течь? Правильно, нет, а что же нам делать. Давайте, ее поставим на солнышко и посмотрим, что же будет.

Проходит время и педагог с детьми проверяют баночку с льдинками.

Посмотрите, куда исчезли льдинки? Нет, они вовсе не исчезли, а превратились в воду. Солнышко ее нагрело, и льдинки растаяли. Также льдинки тают весной.

Игра – забава с водой

«Круги на воде».

Цель: Вызвать у детей положительно – эмоциональный отклик. Развивать умение выдувать струю воздуха, складывая губы трубочкой. Воспитывать желание играть с водой.

Оборудование: таз с водой.

Ход игры: Воспитатель вносит таз с водой.

Игровая мотивация: я хочу показать фокус с водой.

Воспитатель наклоняется над тазом и дует на воду.

Посмотрите на воде появились круги.

Предлагает детям сделать то же самое.

Действия детей.

Игра – забава с водой

«Пускание кораблика на воду».

Цель: Вызвать положительный эмоциональный настрой. Развивать желание играть с водой летом. Воспитывать желание играть вместе.

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Приемы: 1. Сюрпризный момент: внесение корабликов.

2. Игровая мотивация: посмотрим у кого дальше уплывет кораблик.

3. Указание: пускать по очереди, не толкать руками, дуть губами, делая трубочкой.

4. Действия детей.

5. Поощрение: Молодцы, у всех кораблики уплыли далеко.

«ПЕСОК».

Беседа.

«Для чего нам песок нужен?».

Цель: Обратить внимание детей на вещи, которые их окружают, для чего они нам нужны. Продолжать закреплять умение бережно относится к окружающему их миру.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: песочница, песок, беречь, играть с ним, сыпать, пересыпать. Делать постройки с помощью лопатки, ведра, формочек.

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей к песочнице.

- Посмотрите, что я принесла. (Показывает лопатку, ведро и формочки).

Дети называют то, что принесла педагог.

А зачем мне эти игрушки?

Правильно, чтобы играть.

А что это? (Показывает на песочницу).

Песочница, в ней лежит песок.

А он для чего нам нужен? Верно, для игры с ним.

Как мы можем с песком играть? дети отвечают, воспитатель помогает им в ответах и показывает действия с песком.

Молодцы, верно сказали, я могу его пересыпать из формочки в формочку. Что нибудь слепить, копать лопаткой.

Ребята, а можно его выносить?

Верно, нет, если мы с вами будем каждый раз выносить, то у нас песка совсем не останется в песочнице. Его надо беречь.

Воспитатель предлагает поиграть с песком и раздает игрушки.

Опыт с песком

«Мокрый – сухой».

Цель: Учить детей различать сухой и мокрый песок. Обратить внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка. Развивать внимание. Воспитывать желание играть.

Словарная работа: сухой, мокрый, рассыпается.

Оборудование: две емкости с песком (сухим и мокрым, две формочки.)

Ход:

Воспитатель вносит прозрачные миски с песком и формочки.

-Ребята, посмотрите, что я принесла. Я вам принесла песок и формочки. Давайте с вами сделаем куличик. Воспитатель сначала насыпает в формочку песок сухой, переворачивает формочку и стучит по ней. Открывает и песок весь рассыпается, куличик не получается.

Что ребята, произошло, почему у нас не получился куличик?

Какой нам для это нужен песок? Правильно, мокрый.

-Ребята, посмотрите на сухой песок он светлый, он рассыпается в руках. А мокрый – темный, в руках он не рассыпается, из него можно сделать много куличиков. Для того, чтобы он был мокрый его надо полить водой.

Воспитатель дает детям игрушки и предлагает поиграть в песочнице с мокрым песком.

Игра с песком

«Испечем пирожки…»

Цель: Продолжать совершенствовать умения детей играть с песком, насыпать, переворачивать, лепить. Развивать воображение. Воспитывать интерес к играм с песком.

Оборудование: игрушка Мишка, лопатки, ведра, формочки.

Ход игры:

Воспитатель вносит Мишку.

Игровая ситуация: Ребята, к нам в гости пришел Мишка, у него много будет гостей. Игровая мотивация: давайте ему поможем испечь много пирожков.

Воспитатель раздает формочки и лопатки.

Воспитатель показывает и сопровождает их словами.

-Набираем песок, насыпаем его в формочку, переворачиваем, стучим и поднимаем формочку.

Действия детей.

Игра с песком

«Домик для собачки».

Цель: Продолжать учить детей раскапывать ямку совком. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: лопатки, игрушки – втыкалочки в песок с изображением собачки.

Ход игры:

Воспитатель вносит втыкалочки и собачку.

Игровая ситуация: к нам в гости пришла собачка, у нее нет дома.

Игровая мотивация: давайте сделаем ей домик.

Показ педагога: воспитатель берет лопатку и копает ямку, затем ставит на палочке в ямку.

Действия детей.

Поощрение: Молодцы, ребята, теперь у нее есть домик.

Игра – забава «Рисование на песке».

Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке.

Оборудование: футляры от ручек.

Приемы:1. Игровая мотивация: воспитатель приглашает порисовать на песке.

2. Действия педагога: воспитатель начинает рисовать солнышко, а дети дорисовывает лучики. (Травку, цветок).

3. Указание: рисовать можно сидя.

4. Действия детей.

5. Поощрение: молодцы, вот какую красивую картинку.

Играя, познавайте мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром и экологии

Игры по ознакомлению с окружающим миром и экологии для детей старшего дошкольного возраста...

картотека по ознакомлению с окружающим миром старшая группа

Картотека по ознакомлению с окружающим миром старшая группа...

картотека по ознакомлению с окружающим миром

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животн...

Картотека бесед "Ознакомление с окружающим миром" для детей дошкольного возраста

Картотека бесед "Ознакомление с окружающим миром" для детей дошкольного возраста...

Картотека по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников с сенсорными нарушениями посредством техники оригами "Подводный мир"

Картотека по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников с сенсорными нарушениями посредством техники оригами...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....