Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с элементами экологии в средней группе «Идём дорогою добра»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шабаева Анна Николаевна

Цель: Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека; формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

•Образовательные: Расширение знаний детей о доброте и её роли в жизни человека; расширять и систематизировать знания детей о природе, закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе;

Развивающие: - развитие познавательных интересов детей, познавательных процессов (мышления, внимания, воображения, памяти);

- формирование умения детей самостоятельно, осознанно делать выбор в пользу добрых поступков, анализировать, сравнивать, рассуждать. развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; развивать представления о том, как действия людей вредят природе;

•Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;

Словарь:активизация словаря:- мать-и мачех, подснежник, одуванчик развивать связанную речьразвивать мелкую моторику рук.

Методы и приемы: практический, игровой, наглядный, слуховой,словесный: беседа, эмоциональный настрой, чтение письма от «Солнечного зайчика»; создание проблемной ситуации.

Практическийгрупповая, коллективная работа; труд в природе; оказание помощи лесным жителям; динамическая пауза.

Наглядный: рассматривание цветов-первоцветов; рассматривание макетов деревьев, цветов. Ежихи с ежатами, изображения с правилами леса, изображение дерева «Добро».

Игровой: игра «Починим ковер-самолет; перейдем через мостик, поможем дереву перевязать веточку, поможем девочкам перейти через мостик.

Слуховые: звуковая и эмоциональная модуляция;

Предварительная работа:

- прогулки.

- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); - чтение стихов и рассказов о природе,

-рассматривание иллюстраций леса, природы.

- раскрашивание экологических знаков;

- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам; - проведение дидактических («Кто где живёт»«Кто лишний»«Хорошо или плохо»«Найди отличия») и подвижных игр

- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);

- релаксация «Звуки леса»

-изготовление родителями совместно с детьми цветов-первоцветов.

-НОД с презентацией «Первоцветы»

-чтение «Десять заповедей тетушки Совы»

(правила поведения в лесу)

-устанавливали экологическую цепочку

(цветы-насекомые-птицы)

-игра «Чья тень» (силуэты цветов-первоцветов)

Рассматривание ежа на картинках, презентация о ежах.

-Игра «Четвертый лишний» на закрепления названия цветов-первоцветов.

Материалы и оборудованиеэкологические знаки, аудиозаписи «весенний лес», психогимнастика «Как растут деревья», аудиозапись игры «Здравствуйте» макеты деревьев, «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора, магнитофон, солнышко, макеты подснежников, одуванчиков, сон-травы, ежиха, ежата из пластилина без иголок по количеству детей, иголки для ежат, макет леса, ширма, медвежонок, ковер-самолет с заплатками (нарисованные первоцветы одуванчики, подснежники, мать -и –мачеха, ранец, одноразовые перчатки, волшебная коробочка, медали защитники леса, бинт, гнездо с птицей, насекомые, пеньки деревьев, тропинка.

Вводная (2 мин)

Эмоциональный настрой; игра с «Солнечным зайчиком», д/и

«Скажи вежливо», проблемная ситуация – чтение письма от солнечного «зайчика»

Основная (16 мин)

Проблемная ситуация, рассматривание дерева «Добра», помощь дереву, д/и «Починим ковер-самолет»«Перейдем по тропинки через ручей по мостику»«Собери мусор»«Полечим березку»,; психогимнастика «Как растут деревья»; логическое упражнение «», д/и «Поможем маленьким ежатам», дети выкладывают иголочки ежикам

Заключительная (2 мин)

Возвращение в детский сад на ковре-самолете». Подведение итога.

Ход

1 часть Вводная

Проводится в группе. В группе приготовлены запрещающие знаки, стоящие на столе, стоит ширма с медвежонком, на столе приготовлены ранец, вещи, которые надо взять в лес, ковер-самолет, на подносе заплатки для ковра-самолета.

Дети входят в группу

Воспитатель: Дети, смотрите, к нам в гости пришел солнечный зайчик! (Воспитатель и дети пытаются поймать его)

Воспитатель: Я поймала, какой он теплый, как приятно его держать в ладошках (показывает сомкнутые ладони) Давайте передадим его по кругу, говоря друг другу любое вежливое слово, которое вы знаете, чтобы каждый мог согреться его теплом. (Дети по очереди подставляют ладошки и передают зайчика друг другу, говоря при этом какое-нибудь вежливое слово). Когда зайчик снова оказывается у воспитателя, то тот обращает внимание, что “зайчик”, получив много вежливых слов от детей, вырос и не вмещается в ладонях.

В:- Выпустим зайчика, пусть он дальше бежит и дарит тепло другим детям. (Воспитатель раскрывает ладони, зайчик убегает в окно)

II часть “Основная”

Воспитатель находит письмо на подоконнике: Ребята, смотрите, солнечный зайчик оставил нам письмо, оно от друзей из леса. Интересно, что ж в письме.

(чтение письма)

Внимание! Внимание! У нас в лесу случилась беда!

Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! У нас стало погибать дерево «Добра». Помогите! Помогите!

В: Да, дети, что-то серьезное случилось в лесу. Кто-то нарушил правило поведения в лесу. Давайте совершим доброе дело, спасем лес.

А вы знаете правила поведения в лесу?

Воспитатель подводит детей к знакам-

правилам поведения в лесу.

Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.

Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.

Предлагаю взять в лес рюкзак и взять только самое необходимое для помощи лесным жителям.

Дети подходят к столу, где располагаются разные предметы.

Дети предлагают свои варианты.

Выбирают пакеты для мусора.

Дети продолжают отбирать предметы:

перчатки одноразовые.

Дети берут с собой перчатки.

В: рюкзак собран, нам надо срочно отправляться в лес. На чем мы туда отправимся? (ответы детей)

В: Дети, я предлагаю вам полететь до леса на ковре – самолете.

Разворачиваю «ковер», а там дырки в виде цветов –первоцветов.

- Ой, дети, его прогрызли мыши. Помогите починить ковер. (мать-и мачеха, подснежник, одуванчик) (дети чинят ковер).

В: какие цветы – первоцветы понадобились нам? (ответы детей)

- Теперь возьмемся за ковер и повторяйте волшебные слова:

Наш ковёр по небу мчится:

Что же с нами приключится?

Унесет нас до небес,

Попадём на нём мы в лес!

Вот мы и прилетели в лес.

Здравствуй, лес, прекрасный лес!

Полон сказок и чудес!

Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно.

Не слышно пения птиц.

В: Дети, смотрите дерево «Доброты, оно почему-то без листьев. Почему нет на нем листочков?

Дети: Надо совершить добрые дела, тогда появятся на нем листочки.

В:Правильно. мы будем совершать добрые поступки, и листочки будут по –очереди появляться.

Дети, смотрите, один листочек один есть, почему?

Д: Мы починили ковер –самолет.

В: Молодцы, дети.

Воспитатель: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке.

Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?

(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).

В: Дети, смотрите ручеек, через него раскинут мостик. Идем по мостику очень осторожно. Мальчики помогите девочкам, возьмите их за руку. А то они могут упасть и намокнуть.

Выходят на полянку, где разбросан мусор.

Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…

Воспитатель: Одним словом - мусора.

Воспитатель: Правильно. Что же делать, как помочь лесу?

Давайте уберем весь мусор на полянке.

И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.

(Очищают лес от мусора).

Воспитатель: Какой знак нам нужно поставить в лесу?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.

(Дети ставят знак в лесу).

- А что ещё вы заметили, ребята?

(Веточка у берёзки сломана).

- Что же нам нужно сделать?

(Полечить берёзку).

Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.

Сразу включается запись звуков леса.

- Ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу!

Что вы слышите? (ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужны деревья?

(Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

Давайте представим с вами, что мы маленькие семена, которые упали в землю.

(включается запись психогимнастики)

«Как растут деревья»

-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором.

Их становится все меньше и меньше.

(выключается запись леса, становится тихо)

Лес опять молчит.

- Ребята, лес опять грустит, и птички не поют.

Как вы думаете, почему так произошло?

Да, похоже у нас ещё одна проблема в нашем лесу — животные уходят отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать.

Здесь не нужно всех ловить.

Топать, бегать, палкой бить.

Ой, посмотрите, здесь маленькие ежата, они убежали от плохих людей, но они потеряли иголки. А для чего ежам иголки?

Давайте поможем им.

(дети выкладывают иголочки ежикам)

Молодцы, помогли ежатам,

Нам пора идти дальше.

Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку. Посмотрите, как красиво! Можно ли рвать цветы? Почему?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Включается запись звуков леса).

Воспитатель: ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите?

Дети: Птицы песенки запели.

В: Дети, посмотрите на дерево «Добра»

Д: На нем появились листочки.

В: Если на нем появились листочки, значит мы сделали много добрых дел для леса. Молодцы, дети.

Воспитатель: Надо природу беречь!

3часть Заключительная

Дети, мы справились со всеми заданиями.

Посмотрите, как в лесу стало светло.

Смотрите, солнечный зайчик тоже радуется, что мы помогли лесу. Видите он мелькает сквозь листочки деревьев.

Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!

Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по аппликации с элементами экологии в средней группе Тема: «Тучи по небу бежали»

Представлено НОД по художественному творчеству с использованием экологических элементов....

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"

Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить  сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...

Непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Дорогою добра»

Непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Дорогою добра»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познание»)

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет  с ТНР (образова...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в средней группе «Айболит в гостях у ребят»

Конспект занятия разработан для детей средней группы. Цель данного занятия - обогащение знаний детей о частях тела человека, основных органах чувств....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализации в средней группе «Путешествие в сказку»

Тема: «Путешествие в сказку»Цель: Развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность.Задачи:Образовательная: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Закре...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе Тема: «Дорогою добра» Подготовила воспитатель:

Конспект открытого занятияпо духовно-нравственному воспитаниюв средней группеТема: «Дорогою добра»   Цель: углублять представление детей о доброте – как о це...