"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Джартанова Кайркеш Сулеймановна

Интегрированное занятие про зимующих птиц с использованием дидактических стаканов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе

на тему «Зимующие птицы»

Воспитатель: Джартанова К.С.

Детский сад № 5 «Рябинка» города Кызыла

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Вид занятия: Интегрированное занятие.

Форма образовательной деятельности: подгрупповая, индивидуальная.

Цель: расширять представления детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные задачи: Уточнить и продолжить закреплять знания детей о зимующих птицах (воробей, голубь, ворона, сорока, синица, снегирь). Продолжить формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброе отношение, желание им помочь.

 Планируемый результат: Дети обогатят знания о видах и внешнем виде зимующих птиц, об особенности строения птиц. Научаться составлять описательные рассказы по мнемотаблице. Пополнится и активизируется словарь по теме «зимующие птицы».

 Предварительная работа: просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, работа с дидактическими  стаканами в свободной деятельности и в режимных моментах по теме «зимующие птицы».

Словарная работа: зимующие птицы, перелетные птицы, кормушка, красногрудый, всеядный.

 Методы и приёмы: словесный – беседа, рассказ, вопросы, разгадывание загадки; метод наблюдения; наглядный – демонстрация слайдов, практический метод - дидактические игры, подвижная игра.

Оборудование: дидактические стаканы (пластиковые стаканы с изображениями зимующих птиц), телевизор для показа презентации , запись «Голоса птиц».

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

Вводная часть

Орг.момент

Воспитатель: 

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Приветствие

Дети повторяют за воспитателем

Основная часть

Выполнение действий по задачам НОД

Заключи-тельная часть.

Итог занятия

Звучит фонограмма «Голоса птиц»

-Закройте, ребята глаза и послушайте фонограмму.

-Чьи голоса вы услышали? Что вы представили себе?

- Какое у нас сейчас время года?

-Наступила зима. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? 

-Как мы их называем?

-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать?

-Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах, об их строении, о видах питания зимующих птиц. 15 января у нас в стране объявлен экологический праздник – День зимующих птиц.

-Чтобы узнать какие птицы зимуют в нашем городе вам нужно отгадать загадки:

1. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица

 

2. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …

 

3. Красногрудый, чернокрылый,

любит зёрнышки клевать,

с первым снегом на рябине он появится опять. 

4. Непоседа. Невеличка,

желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал её? 

5. Окраской – сероватая,

повадкой - вороватая.

Каркунья хрипловатая. 

6. Я – толстый, серый,

под ногами я хожу и по городу кругами.

И напрягаю толстый зоб,

 очаровать подругу чтоб. 

- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).

Упражнение «Подуй на снежинки»

-Ребята, закройте глаза. Представьте, что вы на улице и на улице очень холодно. И у вас замерзли щечки, ручки, ножки. Открывайте глаза.

 

-Холодная зима заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, чтобы их разморозить вам нужно подуть на снежинки.

- Молодцы, дети, вам удалось разморозить птиц.

Дидактическая игра:  «Какой птицы не стало?»

Воспитатель убирает одну из стаканов с изображением птицы.

-  Какой птицы не стало? Давайте вы сейчас расскажете о нем.

 Составление описательного рассказа о воробье с помощью мнемотаблицы.

  1. Это воробей. Воробей, зимующая птица. Живет в городе рядом с человеком, под крышами домов.
  2. У воробья есть крылья, хвост, лапки, клюв. Все тело покрыто перьями. Воробей питается, семечками, хлебными крошками насекомыми.
  3. Он чирикает. У воробья птенцов называют воробышки. Воробей приносит пользу тем, что летом ловит и съедает мошек и комаров.

- Молодцы ребята!

- Сейчас я хочу, чтобы вы превратились в птички

 Физкультминутка «Птички»:

«Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали»

-Присаживайтесь на стулья. Молодцы!

-Отгадайте загадку еще одну

В ней для птиц всегда уют.
Люди зёрнышки кладут.
Дом без окон, но с макушкой,
Называется …

-Для чего кормушка нужна?

Игра: «Птичья столовая»

- Зимой птицам трудно добывать корм. Вот мы будем подкармливать птиц, вы должны найти подходящие кормушки для птиц.  

Воробей – хлебные крошки, семечки

Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек.

Синичка – любит сало.

Ворона, сорока и голубь – всеядные. Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки.

сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте:

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- Что нового узнали сегодня?

- Каких вы знаете зимующих птиц?

-Где питаются зимующие птицы?

Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

- Я со своими детьми дома изготовила кормушку для птичек, и мы повесили у себя во дворе. Вы тоже с родителями можете смастерить кормушку и повесить у себя во дворе.

Я приготовила вам раскраски птичек, чтобы вы дома раскрасили.

Ответы детей

-Нет, некоторые птицы улетают в теплые края

Перелетные

Зимующие

Слайд 1. 

«15 января – день зимующих птиц в России»

Выставлять стаканы с изображениями птиц при отгадывании загадок

Воробей

Сорока

Снегирь

Синица  

Ворона

 

Голубь

На стаканы с изображениями птиц надеть прозрачные стаканы с блестками, придать вид замерзших птиц

Дети дуют на  снежинки и они разлетаются. Вырабатываем длительный и плавный выдох

Воробей

   

 

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

кормушка

Воспитатель предлагает детям найти подходящую кормушку для птиц  (в виде кормушки пластиковые стаканы с изображением корма для птиц).

Ответы детей

Слайд 5,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...