Проект «Зимушка - зима, прекрасная пора» II младшая группа
проект по окружающему миру (младшая группа)

Кокина Марина Владимировна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимушка - зима, прекрасная пора»

II младшая группа

Тип проекта: информационно творческий, групповой.

Продолжительность - краткосрочный

Участники проекта:

- дети младшей группы;

- родители воспитанников;

- воспитатели группы.

Актуальность темы:

Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.

Цель: формирование у детей целостной картины мира о зиме, как времени года, через интеграцию образовательных областей.

Задачи проектной деятельности:

Развивающие:

- Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение

- Уточнять и расширять представления детей о живой и неживой природе зимой;

- Пополнить словарь детей (словарь признаков, глаголов, родственные слова)

-  Способствовать умению детей составлять рассказ на зимнюю тематику.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремление заботиться о птицах зимой.

- Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников.

Участие родителей в реализации проекта:

- познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами

- предлагать родителям принимать активную помощь в ходе работы над проектом

- провести консультацию на тему «Речь ребёнка развиваем, в игры зимние играем».

План реализации проекта:

Подготовительный этап: формулировка цели и задач; подбор методической литературы по теме проекта; обдумывание форм работы с родителями; поиск художественных произведений по теме проекта; подготовка условий для реализации проекта, разработка плана мероприятий.

Основной этап:

1. Беседы «Зимушка – зима и лесные зверюшки», «Чудеса зимнего леса», «Зимующие птицы», «Зимние забавы».

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой «Опасности зимой или поговорим о зимних травмах», «Одевайся по погоде, а не по моде».

2.Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Составление рассказов по картинам по теме проекта: «Зимние развлечения» и другие.

3. Экскурсия: «Улицы города зимой».

4. Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Снежная Королева», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Лиса и волк», Заюшкина избушка», Зимовье зверей».

Организация выставки книг о зиме.

5. Использование в работе загадок, пословиц, поговорок о зиме и зимних явлениях в природе.

6. НОД по изобразительной деятельности:

Рисование «Забавный снеговик», «Наша нарядная елка».

Аппликация «Заснеженный дом».

Лепка «Снеговик»

Использование раскрасок по теме проекта.

7. Опыты с водой, снегом и льдом.

8. Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года», «Щелкунчик». Разучивание песен о зиме.

9. Труд: расчистка дорожек от снега, «окучивание» снегом деревьев,

расчистка кормушек и подкормка птиц.

Заключительный этап:

Итоговое занятие «К нам зима пришла сама»

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди отличия», «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Когда это бывает?», «Подумай и назови», «Что сначала, что потом», «Чьи следы», «Четвёртый лишний».

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в зимний лес», «Зимние угощения», «Концерт для елочки», «Прощание с елочкой».

Подвижные игры: «На дворе у нас мороз…», «Мы на лыжах в лес идем», «Два мороза»; «Дед мороз»; «Синие и желтые палочки».

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе зимой; активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь, ее выразительность; совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, тем самым повысит речевую активность детей; способствовать развитию познавательной активности детей и их творческих способностей; воспитанию у детей бережного отношения к природе и умению восхищаться красотой природы в зимнее время; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях; укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни; познакомит с новыми зимними играми и забавами.

Презентация проекта:

Итоговое занятие «К нам зима пришла сама»

Приложения к проекту «Зимушка – зима, прекрасная пора»

Беседа "Зимушка - зима и лесные зверюшки"

Цель: знакомство с некоторыми особенностями жизни лесных зверей в зимний период времени.

Задачи: рассказать детям о местах зимовок, о питании, об особенностях поведения животных зимой; уточнять и расширять представления детей о зайце, белке, медведе, волке, лисе, еже; обогащать и активизировать словарь детей по теме "Дикие животные".

Ход беседы.

Ребятки, к нам сегодня прилетела вот такая снежинка. Давайте скорей прочитаем, что на ней написано. "Здравствуйте, дорогие мои друзья! Приглашаю вас в гости в зимний лес. Я покажу вам много своих творений. Ваша …"

Ой, ребята, я не успела прочитать до конца, снежинка растаяла...

Что же нам делать? Как узнать, кто же пригласил нас в гости? Правильно, мы отправимся в зимний лес и по дороге всё узнаем.

Садитесь скорее в наши волшебные сани.

Сани, санки, дорогие,

Вы такие удалые!

В лес скорее нас везите,

Чудеса нам покажите!

Вот, мы и приехали. Смотрите, ребятки, на этом большом сугробе такая же снежинка, как и наше письмо. Да это же подсказка! Как вы думаете, что это за сугроб? Верно вы думаете, что там кто-то живёт. Отгадаем загадку на снежинке и узнаем, кто в сугробе живёт.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Конечно, это Мишка. И не сугроб — это вовсе, а берлога! Как вы думаете, кто же такую берлогу тёплую помог Мише сделать? Может быть, снежок, а может, Дед Мороз... Не известно. Давайте не будем медведя будить, пусть он сладко спит до весны. А вы знаете, ребята, что ёжики тоже спят зимой под корнями деревьев. Сверху засыплет их снежок, и очень им тепло в своей снеговой шубке.

А это что за зверёк промелькнул под ёлкой?

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

Он, скажите, вам знаком? (Заяц)

Это зайчик.

Как вы думаете, чем питаются зайчики зимой? Морковь, капуста и сочная травка зимой не растёт... а ответ очень прост - самое вкусное и сладкое лакомство для зайчика зимой - кора осинки.

Всем известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? А кто, интересно, нарядил зайца в белую шубку?

И я не знаю. Давайте поиграем с зайчиком.

«Закружился белый снег, в воздухе снежинки,

А зайчата скачут, скачут по лесной тропинке».

("Зайчики" прыгают под музыку).

Молодцы, ребятки, замечательно погрелись с зайчиком.

Смотрите, здесь тоже снежинка лежит. Как много загадок мы встречаем на пути!

Отправляемся дальше.

Слышите этот звук? Кто это? (Это воет волк).

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ...

(Волк).

Волкам зимой холодно и голодно, бродят, бродят бедные волки целыми днями в поисках еды. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю и воют, чтобы не потерять друг друга.

А по соседству с волком живёт ещё один зверь.

Пусть она - как есть, плутовка,

От макушки до хвоста.

Шубка, рыжая головка,

Как зовут ее?

(Лиса)

Оказывается, здесь живут по соседству волк и лиса. Даже в некоторых сказках волк с лисой дружат.

Лисы и волки зимой не спят, стараются прокормить себя и своих малышей. Тяжело им зимой приходится. Давайте поделимся с ними нашими пирожками. (Дети кормят резиновых игрушек: волка и лисичку заранее приготовленными пирогами из пластилина).

А я ещё кого - то вижу на веточке.

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

(Белка)

Конечно, это Белочка.

В конце осени белка меняет шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей). Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней. Спит наша белочка в дупле-избушке. Куда же нам идти дальше?

Дети находят третью снежинку с загадкой:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? ... (Зима)

Оказывается, это Зимушка - зима приглашала нас к себе в гости. Это она лесных зверюшек спать уложила, всё снегом белым укутала. Спасибо тебе, Зима, за интересное путешествие! Мы хорошо отдохнули! А теперь поедем домой на саночках.

Снова в заботах зима-рукодельница —

Пусть потеплее природа оденется.

Много зима заготовила пряжи,

Белые вещи без устали вяжет.

Беседа: «ЧУДЕСА ЗИМНЕГО ЛЕСА»

Цель: Обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции музыкальной, изобразительной, речевой деятельности.

Задачи: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».

Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать в зимних условиях.

Ход беседы:

Чтение стихотворения воспитателем.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И наутро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес – что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно

- О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: о зиме.

Воспитатель: ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно.

- Есть люди, которые любят узнавать новое, интересное. Они много ходят пешком, на лыжах, на лошадях. Вы слышали о таких людях, и, наверное, знаете, как их называют? (путешественники)

- А вам хочется быть путешественниками? (да).

- Мы сегодня отправимся путешествовать в зимний лес.

- А на чем мы доберемся в лес, на чем доедем? (лыжи, санки…)

- Хорошо, поедем на лыжах! (музыка)

3. Основная часть

Показ слайдов о зиме.

- Вот мы и в лесу. Прислушайтесь дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок.

Воспитатель: Очень нам хотелось посмотреть на зимний лес. Зимушка-Зима ходит по полям, по лесам в мягких снежных валенках. Ступает тихо, не слышно, где пройдет, там мороз трещит, снег падает. Все дороги замела, деревья запорошила.

Беседа по теме с использованием ИКТ

- Что происходит в природе зимой?

- Какие стоят деревья?

- Как одеваются люди зимой?

- Как живется птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?

- Как зимуют дикие животные?

- Вам нравится зима? Почему?

Воспитатель: У нас есть красивые снежинки, возьмите их. Положите снежинку на ладошку, сделайте вдох носом и, выдох ртом, подув на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как наши снежинки.

Воспитатель: (обращает внимание на письмо) «Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима, птицам зимой холодно и голодно. Они прилетают к домам людей. Вы должны заботиться о птицах и подкармливать их. А теперь я загадаю вам загадку. Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины и хлеб. Прилетели маленькие серенькие птички, вы много видите их зимой в селе, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? Потом прилетели птички с желтыми грудками. Они очень любят лакомиться салом. Как называются эти птицы? Жду вашего ответа. Лесник дядя Миша»

- о каких птицах говориться в письме? (снегирь, синица, воробей)

В лесу стало холодно, мы можем заболеть.

- что надо сделать, чтобы не заболеть? (горячий чай, массаж…)

А теперь нам пора в группу. Встали на лыжи и поехали.

4. Анализ занятия

- Где мы с вами были?

- В какие игры играли?

- Что было легким, а что трудным?

Беседа: «Зимующие птицы»

Цель: уточнить представления детей о зимующих птицах.

Задачи: Активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы воспитателя. Добиваться полных ответов от детей. Способствовать развитию слухового восприятия, логического мышления прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них.

Последовательный ход беседы:

– Здравствуйте, ребята! Сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

- Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите их.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

- Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Соловьи, скворцы, грачи, ласточки, журавли, жаворонки и т. д.

- Какие птицы остаются зимовать с нами?

Дети: ворона, галки, воробьи, синицы, голуби, дятлы ит. д. (По мере называния выставляю иллюстрации зимующих птиц).

- Хорошо, а теперь поиграем в игру «Раздели птиц на зимующих и перелетных». Задание: нужно посадить зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего.

- Вы наверно догадались, что сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Отгадайте загадку:

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

Дети: Воробей

- Как воробьи клюют корм?

Дети: Хватают большой кусочек и улетают на дерево.

- А ещё? Дети: Другие клюют прямо на дороге или в кормушке.

- Где живут воробьи?

Дети: Они занимают пустые гнёзда

- А сам могут строить гнёзда?

Дети: Да, могут.

- Саша, ты приготовил для детей загадку. Расскажи ее.

Саша:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется …

Дети: Синица

- Выберите из предложенных картинок птичку-синичку. Правильно. Что едят синицы?

Дети: Они любят несолёное тесто, сало.

- Где живут синицы?

Дети: Они прилетают и селятся близко к жилью человека.

- Ребята, а какую пользу приносят синицы?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

- Каких?

Дети: Жучков, мошек.

- А где синицы их находят?

Дети: В щелях, в коре деревьев.

- Молодцы, а теперь приглашаю вас на ковер поиграть.

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Возвращаемся на свои места. Оля загадай, и ты загадку.

Оля: Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

Дети: Дятел

- Ребята, как ещё называют дятла?

Дети: «Лесной доктор»

- Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»?

Дети: Он спасает деревья.

- Каким образом, Миша?

Миша: Он выстукивает клювом ствол деревьев, находит там пустоту, и достаёт оттуда личинки.

Как мы с вами можем помочь зимующим птицам?

Дети: Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки.

- Молодцы, ребята. На этом наше занятие подходит к концу. Надеюсь, вы сможете рассказать мамам и папам о зимующих птицах. Также будете помогать им зимой. До новых встреч!

Беседа: «Зимние забавы»

Цель: Выявлять и систематизировать представления детей о зиме. Учить образовывать прилагательные от существительных. Воспитывать любовь к родной природе.

Ход беседы:

На столе у детей разрезные картинки «Времена года». Дети собирают картинки и называют времена года.

- Как вы догадались, что это зима?

Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне письмо, на конверте указаны названия нашего детского сада и нашей группы. Письмо от любознательного мальчика Почемучки. (Чтение письма).

– Что такое зима?

- Сколько у зимы месяцев?

- С какого месяца она начинается?

- Расскажите стихотворение о декабре:

Декабрь.

Завершая длинный год,

Сам декабрь к нам идет!

Он несет снега, метели

И в игрушках ярких ели.

Стало голодно в лесу:

Посмотрите на лису!

У лисы идет охота-

Не поймать ей зайца что-то!

Чтобы не было беды,

Заяц путает следы.

Лес заснул под царством льда,

Наступили холода.

- Как называется второй месяц зимы? (стихотворение о нем)

Январь.

Открываем календарь-

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег – на крыше,

На крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Январь.

Посмотри на календарь:

Начинается январь!

В теплой шубе он идет,

Новый год с собой ведет.

В шубе белой заяц скачет,

Лес его надежно прячет –

След поземки заметает.

По снегам глухарь гуляет.

А мороз трещит и злится.

Снег метет хвостом лисицы.

Лоси, лисы, кабаны

Ждут в седом лесу весны.

- Последний, третий месяц зимы? (стихотворение о нем)

Февраль

Из снегов, накинув шаль,

По лесам идет февраль.

Вьюга злится, вьюга свищет

Серый волк по лесу рыщет.

Толстый тетерев гуляет,

Ждет, когда же снег растает.

А сороки растрещались:

- Мы б с зимою распрощались!

Цвета утренней зари

Распевают снегири,

Ищут корм себе синицы,

Ждут весну лесные птицы!

Февраль.

Дуют ветры в феврале, снег метет,

На реке искрится лед,

Вьюга бродит по земле,

Ей не спится в феврале.

- Какая погода бывает зимой?

- Какие зимние явления вы знаете?

- Как живут звери зимой?

- А птицы?

- Чем мы можем помочь «братьям нашим меньшим»?

- За что мы любим зиму? (Игры, веселый новогодний праздник).

Подвижная игра «Снежинка»

Играющие расходятся по залу. На сигнал «Ветер подул, закружил снежинки!» дети кружатся на месте. Со словами взрослого «Снежиночки – пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть» приседают. Игра повторяется.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружится, мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок –

Получатся снежок.

Подвижная игра «Снежинки и ветер» Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Игра проводиться 2-3 раза.

Снежинки, снежинки по ветру летят,

Снежинки, снежинки на землю хотят,

А ветер дует все сильней и сильней,

Снежинки кружатся быстрей и быстрей.

Вдруг ветер утих, стало тихо кругом,

Снежинки слетелись в большой

Снежный ком.

(Легкий бег в разных направлениях

Бег с поворотом вокруг себя,

Бег к взрослому и приседание около него на пол.)

Конспект занятия по рисованию «Забавный снеговик»

Цель: упражнять детей в рисовании предметов круглой формы.

Задачи:

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Развивать воображение, воспитывать любовь к друзьям.

Развивать тактильную чувствительность.

Учить отвечать на проблемные вопросы.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций, картины «Саша и снеговик», художник А.В.Кондратьев.

Материал:

голубая бумага,

белая гуашь,

кисточки для рисования.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, а что это у меня в руках? (Письмо).

- Потрогайте письмо рукой, какое оно? (Дети притрагиваются рукой к письму – письмо лежало на холоде) – холодное.

- Как вы думаете, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо? (С улицы, с мороза и т.д.).

- Давайте письмо откроем и почитаем, открывают письмо.

Воспитатель читает:

«Ребята, я очень рад, что теперь мы с вами будем дружить каждый день. Ваш друг Снеговик»

- А кто это такой Снеговик? (Разные ответы детей).

- А почему он написал, что с вами будет дружить каждый день? Он что к нам в группу придет?

- Что с ним случиться, если он будет в группе? (Правильно, растает), потому что снеговик из снега.

- А где же мы тогда с ним будем дружить? Правильно на улице!

- Но мы можем снеговика сделать в группе. С ним - тоже можно дружить.

- А как сделать, вам секретик сказать? Мы его будем выкладывать на ковре.

- А из чего – из квадратов или кругов?

- Молодцы! Из кругов. Сначала мы возьмем самый большой круг, затем средний, а потом самый маленький – для головы. Какой большой снеговик у нас получился.

- Ребята, а вы знаете, у меня есть знакомый мальчик Саша, он пошел на улицу и там кого - то увидел, хотите узнать кого?

- Для этого нам нужно одеться на улицу. Давайте быстро одевайтесь, и я буду одеваться вместе с вами. Что сначала одевают? Так берем штаны и … (Имитация одевания).

- Молодцы! Быстро оделись. Воспитатель подводит детей к картине.

- Вот это и есть мой знакомый мальчик.

- Знакомьтесь, его зовут Саша.

- Ребята, как вы думаете, как появился рядом с Сашей снеговик? (Слепили из снега).

- Какой снеговик? (Ответы детей).

- А вам нравиться мой друг – Саша? Он добрый или злой? Как вы догадались? (Глаза добрые, улыбается).

- Он смог бы обидеть, сломать снеговика?

- А дерево? Сломает он веточки? (Правильно, не сломает, их нет на снегу, а дерево вырастет большое).

- А птиц, Саша смог бы напугать? (Правильно, Саша добрый и не обидит никого, птички его не бояться, не улетают).

- Погуляли с Сашей на улице, а теперь пойдем в группу, быстро раздевайтесь. Одежду аккуратно складывайте в кабиночки. (Имитация).

- А наш друг Снеговик загрустил. Давайте нарисуем ему друзей.

- Посмотрите. Как я нарисовала снеговика (Образец воспитателя).

- А сейчас я покажу, как я его рисовала. Беру палочку, макаю в белую краску и начинаю рисовать…

- Что? (Круг – правильно «большой» круг, затем… «поменьше», и еще самый маленький»).

- Вот и получился снеговик.

- А сейчас, давайте представим. Что в руках у вас тоже палочки для рисования – обмакните в краску и начинаем вот так, в воздухе рисовать – сначала большой круг, затем повыше поменьше и самый маленький для головы.

- А сейчас вы сядете за столы и нарисуете друзей для снеговика.

Работа детей, кто быстрее нарисует снеговика. Предложить черный и красные карандаш, чтобы нарисовали нос – морковку, глаза, рот.

- А сейчас вы своих снеговиков положите в кружок.

- Ну, что ручки замерзли, пока рисовали снеговиков. Конечно, потому что Снеговик дружит с морозом. Помните, как Мороз играл с вами в игру «Заморожу». Ну, сейчас я узнаю. Помните или нет?

- Вот у меня – рукавичка - Мороз подарил. Мы сейчас поиграем в игру «Заморожу», а ваши чудные снеговики – посмотрят, как вы играете.

- Так, приготовили свои ручки. Игра «Заморожу».

- Вот как нам и снеговичкам весело!

Конспект занятия "Наша нарядная елка"

Цель:

Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки.

Задачи: формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыханию. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Методика проведения занятия:

Вспомнить с детьми новогоднюю елку в детском саду, поговорить о том, как она была украшена.

Материалы:

Листы белой бумаги, кисти, краски, баночки с водой, салфетка на каждого ребенка.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель)

Правильно, молодцы! Это елка.

(Показываю елочку, украшенную шариками, фонариками, красивой мишурой).

Ребята, посмотрите на елочку.

Какая она? (Очень красивая, нарядная, зеленая, колючая, чудесная и т.д.)

- Дети, а вчера у нас с вами был новогодний утренник. Вы видели елочку? (Да)

Какая она? (живая, зеленая, пушистая, хорошо пахнущая и т.д.)

А чем была она украшена? (Шариками, фонариками, мишурой, огоньками разноцветными)

(За дверью раздается шум)

- Ой, ребятки, что там за шум? (Открываю дверь)

- Ой, да это же елочка-красавица! А почему ты плачешь? У тебя что-то случилось?

(В группу входит девочка из старшей группы в костюме елочки)

Елочка. Я хочу вам рассказать одну историю. Недавно у меня было много подруг. Но однажды в лес пришли лесорубы и вырубили все елочки и деревца.

Теперь я осталась одна-одинешенька, и мне стало очень скучно (Елочка заплакала)

- Ребята, вам жалко елочку? (Да). Скажите, а можно ли вырубать деревья, кусты?

(Нет) Конечно, же нет!

- Дети, но как же мы сможем помочь елочке? (Предположения детей)

- Давайте, нарисуем нашей елочке подружек! (Давайте)

Проводится физкультминутка.

Наша елка велика (Круговое движение руками)

Наша елка высока (Встать на носочки)

Выше мамы, выше папы (Присесть и встать на носочки)

Достает до потолка (Потянуться)

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля, Ля, Ля!

Чтобы елка захотела в гости

К нам прийти опять!

- А теперь дети, приступим к работе. Посмотрите и скажите, где у елочки ствол?

Где веточки? Почему елочку называют вечнозеленой? (Ответы детей).

Рисуем елочку по порядку: сначала рисуем ствол коричневый, от ствола отходят зеленые ветки, начинаем рисовать веточки сверху вниз. А иголочки будем наносить

кончиком кисти, короткими штрихами.

(Под веселую музыку дети рисуют)

А теперь давайте полюбуемся вашими елочками. (Обращаюсь к елочке)

Елочка, тебе понравились подруженьки? (Да)(Очень)

Спасибо, вам ребята, за красивые елочки! Мне теперь в лесу не будет скучно.

У меня теперь много друзей и подруг.

- Молодцы, ребята! Помогли елочке, приобрести друзей.

Вот так чудо! Вот так диво!

Все у нас красиво!

Получился, целый лес

Полон сказок и чудес!

Конспект занятия по аппликации «Заснеженный дом»

Цель: Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание) и показать её изобразительно-выразительные возможности.

Задачи:

1) Учить детей создавать выразительный образ заснеженного домика.

2) Закрепить технику наклеивания.

3) Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику.

4) Воспитывать интерес к аппликации. Воспитывать эстетическое восприятие.

Предварительная работа: Наблюдение за снегом и домами на прогулке, чтение сказок и рассказов о зиме, рассматривание иллюстраций в книгах о зиме.

Материалы, инструменты, оборудование.

Цветная и белая мягкая бумага, ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеёнки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Какое сейчас время года? (Зима)

Правильно зима. Сейчас я вам расскажут стихотворение, которое называется

«Снегопад»:

Снегопад, Снегопад.

Шёл он день

И ночь подряд.

Шёл он полем,

Шёл он лесом,

Заглянул и под навесы,

Пухом лёг он на дома,

И мы поняли Зима.

Воспитатель: - А вы любите зиму? (Ответы детей)

- А за что вы ее любите? (Ответы детей)

- Подумайте и скажите, что придает особую красоту природе зимой? (Снег)

- Да, вы правы - снег.

- Давайте с вами вспомним, а потом представим, будто на улице идёт снег, он укрывает всю землю белым пушистым «одеялом». Снег ложится на ветки деревьев, падает на крыши домов, и они наряжаются в белоснежные шапочки. Если снег будет идти долго-долго, всё вокруг станет белоснежным, нарядным и пушистым - таким же белым, как эта бумага (показываю детям лист белой бумаги).

Вот и мы с вами сегодня выполним аппликацию домика в снегу, и прошу подумать, как можно показать (передать разными художественными средствами, что долго-долго шёл белый пушистый снег.) (Дети предлагают свои варианты.) Обобщаю предложения детей (можно мелко нарвать белую бумагу и украсить крыши домов и землю возле дома)

Физминутка «Зимой»

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

- А теперь дети я предлагаю вам сделать свои «заснеженные» домики самим. Сначала наклеим домик, затем крышу, окошки и двери. Потом берем белую бумагу, разрываем на кусочки, приклеиваем на крышу домика, на землю. Вместе с детьми удивляюсь и радуюсь тому, как преображаются их домики.

Дети выбирают материалы и создают свои композиции «заснеженных» домов.

Итог занятия: - Заканчиваем работу.

- Дети, сейчас мы устроим выставку. Положите на столе свои работы.

- У кого получилась самая снежная крыша? Снега выпало много-много, как у нас на улице в первый день зимы. И какие красивые заснеженные домики у нас получились. Молодцы!

Конспект занятия по лепке «Снеговик»

Цель: Вызвать желание лепить снеговика, создавая образ традиционным способом из 3 шаров разной величины.

Задачи: Развивать умение раскатывать из пластилина круговыми движениями шарики и соединять их друг с другом в определенном порядке, с учетом величины, плотно прижимая. Развивать творчество, побуждая украшать фигуры снеговика дополнительными деталями из бросового материала. Побуждать детей к элементарному экспериментированию, делать простые умозаключения. Создавать интерес к образу зимы, расширяя словарный запас словами: снег, снежок, снеговик (коммуникация) Закрепить знания о величине предмета (большой, средний, маленький шар, о пространственном расположении и о цвете (белый, оранжевый, черный) (познание) Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, желание помочь другому. (социализация) Развивать эстетическое восприятие формы, симметрии пропорции, мелкую моторику рук. Укреплять мышечную систему – туловища, рук, ног, формировать правильную осанку при работе за столами. (здоровье, физическая культура)

Материал:

Магнитофон, запись с музыкой, игрушка Снеговик, образец готового пластилинового снеговика, корзины со снежками и массажными мячиками, иллюстрация фона зимнего леса.

Материалы для изготовления пластилинового снеговика для каждого ребенка: доски для раскатывания, картонный круг – подставка для готовой работы, пластилин белого, оранжевого цвета, стеки, бросовый материал для украшения – бусинки черного цвета, колпачки.

Ход занятия:

Психогимнастика «Зима»

Белый снег пушистый, (дети плавно кружатся, как снежинки)

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает ложится.

Ой, мороз, мороз, мороз, (дети показывают, как им холодно)

Щиплет щечки,

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет ручки

Забирается под шубки.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел гость. Хотите узнать кто?

Отгадайте загадку:

Появился во дворе он в холодном декабре,

Неуклюжий и смешной. У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык. Наш приятель… (Снеговик)

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Мне нужна помощь. У вас в саду смех, веселье, вы дружные ребята. А я один на улице, мне грустно, а так хочется, чтобы у меня тоже были друзья. Сможете вы мне помочь?

Воспитатель: Из чего сделан снеговик? (из снега) а мы из снега сейчас сможем слепить в группе? А почему? (ответы детей)

Снеговик: Я вам принес корзину с мячами. Может вы сможете из них слепить моих друзей?

Физминутка.

Давай, дружок, смелей дружок, (дети пытаются из массажных мячиков слепить снеговика)

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Увы – нет снеговика.

Воспитатель: Почему? (ответы детей)

Снеговик: Не получилось,

Воспитатель: А из чего еще можно сделать снеговика? (из пластилина)

Рассматривание готового образца снеговика.

Воспитатель: Из каких геометрических тел состоит снеговик? Какие по величине?

Перед вами лежат кусочки пластилина. Он только один. А у снеговика 3 шарика – большой, средний и маленький. Что нам поможет разделить пластилин? (стека) Сначала разделите кусок пластилина пополам, потом другой кусок один маленький кусочек «голова», другой – побольше «туловище».

Раскатываем белые шарики: большой – из большого куска белого пластилина, средний – из среднего куска, маленький – из маленького. После этого ставим их один на другой (внизу большой шар, над ним средний, а сверху маленький) и плотно прижимаем. Теперь из оранжевого пластилина делаем удлиненную капельку, складываем руки лодочкой (это нос – морковка).

Из бус делаем глазки, колпачок на голову.

Самомассаж рук «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)

Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)

А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)

Вот такой, (показывают величину кома меньше)

А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

Вот и вышел снеговик – Снеговичок

(ставят руки в бока, повороты влево – вправо)

Очень милый толстячок!

Воспитатель: с чего начнем лепить?

Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение.

Итог:

Воспитатель: Был Снеговик один. Стало много. Как вы думаете, мы порадовали Снеговика? Почему?

Снеговик: Молодцы, ребята! Порадовали вы меня, теперь у меня много друзей. Но пришла пора прощаться, стало жарко. А жару я не люблю, могу расстаять. До свидания!

Дети: До свидания, Снеговик, Приходи еще в гости.

Конспект итогового занятия с использованием элементов ТРИЗ «К нам зима пришла сама»

Цель: Закрепить знания, полученные во время проекта

Задачи:

Развитие у детей творческого мышления, логики, памяти, мелкой моторики.

Обогащение словаря и развитие связной речи.

Формирование личности ребёнка, воспитание доброты, чуткости к окружающему миру.

Ход занятия:

Круг общения: (дети стоят в круге)

Можно весело смеяться

Пошутить, побаловаться

И поспорить иногда

Ну, а драться – никогда!

Мы ведь дружные ребята!

Стихи о зиме:

Дым – из труб, пар – из губ

Под ногами – хруп, хруп!

Под ногами – звинь, звинь!

А над нами – синь, синь!

Воспитатель: О чем вы подумали? Когда это бывает?

Воспитатель: Что хрустит под ногами?

Воспитатель: Почему хрустит снег?

(ответы детей)

Развивающие игры:

«Назови зимнее словечко»

«Снежный ком» (перечисление зимней одежды)

Загадка про снежинку:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке

(Снежинка)

Игра со снежинкой (сюрпризный момент):

Словно белая пушинка

Тихо падает снежинка

Ты снежинка, не спеши!

За собою нас веди

В те края, где чудеса

Где живёт зима – краса!

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель читает стихи В. Берестова

Стала льдом вода и грязь

Снег покрыл дома.

Это значит началась

В городе …(зима)?

Не идет и не едется,

Потому что гололедица,

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?

Воспитатель: Почему? (постановка творческой задачи)

Воспитатель: а что нужно сделать, чтобы не было скользко?

Воспитатель вносит картину «Зима»

К нам пришла «Зима» сама

Принесла во двор зима

Снег пушистый, лёд, снежинки

Лыжи, санки и коньки

И что – то ещё «Зима» нам сегодня принесла! Отгадайте!

Игра «да – нет – ка» на загаданный предмет.

Воспитатель: Это то, что бывает и маленьким, и большим

Это то, что нужно детям и взрослым

Это то, что может быть деревянным, и бумажным, и пластмассовым

Это то, во что можно положить разные предметы.

Воспитатель: Что это? (шкатулка)

Воспитатель: Посмотрим, что в ней есть.

Воспитатель читает стихи:

Зачем нам «Зима» угольки принесла?

Два уголька? Зачем?

Да это же глазки Снеговика.

Зачем нам морковку «Зима» принесла?

Да это ж озябший нос

Снеговика замечательный нос!

(В. Лунин)

Сказка про Снеговика (творческая задача):

(воспитатель вносит картину)

Однажды в зимний солнечный день родился Снеговик.

Его слепили ребята из детского сада.

Он был добрым, весёлым, белоснежным.

У него была оранжевая морковка – нос, черные угольки – глаза.

А на голове было красивое зелёное ведро.

Снеговик очень любил играть с детьми.

Они бегали вокруг него, прыгали, прятались.

И так продолжалось всю зиму.

Но вот однажды Снеговик услышал песенку.

Сначала тихую и робкую: кап – кап – кап.

Воспитатель: Что же дальше случилось со Снеговиком? Как спасти его?

Продуктивная деятельность. Рисуем снежинку.

Воспитатель: Зима скоро закончится. Давайте на прощание с зимой нарисуем красивые снежинки.

Итог занятия: Воспитатель раздаёт детям подарки от « Зимы» ( конфетки)

Презентация на тему: Зимушка - зима чудесная пора

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей 3-4 лет «Зимушка - зима, прекрасная пора»

Цель проекта: формирование у детей целостной картины мира о зиме, как времени года, через интеграцию образовательных областей.Задачи проектной деятельности:Развивающие:1. Развивать речевую и прод...

Проект "Зимушка-зима" для детей второй младшей группы

Проект "Зимушка - зима" для детйе второй младшей группы...

Проект «Зимушка зима» для детей 1 младшей группы

Проект «Зимушка зима» для детей 1 младшей группы...

Познавательно-творческий проект «Зимушка-зима» для детей второй младшей группы

Актуальность темы: в последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Ч...

Проект «Зимушка-зима, прекрасная пора».

Проект во второй младшей  группе«Зимушка-зима, прекрасная пора»....

Фотоотчёт за первый месяц по проекту «Зимушка - зима, прекрасная пора»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27127866","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Тип проекта: информационно творческий, групповой.Продолжительность - долгосрочный...