Проект по познавательному развитию «Книжкина неделя» СТАРШАЯ ГРУППА
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Кондина Елена Анатольевна

Проект по позновательному развитию

 «Книжкина неделя»

СТАРШАЯ ГРУППА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhkina_nedelya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 28»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная 22 «б»,

тел. 8(496) 548-08-84

Email: mdou.dc28@mail.ru

Проект по познавательному развитию

«Книжкина неделя»

СТАРШАЯ ГРУППА

Подготовила:

 воспитатели высшей квалификационной категории

         Кондина Елена Анатольевна

Сергиев Посад

2021г.

Введение

                                          Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так                    

                                             важно прививать детям - любовь к книге, начиная с  

                                             дошкольного возраста. Читательский опыт начинает  

             закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко появляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимости, развить связную речь, творческие способности детей, пополнить словарный запас. А родителям хотелось бы помочь найти детям книги, которые им помогут приобрести радость общения. Очень важно показать, что книга – верный друг.

Актуальность проекта:

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам. Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя не заметить, что именно книги в большей степени способствуют в воспитании чувств, более глубокому освоению знаний, повышения интереса к книге. В результате анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети. Не многие родители после прочтения книги обсуждают с ребёнком содержание произведений, и крайне редко или чаще всего не посещают детскую библиотеку. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать детям, ведь исходя из этого, происходит формирование круга детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают) и воспринимают дети. Сюда входит: детская литература, детское творчество, детские газеты и журналы с учётом возрастных особенностей – быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания, сложность его переключения, недостаточный объём памяти, отсутствие личного опыта.

Сегодня, когда дети только постигают азы чтения,

 необходимо помочь им полюбить книгу,

т. к. это положительно влияет не только на успеваемость

 ребёнка, но и на общее развитие.

                                                  Самостоятельное, индивидуальное посещение  

                                                библиотеки ребёнком затруднительно в силу своего

                                              возраста, поэтому «функцию» читального зала должен

                                        взять «книжный уголок» в группе, в котором дети в любое

                                               время могут взять книгу для просмотра или чтения.

                                              Тип проекта: художественно – творческий

                                              Вид проекта: групповой.

     Формы работы: образовательная деятельность, игровая деятельность, познавательно - исследовательская, продуктивная, работа с родителями.

Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет),

родители воспитанников, воспитатели группы.

     Цель:формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

     Задачи:

- Познакомить детей с видами и назначением книг.

- Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.

- Развивать творчество, воображение, фантазию.

- Создать условия для развития творческих способностей детей.

- Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.

- Познакомить детей с различными жанрами книг.

- Дать детям знание о роли библиотеки.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

- Побуждать детей к сочинительству.

- Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь.

- Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.

- Пополнить развивающую среду творческими играми «Библиотека», «Книжный магазин».

Срок реализации проекта: краткосрочный - 1 неделя.

                                                  Ожидаемые результаты:- Создание необходимых

                                                условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению

                                                   дошкольников с произведениями художественной                      

                                                   литературы.

                                        - Развитие у детей любознательности, творческих                              

                                              способностей, познавательной активности,  

                                                   коммуникативных навыков.

 

                                            - Умение детей высказывать идеи и предложения.

- Активное участие предположительно родителей в реализации проекта.

- Понимание родителями важности семейного чтения.

Значимость проекта «Книжкина неделя» в том, что благодаря проектурасширилось взаимодействие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей по приобщению детей к прекрасному миру литературы.

Дети

* Дети различают и  знают виды книг;

* Умеют составлять рассказ о книге;

* Знают из чего делают книгу;

Родители

* Расширили запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.

* Повысили компетентность родителей по теме проектной недели.

Педагоги

* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

* Распространяют и обобщают опыт работы по данной теме.

                         Этапы реализаци художественно –

творческого проекта

    «Книжкина неделя»

  1. Подготовительный этап.

                                  Постановка цели и задач, определение направлений,  

                                объектов и методов, предварительная работа

                              с детьми и родителями, выбор оборудования

                              и материалов.

Опрос детей «Моя любимая книга»,

 анкетирование родителей «Ребенок и книга»,

выявление проблемы. Обработка полученной информации,

подбор наглядного и игрового материала.

 Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.

  1. Основной этап (практический).

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий,через интеграцию разных видов детской деятельности.

3 этап – обобщающий (заключительный).

Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели. Воспитательно-образовательное мероприятие в старшей группе по познавательному развитию - Интеллектуальная игра-викторина

Тема: «Путешествие в страну сказок»

2.Основной этап.

 Взаимодействие с детьми.

                                                   

                                                 Приложение № 1

Взаимодействие с родителями

* Рисование любимых литературных героев.

* Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома?»

* Выставка любимых домашних книг.

* Пополнение библиотеки группы.

* Печатная информация для родителей «Как научить ребёнка любить книги»,

*Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге»,

«Чтобы ребенок любил читать.

*Изготовление книжек-малышек.

Работа с родителями.

Консультации для родителей:

*«Как научить ребёнка любить книги»

*«Как приобщить ребёнка к художественной литературе»

Работа с коллегами

•Оформление и показ результата проекта «Книжкина неделя» в виде презентации.

•Организация и участие педагогов  смотра - конкурса  «Лучший книжный уголок»

Социальные связи

•Тематическая экскурсия в библиотеку

     Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса  к книге.

Результаты реализации проекта:

       

 В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.

•Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.

•Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

•Были организованы для детей тематические выставки.

•Дети научились "лечить" и беречь книги.

•Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

•Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к

чтению.

•Вместе с родителями  «издали» книжки -малышки, нарисовали обложки любимых книг;

•Принялиучастие в различных конкурсах.

•У детей  обогатился словарный запас, расширился кругозор.

•Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что

домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка.

№п/п

Вид образовательной деятельности.

Наименование мероприятия

Познавательное развитие

1.

Тематические беседы:

- Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу?»

- Беседа: «Из чего состоит книга?»

- Беседа «История книги» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).

- Беседа на тему «Что такое библиотека?»;

- Беседа «Важно ли уметь читать?»

- Беседа «Путешествие по полочке умных книг»

2.

Дидактические игры: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», игра «Из какой сказки герой?».

Социально - коммуникативное развитие

3.

Сюжетно-ролевые игры:

«Библиотека», «Книжный магазин»

4.

Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»

Речевое развитие

   5.

Чтение художественной литературы:

- Знакомство с творчеством писателя Эдуарда Успенского.

Чтение произведений Эдуарда Успенского.

- С.Маршак «Пудель».

- В. Катаев «Цветик-семицветик».

- С. Михалков «А что у вас?».

- А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

- Дж.Родарри«Волшебный барабан».

- А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - просмотр мультфильма.

Художественно-эстетическое развитие

6.

Рисование  «Мой любимый книжный герой».

7.

Рисование «Моя любимая сказка».

8.

Лепка «Сказочные животные».

9.

Аппликация «Закладка для книги».

10.

Слушание песен на сказочную тематику.

11.

Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»;из конструктора: «Строим библиотеку».

Список литературы.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

2. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.

4. Гербова В. В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.

5. Гербова В. В., Комарова Т. С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.

6. Гриценко З. А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г

7. Гурович Л. М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.

8. Елисеева М. Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.

9. Тимофеева И. Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.

10. Ушакова О. С. «Развитие речи», М., 2000г.

11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательному развитию с детьми старшей группы «Слава Армии родной»

Проект по познавательному развитию с детьми  старшей группы «Слава Армии родной»...

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы).

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы). вторая часть.

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Проект по познавательному развитию для детей старшей группы.

Проект для детей старшей группы "Откуда к нам хлеб пришел"...

Проект "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ" Краткосрочный 2 недели. Старшая группа

Актуальность: Дети с домашними животными  сталкиваются с малых лет, узнают об их ласке, любви, учатся заботиться о них, но очень важно научить детей бережному отношению к ним. Общение с животными...