Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с природой для детей старшего дошкольного возраста "Дикие животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Разработанная деятельность направлена на создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о диких животных, об их подготовке к зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhigulova_e.v._ood.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Жигулова Елена Викторовна
Воспитатель
МДОУ – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования
г. Саяногорск
ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
«Дикие животные»
Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о диких животных, об их подготовке к зиме.
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни диких животных, способах их самозащиты от врагов.
2. Развивать умение у детей узнавать и называть диких животных: внешний вид, повадки.
3. Воспитывать у детей интерес, добрые чувства к животным.
Ход занятия:
- ПРИВЕТСТВИЕ
«Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй все вокруг живое!
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень,
Мы к друг другу повернёмся,
И друг другу улыбнёмся».
II. Основная часть:
В.: - Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа поздней осенью, говорили о приметах осени. Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.
- Я приглашаю вас отправиться в зимний лес.
В.: - Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом (Белка)
- Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Поздней осенью, зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации).
- Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.
Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
В.: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение).
- А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка.
- А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
В.: - А вот и главные враги зайчишки – лиса и волк.
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)
- Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
На овчарку он похож: что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть (Волк)
В.: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение).
Животные, которые впадают в спячку.
В.: - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается от сна (Медведь).
Животные, которые меняют рога (лось, олень).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
(Дети имитируют повадки зверей)
Дидактическое упражнение «Животные и их детёныши».
При проведении игр воспитатель предлагает детям разбиться на команды.
Разбиение на подгруппы нужно для того, чтобы помимо знаний у детей формировались такие социальные навыки, как умение работать в коллективе, договариваться, формировать коллективное мнение. При подведении итогов занятия будут оцениваться не только успехи и достижения каждого ребенка, но и результативность работы команды.
В.: - Я предлагаю вам вспомнить, как называются дикие животные наших лесов и их детеныши.
Волчонок (волк, волчица).
Ежонок (ёж, ежиха).
Лисёнок (лис, лиса).
Медвежонок (медведь, медведица) и т.д.
- Я называю животных, вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе. Ответ дает та команда, на которую, я укажу, за каждый правильный ответ команда получает фишку.
Белка – бельчонок – бельчата.
Заяц – зайчонок – зайчата.
Лиса – лисенок – лисята.
Волк – волчонок – волчата.
Медведь – медвежонок – медвежата.
Еж – ежонок – ежата.
Дидактическое упражнение «Кто как голос подаёт?»
В.: - Скажите, как подают голос звери?
Что делает?
Волк – воет;
Лиса – тявкает;
Медведь – ревёт;
Мышка – пищит.
Дидактическое упражнение «У кого что?»
В.: - Многие люди часто путают названия частей тела у зверей и у людей. Давайте проверим, не запутаетесь ли вы. Я буду называть какую – либо часть тела, а вы отвечаете, у людей или у зверей эта часть тела:
Пасть – (у зверей);
Живот – (у людей);
Шерсть – (у зверей);
Руки - ……;
Уши - (у зверей и у людей);
Клыки - …;
Нос - …..;
Морда - ….;
Глаза - ….;
Хвост - ….;
Ногти - …;
Брюхо - ….;
Ноги - ….;
Волосы - ….;
Пасть - …;
Когти - …
Дидактическое упражнение «Кто как передвигается?»
В.: - Как передвигается медведь – (ходит, лазает, плавает, бегает).
Заяц – (прыгает, скачет, бегает);
Волк и Лиса – (бегают);
Белка – (прыгает, карабкается, бегает);
Еж – (ходит, бегает, катится).
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(на развитие внимания, слуха, логического мышления. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность):
- Медведь, волк, заяц (Медведь единственный впадает в спячку).
- Волк, лиса, лось, олененок (Олененок – детеныш, все остальные – взрослые животные).
- Волк, лиса, еж, заяц (Заяц – травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо).
- Кошка, медведь, заяц, белка (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие).
- Бельчонок, кабан, рысь, олень (Здесь может быть два решения).
Дидактическая игра «Чья, чьё, чьи?»
Уши зайца - чьи уши? заячьи;
Морда медведя – чья морда? медвежья.
Хвост лисы - чей хвост? лисий
Рога оленя – чьи рога? оленьи
Лапы волка – чьи лапы? волчьи
Хвост ежа – чей хвост? ежиный
Копыта лося – чьи копыта? лосиные
Логово волка – чьё логово? Волчье.
Игра «Кто, где живет?»
Белка - в дупле; волк – в логове; медведь – в берлоге;
Лиса в – норе; бобры в хатках; и т.д.
III. Итог занятия: Составление рассказов – описания про животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности «Воспоминания о лете». (для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР)
Описание материала. «Воспоминания о лете» - это комплексное занятие, организуемое воспитателем группы компенсирующей направленности, где коррекция развития детей и их речи осуществляется средства...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»
В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....
Конспект доминантной организованной образовательной деятельности по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в королевство Музыкальной Шляпы"
Одной из задач музыкального воспитания ребенка в детском саду является развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства. Развитие восприятия м...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «РАССКАЗОВСКИЕ НОСКИ »
Данная методическая разработка рекомендована педагогам ДОУ для воспитания у детей любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям....
Конспект организованной образовательной деятельности в форме путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш дом во Вселенной»
Конспекторганизованной образовательной деятельностив форме путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Земля – наш дом во Вселенной»...
Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Наша Родина – Россия»
Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с Государственным гербом и гимном России. Формировать уважительное отношение к символам страны. Обогащать словарный запас детей....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Где родился –там и пригодился!»
закрепить и обобщить знания детей о профессиях в животноводстве, об учреждениях, в которых живут домашние животные.Воспитание заботливого отношения к животным; интереса к животному миру; уважения к тр...