ООД по ознакомлению с окружающим миром "Безопасность в быту"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тюрина Елена Юрьевна

 

Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту.
Задачи:
- расширять представления детей о предметах, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту, закреплять правила пользования ими;
- познакомить детей с понятиями «колющие» и «режущие» предметы, «пожароопасные» предметы;
- способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_v_bytu.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Безопасность в быту

Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту.
Задачи:
- расширять представления детей о предметах, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту, закреплять правила пользования ими;
- познакомить детей с понятиями «колющие» и «режущие» предметы, «пожароопасные» предметы;
- способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома.
Способы: рассматривание предметов, картинок, беседа, дидактические игры, физкультминутка, вопросы поискового характера, сюрпризный момент. 
Средства: предметы (колющие и режущие) — ножницы, нож, иголка, отвертка, гвозди; картинки с изображением пожароопасных предметов (спички, зажигалка, свеча, бенгальские огни), картинки с изображением опасных (пила, нож, иголка, топор, вилка, кнопки, отвертка) и безопасных (кукла, книга, мяч, расческа, веник, кисть, машина) предметов; ящик для инструментов, аптечка, контейнер для иголок, термометр, шприц, таблетки; бумажный самолетик, мяч, мольберт, магнитофон, песня «Фиксики».
Предварительная работа:
- беседы («Опасные предметы дома», «Опасные, но полезные», «Огонь — друг и враг», «Таблетки — не конфетки»);
- чтение художественной литературы: сказка С. Маршака «Кошкин дом», Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей», К. Чуковский «Путаница»; рассказ Е. Пермяка «Торопливый ножик»;
- дидактическая игра «Четвертый лишний», «Можно — нельзя»;
- развивающая игра «Как избежать неприятностей»;
- подвижные игры «Огонь и вода», «Огонь – друг и враг».

Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас оставался дома один? (Ответы детей.) А вы знаете, как вести себя дома, когда родители оставляют вас дома одних? (Ответы детей.)
(Стук в дверь). 
Воспитатель: Ребята, вот вы остались вдруг одни дома, и кто то стучит или звонит в дверь, что нужно делать?

Дети. Спросить «Кто там?»
Воспитатель: Правильно, нельзя сразу открывать дверь, а сначала спросить, кто там пришел? 
Воспитатель:  А в какие игрушки вы будете играть? (Достает предметы или карточки с опасными предметами).
Воспитатель:  Вот, например иголка. Ведь она блестящая, тоненькая. Острая. Ребята скажите, если взять иголку, то что может случиться? 
А зачем нужна иголка? А если у вас что-то оторвалось, то к кому надо обратиться?
(Предположительные ответы детей) 
Воспитатель: Правильно, только взрослые умеют шить иголкой. 
(Достает ножницы). 
Воспитатель: А это что такое? Скажите, зачем нужны ножницы? Ими тоже можно играть?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как правильно обращаться с ножницами?
(Передавать ножницы тупыми концами вперед. Не размахивать руками во время работы. (Не бросать ножницы.)
Воспитатель: Правильно ребята, что это не игрушки и брать их просто так нельзя? Иголка, ножницы, гвозди, ножи, булавки, вилки это острые колющие и режущие предметы. С ними нужно обращаться осторожно и всегда убирать на место. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Воспитатель: В наших домах живет много предметов, вещей и приборов. Все они приносят пользу и очень нам нужны. Но некоторые предметы могут быть одновременно и полезны и опасны для человека. Если пользоваться ими не правильно и брать их без разрешения, то может случиться беда. Такие предметы называются «опасными». 
Ни когда  не играйте с такими предметами. А чтобы ты их лучше запомнил, мы поиграем в игру «Что опасно, а что нет».
Игра «Что опасно, а что нет».
На одной доске красный сигнал - знак опасности, а на другой - зеленый. Он означает, что предмет не опасен. Например: пила – опасный предмет. Прикрепляем картинку на доску с красным сигналом. Диван не опасен – на доску с зеленым сигналом.
Картинки опасные: пила, нож, топор, вилка, кнопки, отвертка, иголка, ножницы.
Неопасные: мяч, веник, расческа, кисть, кукла, книги, ведро, машина.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
(Воспитатель достает таблетки). 
Воспитатель: Скажите, зачем нужны таблетки? Ведь они совсем не похожи на игрушку. А разве вы знаете, какие таблетки нужно пить когда болит живот, голова и т.д.? Ребята, что надо делать, если у тебя что-то заболело? Таблетки кто назначает?
Правильно, обратиться за помощью к взрослым. Только взрослые знают, какое нужно выпить лекарство. Ой, ребята, а если бы вы выпили таблетки, что бы могло случиться? (Ответы детей)
Дети. Можно отравиться. Попасть в больницу.

Воспитатель. Правильно. А вам я думаю,  туда так не хочется?

Воспитатель: Запомните, пожалуйста, правило: Никогда не берите лекарства. Это очень опасно! 
Воспитатель: Ребята, давайте разберемся со всеми этими предметами.

Игра «Наведи порядок».
Перед детьми находятся опасные предметы (таблетки, лекарство, градусник, булавки, нож, вилка, гвозди, отвертка, ножницы, иголка). Ребятам предлагается разместить предметы в нужное место для хранения (аптечка, контейнер для швейных принадлежностей, ящик для инструментов, подставка для столовых приборов).

Физкультминутка «Фиксики» (бытовая техника, электроприборы).
Пылесос, пылесос, 
(Ритмичное сгибание пальцев обеих рук, ладони смотрят вперёд.)
Ты куда суёшь свой нос?
Я жужжу, я жужжу,
 (То же, но ладони обращены друг к другу.)
Я порядок навожу. 
(Соприкосновение кончиков пальцев.)


Воспитатель: Ребята, как называются все эти предметы одним словом? (Электроприборы).
С помощью чего работают электроприборы? 
Электроприборы работают от электричества, которое приходит к нам в дома по проводам и прячется в розетках. 
Электричество - это большой друг человека, если только с ним правильно обращаться, но не осторожное обращение может привести к беде. 
Скажите, электроприборы могут таить в себе опасность? Могут они причинить нам вред?
(Ответы детей)
Электрические приборы тоже могут быть опасными. Если неправильно с ними обращаться, они могут ударить током или стать причиной пожара.
Давайте рассмотрим картинки с изображениями следующих предметов: спички, зажигалка, свеча, бенгальские огни, фейерверк.
Назовите, одним словом. (Ответ детей: это пожароопасные предметы)
Почему они опасны? (Может возникнуть пожар) Да, пожар, это всегда страшно?
И что нужно помнить при обращении с ними? Но вначале, скажите, а вам, ребята, можно ими пользоваться? 
Воспитатель. Ребята есть такая игра «Зажги спичку»?

Правильно нет, это опасная игра.
Ребята, смотрите какой у меня красивый самолетик! Я его сама сделала! Мы сейчас будем его запускать! Надо открыть окно, встать на подоконник и пустить самолетик вниз.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно играть в такую игру?
Очень опасно вставать на подоконники и высовываться из окна - можно упасть и разбиться. Опасно облокачиваться на стекло. Оно хрупкое, может разбиться, а ребенок больно поранится. А где можно играть в самолетик?
Игра с мячом «Можно – нельзя». 

 Вопросы к детям:
- Можно спичками играть?
- Залезать на подоконник?
- Книжки за столом читать?
- Может можно дверью поиграть? Закрывать и открывать?
- Острые предметы брать?
- Вкусные таблетки в садик принести и ребяток угостить?
- Играть тихо на ковре, если суп горячий на столе?
- Телевизор и утюг включать?
- Свечки зажигать?
- В комнате игрушками играть?
- Самолетики с балкона запускать?
- Папины гвозди в мебель забивать? 
- Игрушки с пола убирать?
- Куклам кудри завивать?
- Острые предметы в розетку вставлять?
- Бабушке по дому помогать?
- Осторожно ножницами вырезать?
- С папой кормушку мастерить?
- Вкусные лекарства без мамы пить?
- Фигуры из пластилина лепить?
Воспитатель: Молодцы ребята! На все вопросы ответили правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект занятия на тему:"Учимся быть здоровыми на занятии по ознакомлению с окружающим миром"

В данном занятии детям даётся представление о том,какую роль играют деревья в нашей жизни.Как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья. Говориться о том,что надо бережно относ...

НОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. ПОЗНАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ "ХОРОШО БЫТЬ МАЛЬЧИКОМ, ХОРОШО БЫТЬ ДЕВОЧКОЙ"

Формирование у детей понятия о чертах характера и поступках мальчиков и девочек....

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим. «Если хочешь быть здоров.»

Худалей Наталья Павловна, воспитатель группы № 2Цель: уточнить и расширить представление детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники; дать детям представление об устройстве...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе на тему «Поможем Мишутке быть здоровым!»

Цель: формировать бережное отношение к здоровью посредством знаний о здоровом образе жизни.Задачи:- расширять представления о здоровом образе жизни;- закрепить способы оздоровления организма в холодно...

Конспект занятия Ознакомление с окружающим: «Знакомство с бытом и культурой бурят» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Хадаханский детский сад «Солнышко»         Конспект занятияОзнакомление с окружающим:...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим. по теме: «Если хочешь быть здоров…»

Формирование навыков серьезного, бережного отношения к своему организму....