Конспект НОД на тему "Путешествие в сказку Доброты" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке

Дуюнова Анна Павловна

Закрепление знаний детей о русских народных сказках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dorogoyu_skazok.docx30.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности на тему "Путешествие в сказку Доброты".

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Программные задачи:

Образовательные:

Закрепить умение  узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, пословицам;

Закрепить названия русских народных сказок.

Закрепить  представления детей о видах  сказочного жанра

Продолжать учить детей  давать оценку поступкам персонажей сказок

Расширить словарный запас воспитанников

Развивающие: 

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение обобщать, делать выводы и умозаключения;

Развивать мышление, внимание, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, любовь к устному народному творчеству . Формировать навык сотрудничества, доброжелательности. 

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.

  Материалы и оборудование:

Конверт с загадками,  иллюстрации к русским народным  сказкам, мольберт, проектор, экран, мультимедийная презентация, ноутбук, диск с записью песен: «Приходи сказка»,  «В мире много сказок".

Методы и приемы:

Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов

Практические:  решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; физминутка.

  Предварительная работа:

Чтение  сказок  о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игровое упражнение: «Объясни пословицу», беседы: «Что такое волшебство и колдовство», «Волшебные предметы».

  Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку «Приходи сказка». Поэт Юрий Энтин,  композитор Евгений Крылатов.

Воспитатель: приветствие:

Доброе утро птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели,

Солнце встает и идет по делам,

Доброе утро всем нам и гостям!

Воспитатель: Дети, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к нам, что бы посмотреть какие вы смышленые, отзывчивые, дружные, какие вы умники, как много вы уже знаете и умеете. Давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, послушайте, какая звучит замечательная музыка, какая она по характеру (Ласковая, нежная, волшебная, красивая)

- Где можно услышать такую музыку? (В сказке)

- Ребята,  раз звучит такая замечательная, волшебная музыка, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О сказках)

 Воспитатель: Что такое сказка?  (Сказка это рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает на самом деле)

Откуда к нам пришли сказки?    (Из древности)

Какие бывают сказки? (Авторские и русские народные)

- Давайте мы с вами вспомним, какие сказки называются авторскими?

- Сказки каких авторов вы знаете? (А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, С. Михалков)

-А какие сказки называются русскими народными? (Сказки, которые придумал русский народ)

Воспитатель:  Сказка —  это  рассказ о вымышленных событиях, о том, чего  на свете не бывает. Сказки к нам пришли из глубины веков.  Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, так сказать из уст в уста, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные  истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.  Сегодня мы поговорим о русских народных сказках. Существует три  вида русских народных сказок. Давайте вспомним какие? (волшебные, бытовые и детские сказки о животных).

Воспитатель: Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие сказки называются сказками о животных?

Дети: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются  сказками  о животных.

Присаживайтесь на стульчики и давайте вспомним с вами русские народные сказки о животных.

Игра: «Угадай и назови»

Воспитатель загадывает  загадку, а дети называют  сказку. На слайде появляется картинка с сюжетом сказки.

1. Если б Петя - простота

Не выглянул в окошко,

Не унесла б его лиса 

 за темные леса.

(Кот, лиса и петух)

2. Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт – 
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)

5. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

3.Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

(Бычок – смоляной бочок)

4. Мама деточек учила,

дверь чужим не открывать,

не послушались детишки

и попали к волку в пасть.

(Волк и семеро козлят)

6. Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Убирайся, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался… (Теремок)

Воспитатель: Кто  герои этих сказок? (Домашние и дикие животные)

 - Чем отличаются  сказочные персонажи  от настоящих животных?

Дети : Они разговаривают.

Воспитатель:     Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью. 

ВоспитательКакая  в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?

 Дети отвечают. Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.

Воспитатель:  Какие дурные качества  характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках?  

Дети:  Хитрость, глупость, жадность, трусливость.

- Какие положительные черты характера прославляются?

   Дети: Трудолюбие, доброта, честность.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель:  О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки. Давайте вспомним, как назывались такие сказки?

Дети: назывались эти сказки бытовыми. В них описывалась жизнь главных героев, их быт и взаимоотношения. Без всяких чудес и волшебства.

Воспитатель: Правильно! Бытовые сказки похожи на сказки о животных. В них  также рассказывалось  о каких-то ситуациях  только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости.   Бедных людей  часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости,  главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках  злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора.   Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

- Каким показан в сказке богатый, а каким бедный? 

Дети:  Богатый – скупой, глупый и жадный, а бедный трудолюбивый, честный, добрый.

Игра: « Найди иллюстрацию  сказки, к которой подходит пословица».

Большой мольберт с иллюстрациями сказок

 «В тесноте, да не в обиде»   («Теремок»)

 «В согласии жить – никто не одолеет» («Зимовье зверей»)

«На чужой каравай, рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай!» («Заюшкина избушка»)

 «Один за всех и все за одного» («Репка»)

 «В тесноте, да не в обиде» ( «Теремок»)

«Друг познается в беде» («Кот, петух и лиса», «Волк и лиса»)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием!

 Физкультминутка.

 Девочка по лесу шла,                 дети шагают на месте

 И на домик набрела,                  соединяют руки над головой домиком

 Видит, что хозяев нет.               Потянуться на носочках, головку вытянуть вперед

 На столе стоит обед.                  Левую руку сжать в кулачок, сверху положить                                                                       правую ладонь)

 Из трёх чашек похлебала,        показать, как кушают

 В трёх постелях полежала.       Ладошки сложить вместе под щечку

Но вернулись мишки в дом.       Дети шагают на месте

не понравилось им в нем,          Ладошками держат щеки и машут головой.

Машу съесть они хотели,        Движения разжимающихся кулачков

 но немного не успели.               Развести руки в стороны

Маша прыткая была,               Прыжки на месте.

От медведей вмиг ушла.

Воспитатель:   Ребята, мы вспомнили ,сказки  животных, бытовые сказки, а какие еще русские народные сказки мы знаем?

Дети: Волшебные сказки.

Воспитатель: правильно, а какие сказки называются волшебными?

Дети: Это сказки в которых есть волшебство и присутствуют нереальные персонажи. В  волшебных сказках происходит  превращение.

Воспитатель: Волшебные сказки  - это самые древние сказки.   Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…».  

- Назовите сказки с элементами превращения.

Дети отвечают. "По щучьему веленью", "Морозко", "Гуси - лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Крошечка- Ховрошечка", "Сивка - бурка", "Царевна - лягушка", "Кошей бессмертный".

Воспитатель:   С какими нечистыми силами там сражается герой?  

  Дети отвечают  С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой  сражается  не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники  и волшебные предметы.  

- Какие животные выступают в роли чудесных помощников?

 Дети отвечают: В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.

   Воспитатель:   В конце волшебных  сказок  герой одерживает победу над злыми, нечистыми силами. Почему?  

Дети отвечают: Потому что главный герой всегда, сильный добрый, храбрый. Воспитатель: Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.  Добро вознаграждается, а зло наказывается.   Герой  волшебной сказки должен пройти через  испытания,  которые каждый раз все становятся труднее и труднее.

- А сейчас я предлагаю нам всем отправиться в сказку и узнать ,чему же она нас может научить. Вы готовы? Тогда отправляемся.

Физминутка

Отправляемся друзья                                                                                                    

В чудо сказку – вы и я. (шагают на месте)                                                                       Вот стоит дремучий лес!  (развести руки в стороны)                                                      Полон сказок и чудес! (круговые движения головой)                                                                     Слева - сосны, справа – ели. ( повороты туловища   влево – вправо)  

 Дятел сверху, тук да тук.  (подъем вверх на носочках )  

А в лесу том тишина (Дети шагают.)
Тайн, чудес она полна. (Дети поворачиваются.)
На полянке интересной. (Руками держат щеки.)
Из снежинок хоровод. (Кружатся на месте.)

В сказке будет интересно, (Руками держат щеки)

Волшебство там круглый год.(Кружатся на месте)

 Глазки шире ты открой                                                                                                          И беги скорей за мной. (бег по кругу)

Часть детей уходит за кулисы. остальные продолжают выполнять физминутку. Играет подвижная сказочная музыка, сменяются слайды на экране: сказочные леса и поля. Дети останавливаются на мониторе слайд из сказки ":" Морозко". Дети садятся на стульчики.

*******

Воспитатель: Ребята ,сказка закончилась, а нам пора возвращаться в детский сад.

А давайте наших сказочных героев возьмем с собой? Вставайте около стульчиков.

Погостили мы немножко,

А теперь и в путь-дорожку,(Шагают на месте)

Надо в садик возвращаться
и за дело приниматься.
(Повороты с разведением рук)

Отправляемся друзья,

Обратно в садик, вы и я. (Шагают на месте)

Слева - сосны, справа – ели. ( повороты туловища   влево – вправо)

 Дятел сверху, тук да тук.  (подъем вверх на носочках )                                                          

 Глазки шире ты открой                                                                                                              

 В детский сад бегом за мной. (бег по кругу)

Дети останавливаются стайкой около воспитателя.

Итог занятия.

 Воспитатель:   Ну что же ребята, вот мы и побывали с вами в сказочной в стране.  Вам понравилось? Чему нас с вами учат русские народные сказки?

Дети: Сказки учат нас добру. Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести.  Из сказок мы узнаем,  что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. 

Воспитатель: Правильно ребята. В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.Сказки учат нас добру, смелости и находчивости. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым.

   Песня о добре. Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

Конспект НОД по ФЭМП "Математическая сказка" для детей старшего дошкольного возраста от 6-7 лет

Итоговое занятие по математике, где в различных играх и заданиях дети показывают свои умения и навыки,полученные на занятиях....

«Сочиняем сказки» Конспект занятия по развитию речи и воображения детей старшего дошкольного возраста.

В процессе занятий с дошкольниками по коррекционно-развивающему циклу "Сочиняем сказки" происходит формирование творческого воображения и связной речи, развитие воссоздающего воображения у летей старш...

Конспект открытого занятия по художественной литературе для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Тема «Литературная викторина. В гостях у сказки»

Цель: сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.Задачи: 1.Закрепить знания по содержанию...