Непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тему: "Эколята - будущие защитники природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ekologiya_sae.docx | 46.32 КБ |
samoanaliz.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак»
с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республика Тыва
Технологическая карта
организационной образовательной деятельности
во старшей группе
по образовательной области «Познавательное развитие»
Непосредственной образовательной деятельности
по экологическому воспитанию
на тему: "Эколята - будущие защитники природы"
Подготовила воспитатель:
Сарыглар Аида Эрес - ооловна
с.Кызыл-Мажалык
2022г
ФИО воспитателя: Сарыглар Аида Эрес - ооловна
ОО: «Познавательное развитие»
Возрастная группа: старшая группа.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Форма совместной деятельности: занятие-путешествие.
Форма организации: подгрупповая.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная.
Учебно-методический комплект: ООП дошкольного образования от рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 3-е изд., испр. И допол.- М.: Мозаика- Синтез, 2015г-368с Соответствует ФГОС.
2. Монгуш Б-к. М, Сувакпит О.О, Чооду К.К-К Уруглар ясли-садтарынга тыва номчулга ному. Кызыл 2001ч
4.А.Х. Алдын-оол, Г.Т.Назытпай Уруглар ясли- садтарынга тыва чугаа сайзырадылгазынын программазы Кызыл 1991ч
Тема: "Эколята - будущие защитники природы"
Цель: ознакомление с основами экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для демонстрации слайдов, презентация. Декорация: мост (дорожка здоровья), ручей (шифоновый шарф голубого цвета длиной 2 м), дерево (макет высотой 1,2 м), пенёк, гнездо их веток и сухой травы, две птицы (муляж), цветочная поляна (на зеленом ковре вырезанные из цветного картона головки цветов), мусор и пакет, картинка «солнышко» на мольберте, дидактическая игра «Найди пару», полоски желтого картона для каждого ребенка.
Методы и приемы: решения проблемной ситуации, игровой, наглядный с использованием ИКТ.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук и дикие животные из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М.М. Зощенко «Умная птичка», К.И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Планируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход непосредственно образовательной деятельности: | Время | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | |||
1. | Вводная часть Организационный момент | - Ребята, посмотрите, сколько тут гостей, давайте поздороваемся и пожелаем нашим гостям здоровья. Посмотрите, кто нас встречает в волшебном лесу? | - Здравствуйте! - Старичок-Лесовичок | 1 мин. |
2. | Мотивационно -побудительный этап | Слайд 2. - Правильно - это Старичок-Лесовичок. Давайте поздороваемся с ним: Лесовичок говорит: - Здравствуйте, ребята! Я Старичок-Лесовичок житель волшебного леса! Я в своём лесу живу, охраняю здесь траву, все деревья и кусты, берегу жучков, цветы, каждой птичке и зверьку помогаю, чем могу! Ребята, я хочу пригласить вас на путешествие в свой сказочный волшебный лес, где много разных чудес! Слайд 3. (Музыкальное сопровождение «Звуки леса») - Дети, посмотрите вокруг себя! Что мы здесь видим? - Как вы думаете, куда мы с вами попали? - А лес то непростой, а волшебный! Слайд 4. Однажды я превратил желудей и ёлочку в маленьких Эколят. Эти веселые сказочные герои – Тихоня, Шалун, Умница и Ёлочка мои друзья и защитники леса. Они желают с вами познакомиться. Маленькие Эколята помогут вам подружиться с природой, понять и полюбить её. - Ребята, вы согласны познакомиться и подружиться с маленькими Эколятами? Давайте, сначала посмотрим и послушаем, кто такие маленькие Эколята и чем они занимаются? Видеофильм (2мин23сек) - Так чем же занимаются маленькие Эколята? (собирают мусор в лесу, тушат пожар,…) Значит, они защитники леса! | - «Здравствуй, Лесовичок!» (хором) - Деревья, мостик через ручей, полянку с цветами, солнышко светит, птицы поют. - В лес.
- Да. -Да. | 4 мин |
3. | Основная часть. Организационно –поисковый этап. | Слайд 5. (Музыкальное сопровождение «Звуки леса») - Ну, что, ребята, вы готовы отправиться на путешествие в сказочный лес и познакомиться с друзьями Старичка-Лесовичка?. - Тогда в путь! - Какая дивная природа в сказочном лесу! Журчит ручей, бабочки летают вокруг цветов, птицы поют, тепло, солнышко светит. Слайд 6. - Ребята, посмотрите, кто нас встречает, вы узнали его? - Как вы догадались? - Правильно, у него оранжевая шапочка и ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный мальчик-жёлудь, даже скорее стеснительный, но это, ни сколько не мешает ему поближе с вами познакомиться и узнать, как вы относитесь к природе? -Давайте, ребята, вспомним и покажем Тихоне, что мы делаем доброго и хорошего для природы, как мы её любим? Слайды 7-8. - Молодцы, ребята! Вот, что вы делаете доброго и хорошего для природы! Слайд 9. - Тихоня очень рад, а ещё он любит экологические стихи. Давайте, прочитаем стихи о добром отношении к природе на тувинском языке. 1. ребенок: Кижи дээрге бойдустун бир, Хун дег чырык чаялгазы. Хурээлелди шупту демниг Хуннун-даа бол кадагалааал. 2. ребенок : Келир уе салгалдары, Кежик чолдуг чурттазын дээш Улуглар-даа, бичиилер-даа Угаап бодап камнаалынар. 3. ребенок: Сугда, черде хамык байлак Шуптувустуу утпаалынар, Чеже – даа хой элбек болза, Шеглиг боорун бодаалынар. 4. ребенок: Ан – мен, унуш, балык – байлан Ам – даа озуп бодаразын. А бистер оларга Авыралдыг болуулун - Молодцы, девочки и мальчики! Тихоня очень рад, что вы любите природу! - Ну что ж, раз вы такие добрые, вежливые и заботливые, отправляемся дальше на прогулку в сказочный лес. Слайд 10. - Ребята, посмотрите, а теперь, кто нас встречает в волшебном лесу? - Правильно, вы, наверно её узнали по двум косичкам, и одета она в розовую шапочку, зелёную юбочку и желтые перчатки. Умница серьёзная и ответственная девочка-жёлудь, которая всегда найдёт правильное решение. Она очень любит лесных зверей и птиц, и помогает им. Давайте, отгадаем её загадки о животных. 1. Кыжын ижээннеп чыдыптар. 2. Орук баспас, оӣтан каас . 3. Даалык-даалык чоруктуг, талдар карты чемиштиг. 4. Торгу ышкаш хоюг дуктуг Тонум чылыг донмас-даа мен. Кулактарым сыргаларлыг, Кудуругум сеглен, чараш. 5.Кок буга чер чыттап маннады. - Молодцы, ребята, Умница очень рада, что вы знаете лесных зверей. А теперь она хочет проверить, как вы помогаете лесным обитателям. - Ребята, смотрите, мостик через ручей. Давайте возьмемся за руки и поможем друг другу перейти через мостик - Все перебрались на другой берег? Никто не свалился в воду? - Бедный птенчик, как же ему помочь? - Давайте поднимемся на пенек и посадим птенчика в гнездо. - Дети, а если надо кого-нибудь найти в лесу, как вы думаете, как это можно сделать? А как кричат в лесу? | - Да. - Это эколёнок-Тихоня). - У него оранжевая шапочка и ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев. - Надо беречь природу и делать добро. - Птичек зимой подкармливаем: насыпаем корм в кормушку, наблюдаем за птицами; - Ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, рыхлим почву, протираем пыль с листьев; - Чистим дорожки от снега лопатками, собираем мусор на участке. - это Умница. - адыг - дилги - кодан - диин - бору Дети поддерживают друг друга за руки переходит через мостик. - Да. - Да, погибнет он от холода и голода. - Надо посадить в гнездо. (Желающий помогает) - Мамы. - Птичка. -Кричать. - «А-у!». | 5 мин |
- Давайте наберем через нос побольше воздуха, задержим дыхание и, для начала, выдохнем через рот. А теперь еще раз наберем воздух через нос, задержим дыхание и выдохнем со звуком: «А-у-у!». Вот теперь давайте позовем маму-птичку громко и дружно, чтобы нас было слышно в лесу: «А-у-у!». Теперь, если мама-птичка услышит нас, то обязательно прилетит к своему сыночку. - Молодцы, ребята, девочка-Умница очень рада и благодарит вас за помощь её другу-птенчику. А мы пойдем дальше. Слайд 11. - Ой, смотрите, ребята, кто нас встречает на полянке? - Правильно, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листиком постоянно мелькает то тут, то там. Он к своей яркой шапочке подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и порядок в лесу. | - «А-у-у!». - Это Шалун. | 3 мин | ||
4. | Объяснение нового материала. | - Ребята, Шалун приглашает нас на полянку с цветами. Скажите, красивая полянка? - Но что, же здесь не так? - Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! - Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает отдохнуть. Слайд 12.(Звучит спокойная музыка «Звуки леса») Вот его лучики греют нам щечки. Оздоровительная физминутка «Солнышко». В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой) Нас лучами согревает. Наши щёчки, наши щёчки (поглаживание пальцами щёчек) Подрумянило слегка. - Теперь солнышко греет наши ручки и ножки. В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой) Нас лучами согревает. Мы похлопаем в ладоши, Мы потопаем немножко. - Ребята, что-то солнышко не очень меня греет, может быть, ему не хватает лучиков? Давайте подарим ему теплые лучи! Слайд 13. -Давайте здесь на полянке поиграем немного. Смотрите, кто это? - Правильно! Как вы догадались? - Ёлочка – весёлая общительная подруга маленьких Эколят. Она часто заходит в гости к своим друзьям, чтобы поиграть и повеселить их. Вот и сегодня она пришла к нам в гости и предлагает игру «Найди друга». -А у вас, ребята, много друзей? -А правила игры такие: под музыку мы будем гулять с одной частью картинки со словами: «По полянке мы идем и друзей себе найдем». Но как только музыка закончится, нам нужно будет найти вторую половину картинки у кого-то из вас и встать в пару. - Раз, два, три – начали. - Посмотрите, кого вы нашли? Слайд 14. Дружат с небом облака, (дети идут по кругу и говорят хором) - Старичок-Лесовичок очень рад, что вы все добрые и воспитанные дети! Давайте послушаем его. Лесовичок говорит: Ребята, как же вы меня порадовали – соблюдали все правила поведения в лесу! Я хочу подарить вам картинки с изображением растений леса. Предлагаю их раскрасить и вместе оформить книгу «Растения леса». Эта книга поможет вам ещё лучше узнать удивительный мир природы. До свидания! До новых встреч! - Поблагодарим нашего друга и скажем: «Спасибо и до свидания!» - Нам теперь пора возвращаться тем же путем обратно. - Смотрите, ребята, нашего друга- птенчика мама кормит червячком. Помашем им и скажем: «До свидания! Слайд 15. Звучит песенка М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра» 1) Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом Хоть этот путь неведом. Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! - 2раза. | - Нет. - Кругом мусор. (Дети собирают мусор) Дети выполняют физминутку.
- Дети встают и прикрепляют лучики. - Ёлочка. - У неё зелёное платье, жёлтая шапочка, перчатки и любимое украшение – брошка с шишечками. - Да (Ответы детей) - Спасибо
- Спасибо и до свидания! -До свидания! | 5 мин. |
5. | Рефлексивно-оценочный этап. | - Вот мы и вернулись с путешествия - Давайте вспомним, где мы с вами побывали? -Кого мы там встретили? - С кем он вас сегодня познакомил? - А мы с ними подружились? - Так, хорошо ли иметь друзей, быть добрыми и заботливыми? - Кому мы с вами помогали на прогулке в сказочном лесу? - Понравилась вам прогулка в сказочный лес? - С кем бы вы хотели поделиться, рассказать о своих новых друзьях? - Ребята, я всё же хочу проверить, всегда ли вы готовы делать добрые дела, быть настоящими защитниками леса? Если вы готовы, отвечайте трижды: «Да, да, да» Будем маме помогать? - Молодцы, ребята! Я очень рада за вас! | - В сказочном лесу. - Старичка-Лесовичка. -С маленькими Эколятами. - Да. - Птенчику, маме-птичке, солнышку и маленьким Эколятам – Тихоне, Умнице, Шалуну и Ёлочке) (Ответы детей) «Да, да, да». Да, да, да! Да, да, да! Да, да, да! | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Самоанализ по экологическому воспитанию
на тему: "Эколята - будущие защитники природы"
в старшей группе.
Цель: ознакомление с основами экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук и дикие животные из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М.М. Зощенко «Умная птичка», К.И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Планируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Организационная деятельность, подготовка к занятию.
При составлении занятие учитывается программные содержание, возрастные особенности детей. Занятие в соответствии с задачами ООП дошкольного образования от рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, соответствует ФГОС. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме был преподнесен материал для ознакомления детям. .
На каждый момент занятия были подобраны наглядные картинки в слайдах, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену видов детской деятельности.
Перемещение по группе во время поиска выхода и рассматривание презентации с правилами поведения в лесу.
Оценивание поступков и правил, сбор мусора в лесу, так же способствовали смене видов деятельности детей на занятии, смене поз детей, с учетом Санпин. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемост детей.
Использование презентации, помогло в игровой форме реализовать основную обучающую задачу. Моя роль сводилась к обучению детей давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован вопросы .На протяжении всего занятия я добивалась полных грамотных ответов детей на поставленные вопросы. Не всегда дети отвечали полным ответом.
В связи с тем, что было много хоровых ответов, я планирую в дальнейшем особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь.
Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
Соблюдены все требования Санпина к проведению занятия: временные рамки занятия — 20 минут, в середине занятия проведена физминутка, смена видов деятельности. и статических поз на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (экологический эксперимент с воздухом) «Разноцветные шары для весёлой детворы» в средней группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности- экологический эксперимент. Составлен для детей среднего возраста с учетом интеграции образовательных областей. В ходе эксперимента уточняются зна...
Непосредственно – образовательная деятельность экологического содержания.
Картотека опытов с песком...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (экологическое воспитание) в старшей группе «Экскурсия на озеро Огороднее».
Проводились экскурсии в другие места в посёлке Исток, города Екатеринбурга, рассматривались иллюстрации, фотографии, чтение художественной литературы, рисовали рисунки, экспериментировали и т.д.....
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического воспитания в подготовительной группе Тема: «Идём спасать сказочный лес»
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического воспитании...
Непосредственно -образовательная деятельность "Экологическая сказка"
Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему...