Конспект занятия по познавательному развитию " Воздух и его свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Ознакомление детей с воздухом и его свойствами в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vozduh.docx | 432.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Фащёвка Грязинского муниципального района Липецкой области ( МБДОУ д/с с. Фащёвка)
Конспект НОД во второй младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности
на тему:
«Воздух и его свойства».
Воспитатель
Усачёва Светлана Леонидовна
2021г.
Цель: ознакомление детей с воздухом и его свойствами в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас с помощью элементарных опытов;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (прозрачный, лёгкий, невидимый);
- дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;
- способствовать формированию у детей бережного отношения к природе;
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментированию;
- воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь друг другу.
Оборудование: ветерок из воздушного шарика, веера, полиэтиленовые пакеты, таз с водой, маленькие шарики, бумажные салфетки, свистульки, кораблики из пенопласта; аудиозапись «Звук ветра»
Ход занятия.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но, невидим он для нас!
Что это? (воздух).
(Воспитатель включает запись «Звуки ветра»).
Воспитатель: Вы слышите, что это? (Дует ветер). А что такое ветер? (Ответы детей). Правильно, ветер это воздух, который движется, или по-другому – это движение воздуха.
Воспитатель обращает внимание на окно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел маленький Ветерок. Наверно, когда утром я проветривала нашу групповую комнату, он и попал сюда. Ветерок такой маленький и любопытный, он захотел узнать, чем мы занимаемся в детском саду и поиграть с нами. А мы сегодня будем играть с воздухом. А как вы думаете, где живет воздух? (Ответы детей).
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Ребята, а как мы узнаем, есть ли все-таки воздух вокруг нас? Кто из вас, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей группе, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Для этого нам нужны полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какой он тоненький. В нем что-нибудь есть? (Нет, он пустой). Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. На что он похож? Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Мы поймали воздух, и пакет стал упругим. Где можно использовать это свойство воздуха? (мяч, надувной матрац, спасательный круги т. д.).
Давайте сделаем вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Да, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас. Ребята, а для чего нужен воздух? (Чтобы дышать). Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Ветерку, как дышат наши носики.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Дыхание»
Воспитатель: Мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, а так ли это? Давайте проверим!
Опыт 2. «Воздух внутри нас»
«Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.
Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!»
Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Воспитатель. Возьмите кораблики и опустите их в наше «море» (таз с водой). Плывут ли кораблики, почему? (Ответы детей). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (Нужен ветер). Где «взять» ветер? (Дети дуют на кораблики, создают ветер).
Вывод: внутри нас есть воздух и выдыхая воэдух с силой, мы привели в движение корабли.
Физкульминутка
Мы по воздуху летим (руки в стороны, покачивание)
На воздушном шаре (руки соединить над головой, изображая шар).
Все увидеть мы хотим (прикладывают ладонь к лбу, смотрят в одну сторону,
Головою повертим (смотрят в другую сторону).
А потом присядем
На носочки встанем.
Воспитатель: Ребята, воздух летает вокруг нас, значит он легкий. Это тоже нужно проверить. А проверять мы будем а помощью воды.
Опыт 3. «Что легче: вода или воздух?»
У меня есть вот такие маленькие воздушные шарики. Давайте опустим их в таз с водой и попробуем опустить на дно. Что происходит? Правильно, шарики не тонут, а всплывают на поверхность воды.
Вывод. Значит можно сказать, что воздух легче воды.
Опыт 4
Воспитатель: — А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.
— Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
Дети: Да.
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух?
Воспитатель: Ну что же, давайте попрощаемся с нашим другом Ветерком и выпустим его на улицу, пусть гуляет.
Ветерок. Нет, нет. Я не хочу вылетать на улицу.
Воспитатель. Почему ветерок?
Ветерок. Однажды ребята со мной приключилась такая история, вот послушайте я даже стихи сочинил.
Я по воздуху летал Песню звонко напевал. Вдруг - костёр, и едкий дым Оказался я над ним. Стало плохо мне в дыму Что со мною - не пойму.
Воспитатель. Ветерок, ты наверно пролетал там, где жгли пластиковые бутылки. Можно ли жечь пластик и пластиковые бутылки?
Дети. Нет.
Воспитатель: Правильно, ребята! Жечь пластик нельзя, потому что при сгорании пластик выделяет едкий дым, становиться трудно дышать, а так же этот дым очень вреден для здоровья.
Что мы обнаружили в результате нашего знакомства с воздухом? (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.
- что воздух можно услышать.
- что воздух нельзя загрязнять
Ребята, в этой баночке находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети играют с мыльными пузырями, звучит музыка.
Карлсон. Заговорился я тут с вами, пора мне лететь, а хотите со мной немножко полетать (ответы детей). Вот вам моторчики, они между прочим экологически чистые, воздух не загрезняют.
Полетели…. Приземляются у дороги.
Карлсон. Ребята, мой моторчик сломался, надо починить (чинят).
-Ой, ребята, я начал кашлять и чихать, что со мной вы не знаете? (ответы детей)
-Правильно, у дороги воздух загрязненный потому, что машины выпускают дым из выхлопных труб.
-А вы ребята видели как машины дым выпускают? Где это было? (ответы детей)
Вывод: На автобусных остановках, на заправках и вблизи дороги чувствуется, что воздух загрязнен.
-А однажды ребята со мной приключилась такая история, вот послушайте я даже стихи сочинил.
Я по воздуху летел
И моторчиком гудел
Вдруг - труба, над нею - дым
Оказался я над ним.
Заблудился я в дыму
Что со мною - не пойму.
-Что это была за труба, кто догадался? (ответы детей)
-Правильно, это заводские трубы. А еще ребята, около завода я видел деревья, листья которые покрыты пылью и желтыми пятнами, как вы думаете, что произошло с этими деревьями (ответы детей).
-Но что же делать, мы же не можем прожить без заводов и автомобилей? (ответы детей)
-Ребята, давайте полетим туда, где можно подышать чистым воздухом? (ответы детей)
Дети вместе с Карлсоном летят в лес, но по пути останавливаются, что бы отдохнуть.
-Дети, вот дорога и заводские трубы остались позади, мы пролетели над домами, и приземлились на детской площадке, здесь много деревьев и кустарников.
-Как вы думаете здесь чистый воздух? Почему (ответы детей)
-Где воздух чище в городе или в лесу? Почему? (ответы детей)
Карлсон. Давайте полетим в лес, чтобы подышать чистым, не загрязненным воздухом (приземляются на лесной поляне).
- Как хорошо вокруг! Воздух здесь такой волшебный! Дышится легко и человеку, и лесным жителям, и деревьям!
Природа наш хороший, добрый, верный друг! Поэтому надо беречь природу!
- Хорошо в лесу, но нам пора в детский сад, заводите свои моторчики, полетели.
Дети вместе в Карлсоном вернулись в детский сад и Карлсон рассказал детям, что он тоже проводил опыты (он летал по разным местам и развешивал вот такие домики, на которых вместо окошка клейкая лента. (дает потрогать).
А теперь он их собрал и принес нам в детский сад.
Давайте посмотрим на эти домики. Можно узнать где висели эти домики? Как? Почему вы так думаете?
Карлсон. Мне пора домой, до свидания, ребята. Карлсон улетает.
Воспитатель. Посмотрите, у меня 2 дерева.
- Как вы думаете, где выросло радостное дерево, а где грустное? Почему?
Я предлагаю вам раскрасить деревья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"
Задачи:Образовательные;- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздух...
конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"
Данный конспект рассчитан на детей средней группы. Для работы в экспериментальной деятельности....
Конспект занятия по познавательному развитию «Сахар и его свойства»
Конспект занятия по познавательному развитию «Сахар и его свойства» в старшей группе....
Конспект занятия по познавательному развитию «Вода и ее свойства»
Цель: Систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, водопады, реки, моря, океаны.Расширять представления детей о значении воды и ее свойствах.Развивать познавательный ...
Конспект НОД по познавательному развитию "Воздух и его свойства"
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации....
конспект занятия по познавательному развитию «Мука и её свойства»
На примере популярной игры "Поле чудес" дети знакомятся с мукой и её своствами....
Конспект занятия по познавательному развитию "Вода и её свойства" с детьми 4-5 лет
Это занятие поможет расширить представление детей о свойствах воды; уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни; воспитывать бережное отношение к воде....