Конспект занятия по познавательному развитию " Воздух и его свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Усачева Светлана Леонидовна

Ознакомление детей с воздухом и его свойствами в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh.docx432.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Фащёвка Грязинского муниципального района Липецкой области ( МБДОУ д/с с. Фащёвка)

Конспект  НОД во второй младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности

на тему:

                                  «Воздух и его свойства».

A description...

                                                                                         Воспитатель    

                                                                Усачёва Светлана Леонидовна

                                                   

                                                         2021г.

Цель: ознакомление детей с воздухом и его свойствами в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас с помощью элементарных опытов;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (прозрачный, лёгкий, невидимый);

- дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

- способствовать формированию у детей бережного отношения к природе;

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к экспериментированию;

- воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь друг другу.

Оборудование: ветерок из воздушного шарика, веера, полиэтиленовые пакеты, таз с водой, маленькие шарики, бумажные салфетки, свистульки, кораблики из пенопласта; аудиозапись «Звук ветра»

Ход занятия.

   Он нам нужен чтоб дышать,

   Чтобы шарик надувать,

   С нами рядом каждый час,

   Но, невидим он для нас!

   Что это? (воздух).

 (Воспитатель включает запись «Звуки ветра»).

Воспитатель: Вы слышите, что это? (Дует ветер). А что такое ветер? (Ответы детей). Правильно, ветер это воздух, который движется, или по-другому – это движение воздуха.

Воспитатель обращает внимание на окно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел маленький Ветерок. Наверно, когда утром я проветривала нашу групповую комнату, он и попал сюда. Ветерок такой маленький и любопытный, он захотел узнать, чем мы занимаемся в детском саду и поиграть с нами. А мы сегодня будем играть с воздухом. А как вы думаете, где живет воздух? (Ответы детей).

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух. Ребята, а как мы узнаем, есть ли все-таки воздух вокруг нас? Кто из вас, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей группе, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. «Как поймать воздух?»

Воспитатель: Для этого нам нужны полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какой он тоненький. В нем что-нибудь есть? (Нет, он пустой). Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. На что он похож? Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Мы поймали воздух, и пакет стал упругим. Где можно использовать это свойство воздуха? (мяч, надувной матрац, спасательный круги т. д.).

Давайте сделаем вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

 А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Воспитатель: Да, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас. Ребята, а для чего нужен воздух? (Чтобы дышать). Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Ветерку, как дышат наши носики.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Дыхание»

Воспитатель: Мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, а так ли это? Давайте проверим!

Опыт 2. «Воздух внутри нас»

     «Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.

Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!»

Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

Воспитатель. Возьмите кораблики и опустите их в наше «море» (таз с водой). Плывут ли кораблики, почему? (Ответы детей). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (Нужен ветер). Где «взять» ветер? (Дети дуют на кораблики, создают ветер).

Вывод: внутри нас есть воздух и выдыхая воэдух с силой, мы привели в движение корабли.

Физкульминутка

Мы по воздуху летим (руки в стороны, покачивание)

На воздушном шаре (руки соединить над головой, изображая шар).

Все увидеть мы хотим (прикладывают ладонь к лбу, смотрят в одну сторону,

Головою повертим (смотрят в другую сторону).

А потом присядем

На носочки встанем.

Воспитатель: Ребята, воздух летает вокруг нас, значит он легкий. Это тоже нужно проверить. А проверять мы будем а помощью воды.

   Опыт 3. «Что легче: вода или воздух?»

У меня есть вот такие маленькие воздушные шарики. Давайте опустим их в таз с водой и попробуем опустить на дно. Что происходит? Правильно, шарики не тонут, а всплывают на поверхность воды.

Вывод. Значит можно сказать, что воздух легче воды. 

Опыт 4 

Воспитатель: — А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед.

— Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

Дети: Да.

-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух?

Воспитатель: Ну что же, давайте попрощаемся с нашим другом Ветерком и выпустим его на улицу, пусть гуляет.

Ветерок. Нет, нет. Я не хочу вылетать на улицу.

Воспитатель. Почему ветерок?

Ветерок.         Однажды ребята со мной приключилась такая история, вот послушайте я даже стихи сочинил.

Я по воздуху летал                                                                                          Песню  звонко напевал.                                                                                                   Вдруг - костёр, и едкий дым                                                                                          Оказался я над ним.                                                                                                         Стало плохо мне в дыму                                                                                                               Что со мною - не пойму.

Воспитатель. Ветерок, ты наверно пролетал там, где жгли пластиковые бутылки. Можно ли жечь пластик и пластиковые бутылки?  

Дети. Нет.

Воспитатель: Правильно, ребята! Жечь пластик нельзя, потому что при сгорании пластик  выделяет едкий дым, становиться  трудно дышать, а так же этот дым  очень вреден для здоровья.

Что мы обнаружили в результате нашего знакомства с воздухом? (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):

- что воздух прозрачный, бесцветный;

- что воздух постоянно нас окружает;

- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;

- что воздух легче воды;

- что мы с вами дышим воздухом;

- что воздух есть внутри людей.

- что воздух можно услышать.

- что воздух нельзя загрязнять

 Ребята,  в этой   баночке находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом  и получаются мыльные пузыри.

Дети играют с мыльными пузырями, звучит музыка.

Карлсон. Заговорился я тут с вами, пора мне лететь, а хотите со мной немножко полетать (ответы детей). Вот вам моторчики, они между прочим экологически чистые, воздух не загрезняют.

Полетели…. Приземляются у дороги.

Карлсон. Ребята, мой моторчик сломался, надо починить (чинят).

-Ой, ребята, я начал кашлять и чихать, что со мной вы не знаете? (ответы детей)

-Правильно, у дороги воздух загрязненный потому, что машины выпускают дым из выхлопных труб.

-А вы ребята видели как машины дым выпускают? Где это было? (ответы детей)

Вывод: На автобусных остановках, на заправках и вблизи дороги чувствуется, что воздух загрязнен.

-А однажды ребята со мной приключилась такая история, вот послушайте я даже стихи сочинил.

Я по воздуху летел

И моторчиком гудел

Вдруг - труба, над нею - дым

Оказался я над ним.

Заблудился я в дыму

Что со мною - не пойму.

-Что это была за труба, кто догадался? (ответы детей)

-Правильно, это заводские трубы. А еще ребята, около завода я видел деревья, листья которые покрыты пылью и желтыми пятнами, как вы думаете, что произошло с этими деревьями (ответы детей).

-Но что же делать, мы же не можем прожить без заводов и автомобилей? (ответы детей)

-Ребята, давайте полетим туда, где можно подышать чистым воздухом(ответы детей)

Дети вместе с Карлсоном летят в лес, но по пути останавливаются, что бы отдохнуть.

-Дети, вот дорога и заводские трубы остались позади, мы пролетели над домами, и приземлились на детской площадке, здесь много деревьев и кустарников.

-Как вы думаете здесь чистый воздух? Почему (ответы детей)

-Где воздух чище в городе или в лесу? Почему? (ответы детей)

Карлсон. Давайте полетим в лес, чтобы подышать чистым, не загрязненным воздухом (приземляются на лесной поляне).

- Как хорошо вокруг! Воздух здесь такой волшебный! Дышится легко и человеку, и лесным жителям, и деревьям!

Природа наш хороший, добрый, верный друг! Поэтому надо беречь природу!

- Хорошо в лесу, но нам пора в детский сад, заводите свои моторчики, полетели.

Дети вместе в Карлсоном вернулись в детский сад и Карлсон рассказал детям, что он тоже проводил опыты (он летал по разным местам и развешивал вот такие домики, на которых вместо окошка клейкая лента. (дает потрогать).

А теперь он их собрал и принес нам в детский сад.

Давайте посмотрим на эти домики. Можно узнать где висели эти домики? Как? Почему вы так думаете?

Карлсон. Мне пора домой, до свидания, ребята. Карлсон улетает.

Воспитатель. Посмотрите, у меня 2 дерева.

- Как вы думаете, где выросло радостное дерево, а где грустное? Почему?

Я предлагаю вам раскрасить деревья.

Консультация «Как рассказать детям про загрязнение воздуха» https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1316781-1575433133.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"

Задачи:Образовательные;- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздух...

конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"

Данный конспект рассчитан на детей средней группы. Для работы в экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию «Сахар и его свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию «Сахар и его свойства» в старшей группе....

Конспект занятия по познавательному развитию «Вода и ее свойства»

Цель: Систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, водопады, реки, моря, океаны.Расширять представления детей о значении воды и ее свойствах.Развивать познавательный ...

Конспект НОД по познавательному развитию "Воздух и его свойства"

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации....

конспект занятия по познавательному развитию «Мука и её свойства»

На примере популярной игры "Поле чудес" дети знакомятся с мукой и её своствами....

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода и её свойства" с детьми 4-5 лет

Это занятие поможет расширить представление детей о свойствах воды; уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни; воспитывать бережное отношение к воде....