Конспект занятия по познавательному развитию. "Воздух - какой он?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую , экспериментальную и игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе
Тема : «Воздух – какой он ?»
Цель : Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую , экспериментальную и игровую деятельность.
Задачи :
Образовательная область «Познавательное развитие » .
1. Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.
2. Познакомить детей с понятием «воздух » , его свойствами, (прозрачный, невидимый, чистый воздух не имеет запаха , переносит запахи, безвкусный, способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.
3. Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.
Образовательная область «Речевое развитие » .
1. Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов на листе.
2. Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков - символов.
Образовательная область «Физическое здоровье» .
1. Укреплять мышцы дыхательной системы носоглотки и верхних дыхательных путей путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики. 2. Научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие » .
Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости, желание помочь героям : мудрой сове, лисёнку и ёжику в разгадывании загадки.
Предполагаемый результат.
Ребёнок :
Сформирует первичные представления о воздухе , его свойствах и роли в жизни человека;
Будет уметь решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы;
Сформирует умение делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования;
Научится рассказывать о воздухе опираясь в ответе на знаки – символы;
Получит практический опыт проведения экспериментов.
Оборудование :
Полиэтиленовые пакеты по количеству детей .
Прозрачный стакан, вата, миска с водой.
Стаканчики с кипяченой водой и трубочки (по количеству детей ) .
2 апельсина. - Апельсины, порезанные на дольки. - Вееры по количеству детей .
- Воздушные шары по количеству детей . - Карточки, знаки - символы.
Методы, приёмы, формы :
Словесные : загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка.
Наглядные : показ способа действий, знаки – символы.
Практические : опыты и эксперименты.
Игровые : игровая ситуация, загадка.
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская , коммуникативная, игровая, продуктивная.
Ход занятия:
Мотивация и включение детей в деятельность .
Ребята, прислушайтесь, нам звонят.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это белочка Маша. Лисёнок Тимошка загадал мне загадку, а отгадать мне её никак не удается. Помогите, пожалуйста.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас».
Ребята, вы догадались, что это?
В загадке говорится о невидимом веществе, которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека. - Сейчас мы с вами узнаем, что же это за вещество. Показать детям пакет, наполненный кубиками. – Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались? Освободить пакет от кубиков. Что в нём сейчас? (он пустой)
Попробую наполнить пакет тем невидимым, что находиться вокруг меня. - Почему пакет выпуклый? Что в нём есть? - Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух . - Вот мы и отгадали с вами загадку Тимошки. Мы проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть все секреты воздуха . Знаками – символами будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе .
Предлагаю детям назвать правила поведения при проведении опытов. - Ребята, а везде ли есть воздух ?
Выслушиваю версии детей .
Предлагаю детям наполним мешочки во всех местах комнаты.
А теперь выпустите воздух . Где теперь воздух ?
Да, он снова вокруг нас.
Что мы сейчас узнали о воздухе ?
Вывод : воздух есть повсюду , он нас окружает. - Ребята, скажите, а вы видите воздух ?
И я тоже его не вижу. Значит воздух какой ? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно) .
Вывод : воздух невидимый , через него всё видно.
Это качество воздуха обозначим символом – перечёркнутый глаз. - Ребята, а как вы считаете, воздух есть в любом предмете? Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыты. 1. Для этого опыта нам понадобиться стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте, она сухая или мокрая? (дети трогают и говорят, что она сухая)
Как вы думаете, в стакане кроме ваты ещё что-нибудь есть?
Выслушать предположения детей . Предлагаю детям проверить их ответы.
Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то , что держать его нужно очень ровно.
Ребята, как вы думаете, какой стала вата ? ( предложить детям потрогать) .
(Вата осталась сухой) .
Если вата осталась сухой, значит в стакан не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить вату?
Выслушиваю предположения детей .
Правильно, ей помешал воздух , который находится в стакане.
Вывод : Воздух , который находится в стакане, не пускает туда воду.
А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдёт?
Дети высказывают своё мнение.
А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду) .
Что появляется в воде? (Пузырьки) . Откуда они появились?
Это воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
Посмотрите, вата стала мокрой. Как вы думаете, почему?
- Воздух вышел , а его место заняла вода.
2. Как можно увидеть – есть ли воздух в камешках ? Опустим камешки в воду. - Что вы видите? Это мелкие пузырьки воздуха . 3. Возьмём 2 апельсина. Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее - в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно - утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» : в кожуре есть много пузырьков воздуха , которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды. - В морозную погоду, выдыхая тёплый воздух ртом , мы видим пар – это воздух тёплый в окружении холодного.
Ребята, вы любите яблоки. Какое яблоко на вкус ?
Ответы детей .
Ребята, а у воздуха есть вкус ?
Как мы можем это проверить? Ответы детей .
Наберите ртом воздух , у него есть вкус?
Ответы детей .
Вывод : воздух не имеет вкуса , он безвкусный.
Обозначение на листе – перечёркнутые губы.
Ребята, а еще я хочу открыть вам секрет, что воздух прячется внутри человека, воздух есть внутри нас . - Берем стаканчики с водой и трубочку, опустим трубочку в стакан с водой и будем дуть. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Откуда взялись пузырьки? (Это воздух , который мы выдыхали) Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх) . Потому что воздух легкий , он легче воды. Когда весь воздух выйдет , пузырьков не будет. Вывод : Воздух легче воды .
Ребята, мы дуем в трубочку и воздух выходит из нас и появляются пузырьки, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. - Мы воздух выдыхаем , но как он к нам попадает? Как, ребята, вы знаете? (Через нос) Конечно, все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. (Показывают) . Когда мы просто вдыхаем или выдыхаем воздух , мы видим его? (Нет) . Но мы можем почувствовать воздух носиком . - Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах ?
Как мы можем это проверить?
Вдохните воздух носом .
Что вы чувствуете?
Вывод : Чистый воздух не имеет запаха .
Обозначение на листе – перечёркнутый нос. - А сейчас? (Открываю банку с нарезанными апельсинами) - Возьмите веер и помашите сначала на себя, а потом друг на друга. - Что вы чувствуете? (В лицо дует ветер) - А как появился ветер? (когда мы машем веером появляется ветер) - Ветер – это движение воздуха , которое распространяет запахи. Теперь в группе пахнет апельсинами . Ребята, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет .
Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики «Самолёт» .
Мы отважные пилоты
За штурвалом самолёта (руками изображают, как крутят штурвал) .
Самолётик-самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживаем дыхание) .
Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох) .
Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание) .
Ж-ж-ж .
И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание) .
Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох) .
Мы летаем высоко (руки поднять вверх) .
Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как если бы человек смотрел в бинокль)
Мы летали, утомились
И на стульчики приземлились! (присесть) .
Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?
(дыхание)
Как вы думаете, что использует человек для дыхания?
Нет ничего на свете нужнее воздуха . Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
Ребята, а как вы думаете воздух можно услышать ?
Вы что-то слышите?
Вывод : Воздух не имеет звука .
Обозначение на листе – перечёркнутое ухо. - Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха . Приложите пальцы к горлу и скажите – «ааааааа» . Ощущаете дрожание горла?
Вывод : Благодаря воздуху человек говорит . Звук рождается тогда, когда дрожит воздух . - Так чем же мы дышим? (воздухом ) - Давайте вдохнём воздух . Куда он попал? (в нос.) Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в лёгкие. - Ребята, давайте проведём опыт. Возьмите шарики – надувайте и сдувайте их. Вот так работают лёгкие. Наши лёгкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них : стараться не простужаться и дышать чистым воздухом . - Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез ? (наши лёгкие висели бы, как сдутые шарики, мы не смогли бы жить.) - Давайте проведём эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (нам нечем дышать) - Без воздуха нет жизни . А как вы думаете, откуда берётся чистый воздух ? Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Кислород нам дают листья деревьев и растения. Поэтому их нужно беречь и заботиться о них. - Все ваши письма с символами мы отправим белочке Маше – пусть она раздаст их всем лесным зверятам, чтобы они тоже всё узнали о воздухе . Кто хочет рассказать, что написано в его письме? (Дети рассказывают о воздухе , опираясь на символы, обозначающие свойства воздуха )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"
Задачи:Образовательные;- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздух...
конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"
Данный конспект рассчитан на детей средней группы. Для работы в экспериментальной деятельности....
занятие по познавательному развитию "Воздух"
Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова, Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детско...
Конспект занятия по познавательному развитию " Воздух и его свойства"
Ознакомление детей с воздухом и его свойствами в процессе экспериментирования....
Конспект занятия по познавательному развитию "«Воздух всему живому необходим»
Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах....
Конспект занятия по познавательному развитию "Воздух - наш самый лучший друг".
Данная меетодическая разработка содержит конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по познавательному развитию "Воздух и вода".
Данная методическая разработка содержит конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....