"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Махмутова Евгения Николаевна

 

Конспект занятия по ФКЦМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФЦКМ332.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Зимующие птицы»

Цель: закреплять, расширять и обобщять знания о зимующих птицах.

Задачи:

образовательные:

• уточнять и расширять знание детей о зимующих птицах, их особенностях;

воспитательные:

• вызывать стремление беречь птиц и желание помогать в трудное для них время;

развивающие:

• развивать внимание и мышление;

• расширять и уточнять представление детей о природе. Формировать представление о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц (на фл. или СD-диске); кормушка; корм для птиц; яблоки, зубочистки, кусочки хлеба и сала.

Ход НОД.

Организационная часть.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?   Ребята, сегодня идя в детский сад, я обратила внимание на странное послание и даже его сфотографировала вот оно. (фото следы птиц на снегу).

                   На снегу, как на страничке, зашифрованные строчки.

                   Не известные – крючочки, палочки и даже точки, закорючки и кружочки.            

                   Кто послание мог оставить нам – то здесь, то там?

                   Не смогла я догадаться, помогите разобраться.

От кого это послание? (от птиц)

-  А чем они писали и на чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы)

- Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы?  Как вы думаете? (о помощи, чтобы сделали кормушки.)

-  (Ответы детей)

Основная часть.

- Интересно. Какие птицы написали это письмо? Я думаю это журавли или ласточки? А что думаете вы?

Почему вы так решили?

-А какие ещё птицы улетели на юг и почему?

Чтобы уточнить какие птицы оставили  нам послание надо сесть прямо и внимательно слушать, смотреть и отвечать на вопросы. Вы готовы?

Итак, внимание на экран.

  1.  Наша гостья -  

     Не сидит она на месте,

     На хвосте разносит вести.

     Может, в них и мало прока.

     Но горда собой…                  (Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)

- Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом.

Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель.  

  1. Прилетела к нам

          Особа всем известная,

          Она – крикунья местная.

           Увидит тучку тёмную,

           Взлетит на ель зелёную

           И смотрит, словно с трона,

           Красавица - …..    ворона.

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)

- Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон  выполняет роль - сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

  1. Я по дереву стучу,

          Червячка добыть хочу,

          Хоть и скрылся под корой -

          Все равно он будет мой!                  (Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)

- Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. Многим птицам нравятся такие готовые домики. Зимой дятлы часто прилетают ближе к домам людей.

Ребёнок читает стихотворение.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

  1.   Зимой на ветках яблоки!  Скорей их собери!

            И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это ...                   (Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)

- Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?....      Следующая гостья!

  1. Спинкою зеленовата,  животиком желтовата,

            Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.                   (Синица)

На слайде появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)

- Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.                  Любят лакомиться несолёным салом.

Воспитатель. О ком речь?

  1. Всю ночь летает - Мышей добывает.

            А станет светло -  Спать летит в дупло.    (Сова)

Предлагаю поиграть

Подвижная игра «Совушка, сова – большая голова»

Садитесь правильно, у нас следующий гость.

Воспитатель. Отгадайте, о ком идёт речь?

  1. Вот птичка так птичка, не дрозд, не синичка,

           Не лебедь, не утка. Но эта вот птичка,

           Хоть и невеличка, выводит птенцов

           Только лютой зимой.                              (Клёст)

Картинка с изображением клёста появляется на слайде.

- Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки.   Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель.

 Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

  Частые гости Алтайского края.

  1.   Эти птички с хохолком и красивые притом,

             На рябину прилетели.  Птички эти — …       (Свиристель)

- Свиристель — птица некрупная. Клюв  короткий, черный. Глазки темные, небольшие. Аккуратные лапки когтисты. Так проще удерживаться на гибких ветвях. Перья розовато-серые - спинка, грудка, живот и хохолок на голове птицы. Свиристели  перелетают с места на место в поисках пищи. Живут стаями.  Зачастую они свистят. Отсюда и название. Иногда голос птахи звенит, словно колокольчик.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

Воспитатель. Какую пользу приносят птицы? (ответы детей)

Да, летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, огороды, парки.                                                                                                                                                                          Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?    (Сделать кормушку и подкармливать птиц)          

  ***

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Небогаты их корма, горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их –не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Воспитатель. 

- Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу.

Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится.

 Дидактическая игра     «Кому что? » Дети соединяют корм с птицей.

на плакате https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/04/11/k_5acde9a7f1aa7/img_user_file_5acde9a880dad_11.jpg

Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки.

Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо.

Вороны – всеядные птицы.

Снегири и свиристели предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы.

Голуби любят крупу и хлеб.

Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки.   Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, одной кормушки мало, давайте сделаем их ещё.                                                                 (Во время практической деятельности звучит детская песенка «Покормим птиц зимой»)

Проходите к столам на них есть яблоки, зубочистки, кусочки хлеба и сала.                               В яблоки втыкаем зубочистки, а на них накалываем кусочки хлеба и сала. Чередуя их.

Вот сколько у нас много замечательных кормушек.

Итог:

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей).   Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Сейчас пойдём на прогулку и развесим наши кормушки.

Как вы думаете, будут ли зимующие птицы рады нашей «столовой»?

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 43»

г.Славгорода Алтайского края

                «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ФКЦМ

(для детей старшего дошкольного возраста)https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ada/00123349-540488a8/hello_html_55ae2693.jpg

Воспитатель: Махмутова.Е.Н

г.Славгород 2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...